Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Основным методом диагностики детей в процессе обучения и воспитания служит наблюдение. Систематически используя этот метод, можно получить ценные сведения о различных сторонах развития и деятельности ребенка.
Благоприятные условия для получения таких данных предоставляют уроки рисования. Наблюдения за детьми во время рисования позволяют обнаружить у них черты, которые на других уроках могут остаться незамеченными.
В ходе изобразительной деятельности учащиеся подробно рассматривают и изучают особенности реальных предметов, осмысливают их строение, форму, цвет и другие свойства, выполняют разнообразные мыслительные операции.
В процессе занятий рисованием учитель имеет возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, эмоционально-волевой сферы и деятельности умственно отсталых школьников.
Деятельность учащихся, направленная на выявление и запоминание того, что затем должно быть передано в рисунке, способствует повышению их речевой активности.
Диагностика учащихся в процессе изобразительной деятельности, а также анализ результатов этой деятельности (рисунков) дают возможность существенно дополнить данные, полученные учителем во время занятий по другим учебным дисциплинам. Наиболее отчетливо индивидуальные особенности школьников выявляются при выполнении ими конкретных графических заданий.
Изучению подлежат основные черты деятельности школьников (направленность, устойчивость, сознательность, активность, продуктивность, мотивация). Фиксируется, целенаправленно ли действует ученик во время выполнения задания, на что конкретно направлено его внимание, по назначению ли используются учебные принадлежности, отмечаются случаи их неадекватного использования.
Наблюдения за ребенком в процессе рисования позволяют установить, может ли он правильно организовать свою деятельность, поступает ли в соответствии с указаниями учителя или «соскальзывает» на другой, более простой вид работы. Нередки случаи, когда ученик вовсе отказывается от выполнения задания.
Не менее важно установить отношение ребенка к изобразительной деятельности: проявляет ли он интерес к рисованию и в чем это выражается, н асколько этот интерес продолжителен и на что направлен. Необходимо проследить, замечает ли ученик просчеты в своих графических действиях, исправляет ли допущенные ошибки и какими способами это осуществляет (вносит в рисунок изменения, прорисовывая линии, пользуется резинкой, начинает рисунок заново).
Занятия рисованием позволяют довольно быстро определить состояние моторики ученика, его ведущую руку, степень координированности выполняемых действий и их качество.
В процессе изобразительной деятельности создаются особенно благоприятные условия для выявления способности различать форму, Величину, цвет и пространственные соо тношения зрительно воспринимаемых объектов. С помощью графических заданий нетрудно установить, насколько самостоятельно ученик дифференцирует геометрические фигуры разной формы, находит фигуры одинаковой формы, но разной величины и окраски, соотносит объект изображения с той или иной геометрической формой (тарелка — круг, салфетка — квадрат, рамка — прямоугольник и т.п.).
На занятиях проверяется, может ли ученик, пользуясь одной устной инструкцией (без показа и без образца), нарисовать предметы разной величины, способен ли он сравнить по величине два-три предмета и передать величинные соотношения в рисунке Проверяется также способность ребенка различать и называть основные цвета, осуществлять подбор предметов по цвету. Важно установить, знает ли ученик промежуточные цвета (голубой, светло-зеленый и т.д.) и правильно ли использует их в своих рисунках. Необходимо также фиксировать, соответствует ли окраска изображенных предметов их реальному цвету и соблюдается ли цветовая последовательность в рисунках декоративного характера.
Изобразительная деятельность создает благоприятные условия для изучения специфических особенностей умственно отсталых школьников в плане ориентировки в пространстве и умения располагать объекты на плоскости листа бумаги. Кроме того, проверяется, как ученик, -анализируя объект изображения, называет его части и словесно обозначает взаимное расположение этих частей.
Педагогическая диагностика учащихся предполагает разностороннюю проверку их графической подготовленности, т.е. проверку того, как ребенок владеет карандашом при проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, как воспроизводит замкнутые линии. Определяется, умеет ли ученик регулировать совершаемые во время рисования движения, т.е. ослаблять или усиливать нажим на карандаш, изменять амплитуду движений, ускорять или замедлять их темп. Устанавливается также способность ученика выполнять карандашом ритмические движения, изменять их направление, прекращать движение там, где это нужно. Наблюдения за ребенком во врАемя изобразительной деятельности позволяют выявить его речевую активность, способность передавать в речи свой прежний опыт и сопровождать рисование речью (оречевление выполняемых действий).
