Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Рис. 11
Такими же «неподвижными» остаются в рисунках и животные. Выполненные в профильном положении, они скорее напоминают трафаретные изображения и соответствуют рисункам нормальных детей средней группы детского сада.
Изображения стереотипны: однажды усвоенный способ рисования может без конца повторяться без каких-либо перестроек и изменений. Овладев техникой воспроизведения определенной формы, многократно дублируя и закрепляя ее, учащиеся не осознают, что эту форму можно видоизменять, совершенствовать, варьировать и т.д. Заученность графических образов и длительное устойчивое сохранение одной и той же манеры исполнения являются следствием познавательной пассивности учащихся (рис. 12, 13).
Познавательная пассивность умственно отсталых школьников особенно отчетливо проявляется в рисовании с натуры. «Наличие натуры без умения ее воспринимать, — пишет Н. П. Сакулина, — не обеспечивает сколько-нибудь значительного сходства рисунка с предметом. Кроме того, начав рисовать, ребенок направляется уже восприятием возникающего рисунка, попадает под власть инерции, приводящей к повторению одной и той же формы, летали». Так, например, рисуя с натуры, ученик вместо двух шаров воспроизводит четыре. Вероятно, он нарисовал бы и больше, но на листе не осталось свободного места. Другой ученик под
Рис.8 |
Рис.9 |
Рис. 10 |
1 Сакулина Н.П. Анализ рисования: О педагогическом изучении учащихся нспомогательных школ / Под ред. Л.В.Занкова. — М., 1953. — С. ИЗ.
влиянием автоматизма рисует четыре сигнала светофора — зеленый, желтый и два красных.
Количественная сторона элементов рисунка особенно часто нарушается в тех случаях, когда объект состоит из нескольких деталей и от учащихся требуется более тщательное соотнесение каждой части изображения с соответствующей частью натуры (шарики бус, кольца раскладной пирамидки, кубики башни, листья на ветке и т.п.).
Интересным является тот факт, что во время рисования учащиеся младших классов специальной школы почти не обращают внимания на натуру и даже могут не заметить того, что ее убрали.
Более или менее правильная передача формы и строения предмета свидетельствует о более высоком уровне умственного развития ребенка. Однако нередки случаи, когда реальные предметы приобретают в рисунках своеобразную и очень далекую от действительности структуру. Так, например, в рисунках с натуры постройки из кубиков строительного материала (III класс) многие элементы нередко изображаются в виде неопределенных образований; кроме того, в конструкцию могут быть привнесены такие по форме детали, которые не имеют ничего общего с натурой.
Очень показательны ошибки, обусловленные непониманием значения некоторых элементов натуры. Особенно хорошо это видно на примере рисования молотка. Многие ученики III класса, не сознавая того, что те две деревянные части, которые они видят, представляют собой ручку, на которую насажен молоток, рисуют вторую часть ручки как нечто самостоятельное, произвольно «приделывая» ее к верхней части изображения (рис. 14).
При рассматривании объекта изображения учащиеся коррек- ционной школы часто фиксируют свое внимание на незначительных элементах объекта, составляющих «частицу» части, но которые, с их точки зрения, имеют особое значение. Такое подчеркивание, выделение деталей находит отражение в детских рисунках. В этих случаях мельчайшие подробности, как правило, тщательно прорисовываются, выделяются цветом и чаще всего увеличиваются в размерах (ручка у двери, портфеля, выключатель у настольной лампы, кнопка звонка у будильника, заклепки на ручках кастрюли и т.п. — рис. 15, 16). Во время рисования с натуры часто происходит характерное преувеличение особенностей некоторых деталей. Гак, например, ручка молотка, имеющая в оригинале лишь незначительное утолщение в нижней части, в рисунке чрезмерно утрируется (рис. 17). Такие же преувеличенные
Рис. 15 Рис. 16 |
размеры приобретают части символа на дОрожном знаке «Прочие опасности». <
В рисунках умственно отсталых школьников часто обнаруживаются и такие детали, которыми на самом деле объект не обладает. Это касается прежде всего хорошо знакомых детям предметов. В частности, рисуя постройку из элементов строительного конструктора, одни учащиеся изображают несуществующие окошки, другие приривйЬвывают трубу и т.п. Фрукты (яблоки, груши) во многих рисунках школьников приобретают некоторое дополнение в виде веточки с листочком.
