Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Уточнение содержания и границ криминалистической тактики, ее связей с криминалистической техникой и методикой. 9 страница



Религия имеет следующие психологические особенности:

• эта специфическая форма общественного сознания (общест­венной жизни) людей, имеющая свои собственные особенно­сти и вызывающая своеобразные состояния психики верую­щих;

• она предполагает наличие особых групп (групп верующих) и конфессиональной (групповой) исключительности;

• она связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные;

• она подразумевает определенную совокупность верований, вы­раженных в религиозных канонах;

• она предполагает особую совокупность определенных культо­вых действий и ритуалов.

Кроме того, религии как специфической форме общественно­го сознания присущи: особое сочетание и взаимодействие идео­логии и психологии, наличие своеобразных видов практического религиозного опыта верующих, преимущественная направлен­ность религии на постоянное удержание верующих под своим влиянием и непрерывный контроль за их психикой.

Религия включает в себя проявления религиозного сознания, религиозной культов и деятельности религиозных организаций.

Религиозное сознание представляет собой составную часть общественного сознания, сфера духовной жизни общества, осно­ванная на вере в сверхъестественное. Оно включает в себя два взаимосвязанных уровня явлений: обыденный и концептуальный (идеологический), или религиозную психологию и религиозную идеологию

Религиозная психология формируется под непосредственным влиянием условий жизни верующих и религиозной идеологии.

К ней обычно относят: религиозные потребности, ценностные ориентации, установки, чувства и общение верующих.

Религиозная потребность относится к духовным потребностям человека. Ее основой является религиозная вера в различного рода религиозные каноны, представления и связи, находящая свое практическое выражение в культовых действиях. Поэтому религиозные потребности можно определить как потребности ве­рующих в отправлении культовых действий, посредством кото­рых осуществляется взаимодействие личности с богом, потусто­ронним миром.

Для верующих характерна специфическая система ценностных ориентации, отличающаяся тем, что в ней главную роль играют религиозные представления, созданные их воображением в ре­зультате приобщения к учению, проповедующему вер}' в бога, его предназначение и действия в отношении к миру и человеку, рели­гиозные заповеди и истины и т. д.

Религиозная установка — предрасположенность верующего к оп­ределенной оценке тех или иных социальных явлений и готов­ность к соответствующим действиям, обусловленным этой оцен­кой. Религиозные установки играют роль своеобразного фильтра по отношению ко всей информации, поступающей к верующему, т. е. вся нерелигиозная информация усваивается «избирательно», в соответствии со сложившимися установками. Несоответствую­щая же этим установкам информация верующим не воспринима­ется.

Религиозные чувства — это переживание верующими своего эмо­ционального отношения к религиозным ценностям, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе.

Религиозное общение — личные, эмоционально насыщенные связи между верующими, между ними и священнослужителем, между ними и богом, в форме которых реализуются различные формы религиозных отношений: господство — подчинение («гос­подь — и раб господень»), нравственно-религиозные отношения (покорность, смирение, религиозная любовь), отношения покро­вительства и охранения (ангел-хранитель), подчинения и автори­тарности.

Религиозная идеология — более или менее стройная система по­нятий, идей, принципов, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профес­сиональных богословов и служителей культа.

Психологические явления и процессы, возникающие в малой группе

Психология не может не уделять внимания психологии людей, которые живут и работают, прежде всего, в малых группах. Она тщательно изучает и анализирует также закономерности возник­новения, функционирования и развития психологических явле­ний и процессов, протекающих в этих общностях людей.

Малые группы — это небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосред­ственном личном контакте (общении), что является основой для возник­новения группы как целого.

Возникновение малой группы обусловлено общественно-эко­номическими причинами. С одной стороны, общество и его эко­номика создают для себя те «ячейки», где формируются началь­ные ценности — экономические и социальные, — на которых по­том строятся и они сами в целом. С другой — каждый человек, находясь и живя в обществе, стремится примкнуть к каким-то группам (в силу их социальной значимости, престижности про­фессиональной деятельности, которой они занимаются, для са­моутверждения). В окончательном итоге, на высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, которому при­сущи строгая организация и регламентация жизни и деятельно­сти, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутст­вие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его члена­ми. В коллективе человек развивается всесторонне и творчески.

Малые группы бывают: формальными и неформальными, сла­боразвитыми и высокоразвитыми, диффузными и сплоченными, референтными и нереферентными.

Формальные группы — это группы, которые имеют официально заданную извне структуру.

Неформальные группы — это группы, которые образуются на ос­нове личностных предпочтений. Формальная группа функциони­рует в соответствии с заранее установленными, обычно общест­венно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, ус­тавами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.

