Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Уточнение содержания и границ криминалистической тактики, ее связей с криминалистической техникой и методикой. 8 страница



К психологическим явлениям, возникающим в группах, отно­сят: общесоциальные процессы; явления и процессы, возникающие в больших, малых группах и в неорганизованных общностях; явле­ния, относящиеся к личности.

1. Общесоциальные процессы представляют собой феноме­ны, которые обеспечивают проявление психологии многих лю­дей, независимо от их принадлежности к конкретным социаль­ным группам. К ним относят: взаимодействие, социальную пер­цепцию, взаимоотношения, общение.

Психологические явления и процессы, возникающие в боль­ших группах, представляют собой феномены, проявляющиеся при общении, взаимодействии и взаимоотношениях людей в классо­вых, этнических (национальных), политических и религиозных общностях.

2. Классовая психология (психология различных классов)— это психологические явления, возникающие в процессе взаимо­действия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений пред­ставителей различных классов, а также социально-психологиче­ские особенности представителей последних. Обычно к этому виду явлений относят психический склад класса, а также специфику мотивации, настроений, отношений, поведения его представителей.

Под классами в психологии обычно понимаются большие, ор­ганизованные группы людей, различающиеся по их месту в исто­рически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общест­венной организации труда, а следовательно, по способам получе­ния и размерам той доли богатства, которой они располагают.

Классы появляются на определенной ступени развития про­изводительных сил, когда создается излишек продукта, который можно присвоить. Это значит, что классы возникают как резуль­тат развития производительных сил. Их существование связано с исторически определенными способами производства.

Класс является одним из главных субъектов сознания обще­ства, и под непосредственным воздействием именно этой общно­сти складываются основные социально-психологические явления (общественные отношения, социальное взаимодействие и взаи­моотношения, общение и настроения людей).

Психология класса включает в себя его потребности, интере­сы, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы пове­дения, традиции и другие социально-психологические явления.

Потребности класса — это побудительные силы его активности и развития. Специфика деятельности класса развивает у его пред­ставителей одни потребности и подавляет другие. Предпринима­тельская деятельность, например буржуазии, формирует у ее представителей ярко выраженную потребность выстоять в конку­рентной борьбе, сохранить себя в составе привилегированного класса и обеспечить получение новой прибыли.

Интересы класса — другая важнейшая его движущая сила, обу­словленная положением класса в системе производственных отношений данного общества. Интересы могут различаться по степени зрелости, которая зависит главным образом от уровня развития объективных потребностей класса. Все попытки какого-либо ущемления интересов класса, особенно со стороны государ­ства, воспринимаются его представителями как покушение на их жизненные устои. Социальная действительность показывает, что ни один класс, ни одна из межклассовых групп не поступается своими интересами добровольно, на основе нравственно-этиче­ских соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других классов или социальных групп. Кон­фликт классовых интересов обычно приводит к возникновению классовой борьбы.

Ценности (ценностные ориентации) класса — это выработанные его общественным сознанием идеалы, обусловленные характером собственности на средства производства. Ценности объективно определяются экономическими условиями деятельности класса. Например, у предпринимателей-собственников, вся жизнь кото­рых проходит в жесткой конкурентной борьбе, ценностная систе­ма базируется на догмате святости и неприкосновенности част­ной собственности, являющейся залогом личного раскрепощения, единственным средством достижения благополучия и независи­мости для себя и своих потомков.

Ролевые представления класса — его взгляды, являющиеся ре­зультатом осмысления своей роли в обществе и ценностных ори­ентации, выработанных на основе повседневной деятельности.

Нормы поведения класса — определенные предписания, пожела­ния и ожидания, предъявляемые к его представителям. Класс с помощью норм, выработанных им, предъявляет своим представи­телям такие требования, которым должно удовлетворять их пове­дение и которые регулируют, контролируют, направляют и оце­нивают их поступки и действия.

Традиции, обычаи и привычки класса — устоявшиеся правила, принципы и стереотипы жизни и деятельности членов класса, важные регуляторы их поведения. С их помощью, как и других элементов психологии класса, он превращается в устойчивую и организованную общность людей.

