Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Уточнение содержания и границ криминалистической тактики, ее связей с криминалистической техникой и методикой. 11 страница



Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельно­сти, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод — взаимопротиводействие, с появлением которого возникает недо­понимание, а потом и непонимание человека человеком.

Феномен социального восприятия. В ходе взаимодействия люди всегда первоначально воспринимают и оценивают друг друга. В этом проявляется феномен социальной перцепции (соци­ального восприятия) как процесса восприятия и оценки людьми друг друга, особенностями которого являются:

• активность субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, как это имеет место при вос­приятии неодушевленных предметов. И объект, и субъект со­циального восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сто­рону;

• целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено, прежде всего, не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных ин­терпретациях объекта восприятия;

• мотивированность субъекта социальной перцепции, которая свидетельствует, что восприятие социальных объектов харак­теризуется большой слитностью его познавательных интере­сов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, яв­ной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентированности воспринимающего.

Социальная перцепция обычно проявляется как:

1) восприятие членами группы:

а) друг друга;

б) членов другой группы;

2) восприятие человеком:

а) самого себя;

б) своей группы;

в) «чужой группы»;

3) восприятие группой:

а) своего человека;

б) членов другой группы;

4) восприятие группой другой группы (или групп).

Процесс социальной перцепции представляет собой деятель­ность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдае­мого лица или объекта, в результате которой у субъекта социаль­ной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдае­мому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.

В зависимости от этих представлений субъект социальной пер­цепции прогнозирует свои отношения и поведение в различных ситуациях взаимодействия и общения с другими людьми.

Наиболее значимыми факторами восприятия людьми друг друга являются:

• психологическая чувствительность, представляющая собой по­вышенную восприимчивость к психологическим проявлениям внутреннего мира других людей, внимание к нему, устойчивое стремление и желание разобраться в нем;

• знание возможностей, трудностей восприятия другого челове­ка и способов предупреждения наиболее вероятных ошибок вос­приятия, которое основывается на личностных качествах парт­неров по взаимодействию, их опыте взаимоотношений;

• навыки и умения восприятия и наблюдения, позволяющие лю­дям быстрее адаптироваться к их условиям, дают возможность избегать трудностей в совместной деятельности, предотвраща­ют возможные конфликты во взаимодействии и общении.

Качество восприятия обусловлено и таким важным фактором, как условия (ситуация), в которых осуществляется социальная перцепция. Среди них: расстояние, которое разделяет общающих­ся; время, в течение которого длятся контакты; величина поме­щения, освещенность, температура воздуха в нем, а также соци­альный фон общения (наличие или отсутствие кроме активно взаимодействующих партнеров еще и других лиц). Сказываются и групповые условия. Личность, принадлежащая к определенной группе, малой или большой, воспринимает других людей под влиянием особенностей "своей группы.

Существуют определенные функции социального восприятия. К ним относятся: познание себя, познания партнеров по взаимодействию, функции установления эмоциональных отношений, ор­ганизации совместной деятельности.

Обычно они реализуются посредством механизмов стереоти-пизации, идентификации, эмпатии, аттракции, рефлексии и кау­зальной атрибуции.

На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается ус­тойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса воспри­ятия другого человека. Стереотипы представляют собой инстру­мент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сфе­ру социального применения. Например, стереотипы активно ис­пользуются при оценке групповой, национальной или профессио­нальной принадлежности человека.

Идентификация — это социально-психологический процесс по­знания личностью или группой других людей в ходе непосред­ственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних со­стояний или положения партнеров, а также образцов для под­ражания со своими психологическими и другими характеристи­ками.

Идентификация в противоположность нарциссизму играет ог­ромную роль в поведении и духовной жизни человека. Ее психо­логический смысл заключается в расширении круга пережива­ний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому че­ловеку. С другой стороны, идентификация часто выступает эле­ментом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и напряженные состояния.

Эмпатия — это эмоциональное сопереживание другому человеку. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретиру­ют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и безусловно как положитель­ное отношение к партнеру.

Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, друже­ского или более глубокого интимно-личностного отношения. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положитель­ное отношение.

Рефлексия — это механизм самопознания в процессе взаимодей­ствия, в основе которого лежит способность человека представ­лять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зер­кальных отношений друг с другом.

Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция — стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т. е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны на­ходить виновника случившегося, приписывать причину про­изошедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину случивше­гося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены раз­личные закономерности.

Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачи — обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оцен­ка будет различна в случаях, если он был участником (соучастни­ком) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склон­ны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т. е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

Общая характеристика взаимоотношений людей. В процессе производства и потребления материальных благ люди вступают в различного рода отношения, в основе которых, как уже гово­рилось, лежит их взаимодействие друг с другом. В ходе такого взаимодействия возникают общественные отношения. Характер и содержание последних во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия, целями, преследуемы­ми конкретными людьми, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе.

Общественные отношения можно классифицировать на осно­ве разных критериев:

1) по форме проявления общественные отношения делятся на экономические (производственные), правовые, идеологические, политические, моральные, религиозные, эстетические и т. д.;

2) с точки зрения принадлежности к различным субъектам раз­личают национальные (межнациональные), классовые и кон­фессиональные и т. п. отношения;

3) исходя из анализа функционирования связей между людьми в обществе можно говорить об отношениях по вертикали и го­ризонтали;

4) по характеру регламентированности общественные отношения бывают официальными и неофициальными.

Все виды общественных отношений пронизывают в свою оче­редь психологические отношения людей (синоним — «взаимоот­ношения»), т. е. субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различ­ными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. Психологиче­ские отношения — живая человеческая ткань любых обществен­ных отношений.

Разница между общественными и психологическими отноше­ниями состоит в том, что первые по своей природе, если так мож­но выразиться, «материальны», являются следствием определен­ного имущественного, социального и другого распределения ро­лей в обществе и в большинстве случаев воспринимаются как должное, носят в известном смысле обезличенный характер. В общественных отношениях вскрываются, прежде всего, суще­ственные особенности социальных связей между сферами жиз­недеятельности людей, видами труда и общностей.

Психологические же отношения — результат непосредствен­ных контактов между конкретными людьми, наделенными опре­деленными особенностями, способными выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмо­циями и чувствами, т. е. переживанием и выражением индивида­ми или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и группами.

Психологические отношения полностью персонифицированы, так как носят сугубо личностный характер. Их содержание и спе­цифика наполняются, определяются и зависят от конкретных людей, между которыми они возникают.

Отношение, таким образом, — это социализированная связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, его связь с окружающей действительностью и сознанием.

Категория отношения может рассматриваться и как готов­ность к определенному взаимодействию, и как реально дейст­вующая связь в рамках «субъект-объект», «субъект-субъект».

Отношения в рамках «субъект-объект» и «субъект-субъект» не являются идентичными. Так, общим для одной и другой связи выступает, например, активность (или выраженность) отноше­ния, модальность (положительная, отрицательная, нейтральная), широта, устойчивость и т. д.

Вместе с тем существенным различием отношений в рамках субъект-объектной и субъект-субъектной связи являются одно­направленность и взаимность отношений. Только при условии наличия взаимности отношений возможно образование «сово­купного фонда» общего и нового межсубъектного образования (мыслей, чувств, действий). Когда трудно сказать, где свое, а где чужое, и то и другое становится нашим.

Субъект-субъектные отношения характеризуются как посто­янной взаимностью, так и изменчивостью, что обусловливается активностью не только одной из сторон, как это имеет место при субъект-объектных отношениях, где устойчивость больше зави­сит от субъекта, чем от объекта.

Субъект-субъектные отношения, кроме того, включают в себя не только отношения человека с другим человеком, но и отноше­ние к самому себе, т. е. самоотношение. В свою очередь, субъект-объектные отношения — это все отношения личности к дейст­вительности, исключая отношения между людьми и самоотно­шение.

Общим критерием разделения межличностных отношений (синоним: взаимоотношения) на виды выступает привлекатель­ность. К составным элементам взаимной привлекательности-не­привлекательности относятся: «симпатии-антипатии» и «притя­жение-отталкивание».

«Симпатия-антипатия» представляет собой переживаемое удов­летворение-неудовлетворение от реального или мысленного кон­такта с другим человеком.

«Притяжение-отталкивание» есть практическая составляющая этих переживаний. Притяжение-отталкивание в основном свя­зано с потребностью человека быть вместе, рядом. Притяжение-отталкивание часто, но не всегда, связано с переживанием сим­патий-антипатий (эмоциональным компонентом межличност­ных отношений). Такое противоречие возникает часто при одно­направленных отношениях популярности какой-либо личности: «К ней почему-то тянет, без видимого удовлетворения быть вме­сте и рядом».