Существенным моментом является фиксация того, как ученик использует помощь педагога в учебном процессе. Формы этой помощи могут быть различны:
- привлечение внимания ученика к объекту или способу изображения («Раскрась получше»; «Смотри, как я делаю»);
- наводящие вопросы, касающиеся формы, строения или расположения объекта;
- совет, как лучше продолжить рисунок;
- прямой показ отдельного приема изображения;
- демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить это действие;
- длительное обучение тому, как надо выполнять задание. Оказывая помощь, необходимо проследить, в какой мере ученик еепринимает и использует (исправляет ли ошибки или механически продолжает воспроизводить то или иное изображение).
Характеристика умственно отсталого ребенка дополняется важными сведениями о состоянии его эмоционально-волевой сферы во время изобразительной деятельности и в промежутках между занятиями. Учет особенностей ребенка (ответное действие на предложение нарисовать что-нибудь, отношение к встречающимся
трудностям, эмоциональная реакция на неудачу и т.п.) позволяет предпринять меры педагогического воздействия прямого или опосредствованного характера на эмоциональную сферу с целью ее развития и коррекции.
Наблюдения за ребенком в процессе продуктивной деятельности помогают накопить данные, вскрывающие особенности личности и деятельности ученика. Знание этих особенностей существенно дополняет педагогическую характеристику ребенка и позволяет более точно планировать коррекционно-воспитательную работу на всех уроках и во внеклассное время.
Контрольные вопросы
1. Почему изобразительную деятельность важно использовать в качестве средства педагогического изучения учащихся специальной школы?
2. Какие преимущества имеет рисование по сравнению с другими средствами изучения ребенка?
3. Какие особенности ученика можно установить, наблюдая за ним в процессе рисования и анализируя его рисунки? Какое практическое значение имеет знание этих особенностей для организации коррекционно- воспитательной работы?
§ 4. Рисование как средство диагностики интеллектуального развития ребенка
Отбор детей в специальные учреждения является весьма ответ- вественным и вместе с тем очень трудным делом. Несмотря на усиленное внимание к этому вопросу со стороны дефектологов, а мкже представителей ряда других областей знаний, изучение детей в целях выявления умственной отсталости и предупреждения I ипибок в диагностике остается одной из самых кардинальных проблем дефектологии. В связи с этим многие педагоги-дефектологи, психологи, клиницисты ведут активный поиск научно обоснованных методов отбора. К ним следует отнести и изобразительную лемтсльность, в частности рисование.
Рисунок легко поддается всестороннему анализу. Это обстоятельство давно привлекало многих специалистов, пытавшихся \пдновить корреляцию (соотношение) между рисунком и состо- иппем интеллекта.
Г. Кершенштейнер еще в 1914 г. показал, что между способно- стью к рисованию и умственным развитием наблюдается определенная зависимость. Высокий уровень графической деятельности невозможен без соответствующего уровня интеллектуального развития. Наличие более или менее отчетливых изображений говорит о том, что рисующий располагает определенными познавательными и графическими возможностями. Отсутствие же предметных
изображений в рисунках ребенка школьного возраста позволяет предположить, что у него имеется некоторое отставание в общем развитии.
Таким образом, рисунок оказалось возможным и целесообразным использовать в диагностических целях.
Некоторые современные зарубежные специалисты используют вщелях диагностики умственной отсталости метод тестов. Среди этих тестов немало графических. Особенно большое распространение получил тест, предложенный Ф.Гудинаф (США). Суть его заключается в том, что ребенку предлагается графическое задание (нарисовать фигуру человека), а затем проводится количественный подсчет элементов рисунка.На основе такого анализа изображения и математической обработки полученных данных определяется коэффициент интеллектуальной одаренности (JQ), который и служит решающим критерием при оценке умственных способностей ребенка. *,
Простота, доступность и удобство статистической обработки сведений, добытых этим методом, не позволяют, однако, говорить о его объективности и научной достоверности. Использование графических тестов не вскрывает особенности личности обследуемого, а лишь отражает уровень его изобразительных навыков или Мбнстатирует недоразвитие отдельных психических функций.
Известный психолог А. М. Шуберт указывала на приблизительный характер результатов тестовых испытаний и предостерегала исследователей от увлечения этим методом, так как он может привести к грубым ошибкам и нанести вред ребенку.