Классовые различия в обществе возникают на основе общест­венного разделения труда и появления частной собственности на средства производства и поэтому являются основными среди дру­гих различий между людьми. Развитие научно-технической ре­волюции, государственно-монополистического капитализма приве­ло к значительному усложнению структуры основных классов и межклассовых групп, усилило разнородность видов деятельно­сти и социальных функций людей, принадлежащих к одному и тому же классу.

Для того чтобы научно обоснованно выявить психологические характеристики классов и межклассовых слоев изучаемого обще­ства, необходимо знать и различать:

1) детерминанты классовой психологии;

2) основу ее образования.

Если в качестве детерминантов психологии класса выступают социально-экономическое положение класса, его место в общест­венной системе, отношение к средствам производства, историче­ская роль, уровень его развития, социально-экономические от­ношения, составляющие существо данной формации, то основу образования психологии класса составляют условия его жизни, характер общественно-практической деятельности, отношения с другими классами и межклассовыми группами, социальный опыт, образ жизни и многие другие субъективные и объективные ха­рактеристики жизнедеятельности его представителей.

Обычно различают психологические особенности представи­телей рабочего класса, буржуазии, средних и маргинальных слоев населения.

Основными характеристиками психологии рабочего класса (ин­дустриальных и сельскохозяйственных рабочих, средних и низ­ших служащих) являются: трудолюбие; меньшая удовлетворен­ность (по сравнению с другими классами и социальными груп­пами) своим социальным и материальным положением; слабый социальный конформизм; сильная мировоззренческая ориенти­рованность; способность, а очень часто и настойчивое стремление к массовому выражению своих социальных и имущественных настроений и переживаний; большая подверженность влиянию идеологической (информационной, культурной, национальной и националистической) пропаганды и агитации; большая изолиро­ванность от близкого общения с представителями других классов и социальных групп; высокая степень внутриклассовой организо­ванности и сплоченности и др.

Следует иметь в виду, что существуют значительные психологи­ческие различия между рабочими и крестьянами, которые обу­словлены неодинаковыми условиями жизни в городе и в деревне. Сельскохозяйственные рабочие в большей степени выдержанны, настойчивы, менее подвержены перепадам в настроениях и пере­живаниях и т. д.

Отличительными психологическими особенностями класса бур­жуазии (высшие и средние собственники, высшие наемные управ­ляющие, представители власти, финансовые олигархи) выступа­ют: рациональный образ мышления и деловой этики; самоотдача и самоограничение в производственной деятельности; индиви­дуализм и себялюбие; ярко выраженная потребность выстоять в конкурентной борьбе; высокое стремление в получении макси­мальной производственной и финансовой прибыли; преданность своему делу, проявляющаяся в том числе и в непрерывной наце­ленности на его расширение, постоянное вкладывание в произ­водство все новых и новых денег, стремление укрепить, расширить и усовершенствовать его, завоевать новые рынки сбыта продук­ции; высокая деловая (а часто и межличностная) агрессивность; стремление сохранить себя в составе привилегированного класса и др.

Средним слоям населения (мелкой буржуазии и мелким собст­венникам, интеллигенции и административному персоналу), как правило, присущи следующие особенности психологии: трудо­любие; преданность профессии и своему делу; высокая степень ответственности и чувства долга; высокий прагматизм и индиви­дуализм; компетентность и организационный талант; умение пер­спективно мыслить; наличие навыков эффективно организовы­вать свою деятельность и работу других людей; часто присутствие ощущения неустойчивости (эфемерности) своего труда и своих усилий; периодическое присутствие чувства страха, бессилия, не­способности повлиять на ход событий и др.

Маргинальным слоям населения (безработным, нищим, бомжам) обычно присущи: неверие в свои силы; убеждение в безысходно­сти своего положения; моральная и духовная деградация; соци­альный страх и др.

3. Национальная (этническая) психология — это явления, характеризующие взаимодействие, взаимовосприятие, общение и взаимоотношения представителей различных этносов (наций), а также их национально-психологические особенности. Они су­ществуют и проявляются в форме национального самосознания, национального характера, национального темперамента, нацио­нальных интересов и ценностных ориентации, чувств, настрое­ний и традиций (ее структурообразующая сторона) и нацио­нально-психологических особенностей (ее динамическая сторо­на) представителей конкретных этнических общностей.