Надо полагать, что в этих случаях оригинал уподобляется хорошо усвоенному образу того предмета, который сложился в представлении ученика путем заимствования у одноклассников и неоднократного воспроизведения в рисунке.
Имея весьма,нечеткие представления о предметах окружающей действительности, многие дети не могут найти несоответствие между выполненным рисунком и реальным объектом изображения. Особенно это отчетливо видно при рисовании живых
существ. Во многих детских рисунках количество пальцев у людей не соответствует нужному (рис. 18). Животные иногда изображаются с двумя ногами, а птицы — с тремя, четырьмя, иногда и с большим количеством ног (рис. 19).
Рис. 17 |
Среди рисунков учащихся младших классов немало таких, в которых встречаются и другие нелепости: автобус с огромным количеством колес и окнами на крыше, циферблат часов с восемью цифрами, шофер маршрутного такси, изображенный в виде «колобка» на стуле (сиденье машины), корабль своеобразной конструкции и др. (рис. 20).
.' Рис. 20 '
Умение правильно воспринимать, представлять и дифференцировать ту или иную форму имеет важное значение для рисования в целом. Между тем установлено, что учащиеся I класса специальной школы слабо распознают основные геометрические формы, а при их группировке допускают серьезные ошибки. Так, к образцу-квадрату первоклассники подбирают кроме квадратов прямоугольники и треугольники, а к образцу-прямоугольнику — квадраты и треугольники, т.е. фигуры разного рода.
Число ошибок еще более увеличивается, когда перед учащимися ставится задача подобрать к предмету определенной формы соответствующую геометрическую фигуру (тарелка — круг, альбом — прямоугольник, носовой платок — квадрат и т.д.).
Учащиеся младших классов специальной школы испытывают серьезные затруднения при необходимости копировать с образца основные геометрические формы. Подавляющее число ошибок, возникающее при изображении квадрата и прямоугольника, относится к неправильной передаче пропорций (вместо квадрата выполняется прямоугольник; стороны прямоугольника имеют иные соотношения, чем оригинал). Кроме того, многие фигуры выполнены с наклоном вправо, формообразующие линии непараллельны и сильно искривлены, концы отрезков имеют неточные совмещения.
Ни один из учеников I —II классов не в состоянии правильно воспроизвести равносторонний треугольник, а равнобедренный треугольник в рисунках теряет свою форму.
Абсолютное большинство учащихся не могут точно нарисовать круг. Ошибки, связанные с его изображением, носят разный характер, но чаще всего состоят в искажении кривизны дуги и несовпадении концов кривых линий. Круг в детских рисунках имеет, как правило, сильно вытянутую по вертикали элипсоидную форму.
Указанные ошибки в основном объясняются низким уровнем развития моторики руки и неумением детей осуществлять зрительный контроль за точностью рабочих движений.
Серьезные просчеты учащиеся допускают, копируя не только геометрические фигуры, но и несложные по форме изображения (гриб, лист и др.). Даже самый простой рисунок многие школьники воспроизводят весьма приблизительно. Что касается изображений, которые включают в себя несколько форм (например, грузовик, состоящий из пяти элементов), то они при перерисовывании превращаются у одних учеников в бесформенное нагромождение линий, у других хотя и узнаются, но выполняются с большими неточностями и резко выраженными диспропорциями.
Разнохарактерная передача форм предметов учащимися одного и того же класса свидетельствует о неоднородности состава детей, об их разных возможностях в овладении способностью к изображению. Чем глубже недоразвитие познавательной деятельности, тем позже и с большим трудом дети осваивают предметное рисование.
Возможности осмысления изобразительной деятельности у школьников с умственной отсталостью очень ограничены. Среди глубоко отсталых детей в возрасте 8—10 лет немало таких, которые не могут копировать даже самый простой образец (рис. 21). На этом рисунке показано, как ребенок воспроизвел: а) дом, б) грушу, в) яблоко, г) елку.
Рис. 21 |
Таким образом, при воспроизведении той или иной формы учащиеся специальной школы испытывают различные затруднения. Степень этих затруднений может быть обусловлена разным уровнем снижения интеллекта, возрастом учащихся, их готовностью к графической деятельности, а также структурой изобража- емощ объекта.
