Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Закономерности и принципы воспитания



Закономерности – это то, без чего нельзя. Им подчиняются все: и собаки, и кошки, и птицы, и жуки, и пауки, и растения, и вода, и гроза, и камни. И люди – тоже. От них у людей бывает радость, а бывает печаль. И слезы, и смех. Закономерностям надо подчиняться. А то все сломается и перепутается.

(Из ответа третьеклассника-вундеркинда)

При разных принципах не найти общего языка.

(Конфуций).

Есть определенные закономерности, определяющие характерные признаки воспитания и предписывающие воспитателю их учитывать, организуя процесс педагогического воздействия на уч-ся. Эти закономерности четко определяют основные принципы, совокупность которых и делает воспитание тем, что оно есть на самом деле процессом целенаправленным, специально организованным. На воспитательный процесс влияют разные закономерности: философские, социологические, психологические, этические и др. Вот почему затруднено выделение закономерностей чисто педагогических, а они существуют и себя проявляют.

Под педагогическими закономерностями воспитания понимается «адекватное отражение объективной, т.е. независимой от воли субъекта, действительности, воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах» (Пидкасистый – 1995г., педагогика).

Закономерности воспитательного процесса (шесть основных):

1. Зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. Эта закономерность определяет постановку цели воспитания, определение содержания его. Отбор средств, ценностные ориентации педагогов и воспитанников, приоритетные методы и приемы воспитания, связи с окружающей действительностью. Сложность заключается в том, что процесс воспитания – многофакторный. Причем, организуя его, следует помнить об одновременном воздействии многих факторов разного уровня: глобальных, мировых (проблемы войны и мира, экологические, медицинские, издержки научно-технического прогресса и др.), социальных региональных (условия конкретной местности – социальные, политические, экономические, культурные), факторы микросреды (улица, двор, семья, ближайшее бытовое окружение…), природные, условия конкретной школы и класса, особенности педагогического коллектива (их мастерство, личностные качества), внутреннее состояние самого ребенка …

2. Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности. Характер этой закономерности – двухсторонний. С одной стороны, уровень развития ребенка, запас его знаний, умений и навыков, владение способами познания, культура общения с окружающими людьми, направленность личности, способности, особенности темперамента и характера, эмоционально-волевой сферы, включенность в процесс самопознания и самовоспитания – определяют легкость или трудность включения его в учебно-воспитательный процесс, эффективность и результативность его. С другой стороны – воспитательный процесс так или иначе способствует развитию всех сторон и личности в целом. Учет этой закономерности вызывает необходимость составления общей программы воспитания на основе программ влияния на индивидуальность каждого школьника, с учетом темпа его продвижения в развитии.

3. Закономерная связь между воспитательным воздействием и активной деятельностью самого воспитанника, его собственной жизненной позицией, системой отношений с окружающей действительностью. Не учитывать это нельзя, ибо происходит нарушение целостности и гармоничности воспитательного процесса. Развития личности ребенка.

4. Ребенок нормально развивается в организуемой в процессе воспитания деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния (радости, счастья, одухотворенности, жизнерадостности, хорошего настроения, уверенности в любви и уважении окружающих, чувства защищенности). На практике это выливается в общий благоприятный стиль и тон организации жизнедеятельности детей. Одиннадцатиклассница: «Я очень любила и люблю свое детство. Детство – это праздник. Я считаю, что во мне еще осталось что-то из мира детства. И я не хочу это терять. Я считаю, что каждый взрослый человек в чем-то должен оставаться ребенком. Так будет интересней жить. Ребенком я была очень общительным и любознательным, как впрочем и сейчас. У меня было очень много смешных событий, различных приключений. Каждый день со мной происходили разные, забавные и очень смешные истории. Меня все любили. И я тоже любила всех. Я вообще любвеобильный человек. Я с детства люблю природу, люблю животных, люблю музыку и танцы. У меня было много различных игр и увлечений. Я не могла играть долго в одно и то же. Это мне быстро надоедало. Я общалась со всеми: с мальчиками и с девочками, и со сверстниками и со взрослыми. Играла я практически во все игры. Даже не могу сказать чего я не любила. По-моему, я любила все».

5. Воспитательный процесс эффективен, если ребенок воспринимается как целостная личность со всеми достоинствами и недостатками, трудностями и противоречиями.

6. Воспитание - процесс парадоксальный. Жизнь вообще полна парадоксов:

«Жизнь как дыхание – вдох, выдох и снова вдох …

Жизнь как дорога – подъем, спуск и снова подъем …

Жизнь как море – штиль, шторм и снова штиль …»

(А. Маркуша «Азбука мужества»)

Противоречия, как известно, - источник всякого движения, всякого развития. Сложность воспитания, в частности, и объясняется прежде всего сложностью переплетений различных групп противоречий: внешних и внутренних. Вот видение детьми парадоксальности мира и желанием в нем разобраться:

ü В три года я хотела умереть, в пять лет у меня была истерика: я очень боялась умереть (Лиза;

ü Маленьким я мечтал стать большим, сейчас (в 10 классе) я очень хочу быть маленьким (Стас);

ü Я часто грублю маме, учителям, даже уважаемым, сама не знаю почему: как будто какой-то дурак в меня вселяется, я знаю, что так нельзя, а делаю наоборот (Катя);

ü?: твой любимый театр Москвы – ответ: Большой театр, а?: любишь ли ты оперу и балет – ответ: терпеть не могу.