Под этнической (национальной) общностью обычно понимает­ся совокупность людей, объединенных такими признаками, как единство исторического развития, территории, языка, культуры и психического склада. В основе существования этнической общ­ности лежит осознание ею своей целостности, выражаемой поня­тием «мы» по сравнению с понятием «они».

Национальная психика (национально-психологические явле­ния) — составная часть общественного сознания (общественной жизни) людей, его важнейшего компонента — общественной пси­хологии. Она реальна, проявляется в поступках и поведении лю­дей и их групп и опосредует все формы их сознания — политику, право, мораль, религию, науку, искусство и философию. В свою очередь этническая психология — это отрасль социальной психо­логии, изучающая национальную психику людей.

Национально-психологические явления проявляются по ме­ханизмам национальной установки и национального стереотипа и имеют определенные свойства, отражающие специфику прояв­ления их закономерностей. К ним относятся:

* способность детерминировать все другие психические явления (каждый представитель той или иной национальной общности мыслит, переживает, ведет себя, общается и действует так, как диктует ему его этническая среда и длительный националь­ный опыт развития);

• чрезвычайное многообразие (у каждой конкретной общности национальная специфика психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения имеют свои особые характеристики, что затрудняет их восприятие, изуче­ние и осмысление);

* невозможность приведения их своеобразия к какому-то обще­му знаменателю (у представителей разных этнических общно­стей своя специфика проявления их психики);

• большие по сравнению с другими психологическими явления­ми консервативность и устойчивость.

Национальная психика имеет свою структуру, включает си­стемообразующую и динамическую стороны.

В системообразующую сторону входят:

• национальное самосознание — осознание людьми своей при­надлежности к определенной этнической общности и ее поло­жения в системе общественных (государственных, межэтниче­ских) отношений;

• национальный характер — исторически сложившаяся совокуп­ность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности;

• национальный темперамент — их специфические поведенче­ские характеристики;

• национальные интересы и ориентации — общественно-психо­логические явления, отражающие мотивационные приорите­ты представителей той или иной этнической общности, служа­щие сохранению ее единства и целостности;

• национальные чувства и настроения — эмоционально окрашен­ное отношение людей к своей этнической общности, к ее инте­ресам, другим народам и ценностям;

• национальные традиции и привычки — прочно укоренившие­ся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поко­ление правила, нормы и стереотипы действий, общения пред­ставителей конкретной этнической общности.

Динамическая сторона психологии нации, которую обычно называют национально-психологическими особенностями лю­дей, в отличие от системообразующей, позволяет точно выявить и осмыслить специфику проявления и функционирования на­ционально-психологических явлений.

Принято считать, что в структуру динамической стороны на­циональной психологии входят:

• мотивационно-фоновые национально-психологические особен­ности (к ним относятся такие качества, как работоспособность, деловитость, осмотрительность, степень усердия, инициативно­сти, настойчивости и т. д.), которые характеризуют побудитель­ные силы деятельности представителей той или иной этниче­ской общности, показывают своеобразие их мотивов и целей;

• интеллектуально-познавательные особенности, определяющие своеобразие восприятия и мышления носителей националь­ной психики, выражающиеся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных у пред­ставителей других народов (особое сочетание таких характе­ристик, как степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыслительных операций, специ­фика организации мыслительной деятельности и др., с од­ной стороны, а также соотношение разных по силе, глубине, целостности, активности и избирательности восприятий, пол­ноте и оперативности представлений, яркости и живости вооб­ражения и т. д. — с другой стороны, обусловливают своеобраз­ные параметры интеллектуальной активности и порождают специфические познавательные характеристики мыслитель­ной деятельности представителей разных наций1);

• эмоционально-волевые особенности, обусловливающие функ­ционирование у представителей той или иной этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результатив­ность деятельности (например, хорошо известны интравер-тированность и выдержанность англичан и немцев, большая возбудимость и горячность французов и ирландцев; многие исследователи также пришли к выводу, что наибольшей ус­тойчивостью отличаются волевые процессы у англичан, эстон­цев и китайцев, а более длительные волевые усилия способны проявлять турки, евреи и японцы);

• коммуникативно-поведенческие особенности, охватывающие специфику информационного и межличностного взаимодей­ствия, общения и взаимоотношений представителей конкрет­ных народов (они находят свое проявление во взглядах и внеш­них формах поведения, в специфических приемах и способах передачи и обмена информацией и т. д.).