А Все это необходимо учитывать при проведении коррекционно- воспитательной работы на уроках рисования.
Контрольные вопросы '
1. Каковы особенности восприятия умственно отсталых детей и как эти особенности влияют на формирование представлений?
2. В чем своеобразие отражения формы предметов в рисунках учащихся специальной школы?
3. Чем отличаются предметные рисунки умстйенно отсталых детей от аналогичных работ детей с нормальным развитием?
4. Какие черты присущи рисункам учащихся специальной школы? Чем характеризуются рисунки глубоко умственно отсталых детей?
5. Как недостатки интеллектуального развития учащихся отражаются на результатах изобразительной деятельности?
§ 4. ОтразЙение'Б рисунках пространственных отношений
предметов
У большинства умственно отсталых детей отмечаются резкой степени нарушения пространственной ориентировки и пространственных представлений. Такие нарушения принято квалифицировать как сопутствующие умственной отсталости.
Уровень развития пространственных представлений и пространственной ориентировки является в значительной мере показателем общего уровня познавательной деятельности ребенка. Эта закономерность широко используется специалистами в диагностических целях при отборе детей в специальные школы и другие специальные учреждения.
Названные недостатки находят свое выражение и в изобразительной деятельности.
В процессе занятий рисованием перед учеником встает несколько задач, которые касаются прежде всего композиции рисунка.
Понятие «композиция» обозначает составление, расположение, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке.
Изобразительные задачи, связанные с организацией рисунка в пространстве, имеют синтетический характер. Их реализация требует от учащихся наличия представлений о величине, положении, направлении, расстоянии и других пространственных соотношениях и связях.
Пространственные представления формируются и развиваются на основе зрительных восприятий и тактильно-моторной чувствительности, однако ведущая роль все же принадлежит зрению. Только с помощью зрения происходит непосредственное соизмерение пространственных отношений между предметами в пределах листа бумаги. Выполнить такое соизмерение ребенку значительно сложнее, чем установить пространственные признаки предмета, например его форму. По этой причине дети сначала рисуют отдельные предметы, а позднее объединяют их общим сюжетом, создавая тем самым несложные композиции.
Во время рисования нормально развивающийся ребенок раннего возраста заполняет разнородными изображениями весь лист бумаги. С возрастом и под влиянием обучения композиция рисунков начинает существенно изменяться. Дети применяют разные способы размещения частей рисунка.
Вопрос передачи в рисунке реальных пространственных отношений между предметами занимал многих исследователей детского рисунка. Так, например, А. В. Бакушинский выделяет три этапа композиционного решения изображения.
На первом этапе лист бумаги представляется в виде горизонтальной плоскости (земля, пол, стол), на которой изображения как бы раскладываются. В таких работах каждый предмет нарисован обособленно, вне связи с другими.
На втором этапе все предметы располагаются по одной линии, на одной узкой полосе. В рисунках такого рода по нижнему краю листа проводится горизонтальная линия и на ней размещаются в профильном положении и1зображения предметов. Это так называемое фризовое построение.
На третьем этапе лист бумаги делится горизонтальной линией на две равные части. Нижняя часть представляется горизонтальной плоскостью, а верхняя — вертикальной. Предметы, расположенные на земле, изображаются в нижней части листа, а те, которые находятся на линии горизонта или в воздухе, — в верхней. Этот способ построения сюжетного рисунка обеспечивает передачу глубины пространства.
По мнению Н.П.Сакулиной, способ заполнения листа бумаги различными изображениями всецело зависит от содержания рисунка. В одних случаях устанавливается точка зрения сверху («вид с вертолета»), и тогда плоскость представляется горизонтальной (рисунки футбольного поля, арены цирка и т.п.). При этом плоскость земли показывается на большей части листа, а иногда занимает и весь лист, без изображения неба. В других случаях точка
1 Фриз (от фр. — frise) — в декоративной скульптуре и живописи изобрази- к-льная или орнаментальная композиция в виде горизонтальный полосы, расположенной на верхней части стены внутри или снаружи помещения.
зрения устанавливается сбоку, т.е. с уровня человека, стоящего на земле. При таком способе намечается линия, обозначающая «границу» земли и неба. В нижней части размещаются дома, деревья, цветы и т.д., а в верхней — солнце, облака, птицы, самолеты и т.д.