Б. Шоу: «Парадоксы – вот единственная правда. И это так, ибо любое педагогическое явление парадоксально, противоречиво и, согласно закону единства и борьбы противоположностей, имеет, как магнит два полюса – положительный и отрицательный, как бы две грани, две стороны медали». Приведем примеры противоречий:

ü послушание позволяет воспитать и человека дисциплинированного и бездумного исполнителя – конформиста, которого легко включить в безнравственную и даже противоправную деятельность (есть известная теория П.Л. Капицы о непослушании как о + качестве личности ученого-первооткрывателя);

ü лень – мать всех пороков, но и двигатель прогресса;

ü дисциплина – это свобода, но и дисциплина – это неволя;

ü хорошая память ученика – благодатный фактор обучения, но и качество мышления, которое не позволяет развивать другие: ощущения, воображение, фантазию, умение проводить анализ-синтез, сравнение-сопоставление…;

С этих позиций можно и должно рассматривать любое явление воспитательного процесса: ученик упрям (но и упорен), девочка излишне застенчива (но и скромна), ребенок чрезмерно подвижен, не посидит ни минуты спокойно (но ведь движение есть жизнь, а в его возрасте мощное средство развития) и так далее.

Видя обе стороны, педагог строит свое воспитательное воздействие (весь воспитательный процесс) с опорой на позитивную сторону, тем самым и разрешая противоречие, снимая его негативные проявления, и в итоге – продвигая в развитии воспитанника, классный коллектив, собственное педагогическое мастерство.

В реальной практике воспитания закономерности реализуются через систему принципов воспитания, которые представляют собой исходные, общие руководящие положения, определяющие сущность его, основные требования, содержание и методику. Принципы воспитания как бы позволяют перекинуть мостик из педагогической теории в практику. Гуманистическая педагогика всего мира формулировала принципы воспитания, исходя из главного тезиса о самоценности человека. Но существует ряд метапринципов, которые лежат в основе большого количества частных принципов воспитания. Во-первых, гуманизация воспитания, что требует: 1) гуманного отношения к личности воспитанника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасильственного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телесных и др. унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.). Во-вторых, природосообразность – концентрация на развитие личности, где воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, законов развития природы и человека, формирование у человека ответственности: за эволюцию ноосферы и самого себя, за здоровый образ жизни, за природоохранное поведение. В-третьих, культоросообразность – развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой, с ориентацией на ценностные основания воспитания, на общечеловеческие ценности, с учетом особенностей этнической и региональной культур. В-четвертых, личностный подход, связанный с персонализацией педагогического взаимодействия – уч-ся – это самостоятельная ценность, с индивидуальными особенностями и в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности.

Принцип целенаправленной ориентированности на ценностные отношения. Общение с высоким искусством, с прекрасной природой, с красивыми и добрыми людьми, с богатым и оригинальным содержанием собственного Я. Школьники с высоты своего жизненного опыта уже многое любят или ненавидят, боятся, уважают и не уважают, одобряют и не одобряют. С позиций целенаправленной ориентированности на ценностные отношения эти оценки оттачиваются, углубляются, утверждаются, корректируются … При этом вся деятельность должна быть инструментована как ценностно-ориентированная: в педагогической деятельности важны акценты и оценки, обращение внимания детей, высвечивание позитивного и негативного, помощь в оценках явлений с позиций взрослого опыта и большого запаса знаний.

Принцип связи воспитания с жизнью предполагает формирование отношений с окружающей средой, деятельностью людей, различными культурными ценностями… В педагогической практике данный принцип реализуется в трех аспектах. Первый – когда педагог влияет на формирование определенного, позитивного или негативного отношения ребенка к объектам окружающей действительности с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. (ребенок – рогатка – птица – убийство – птенцы - учитель). Второй аспект – когда педагог, передавая собственный опыт столкновений с окружающей действительностью, оказывает определенное, чаще нестандартное и оригинальное мнение к проявлениям характера ребенка, поступкам, эмоциональному состоянию… Например, в 5-ом кл. кража – у одного из мальчиков пропала фирменная ручка. Кл. рук. Самостоятельно вычислила воришку и вернула пропажу владельцу. Но ни ребятам, ни родителям, ни даже своим коллегам не сказала, кто это сделал. Как-то в разговоре она попыталась объяснить свое решение: «Однажды, когда мне было лет 10, я ухитрилась стащить в магазине красивую заколку. Родители поверили, когда я сказала, что это подарок подруги. Но я так и не смогла ее носить и потихоньку выбросила. Стыд перед собой был так велик, что если бы кто-нибудь узнал, меня бы это просто раздавило. - А Вы уверены, что ваш похититель так же раскаивается, что этот случай вылечит его от воровства? – Нет не уверена. Но я думаю, для учителя, как для врача, на первом месте должно быть «Не навреди!». И третий аспект принципа заключается в непосредственном конструировании жизненного опыта воспитанника через создание в пед. процессе воспитывающих ситуаций.