Анализ детских рисунков с целью выявления умственной отсталости советские ученые осуществляли уже в 20-е годы (А. М. Шуберт). Позднее рисование как средство диагностики и показатель динамики развития умственно отсталых детей использовали АР.Лурия, М. С. Певзнер, В.И.Лубовский, Е.Н.Правди- на-Винарская и др.
На необходимость и важность привлечения детских рисунков для психолого-педагогического изучения личности ребенка указывают Л. В. Занков, Н.П.Сакулина, В.Я.Василевская, О.В.Правдина, АА.Венгер, Т.Н.Головина, С.Д.Забрамная и др.
Исследователи отмечают, что выполненные умственно отсталыми рисунки носят специфический характер. Указывается и на то, что общий уровень развития рисования у старшеклассников специальной школы ниже, чем у нормальных учеников младших классов.
Резкое различие наблюдается в рисунках аномальных детей, относящихся к разным клиническим группам. Видный советский ученый в области изобразительного творчества детей Н. П. Саку- лина пишет: «Чем глубже задержка умственного развития, тем позже и с большим трудом осваивают дети предметное рисование. Среди детей глубоко умственно отсталых в возрасте 8—10 лет встречаются 1и такие, которые не в состоянии нарисовать ничего отчетливого».
К аналогичным выводам приходят и другие исследователи. В частности, подчеркивается, что рисунки детей с легкой умственной недостаточностью имеют несравненно больше преимуществ, чем рисунки глубоко умственно отсталых детей (Б. Пра- жич). Используя это обстоятельство, Э. Шольц-Эрзам широко иллюстрирует рисунками детей разной степени умственной отсталости свою книгу «К психопатологии умственно отсталого ребенка».
По мнению таких авторов, как А. Бусс, О. Марзанд, Э.Шольц- Эрзам, К. Винтер, с помощью рисунка можно определить особенности восприятия, внимания, памяти ребенка. При этом подчеркивается важность сопоставления процесса рисования кандидата в специальную школу с аналогичной деятельностью нормально развивающегося ребенка. В частности, авторы описывают ряд характерных признаков, обнаруживаемых у нормального и умственно отсталого ребенка 6—8 лет во время рисования по представлению и анализа готового изображения.
Рисование — лучший способ налаживания отношений с малоконтактными, молчаливыми или замкнутыми детьми. В связи с этим работники медико-педагогических комиссий и диагностических групп нередко начинают проводить обследование, предложив ребенку выполнить какой-либо рисунок: по выбору («Нарисуй, что хочешь, что умеешь, что любишь»); по замыслу («Что подарим маме»); на заданную тему («Нарисуем картинку к сказке "Колобок"»); по тексту-описанию («Два дома рядом — большой и маленький. У большого дома — два окна и дверь, у маленького — одно окно и дверь» и др.); по непосредственному наблюдению («Игрушка.-грузовик» и др.).
Каждое из этих заданий направлено на развитие различных сторон деятельности ребенка. С их помощью в определенной мере можно установить запас имеющихся представлений о предметах и явлениях, степень подготовленности руки к выполнению графических действий, наличие умения передавать в рисунке изображение знакомых предметов и узнавать их. Предлагаемые задания помогают обнаружить наличие (или отсутствие) зрительной и зрительно-моторной памяти, способности воспринимать и анализировать форму, величину, цвет, строение предмета.
Об уровне сенсорного и интеллектуального развития ребенка нельзя судить по одному-единственному рисунку. В одних случаях,
1 Сакулина Н. П. Анализ рисования // О педагогическом изучении учащихся тиомогательных школ / Под ред. Л. В. Занкова. — М., 1953. — С. 97.
например в работах по выбору, когда ребенок воспроизводит картинку-штамп (единственное, что может нарисовать), изображение может оказаться более или менее удовлетворительным, тогда как в других случаях в рисунке нельзя узнать ничего определенного.
Слабые интеллектуальные возможности большинства из направляемых в специальную школу не позволяют им успешно выполнять изобразительные задачи. Умственно отсталые дети 7—8 лет часто не владеют предметным изображением, а самостоятельный рисунок нередко состоит из однообразных повторяющихся элементов (кругов, черточек, точек и т.п.), а иногда и просто каракулей, неопределенных образований. Изображения предметов, которые узнаются, весьма примитивны. Если нормально развивающийся первоклассник может нарисовать фигуру человека, в которой основные части выражены достаточно "определенно, то рисунки олигофренов в основном не отражают признаков человеческой фигуры и псИтроены по типу «головонога», что в норме соответствует младшим дошкольникам.