В,силу особенностей своего развития учащиеся специальной школы не в состоянии должным образом понимать пространственные ситуации, связанные с процессом рисования. Специфические затруднения выявляются при ориентировке в пространстве листа бумаги, установлении местонахождения объекта и направления движения, размещении изображений по отношению друг к другу.
Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги. Этот вид ориентировки является принципиально важным, так как основная часть работ выполняется учащимися'на'бумаге определенного формата. От того, насколько хорошо дети осмысливают пространство, ограниченно* плоскостью листа, на котором выполняется работа, зависит композиция рисунка. Умение ориентироваться на листе бумаги имеет особое значение euie и потому, что учащимся в процессе обучения приходится постоянно выполнять задания по словесной инструкции, содержащей пространственные характеристики. 0, j
Наблюдения показывают, что учащиеся специальной школы затрудняются в решении задач, в которых требуется определить правую и левую стороны, верх, низ, середину листа. Особенно много ошибок допускают учащиеся I класса. Вместе с тем наблюдается стойкая тенденция к улучшению выполнения заданий от младших классов к старшим. В то же время зафиксировано немало случаев, когда ученики I—II классов справляются с заданием лучше, чем некоторые ученики III —IV классов.
Учащиеся с более высоким интеллектом довольно легко решают однокомпонентные задачи (например, «расположи слева», «посередине», «вверху» и т.д.). Однако задания, содержащие два и более условия (например, «в верхнем левом углу», «внизу справа», «слева у самого края» и т.д.), в значительной мере затрудняют действия учащихся, и они делают ошибки. Анализ этих ошибок показывает, что школьники учитывают лишь одну часть инструкции и опускают другую. Несмотря на оказываемую помощь, учащиеся младших классов свои ошибки не находят и не исправляют. Кроме того, они не могут дать точное словесное обозначение пространственного расположения объекта и ограничиваются общими, неспецифическими наречиями типа: «здесь», «там», «около», «туда», «сюда» и др.
Таким образом, ориентировка умственно отсталых школьников на плоскости листа бумаги находится на низком уровне и, следовательно, тормозит формирование изобразительных навыков.
Умение учащихся ориентироваться в пространственных отношениях изображаемых предметов. Ученикам HI — IV классов специальной школы был прочитан такой рассказ: «Охотник вышел на опушку леса и увидел посреди поляны маленькую избушку лесника. Справа и слева от избушки возвышались холмы. На холме, который был справа, росли ели и березы. На холме, который был слева, возвышалась мачта линии электропередачи. Перед избушкой, чуть левее, был колодец».
Учащимся предлагалось передать в рисунке, в соответствии с содержанием рассказа, расположенные определенным образом объекты (посередине, слева, справа, перед, чуть левее).
После двукратного прослушивания рассказа школьники приступили к выполнению задания.
В результате были получены рисунки, которые свидетельствуют о бедности зрительных и весьма неточных пространственных представлениях умственно отсталых школьников. В большинстве работ пространственные отношения, в которых находились объекты, передавались с грубыми ошибками. Так, например, ели и березы изображались на холме слева, а мачта — справа, расположение колодца определялось произвольно. Многие ученики не смогли разметить изображение избушки посередине (она была нарисована в левой или в правой части). Это обусловило общее нарушение композиции рисунка, в связи с чем объекты воспроизводились без всякой взаимосвязи. Некоторые ученики располагали их в один ряд по нижнему краю листа бумаги как простое «перечисление» (избушка, холм, ель, береза, мачта, колодец), что не соответствовало содержанию рассказа. В отдельных рисунках часть объектов вовсе не воспроизводилась, в других, наоборот, появлялись дополнительные предметы, которых не было в рассказе (грибы, цветы, ягоды, пеньки и др.).
Многие умственно отсталые школьники допускают разнообразные ошибки по пространственному размещению изображений не только в рисунках, выполненных по представлению, но и с натуры. Зафиксировано, например, немало случаев, когда дети в процессе рисования перемещают объект с одного места на другое или меняют местами два объекта. Так, например, они располагают крылечко с правой стороны от дома, хотя в действительности оно находится с левой от него стороны. На рисунке оказались переставленными (поменялись местами) елочка и автомобиль.