4. Политическая психология (политико-психологические фе­номены) — это психологические явления и процессы, характери-

1 Например, у французов присутствует математический склад ума и приро­жденная интеллектуальная изобретательность. У англичан — высокая спо­собность к интеллектуальному восприятию мира, слабая скорость мысли­тельных операций, нелюбовь к абстрактным умозаключениям.


зующие деятельность и поведение людей в борьбе за власть и в ин­тересах конкретных политических организаций и являющиеся составной частью общественной психологии, с помощью которой осмысливается система политических отношений в государстве. В свою очередь политика (политические отношения) представ­ляет собой организационную и регулятивно-контрольную сфе­ру жизни общества, одну из важнейших в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. Политика реализуется в борьбе за власть в общест­ве (государстве).

Сущность политической психологии реализуется в результате и процессе отражения политической реальности с учетом соци­альных интересов людей. Ее содержание составляют политиче­ские идеи, теории, взгляды, интересы, настроения и чувства лю­дей, испытывающих влияние политики. Специфика политиче­ской психологии состоит в:

а) высокой степени выражения и отражения социально-классо-
вых интересов людей;

б) активном влиянии политики на другие формы общественного
сознания (право, мораль, религию, науку, искусство и филосо-
фию).

Политическая психология выполняет определенные функции:

1) познавательную, которая призвана представлять систему зна­ний об окружающей политической деятельности людей;

2) оценочную, которая способствует ориентации людей в полити­ческой жизни, оценке политических событий;

3) регулятивную, которая предоставляет людям ориентиры отно­сительно их участия в политической деятельности;

4) интегрирующую, которая способствует объединению социаль­ных групп общества на базе общих ценностей, идей, установок, а прогностическая функция — создает основу для предвиде­ния содержания и характера развития политических явлений и процессов;

5) нормативную, которая служит основой для формирования об­щепринятого образа политического будущего.

Психологическая наука по-своему классифицирует и изуча­ет политические явления, подходя к ним с точки зрения целей, средств и результатов политики. В рамках этих явлений она ис­следует:

• мотивы (потребности), интересы, привычки, взгляды, склонно­сти и убеждения людей, инициирующие их политическую ак­тивность и вызывающие определенные реакции на политиче­ские процессы, а также потребность во власти, лидерстве, до­стижении политических целей; индивидуальные и социально-политические характеристики политического сознания инди­видов и социальных групп с учетом их классовой, националь­ной, конфессиональной и половозрастной принадлежности;

• психологические закономерности политического мышления, его содержательные компоненты и структуру; психологические особенности формирования представлений и взглядов, отно­сящихся к политической деятельности, борьбе за власть, в том числе и политическому соперничеству, лидерству; психологи­ческие закономерности и механизмы принятия политических решений; вопросы выработки специальных методов познава­тельного и интеллектуального стимулирования и контроля политической деятельности, борьбы за власть, ситуативного поведения субъектов и объектов политики;

• индивидуальные и групповые чувства, настроения и пережи-вания, возникающие в ходе политической деятельности и со­провождающие ее; психологические закономерности влияний эмоций и чувств, воли на результативность и содержание дея­тельности субъектов и объектов политики, формирование сим­патий и антипатий, политической фрустрации, напряженно­сти и т. д.;

• наиболее общие закономерности и особенности политическо­го общения, взаимодействия и взаимоотношений как индиви­дов, так и групп людей (в том числе и в зависимости от их при­надлежности к конкретным классам, нациям, конфессиям, профессиональным и половозрастным общностям); психоло­гические особенности социализации субъектов и объектов по­литической деятельности (партийных и беспартийных, лиде­ров и простых участников и т. д.); ролевое поведение людей, вовлеченных в политику, борьбу за власть; психологические механизмы формирования и развития общественного мнения в условиях политической активности; закономерности прояв­ления, роста и снижения общественного интереса к политике; способы и приемы формирования имиджа политических ли­деров; своеобразие руководства и управления в политической деятельности и борьбе за власть; своеобразие зарождения и трансформации стихийных форм политической активности, политического экстремизма и аморализма в политической деятельности и борьбе за власть; особенности функционирова­ния массовых коммуникативных процессов в ходе политиче­ской деятельности и борьбы за власть.