Для сравнения приводим рисунки учащихся I класса общеобразовательной (рис. 1) и специальной (рис. 2) школ.
Рис. 1 |
Большие различия обнаруживаются в рисунках нормальных и умственно отсталых детей, выполненных по непосредственному наблюдению. Несмотря на то что имеется реальная возможность всесторонне рассмотреть предмет, умственно отсталый ребенок воспроизводит в рисунке, как правило, только основные части, опуская многие детали и характерные особенности. Во многих случаях наблюдается незавершенность, фрагментарность изображения.
В рисунках поступающих в I класс нормальных детей также много неточностей, особенно в передаче пропорций, однако в целом рисунок отличается законченностью, относительной полнотой, детализацией.
Рис.2 |
Предлагая то или иное графическое задание, важно проследить, как ребенок его принимает, адекватно ли действует, обучается ли. Если он отказывается рисовать, можно предположить, что имеется некоторое снижение уровня развития или нарушение эмоционально-волевой сферы. В большинстве случаев даже дети со сниженным интеллектом готовы приступить к работе независимо фт степени ее трудности. Поэтому гораздо важнее установить, действует ли ребенок в соответствии с заданием.
Об отставании в развитии, умственной отсталости или наличии каких-либо других нарушений могут говорить бедность замысла, неумение выразить графически даже самый простой сюжет, изображение объектов, не относящихся к предложенной теме или противоречащих ей, неадекватная передача окраски деталей объекта, грубое нарушение в рисунке пространственных признаков и отношений, различного рода нелепости,- наконец, отсутствие предметных изображений.
Некоторые элементьАобучения, которые обычно сопутствуют изобразительной деятельности ребенка во время диагностического обследования (наводящие вопросы в связи с особенностями строения предмета, привлечение внимания,к характерным деталям игрушки, показ изображения той или иной формы, демонстрация какого-Адбо приема и т.п.), способствуют выявлению умственного развития тех, кого предполагается направить в специальную школу. Отсутствие обучаемости, неумение воспроизвести простейший изобразительный элемент по подражанию, неадекватность действий после показа могут быть обусловлены снижением интеллекта. Эти моменты необходимо учитывать при составлении характеристики.
Поскольку рисунки детей с разными степенями умственной отсталости качественно отличаются друг от друга, то проведенный с учетом уровней изобразительной деятельности анализ ра- < • бот может быть использован в целях дифференциальной диагностики. В этом случае, хотя и весьма условно, могут быть использованы некоторые ориентиры, предложенные А. Н.Лозовым:
1. Для «свободных» рисунков умственно отсталых детей в возрасте 8 — 10 лет с легкой интеллектуальной недостаточностью характерно следующее: самостоятельный выбор темы; относительно разнообразная тематика рисунков; отклонение в процессе рисования от первоначальной изобразительной задачи и дополнение рисунка новыми объектами; нелогичность смысловой стороны рисунка; плоскостное, примитивное и схематичное изображение предметов.
В отличие от других групп умственно отсталых эти дети проявляют некоторую критичность к своему рисунку. Изобразительная деятельность, как правило, сопровождается положительными эмоциями. Ориентировочное время работы над рисунком — до 20 минут.
2. Для рисунков детей с более глубокой степенью интеллектуальной недостаточности характерны: ограниченность тематики и значительная обусловленность выбранной темы предшествующей изобразительной деятельностью; крайняя примитивность изображения; отсутствие логической связи между изображаемыми объектами; преимущественное использование одного или двух цветов, контурная раскраска или ее полное отсутствие.
Детям этой категории свойственны, кроме того, повышенная отвлекаемость во время рисования и появление аффективных состояний, слабая критичность к результатам деятельности. Примерное время выполнения рисунка — 10 минут.
3. Для графической деятельности детей с глубокой степенью умственной отсталости характерны: неумение самостоятельно приступить к рисованию; ограниченное использование ранее усвоенных графических элементов; отсутствие предметного изображения; использование, как правило, одного, случайного цвета.
Эти дети обычно не принимают задание, начинают манипулировать карандашом, перемещать лист бумаги по столу, у них нередки проявления аффективных реакций. Они не критичны к своей деятельности. Продолжительность работы над рисунком — менее 5 минут.