Можно также говорить и о следующих видах межличностных отношений: отношениях знакомства, приятельских, товарищеских, дружеских, любовных, супружеских, родственных, деструктивных отношениях. Данная классификация основана на нескольких критериях: глубине отношений, избирательности в выборе парт­неров, функции отношений.

Первым и главным критерием является мера, глубина во­влечения личности в отношения. Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности. Наибольшее включение личности, вплоть до индивидуальных характеристик, происхо­дит в дружеских, супружеских отношениях. Отношения знаком­ства, приятельства ограничиваются включением во взаимодейст­вие преимущественно видовых и социокультурных особенностей личности.

Второй критерий — степень избирательности при выборе партнеров для взаимоотношений. Избирательность можно опре­делить как число признаков, значимых для установления и вос­производства отношения. Наибольшую избирательность обнару­живают отношения дружбы, супружества, любви, наименьшую — отношения знакомства.

Третий критерий — различие функций отношений. Под функциями понимается круг задач, вопросов, которые решаются в межличностных отношениях. Функции отношений проявляют­ся в различии их содержания, психологического смысла для парт­неров.

Кроме того, каждое межличностное отношение характеризу­ется определенной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру участия ролевых клише. Общая закономер­ность такова: по мере углубления отношений (например, дружба, супружество в сравнении со знакомством) сокращается дистан­ция, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише.

Существует определенная динамика развития взаимоотноше­ний людей. Изначально правильно формируясь и развиваясь, они во многом зависят от целого ряда факторов: от самих инди­видов, от условий окружающей действительности и социального строя, от последующего формирования контактов и результатов совместной деятельности.

Первоначально завязываются контакты между людьми, пред­ставляющие собой начальную стадию реализации социальных связей между ними, первичный акт социального взаимодейст­вия. От того, как они происходят, зависит восприятие и оценка людьми друг друга. На основе первичных контактов осуществля­ется восприятие и оценка людьми друг друга — непосредствен­ная предпосылка возникновения общения и развития взаимо­отношений между ними. В свою очередь общение представляет собой обмен информацией и является основой развития взаимо­отношений между людьми. Оно позволяет достигать взаимопо­нимания между индивидами или сводит последнее на нет.

Так происходит зарождение содержания отношений между людьми, которое закрепляет социализированные связи между ними, способствует развитию их продуктивной совместной дея­тельности. От того, как происходит этот процесс, зависит эф­фективность совместной деятельности и взаимопонимание. В окончательном итоге на этой основе формируются устойчи­вые отношения между людьми — высшая форма их социального взаимодействия. Они придают стабильность социальной жизни в обществе, способствуют ее развитию, облегчают совместную деятельность индивидов, придают ей стабильность и продук­тивность.

Понятие общения в психологии. Общение — сложный много­плановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной дея­тельности и включающий в себя обмен информацией и выработ­ку единой стратегии взаимодействия. Этот процесс обычно вклю­чен в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Если отношения определяются через понятия «связи», то об­щение понимают как процесс взаимодействия человека с челове­ком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в по­знавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участ­ники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерения­ми, идеями, переживаниями и т. д.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладе­ния особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следовате­ля), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного об­щения. По этой причине в знании его закономерностей, накопле­нии навыков и умений их учета и использования необходимо совершенствоваться.

Каждая общность людей располагает своими средствами воз­действия, которые используются в разнообразных формах кол­лективной жизни. В них концентрируется социально-психологи­ческое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, ска­заниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телеви­дении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории челове­чества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-анали­тическом расчленении общения на составляющие элементы важ­но не терять в них человека как духовную и активную силу, пре­образующую в этом процессе себя и других.

Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона общения отражает взаимодействие че­ловека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожи­дать, и многие другие, связанные с личностью партнера.

Коммуникативная-информационная сторона представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, ин­тересами, настроениями, чувствами, установками и т. п.

Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмо­ций и чувств, настроения в личных контактах партнеров.

Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям со­гласования внутренних и внешних противоречий в позициях парт­неров.

Общение выполняет следующие функции:

1) прагматическую, которая отражает его потребностно-мотива-ционные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью;

2) формирования и развития, которая отражает способность об­щения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совер­шенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сло­жившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы дея­тельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение че­ловека;

3) подтверждения, которая обеспечивает людям возможность по­знать, утвердить и подтвердить себя;

4) объединения-разъединения людей, которая, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способст­вует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в результа­те общения;

5) организации и поддержания межличностных отношений, кото­рая служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоот­ношений между людьми в интересах их совместной деятель­ности;

6) внутриличностная, которая реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достро­енную по типу диалога).

Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть пред­ставлено в своем разнообразии по видам.

В частности, различают межличностное и массовое общение. Первое связано с непосредственными контактами людей в груп­пах или парах, постоянных по составу участников. Второе же — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В пер­вом случае участниками общения являются конкретные лично­сти, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совмест­ных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники вы­ступают как носители определенных ролей (покупатель-прода­вец, учитель-ученик, начальник-подчиненный). В ролевом об­щении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются ис­полняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, ре­шать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризует­ся взаимным противостоянием людей, выражениями неудоволь­ствия и недоверия.

Кроме того, общение может быть личным и деловым. Первое — это обмен неофициальной информацией. Второе — процесс взаи­модействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Первое является исторически более ранней формой взаимодействия лю­дей друг с другом. На его основе в более поздние периоды разви­тия цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Второе же — это взаимодействие при помощи дополни­тельных средств (письма, аудио- и видеотехника).

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Раз­личают вербальные (когда в качестве знаковых систем использу­ются устная и письменная речь) и невербальные средства обще­ния (когда применяются неречевые средства общения).

В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: устная и письменная. Последняя — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Устная же речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а са­мостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регу­лировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации. Среди них выделяют следующие разновидности:

1) визуальные средства общения, к которым относятся:

■ кинесика — движение рук, ног, головы, туловища;

■ направление взгляда и визуальный контакт;

■ выражение глаз;

■ выражение лица;

■ поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста);

■ кожные реакции (покраснение, появление пота);

■ дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

■ вспомогательные средства общения, в том числе особенно­сти телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, та­туировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые) средства общения, в которые входят:

■ паралингвистические, т. е. связанные с речью (интонация,

громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы

и их локализация в тексте);

■ экстралингвистические, т. е. не связанные с речью (смех,

плачь, кашель, вздохи, скрежет зубов, «шмыганье» носом

и т. п.);

3) тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) средства общения, включающие:

■ физическое воздействие (ведение слепого за руку, контакт­ный танец и др.);

■ такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу);

4) олъфакторные:

■ приятные и неприятные запахи окружающей среды;

■ естественный и искусственный запахи человека и др.

Общение имеет структуру, включащую в себя мотивационно-целевой, коммуникационный, интерактивный и перцептивный ком­поненты.

1. Мотивационно-целевой компонент общения. Представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивами общения чле­нов могут быть: а) потребности, интересы одного человека, прояв­ляющего инициативу в общении; б) потребности и интересы обо­их партнеров общения, побуждающие их включиться в общение; в) потребности, вытекающие из совместно решаемых задач. Соот­ношение мотивов общения колеблется от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может носить друже­ственный или конфликтный характер.

Основными целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напря­женности и управление совместными действиями, оказание по­мощи и. влияние на других людей. Цели участников общения мо­гут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.

2.Коммуникационный компонент общения. В узком смысле сло­ва, представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечено выше, обмениваются между собой различными мнениями, инте­ресами, чувствами и т. д. Все это и составляет процесс обмена ин­формацией, которому присущи следующие особенности:

■если в кибернетических устройствах информация только пере­дается, то в условиях человеческого общения она не только пе­редается, но и формируется, уточняется, развивается;

■в отличие от простого «обмена информацией» между двумя уст­ройствами в общении людей он сочетается с отношением друг к другу;

■характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков партнеры могут влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение партнера;

■коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информа­цию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации или деко-дификации. В обыденном языке это значит, что люди «говорят на одном языке».

3. Интерактивный компонент общения. Состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побужде­ниями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде коо­перации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособ­ления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.

4. Перцептивный компонент общения. Проявляется в воспри­ятии друг друга партнерами по общению, взаимном изучении и оценке ими друг друга. Это связано с восприятием внешнего об­лика, поступков, действий человека и их истолкованием. Взаим­ная социальная перцепция при общении очень субъективна, что проявляется и в не всегда правильном понимании целей партнера по общению, его мотивов, отношений, установок на взаимодейст­вие и др.

Важную роль в общении играет его коммуникативный компо­нент, на котором необходимо остановиться особо. Коммуника­ция — это связь, в ходе которой осуществляется обмен информа­цией между людьми в ходе межличностных отношений. Ей при­сущ ряд специфических особенностей:





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 465 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...