Интерес психологической науки к проблеме власти обуслов­лен тем, что, во-первых, любой человек так или иначе стре­мится к власти над другими людьми, поскольку чувствует в себе определенные внутренние силы для этого, а очень часто и испы­тывает превосходство над ними.

Во-вторых, люди всегда играют (или выполняют) в обще­стве какие-то конкретные социальные роли, каждая из которых может быть (и, как правило, всегда является) неравнозначной ролям других людей. По этой причине каждый индивид во всех случаях или властвует, или подчиняется. Сам этот процесс носит психологически неоднозначный характер, основываясь на господ­стве и подчинении. И если в межличностных отношениях в се­мье, в частной социальной жизни господство и подчинение, как правило, не абсолютизируются, сглаживаются, то в обществен­ной жизни и во взаимоотношениях между общностями людей наличие власти считается необходимым условием существова­ния, хотя это и приводит часто к конфликтным ситуациям, кото­рые порой очень трудно разрешить.

В-третьих, без отношений господства и подчинения (и со­ответственно власти) не может существовать ни одно государст­во, в том числе и демократическое, так как эти отношения необ­ходимы при решении проблем в экономической, политической, культурной, национальной, образовательной и других областях жизни и деятельности.

Власть, властные отношения, таким образом, постоянно опо­средуют поведение, деятельность и поступки людей, кардиналь­ным образом влияют на их внутренний мир и взаимоотношения с другими индивидами. Под их воздействием происходят значи­тельные изменения в обществе и окружающем мире, индивиду­альном и общественном сознании.

С психологической точки зрения, власть — это способность и возможность (личности, группы, класса, нации, партии, госу­дарства и т. д.) осуществлять свою волю с помощью авторитета, права, насилия и других средств, оказывая направляющее воз­действие на деятельность, поведение и жизнь людей в обществе.

В то же время власть, как общественное явление, подчиняется объективным законам, независимым от человеческих представ­лений и стремлений, определяющим и регулирующим процессы социального развития, в которых экономические факторы игра­ют решающую роль. Общественная система в целом (прежде все­го, экономический строй общества) и, в частности, ее влияние на социальный уклад жизни людей определяют фактический до­ступ к власти, характер отношений, методы ее осуществления.

Власти присущи универсальные социальные свойства: все­общность; функционирование во всех сферах общественных от­ношений; способность проникать во все виды деятельности, свя­зывать людей, общественные группы и противопоставлять их.

Научный подход к пониманию власти требует учета многооб­разия ее видов и форм реализации в обществе, тщательного ана­лиза особенностей ее проявления.

Основные функции власти сводятся к следующему:

• формированию политической системы общества; организации его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государствами и обществом, об­щественными группами, классами, ассоциациями, политиче­скими аппаратами и органами государственного управления, партиями, гражданами и т. д.;

• управлению делами общества на разных уровнях; руководству органами власти и политическими, а также неполитическими процессами;

• контролю политических и других отношений и в конечном итоге созданию определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политического режима и го­сударственного строя (открытого или закрытого, замкнутого, отгороженного от других государств), присущей данному го­сударству политической системы, соответствующих им поли­тических отношений и иных политических характеристик об­щества.

Ведущую роль в политике и властных отношениях играют по­литические лидеры. Политический лидер — ведущее лицо поли­тического процесса, осуществляющее объединение и сплочение социальных сил, задающее направление деятельности государст­венным и общественным институтам, политическим движениям, во многом определяющее особенности курса на политические преобразования. Политический лидер выполняет определенные функции:

• планирует политические акции, занимается поиском своих сто­ронников, контролирует и регулирует отношения между ни­ми, ориентирует их на компромиссы или на решительное из­менение политики;

• согласовывает действия институтов власти, приводит их ре­шения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей;

• осуществляет социальный арбитраж, защиту масс от беззако­ния, самоуправства бюрократии, поддержание порядка в об­ществе;

• обеспечивает коммуникацию власти и масс, предотвращение отчуждения граждан от политического руководства;

• обеспечивает поддержку единомышленниками, окружением, обществом своих планов и программ.