Высокоразвитые группы — это группы давно созданные, отли­чающиеся наличием единства целей и общих интересов, высоко­развитой системы отношений, сплоченности и т. д. Высшей фор­мой развития малой группы является коллектив.

Коллектив — это высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности. Характерными признаками коллектива, отличающими его от дру­гих форм объединения людей, являются:

■деятельность, направленная на общий для всех людей объект, в процессе которой они связаны по месту работы, времени и имеют общие орудия производства, производственные помеще­ния и т. д.;

■реальные признаки организованного объединения людей, имею­щего четкую, закрепленную структуру, общую волю, выразите­лем которой выступают доверенные лица (руководители);

■присущие всем членам коллектива общие идеи и мысли, единые нравственные и этические нормативы, близкие взаимоотноше­ния.

Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциям и переживаниями.

Сплоченные группы — это группы, объединенные тесными взаи­моотношениями людей.

Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочте­ниях, симпатиях и антипатиях.

Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в кото­рые люди реально включены и трудятся.

Любая группа имеет ту или иную структуру — определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовле­творенность ее членов. Структура группы может определяться как внешними, так и внутренними факторами. Порой характер отношений между членами группы определяется решениями другой группы или какого-то лица извне.

Всестороннее изучение психологии малой группы предпола­гает осмысление прежде всего психологической структуры1, ко­торая, как правило, включает:

1) композиционную подструктуру, т. е. совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого.

Необходимо принимать во внимание количественный и каче­ственный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представления о национальности и социальном происхождении ее членов, чьи психологические особенности влияют на характер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, ста­тус и позиции многих людей в них;

2) подструктуру эмоциональных межличностных предпочтений, т. е. проявление совокупности реальных межличностных свя­зей ее членов, существующих между людьми симпатий и ан­типатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии2.

Социометрия дает возможность выявить наличие устойчивых взаимных предпочтений членов группы, на основе которых мож­но строить устойчивые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в ней сосуществуют люди с различным авторитетом и индивидуально-личностны­ми особенностями, какие взаимоотношения присутствуют между ними и т. д. Она также позволяет выявить четкую систему меж­личностных и эмоциональных отношений в малой группе, по­скольку дает возможность определить количество предпочтений, отданных тому или иному человеку, отразить их качественные характеристики, проявляющиеся в межличностной взаимности;

3) коммуникативную подструктуру — совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и внешней сре­дой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний. Владение послед­ними — важный показатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии.

Обращение к анализу существующих в малой группе комму­никативных связей особенно важно в тех случаях, когда необхо­димо выяснить эффективность совместной деятельности или на­личие негативного эмоционального фона во взаимоотношениях между ее членами;

4) подструктуру функциональных отношений — совокупность проявления различных взаимозависимостей членов малой груп­пы, являющихся следствием их способности играть опреде­ленную роль и выполнять определенные обязанности.

В целом, малая группа представляет собой чрезвычайно слож­ный организм, в котором люди занимают, в силу специфики функционирования их индивидуально- и социально-психологи­ческих качеств, разное положение, выполняют разные обязанно­сти и испытывают в связи с конкретной ролью определенное от­ношение друг к другу.

Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения содержания ее психологии. Она, как и всякая другая общ­ность людей, объединена единством духовной жизни и психоло­гии, имеющим свои собственные особенности, которые не сво­димы к простой сумме проявлений индивидуально-психологиче­ских черт людей, ее составляющих, и которые функционируют в виде:

• групповых взаимоотношений;

• групповых устремлений;

■ групповых настроений;

■ групповых традиций.

Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) в ма­лой группе — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмо­циональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

Система межличностных отношений в малой группе в силу своей внутренней психологической обусловленности и сложно­сти складывается порою стихийно. Она в большинстве случаев трудно различима, часто организационно не оформлена, особен­но в начальный период. Между тем, она чрезвычайно значима и должна очень пристально изучаться и осмысливаться, поскольку на основе межличностных отношений формируются не только все остальные компоненты психологии малой группы, но и мно­гие элементы, их составляющие: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствие; психологическое соперни­чество и соревнование, подражание и самоутверждение.

В структуре взаимоотношений людей обычно выделяют три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный и по­веденческий.

Когнитивный компонент межличностных отношений в малой группе включает в себя все психические процессы: ощущения, вос­приятие, представление, память, мышление, воображение. Взаимо­действующий с другими людьми человек с помощью этих процес­сов познает индивидуально-психологические особенности парт­неров по совместной деятельности. Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются и взаимопонимание, и взаи­моотношения.