Повторим, что использование этих критериев для дифференциальной диагностики требует осторожности и творческого подхода.
Установить на основе рисунка достаточно точно уровень познавательных возможностей детей удается не всегда, так как диапазон «графической умелости» слишком велик и у разных людей проявляется по-разному. Вместе с тем наблюдения за испытуемым во время рисования, беседа с ним по поводу нарисованного и сам рисунок дают ценный материал, который можно рационально использовать при обсуждении особенностей умственно отсталого ребенка.
Следует специально подчеркнуть, что в ряде случаев рисунки не могут служить истинным показателем снижения интеллекта. Иногда в силу некоторых причин рисунок не отражает реальные умственные способности ребенка. Поэтому графическое изображение предметов и явлений окружающего мира не может выступать в качестве единственного критерия оценки интеллектуального развития.
Изучение рисунков с целью установления диагноза должно проводиться в совокупности с анализом всех остальных данных психолого-педагогического обследования. При этом результаты наблюдения за процессом рисования существенно дополнят сведения, полученные о ребенке специалистами с помощью других методов, что позволит составить полную и объективную характеристику, сделать правильные выводы, дать соответствующие рекомендации.
Контрольные вопросы
1. Какое значение имеет изобразительная деятельность для диагностики развития ребенка в период работы психолого-методико-педагоги- ческих комиссий?
2. Какую ценность представляют детские рисунки при выявлении особенностей развития психики ребенка?
™3. Кйковы взгляды специалистов на связь между рисунком ребенка и состоянием его интеллекта?
4. Почему необходимо анализировать не только рисунки,.но» и сам процесс рисования?
§ 5. Рисование как метод обучения
Опытным путем установлено, что образы предметов запоминаются и воспроизводятся детьми намного лучше, чем слова, поскольку зрительное восприятие значительно продуктивнее, чем слуховое. В связи с этим дидактический принцип наглядности в обучении умственно отсталых школьников приобретает исключительно важное значение. Правильное использование наглядности в сочетании со словом обогащает представления детей, делает обучение более доступным, развивает мышление и наблюдательность, способствует углубленному и прочному усвоению учебного материала.
Наиболее трудная задача в использовании средств наглядности состоит в том, чтобы обеспечить у школьников необходимый уровень процессов анализа и синтеза и Переход от наглядных образов к обобщенным представлениям и понятиям.
Один из создателей советской вспомогательной школы А. Н. Гра- боров, подчеркивая значение дидактических средств коррекции, писал: «...Чтобы добиться лучшего усвоения, на каждом уроке с умственно отсталыми детьми необходимо преподносимый материал организовать так, чтобы было мобилизовано возможно большое число рецепторов ребенка. Надо дать возможность ребенку увидеть изучаемый предмет, осязать его, воспроизв1ести путем лепки, рисования (курсив наш. — И. Г.) или письма...».
Действительно, рисование является одним из эффективных средств наглядного обучения детей. На занятиях тем или иным учебным предметом педагогу полезно возможно чаще предлагать рисовать детям и самому выполнять рисунки на классной доске. Оба эти приема находят положительную оценку в общей и специальной литературе по методике и дидактике обучения.
На большую пользу рисования в свое время указывали Я. А. Ко- менский, Д.Локк, И.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и
ГраборовА.Н. Очерки по олигофренопедагогике. — М., 1961. — С. 15.
др. Известный немецкий педагог и деятель в области народного образования И.Дистервег говорил, что тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит.
Многие педагоги и психологи подчеркивают, что процесс изображения предмета независимо от его художественного исполнения имеет большое познавательное значение. Рисование помогает учащимся лучше усваивать знания по различным школьным дисциплинам, поскольку оно углубляет и активизирует наблюдательность. Так, например, методист К. П.Ягодовский справедливо указывает, что «зарисовка, с одной стороны, приводит к более тщательному наблюдению, а с другой — имеет огромное значение не только для прочности запоминания формы, величины, цвета и других сторон изучаемых явлений, но во многих случаях также и для фиксации в сознан1ии учащихся многих существенных признаков и особенностей». Воспроизводя в рисунке предметы и явления, школьники глубже познают окружающую действительность. В изображаемом предмете они усматривают такие детали и частности, которые ими не замечались до рисования.
Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова акцентирует внимание на положительной роли практической деятельности, в том числе рисования, при обучении умственно отсталых детей математике. Автор пишет: «Непосредственная активная деятельность с предметами, лепка, рисование (курсив наш. — И. Г.), черчение служат прочным основанием для речи ребенка. Здесь воспроизведение условия задачи осуществляется как словесный отчет о конкретной, наглядной в своей форме деятельности. Именно поэтому качество этого отчета гораздо выше, совершеннее, чем воспр2оизведение после воспринятого на слух или только прочтенного».
Мысль о том, что рисование способствует обогащению географических представлений ребенка, подчеркивает М. М. Нудельман. Он, в частности, отмечает, что картографические представления учащихся специальной школы поддаются совершенствованию. Так, например, срисовывание географических карт, вычерчивание контуров морей, озер, материков являются теми способами, которые помогают закреплению в памяти четких картографических представлений изучаемых объектов.
Существенное место рисование занимает в пропедевтический период обучения. В значительной мере оно служит основой для
1 Ягодовский К. П. Наглядность преподавания в специальных школах // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. — М., 1944. — Вып. 7. — ('. 52.
Кузьмина-Сыромятникова Н. Ф. Наглядные и словесные средства в подгото- шпельных упражнениях по обучению решению арифметических задач. — М., 1955.-Вып. 6 8. - С. 131.
подготовки руки ребенка к письму. Не случайно учебники, учебные пособия и программа для специальной (коррекционной) школы предусматривают выполнение первоклассниками различных графических упражнений, построение контурных изображений несложных по форме предметов, рисование бордюров. На- приме4р, на уроках математики учащиеся составляют узоры из знаков + (прибавить), — (отнять), = (получится), делают зарисовки в тетрадях заданного числа предметов, рисуют и раскрашивают геометрические фигуры и т.д.
Сочетание слова, наглядности и практической деятельности составляет один из принципов работы с умственно отсталыми школьниками.
Зарубежные ученые в области специальной педагогики также считают, что графическая деятельность умственно отсталых детей представляет собой не только средство упражнений, но и принцип современного урока.
0 необходимости* проводить, начиная с первого года обучения, ежедневные систематические упражнения, направленные на развитие пространственной ориентировки учащихся и способствующие приемам работы с географической картой, пишет Г. Раду (Румыния).
Бельгийски олИгофренопедагог Ж.Демор еще в 1909 г. указывал, что для ребенка основанием всякого ручного труда обязательно должно служить рисование. «Пусть ребенок, — писал Демор, — научится рисовать от руки, с помощью линейки, с натуры или с оригинала, чтобы он так или иначе мог изоб1разить тот предмет, который он должен сделать в мастерской...».
Среди наглядных средств обучения важное место занимает педагогическое рисование — выполнение рисунков (на доске) учителем. Эффективность этого способа бесспорна и подтверждается как практикой, так и психолого-педагогическими исследованиями.
К сожалению, в специальной школе это дидактическое средство используется недостаточно. Между тем каждому учителю, а тем более учителю-дефектологу очень важно уметь правильно и быстро рисовать мелом на классной доске. С особой категоричностью эту мысль подчеркивает Л.Ф. Кейран, утверждающий, что рисование на доске представляет собой проблему общепедагогического значения, ибо умением рисовать, как и говорить, должен владеть каждый учитель.
Слабое использование этого вида рисования в учебном процессе объясняется тем, что его методика применительно к условиям специального обучения фактически не разработана. Это об-
1 Демор Ж. Ненормальные дети, воспитание их дома и в школе: Пер. с нем. — 1909. - С. 238.
стоятельство усугубляется еще и тем, что существует ошибочное мнение, будто педагогическое рисование доступно только тем учителям, которые в совершенстве владеют искусством художественного, реалистического рисунка. На самом деле для построения мелового рисунка нужно овладеть несложным техническим навыком, требующим, однако, систематического закрепления, систематической тренировки.
Особенно важно для учителя овладеть умением быстро от руки воспроизводить основные геометрические фигуры, так как уже в результате только одного сочетания геометрических фигур можно получить множество различных рисунков. Хотя техническое исполнение рисунков, конечно, имеет определенное значение, все же наиболее существенным моментом является умелое сочетание слова учителя с воспроизведением соответствующих контуров.
Основное достоинство выполненного на доске рисунка — простота, четкость и лаконичность изображения. При этом вполне допустимо известное обобщение формы путем упрощения деталей и подчеркивания, выделения характерных, наиболее существенных признаков.
Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 4020 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!