Основными психологическими чертами политического лиде­ра являются:

• наличие ясной политической программы, отвечающей интере­сам больших социальных групп;

• популярность, умение нравиться людям, завоевывать их сим­патии;

• политическая воля, готовность брать на себя ответственность;

• острый ум, политическая интуиция и высокая политическая культура;

• организаторский талант и ораторские способности;

• способность повышать свой авторитет.

Классификация политического лидерства достаточно разно­образна. Обычно лидеров подразделяют на виды по социальной природе их авторитета (различают традиционного, бюрократи­ческого и харизматического лидеров), по отношению авторите­та к людям (различают авторитарного и демократического лиде­ров), по отношению к политической системе (различают лидеров функциональных и дисфункциональных, конформистов и нон­конформистов) и по стилю лидерства.

Традиционный лидер — лидер, опирающийся на традиции и ри­туалы. Лидер в этом случае — носитель и знаток последних, а сам тип властвования является достаточно примитивным, отжившим, но еще встречающимся в обществе (монархия).

Бюрократический (рационально-легальный) лидер — опираю­щийся на законы, правила, нормы, в рамках которых властвова­ние связано со знанием и четким соблюдением норм политиче­ской деятельности, их активного использования для достижения поставленных целей (президент, премьер-министр).

Харизматический лидер — лидер, смысл деятельности которого проявляется в особой связи между лидером и его последователя­ми, когда он чувствует себя готовым для осуществления опреде­ленной цели, а они убеждены в наличии у него особых исключи­тельных качеств, способности преодолевать любые трудности, предвидеть на много лет вперед.

Авторитарный лидер — это лидер, стремящийся максимально подчинить своему влиянию партнеров по политической деятель­ности, строго контролировать их активность, жестко пресекать их инициативу.

Демократический лидер — лидер, не ограничивающий строгими рамками активность своих единомышленников, советующийся с ними по наиболее важным вопросам политической деятельности, позволяющий им проявлять инициативу и творчество.

Функциональный лидер — лидер, не выходящий в своей активно­сти за рамки выполнения тех обязанностей, которые предписаны ему правилами политической деятельности.

Дисфункциональный лидер — лидер, не ограничивающийся в сво­ей деятельности логикой и нормами функционирования полити­ческого процесса.

Лидер-знаменосец — лидер, деятельность которого всегда ассо­циируется с отстаиванием главных идей того социального субъек­та, чьи интересы он представляет.

Лидер-служитель — лидер, отдающий всего себя политической деятельности во имя целей своей социальной группы.

Лидер-торговец — лидер, стремящийся реализовать интересы своей социальной группы главным образом посредством заклю­чения политических соглашений с другими социальными субъ­ектами.

Лидер-актер (демагог) — лидер, излишне опирающийся на внеш­ние эффекты своего поведения и обещающий больше на словах, чем на деле.

Лидер-конформист (нонконформист) - лидер, который подчи­няется (или не подчиняется) воздействию своей политической системы.

5. Религиозная психология — это психологические особен­ности взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимо­отношений верующих в бога людей. Религия является одной из форм (наряду с философией, правом, искусством, наукой и др.) общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пыта­ются общаться) с реальностью, но не с той, с которой мы стал­киваемся в повседневной действительности, а с другой — лежа­щей за пределами обыденного опыта и представленной в голове человека в иллюзорно-фантастических образах, представлени­ях, понятиях.

Религия (религиозно-психологические феномены) — особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им ду­ховной и психологической «ниши», идейных и других ориенти­ров и функционирующая в форме верований, практических дей­ствий и переживаний, к которым, как давно уже доказали психо­логи, люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира. Глубинные истоки религии, таким образом, берут свое на­чало в особенностях функционирования человеческой психики. Сами верующие склонны связывать свое первоначальное обра­щение к религии с «чудом», с неожиданным озарением и про­светлением, с приобщением к богу. Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 377 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...