Наиболее существенными характеристиками взаимопонимания являются его адекватность и идентификация. Первая представ­ляет собой точность психического отражения одной личностью другой. Вторая же представляет собой отождествление индиви­дом своей личности с личностью другого индивида. Здесь прояв­ляется механизм сравнения явлений, предметов и образов. Как целенаправленный процесс идентификация заканчивается опре­делением сходства или различия между двумя личностями в соз­нании каждого из них.

Эмоциональный компонент взаимоотношений выражает поло­жительные или отрицательные переживания, возникающие у че­ловека под влиянием индивидуально-психологических особенно­стей других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.

Эмоциональная идентификация проявляется в отождествлении двух субъектов друг с другом и сопровождается эмпатией — эмо­циональным откликом на переживания другого, сопереживанием и сочувствием. Сопереживание — переживание тех чувств, кото­рые испытывает другой, а сочувствие — это и личностное отноше­ние к переживаниям другого. Есть и деятельностная эмпатия — соучастие, представляющая собой не только переживание за дру­гого, но и содействие ему. Эмоциональный компонент выполняет основную регулирующую функцию при неофициальных взаимо­отношениях.

Ведущую роль в регулировании взаимоотношений играет пове­денческий компонент. Он включает мимику, жестикуляцию, пан­томимику, речь и действия, выражающие отношения данного че­ловека к другим людям, к группе в целом.

Основным критерием оценки межличностных отношений является состояние «удовлетворенности-неудовлетворенности» группы и ее членов. Важнейшую роль в этом играют «симпатии-антипатии», «привлекательность-непривлекательность». Первые проявляются только на эмоциональном уровне, а вторые — вклю­чают момент притяжения, отталкивания. Межличностная при­влекательность во многом зависит от явления, получившего на­звание совместимость-несовместимость людей, которое сказы­вается на взаимоотношениях. При несовместимости возникают негативные взаимоотношения и острые конфликты.

Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов:

• общественно-политические взаимоотношения — это такие взаи­моотношения, которые возникают и функционируют в про­цессе подготовки и проведения общественных и других меро­приятий в группе;

• служебные взаимоотношения — это взаимоотношения, скла­дывающиеся в процессе совместной профессиональной дея­тельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижении важных для ее членов целей;

• внеслужебные взаимоотношения — отношения, складываю­щиеся между членами малой группы вне их служебной (про­фессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе со­вместного отдыха и т. д.

Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требова­ниям определенных принципов.

Принцип уважения и субординации предполагает создание таких взаимоотношений в малой группе, которые соответствуют: нор­мам общественной морали и нравственности, традициям, уста­новленным в интересах общения и взаимодействия людей; преду­сматривают учет индивидуально- и социально-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их инте­ресам, склонностям и запросам. Этот же принцип требует суб­ординации в соблюдении всеми членами группы личного досто­инства, профессионального и социального статуса каждого чело­века.

Принцип сплоченности членов группы предполагает формирование у всех ее членов чувства взаимопомощи, поддержки, взаимодейст­вия и взаимопонимания. Члены малой группы обязаны высоко ценить и дорожить принадлежностью к ней, помогать и поддер­живать друг друга, удерживать своих товарищей от недостойных поступков.

Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, спра­ведливость и человечность во взаимоотношениях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, до­ступностью.

Групповые устремления — это цели, задачи, потребности, мо­тивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и со­вместных усилий членов малой группы. В устремлениях членов малой группы комплексно и обобщенно выражаются, прежде все­го, объективно встающие перед ними общие для всех и индиви­дуальные для каждого задачи и цели, а также реализуются их конкретные потребности и интересы, отвечающие чаяниям и запросам каждого в отдельности и всех вместе в целом. Устрем­ления подобно компасу ориентируют и ведут людей в определен­ном, постоянно выдерживаемом направлении. Через них перио­дически опосредованно контролируются промежуточные резуль­таты их жизни и деятельности. Они в интегрированном виде непрерывно регулируют совместные усилия и непосредственную активность членов малой группы в различных обстоятельствах и условиях объективной реальности.

Цели — это наиболее значимые для группы предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее деятельности. Цели могут быть близкими и дальни­ми, общественно значимыми и важными только для конкретной группы, в зависимости от того, какую значимость она им придает, и какую роль в социальной жизни они играют.

Потребности группы — это то, в чем она и ее члены нуждаются.

Мотивами для малой группы выступают побудительные силы со­вместной деятельности ее членов, заставляющие их заниматься той или другой деятельностью, ради которой они, как правило, и объединились.