Аналогичные ошибки нередки и в декоративном рисовании, особенно при воспроизведении с образца геометрических орнаментов. Наибольшее число неточностей наблюдается при передаче внутренних линий. В этих случаях школьники «теряют» направление и часто меняют его на противоположное.
Учащиеся затрудняются в выполнении графических действий и более простого характера, например при необходимости соединить расставленные в определенном порядке точки-ориентиры. Особенно много ошибок возникает в тех случаях, когда задание имеет несколько абстрактное содержание. В этом случае дети, пренебрегая указаниями, не соотносят свои действия с образцом, теряют ориентиры, а иногда и вовсе их игнорируют. Так, при воспроизведении по опорным точкам ломаной линии из 8 — 10 звеньев, почти все рисунки учащихся I класса не соответствуют образцу, а в V классе таких рисунков насчитывается до 20 %.
Все это свидетельствует о наличии у многих умственно отсталых школьников резко выраженного недоразвития пространственной ориентации, что проявляется в процессе изобразительной деятельности.
Работа по исправлению этих недостатков осложнена тем, что учащиеся редко могут правильно объяснить свои действия в процессе ориентировки на плоскости листа бумаги. Они не в состоянии словесно обозначить расположение предметов, их элементов или ориентиров в пространстве, описать направление движения карандаша, указать протяженность линии. Кроме того, многие школьники не различают или неправильно используют термины, указывающие на положение предметов: «справа», «слева», «вверху», «внизу», «над», «около» и т.д.
Передачке рисунке расположения предметов в пространстве.
Слабое умение ориентироваться на плоскости листа бумаги, недоразвитие процесса ориентировки в пространственных отношениях предметов, безусловно, проявляются в графических работах учащихся. Это выражается в том, что реально существующее расположение предметов при передаче в рисунке настолько упрощается, что нередко обнаруживаются всевозможные нелепости и крайний примитивизм.
В рисунках некоторых нормально развивающихся детей дошкольного и младшего школьного возраста (I —II классов) встречаются несообразности. В рисунках умственно отсталых школьников они распространены в относительно большей степени. Кроме того, в их рисунках они встречаются дольше, чем у их нормально развивающихся сверстников. У некоторых учащихся с выраженной интеллектуальной недостаточностью своеобразие расположения предметов в рисунке не исчезает даже к моменту окончания школы.
В чем состоит это своеобразие?
В работах учащихся младших классов, выполненных на «свободную» тему, часто встречаются отдельные изображения, не связанные общим замыслом. В работах отсутствует какая-либо пространственная организация; изображенные объекты оказываются «разбросанными» по бумаге (рис. 22).
Иную ступень представляют работы, в которых изображения располагаются по нижнему краю листа. Такие одноплановые («фри-
Рис. 22 |
зовые») рисунки у умственно отсталых детей встречаются значительно чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Этот элементарный способ размещения изображений нередко используется и старшеклассниками специальной школы.
Схематизм и упрощенность в передаче пространственных отношений предметов выражается также в двухплановом построении рисунка, когда изображения «выстраиваются» по двум горизонтальным линиям, как правило, в нижней и средней части листа (рис. 23).
Одно из главных правил рисования — размещение изображения по осевой линии. Это требование предусматривает и учебная программа. Однако при самостоятельном выполнении задания часто наблюдаются значительные смещения изображения (особенно у учащихся младших классов) вверх, вниз, влево или вправо, иногда вплоть до самых краев листа.
Важное значение для композиции рисунка имеет и величина изображения как один из пространственных признаков объекта. Между тем для работ учащихся коррекционной школы характерно чрезмерное измельчение рисунка. Согласно литературным источникам умственно отсталые дети после рассматривания объектов воспроизводят их в рисунке, как правило, значительно уменьшенными. Увеличение изображения отмечается очень редко. Так, например, по данным М.М.Нудельмана, несмотря на то что детей просили точно изобразить величину воспринятых объектов, большинство испытуемых рисовали Их уменьшенными на 20%, а иногда и на 60 % (по площади). Столь больших отличий в рисунках учащихся массовой школы не наблюдается.
Особенно сложной задачей для умственно отсталых детей является передача расстояний между изображаемыми предметами, С точки зрения школьников, этот момент не имеет существенного значения для рисования, поэтому они концентрируют свое внимание в основном на форме, строении, цвете и других особенностях натуры.