Принцип единства, целостности и преемственности в воспитании предполагает наличие этого триединства в воспитательных воздействиях:

ü школы, семьи, внешкольных общественных и учебных воспит. Учр.;

ü всех педагогов, работающих с классом;

ü разнообразных факторов воспитывающей Среды;

ü разнообразных учебных и воспитательных программ, в которых участвуют школьники;

ü между различными этапами обучения и воспитания (начальной, средней и старшей школой);

ü единство системы средств, методов, организационных форм обучения и воспитания;

ü стиля и тона общения воспитателей и воспитанников.

Принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть с целью стимулирования его дальнейшего позитивного развития – один из главных принципов гуманистической педагогики.

Принцип сочетания уважения и требовательности. Именно уважение и требование к личности воспитанника позволяют выявлению в высшей мере человеческого достоинства: чем больше уважаю, тем больше требую. И наоборот. У принципа уважительного отношения к ребенку есть как бы две грани. Первая – это уважая, беречь. И вторая грань – возрастающая мера требовательности к человеку. Когда мы говорим о категорических требованиях, может показаться, что переходим на авторитарный стиль отношений, который совсем не вписывается в принятую нами парадигму воспитания. Это не так. Определяющим моментом будет тон категорического требования: категоричность содержания не может быть оскорбительной или обидной по тону. И потому категорическое требование должно иметь не личностный, а деятельностный характер: всякое дело требует дисциплины, порядка, аккуратности. В этом проявление уважения к другим участникам совместного дела.

Принцип подхода к человеку с оптимистической гипотезой, опора на положительное. Позволяет маленькому человеку раскрыть свои потенциальные возможности, самореализоваться, занять достойное место в общении со сверстниками и взрослыми.

Принцип воспитания в коллективе предполагает заботу воспитателя о том, чтобы каждый воспитанник занимал достойное место в кл. коллективе. Учет этого принципа воспитания предполагает изучение воспитателем места каждого воспитанника в системе межличностных отношений. На первый взгляд, это один из принципов прошлой педагогики, но человеку уготовано самой жизнью быть членом какого-то коллектива, а то и нескольких одновременно (семья, трудовой коллектив, спортивная команда и др.). чтобы безболезненно адаптироваться в обществе, нужно быть коллективистом. Причем коллективизм – отнюдь не категория соц. образа жизни и мышления, как это принято некоторыми считать. Это общечеловеческий феномен, индивидная характеристика человека. Например, японские фирмы, принимая человека на работу, такую черту характера, как коллективизм, предпочитают даже профессионализму. Надо искать гармонию коллектива и личности. Надо добиться разумного соотношения коллективных и индивидуальных потребностей. Коллектив выступает необходимым элементом социокультурной среды и выполняет задачу социализации индивида. Сама идея коллективности отражает генетическую потребность людей к сотрудничеству, к объединению. Для ребенка коллектив был и остается важным фактором воспитания, он нуждается в нем. Именно нуждается, т.к. это среда, в которой можно удовлетворить потребность в деятельности и общении. Кроме того, такие признаки высокой духовности, как со-трудничество, со-переживание, со-чувствие могут возникнуть, развиться и сформироваться лишь в сообществе людей, в каком-то отношении близких по делу и духу, т.е. в коллективе. Мировая цивилизация выдвигает новое понимание коллективности как общечеловеческой солидарности, в основе которой лежат взаимоотношения со-трудничества, со-переживания, но не принцип «один за всех и все за одного».

Принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей в организации воспитательного процесса. Ж.-Ж. Руссо: «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться, у нас получатся юные доктора и старые дети. У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее вашей». У профессионального грамотного учителя ученики растут и развиваются под знаком «Я»: «Я – это Я, и этим Я ценен. Я не лучше, Я не хуже, Я – это Я».

Принцип формирования личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом. Личностные качества определяют ведущие человеческие характеристики – основные ценностные ориентации, жизненные планы, идеалы…

Принцип – воспитывать через творчество. Творческая деятельность выступает средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. От педагога требуется большое искусство создания такой психологической атмосферы в классе, когда больше всего ценится сверстниками неординарность, самобытность, естественность в поступке, суждениях при условии, если они не выходят за рамки общечеловеческих нравственных ценностей.

Принцип защищенности личности каждого ребенка. если бы стояла задача ранжировать принципы с позиций актуальности, то этот принцип можно было бы поставить на первое место, потому что правовое положение детей в нашем обществе критическое, этот слой у нас ничем не защищен. Наукой установлено, что социальная защищенность ребенка способствует его самоутверждению, а незащищенность – уходу в наркоманию, алкоголизм, нередко в суицид.

Мы рассмотрели более десятка принципов. Можно ли сформулировать, скажем 14-ый, 20-й? Безусловно. По существу это своеобразные педагогические заповеди, принципиальные основы профессиональной деятельности.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 2644 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...