В системе совместной деятельности членов малой группы устремления выполняют определенные функции:

• ценностно-нормативную, свидетельствующую о возможности групповых устремлений отражать запросы всех членов группы;

• организационно-функциональную, в ходе реализации которой групповые устремления в контексте средств и условий их реа­лизации выступают в качестве способа организации внутри-и межгруппового взаимодействия;

• индивидуально-мотивационную, фиксирующую личностный смысл, значимость совместной деятельности для членов ма­лой группы.

Групповое мнение — это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение чле­нов малой группы к определенным фактам, событиям или яв­лениям, имеющим место как внутри нее, так и за ее пределами. Такое мнение выступает показателем развитости группы, ее спло­ченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в не­которых случаях и идеологической направленности ее психоло­гии. Оно выполняет следующие функции:

• информационную, показывающую, на каком этапе своего раз­вития находится малая группа, какова ее сплоченность, каков характер взаимоотношений между ее членами и т. д.;

• воздействия, посредством которой оказывается влияние на всех членов группы в интересах совместной деятельности, вы­работки общих мнений и суждений и т. д.;

• оценочную, с помощью которой члены группы выражают свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, происходя­щим внутри малой группы и вне ее.

Сложившееся общее мнение группы является реальной и дей­ственной нравственной силой. Через него она влияет на каждого своего члена, прежде всего, посредством:

• информирования его о реакциях на его действия и поступки со стороны других людей;

• предъявления к нему определенных требований, соответст­вующих групповым или общественным нормам и ценностям;

• постоянного контроля и оценки его поступков, поведения, вы­ражаемых в форме оценки, похвалы, одобрения, порицания, осуждения.

Однако следует иметь в виду, что психологический механизм воздействия группового мнения может проявляться не только в положительном, но и отрицательном влиянии на личность.

Эффективность воздействия группового мнения объясняется:

а) сочетанием убеждения и психологического принуждения, в ко-
торых в концентрированном виде выражаются разум, чувство
и воля всех членов группы (суждения и оценки здорового
группового мнения вызывают у человека потребность созна-
тельной самооценки, глубоко затрагивая область чувств и по-
рождая активное его стремление к самосовершенствованию);

б) оперативностью в реакции на события, систематичностью,
гласностью и неотвратимостью оценок поступков личности со
стороны членов группы;

в) способностью ряда групповых суждений превращаться в оце-
ночные стандарты и воздействовать не только на сознание, но
и на подсознательную сферу человеческой психики.

В процессе своего формирования и развития групповое мне­ние проходит три этапа:

• на первом из них члены группы непосредственно пережива­ют конкретное событие, высказывают свои личные суждения и отношения к нему;

• на втором — члены малой группы обмениваются своими пред­ставлениями, взглядами, оценками и чувствами, и эти отноше­ния становятся объектом группового обсуждения, превраща­ясь постепенно в общую точку зрения;

• на третьем этапе осуществляется выработка четкой и ясной групповой позиции по предмету обсуждения, которая прини­мается всеми членами группы.

Наряду с официальным мнением в группе может существо­вать и неофициальное, которое, как правило, публично не выска­зывается. Это мнение может не совпадать с официальным и даже противодействовать ему. Чаще всего его носителями являются представители неформальных микрогрупп, имеющих как поло­жительную, так и отрицательную направленность. В любом слу­чае неофициальное мнение не способствует укреплению группы и стабилизации в ней здоровой психологической атмосферы. Следует знать истоки и направленность суждений, на основе ко­торых оно сформировалось, правильно их учитывать и при необ­ходимости принимать или не принимать их во внимание.

Групповые настроения — это сложные эмоциональные состоя­ния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.

К групповым настроениям обычно относятся:

• совместные переживания конкретных событий, фактов;

• сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или ее частью;

• устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий дейст­вия и поведение всех членов группы.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность. В этом процессе проявляет­ся общая закономерность общественной психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно общее создает новое целое, которое значительно отличается от суммы его со­ставляющих. И это совместное настроение (общие переживания и чувства) часто выступает очень сильной движущей силой.

Вместе с тем следует помнить, что одни настроения — энтузи­азм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состоя­ние общего подъема — способствуют совместным усилиям и ус­пеху группы. Другие настроения — состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство — напротив, резко снижают ее возможности.

Периодическая активизация (спонтанная или целенаправлен­ная) у членов малой группы соответствующих настроений, дру­гих эмоциональных состояний по поводу конкретных политиче­ских, нравственных, эстетических, профессиональных и иных фактов и событий может привести к закреплению подобных со­стояний, к проявлению их устойчивости и, таким образом, к воз­никновению, формированию соответствующих социальных чувств. Однако в отличие от чувств групповые настроения характеризу­ются большей динамичностью. Они возникают более стихийно и способны значительно быстрее чувств распространяться в груп­пе или передаваться вне ее.