Изменение условий работы, например рисование на бумаге непривычного для детей формата, вызывает у них дополнительные трудности пространственного характера, если это касается рисования с натуры. В то же время декоративное рисование на бумаге в виде полосы или какой-либо иной готовой формы (круг, квадрат) дает в целом неплохие результаты.
Анализ детских рисунков показывает, что нередко встречаются грубые нарушения соотношения размеров изображаемых предметов: человек выше дома, скворечник больше собачьей будки, колодец больше избушки и т.д.
Рис.23 V |
<0 - |
v - |
Особенно отчетливо проявляется своеобразие при передаче пространственных отношений между предметами и их частями. В этом отношении примечательны рисунки, на которых изображены часы с расположением цифр в направлении, обратном движению стрелок. Важно подчеркнуть, что эти рисунки принадлежат ученикам V класса, т.е. детям в возрасте 12 лет. Аналогичные случаи описаны в специальной литературе, однако там речь идет об учениках 1 класса специальной школы. Следовательно, наши данные говорят о том, что умственно отсталые дети могут терять пространственную ориентировку и допускать подобные ошибки и в более старшем возрасте.
Недостаточная осмысленность, слабое понимание пространственных отношений как связи реальных частей предметов особенно свойственны учащимся младших классов. Только этим можно объяснить тот факт, что на рисунке многоэтажного дома изображена одна дверь высотой в пять этажей, а на рисунках постройки из разноцветных кубиков, сделанных с натуры, все элементы воспроизведены изолированно друг от друга.
В литературе, посвященной детскому рисунку, неоднократно говорилось о том, что иногда предметы изображаются «развернутыми» или «прозрачными» (например, забор, окружающий дом, изображается на рисунке лежащим на земле; сквозь нарисованные детьми стены школьного здания оказываются видны сидящие за партами ученики и т.д.). Такого рода рисунки чаще встречаются там, где нет систематического обучения рисованию. Нормально развивающиеся дети благодаря педагогическому воздействию быстро усваивают приемы реалистического изображения предметов и явлений. Учащиеся же специальной школы в силу особенностей своего развития долгое время не могут избежать логических ошибок. Например, ученик I класса Андрей К. нарисовал круглый стол в «развернутом» виде. Таким же образом ученик IV класса Коля С. передает объемную форму коробки.
Не обладая в достаточной степени анализирующим восприятием, учащиеся специальной школы плохо разбираются в случаях частичного загораживания одних предметов другими. По этой причине два предмета, один из которых (больший по величине) частично загораживается другим, в большинстве случаев изображаются как рядом стоящие, на некотором расстоянии друг от друга. По имеющимся данным, так выполняют задание 60 % учеников I —II классов.
Отмеченные недостатки должны преодолеваться в процессе коррекционно-воспитательной работы. Во время проведения такой работы необходимо формировать умение ориентироваться на плоскости листа бумаги и осуществлять всесторонний анализ пространственных отношений изображаемых предметов и их деталей.
Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги — важное звено в подготовке ребенка к обучению в школе. Овладение этим умением помогает преодолевать трудности, возникающие у учащихся специальной школы при письме (различение линеек и строк, письмо слева направо, начертание букв и цифр в определенной последовательности, размещение слов на строке, элементов текста на странице и т.п.). Умение ориентироваться в пространстве, ограниченном плоскостью листа бумаги, является необходимым условием для развития изобразительной деятельности. Не менее важно это и для того, чтобы «читать» чертежи, географические картьт, схемы, таблицы и т.д.
А Своевременное решение данной задачи способствует более быстрому переходу к занятиям, связанным с анализом пространственных отношений между предметами. Это позволяет успешнее корригировать недостатки предметных действий, что особенно продуктивно осуществляется в ходе обучения детей рисованию, лепке, аппликации, конструированию, черчению. Значение работы по развитию пространственного анализа особенно велико для профессионально-трудовой подготовки учащихся специальной школы.
*• Контрольные вопросы
1. Что называется композицией в изобразительном искусстве? Как решаются вопросы композиции в рисунках детей с нормальным развитием?
2. Как учащиеся специальной школы ориентируются в пространстве листа бумаги* JF
3. В чем у учащихся специальной школы проявляется своеобразие при передаче в рисунке пространственных отношений предметов?
Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 1780 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!