Настроения но сравнению с чувствами значительно быстрее могут изменять и свою полярность. В частности, подсчитано, что в зависимости от настроения, например, коллектива цеха произ­водительность его труда колеблется в границах одной пятой от средней величины (при хорошем настроении она на 0,8-4,2% выше, а при плохом — на 2,5-18% ниже средней).

Традиции в малой группе — это сложившиеся на основе дли­тельного опыта совместной деятельности ее членов и прочно уко­ренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы.

Традиции многообразны. В традициях различных групп людей много общего. Общенародные, классовые, национальные тради­ции пронизывают каждую конкретную общность (группу, кол­лектив). Наряду с общими, внутри каждой малой группы зарож­дается, крепнет и бытует немало специфических традиций, имею­щих большое значение для их сплочения.

Действенность и живучесть традиций определяется степенью эмоциональной притягательности и внутреннего принятия их группой в целом и каждым ее членом в отдельности. А это зави­сит от того, насколько данная традиция способствует удовлетво­рению тех или иных субъективных потребностей людей, на­сколько они связывают свои интересы с действием той или иной традиции, насколько представления о ней ассоциируются с при­вычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями, ценностями.

Традиции фиксируют нормы и правила жизни членов груп­пы, формируют определенные нормы и правила взаимоотноше­ний в них, предъявляют требования к личности, развивают ее.

В малой группе обычно имеют место следующие процессы: образования и развития, сплочения, руководства и лидерства, принятия решений, группового давления, конфликты.

Образование и развитие малой группы обычно включает не­сколько стадий, на каждой из которых решаются определенные задачи:

• на первой стадии осуществляются различные процедуры зна­комства ее членов, осмысливаются перспективы их сближе­ния;

• вторая стадия обычно является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, началом формирования группового самосознания, зарождения актива малой группы;

• на третьей стадии отношения между членами малой группы принимают устойчивый характер, идет интенсивный процесс формирования групповых норм и традиций, начинает активно функционировать общее мнение, групповые настроения и ат­мосфера в группе способствуют решению совместных задач, проявляются сплоченность и слаженность в действиях ее чле­нов;

• на четвертой стадии группа полностью консолидируется, ста­новится общностью с ярко выраженным чувством «Мы», все­ми поддерживаемыми групповыми целями и интересами, на­правленными на конкретный результат, проявляется ценностно-ориентационное единство, позволяющее предотвращать конфликты.

Сплочение малой группы представляет собой процесс форми­рования такого типа связей и отношений между ее членами, кото­рые позволяют достигать их ценностно-ориентационного единст­ва, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации. В свою очередь сплоченность как черта психологии группы, выражающая степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. Сама по себе сплоченность высту­пает для членов малой группы как привлекательная цель и цен­ность, как то групповое состояние, к которому надо стремиться.

Руководство представляет собой процесс управления груп­пой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на ос­нове правовых полномочий и норм, данных ему. Лидерство же — это процесс межличностного влияния. Лидера порождает струк­тура и характер взаимоотношений в каждой конкретной группе.

В своей жизнедеятельности, развитии и руководстве группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими группового обсуждения с целью прояснения позиций ее членов, оценки раз­личных ситуаций, поиска возможных путей выхода из них, выра­ботки единой точки зрения. Совокупность всех только что пере­численных действий и составляет процесс принятия группового решения.

В ходе развития в малой группе естественно и закономерно формируются и закрепляются нормы, которые представляют со­бой общие для всех требования, разработанные ее членами и при­нятые ими в интересах регулирования взаимоотношений. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые требования могут приниматься лишь на основе каких-либо социальных предпочте­ний, складывающихся на базе выработки определенного отноше­ния к социальной действительности. Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. И если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется или игнорирует, оказывается пси­хологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление. Можно выделить следующие функции тако­го давления:

1) стремление обеспечить достижение групповых целей;

2) стремление к сохранению группы как целого;

3) разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятель­ности, на которые они должны ориентироваться;

4) определение ими своего отношения к социальному окруже­нию.

Конфликт в малой группе представляет собой трудноразре­шимую ситуацию, которая может возникнуть в силу сложившей­ся дисгармонии межличностных отношений между ее членами или нарушения равновесия между существующими в ней струк­турами. Конфликты возникают не в силу проявления объектив­ных обстоятельств, а в результате их неправильного субъектив­ного восприятия и оценки людьми. Обычно к ним приводят сле­дующие причины:





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 491 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...