Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Уточнение содержания и границ криминалистической тактики, ее связей с криминалистической техникой и методикой. 4 страница



3. Мышление — это психический познавательный процесс от­ражения существенных связей и отношений предметов и явле­ний объективного мира, с помощью которого человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и вообра­жения. В восприятиях и представлениях внешние явления отра­жаются так, как они воздействуют на органы чувств: в красках, формах, движении предметов и т. д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем созна­нии не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.

Сущность любого объективного явления может быть познана лишь тогда, когда оно будет рассматриваться в органической свя­зи с другими. В процессе восприятия, например, дерева человек, отражая в своем сознании ствол, ветви, листья и другие части и особенности именно данного отдельного, конкретного предмета, может воспринимать это дерево изолированно от других явле­ний, любоваться его формой, свежестью зеленой листвы, причуд­ливыми изгибами ствола. Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явле­ния, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен от­разить в своем уме также и отношения этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность дерева, если не выяснить, какое значение для него имеют химический состав почвы, влага, воздух, солнечный свет и пр. Только отражение этих связей и отношений позволяет человеку понять функцию корней и листьев дерева, ту роль, которую они играют в кругово­роте веществ в растительном мире.

Сам предмет отражается в процессе мышления иначе, чем в восприятии; в мышлении мы не только выделяем отдельные части предмета (это возможно и в восприятии), но и стараемся понять, в каких соотношениях эти части находятся друг с дру­гом. Мышление позволяет приникнуть в сущность явлений толь­ко одним путем — через отражение тех связей и отношений, ко­торые имеются у данного явления, с другими явлениями. Это от­ражение связей и отношений не может осуществиться, если мы не отрешимся от конкретных особенностей предмета и не станем мыслить о нем в самом общем виде. В процессе мышления кон­кретный образ единичного предмета (данный дуб, данная береза) отходит на задний план. Мы мыслим теперь уже о дереве вооб­ще, которое может быть и дубом, и березой, и деревом любой другой породы.

Процесс мышления характеризуется следующими особенно­стями.

1.Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанав­ливая связи и отношения между предметами и явлениями объек­тивного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2.Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления че­ловек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наи­более общие связи и закономерности окружающего мира.

3.Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы все­гда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемого явления.

4.Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда нахо­дятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобще­ния, так как слова по своей природе являются совершенно особы­ми раздражителями, сигнализирующими о действительности в са­мой обобщенной форме.

5.Мышление человека органически связано с практической дея­тельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешне­го мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возни­кающим перед человеком в процессе труда и других видов дея­тельности, направленных на переустройство окружающего мира.

Содержание мышления многообразно.

Во-первых, оно проявляется через его операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизацию.

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Он позволяет понять состав­ные части объекта, которые имеют большое значение для его ос­мысления.

Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от час­тей к целому. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей.

Сравнение — это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и вы­явлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаем их и глубже проникаем в их своеобразие.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на от­влечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция позволяет про­никнуть «в глубь» предмета, выявить его сущность, образовав со­ответствующее понятие об этом предмете.

Обобщение — это объединение многих предметов или явлений но какому-то общему признаку. Оно позволяет нам отразить в своем сознании всю сущность явления.

Конкретизация — это движение мысли от общего к частному. Благодаря конкретизации наше мышление становится жизнен­ным, за ним всегда чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность.

Во-вторых, содержание мышления проявляется через его формы: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие — это отражение в сознании человека общих и сущест­венных свойств предмета или явления.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой ут­верждаются или отражаются связи между предметами и явления­ми действительности. Оно позволяет в словесной форме отнести предметы или явления к определенному классу.

Умозаключение — это выделение из одного или нескольких суж­дений нового суждения. В ряде случаев умозаключение определя­ет истинность или ложность суждений.

В-третьих, содержание мышления проявляется в функцио­нировании его видов: наглядно-действенного, образного, отвле­ченного.

Наглядно-действенное мышление — это мышление, непосредст­венно включенное в деятельность.

Образное мышление — это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное мышление — это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представля­ются.

И, наконец, мышление проявляется через его способы: индук­цию и дедукцию..

Индукция — это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу. Например, наблю­дая в одном-двух случаях особенности того или иного предмета, мы распространяем это положение на все случаи использования всех его видов, хотя они и не наблюдались нами.

Дедукция — это способ мышления, осуществляющегося в поряд­ке, обратном индукции. Например, чтобы доказать, что данный угол в треугольнике больше другого, строят следующее дедуктив­ное умозаключение: известно и ранее доказано, что в треугольни­ке против большей стороны всегда лежит и больший угол; данный угол лежит против большей стороны; из этих двух достоверных положений делается вывод: данный угол больше другого.

4. Речь. Речью называется процесс практического примене­ния человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык же — средство общения людей друг с другом. В процессе обще­ния люди выражают с его помощью мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совместной дея­тельности. Язык и речь, как и мышление, возникают и развива­ются в процессе и под влиянием труда. Они являются достояни­ем только человека: у животных нет ни языка, ни речи.

Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав слов устной речи, имеют сложное физическое строение; в них разли­чают частоту, амплитуду и форму колебания воздушных звуко­вых волн.

Специальное значение в звуках речи имеет их тембр, в основе которого лежат обертоны, сопровождающие и дополняющие ос­новной тон звука речи. Входящие в состав речевого звука обер­тоны («гармоники») всегда находятся по числу колебаний звуко­вой волны в кратном отношении к основному тону. Все гласные и согласные звуки речи обладают характерными для них гармо­никами, что и позволяет нам воспринимать их очень дифферен­цированно.

Звуки речи (гласные и согласные) отличаются друг от друга по форме звучания и называются фонемами. В образовании фо­нематических особенностей звуков речи большую роль играет артикуляция, т. е. очень дифференцированное изменение поло­жения языка, губ, зубов, твердого и мягкого неба при прохожде­нии выдыхаемого воздуха через полость рта. В результате полу­чаются гортанные («г»), губные («б»), носовые («н»), шипящие («ш») и другие звуки.

Фонемы занимают одно из важных мест в устной речи, ее по­нимании другими людьми. Будучи включенными в звуковой со­став различных слов, они позволяют очень тонко дифференциро­вать их смысловое значение. Достаточно изменить хотя бы один звук из составляющих слово, чтобы тотчас же оно приобрело иной смысл. Эту функцию выполняют как гласные (сравните, напри­мер, «пар» и «пир»), так и согласные фонемы («пар», «шар»).

Выделяют следующие свойства речи:

• содержательность, которая определяется количеством выра­женных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительно­стью и соответствием действительности;

понятность, которая достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответст­вующих местах пауз или выделения слов с помощью логиче­ского ударения;

выразительность, которая связана с ее эмоциональной насы­щенностью (по своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной);

воздейственность, которая заключается в ее влиянии на мыс­ли, чувства и волю других людей, на их убеждения и пове­дение.

Речь выполняет определенные функции:

выражения, заключающуюся в том, что, с одной стороны, бла­годаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразитель­ность речи, ее эмоциональность значительно расширяет воз­можности общения;

воздействия, выраженную в способности человека посредством речи побуждать людей к действию;

обозначения, состоящую в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действитель­ности присущие только им названия;

сообщения, проявляющуюся в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.

Существуют определенные виды речи:

устная речь — это общение между людьми посредством про­изнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людь­ми на слух — с другой;

монологическая речь — это речь одного человека, в течение от­носительно длительного времени излагающего свои мысли;

диалогическая речь — это разговор, в котором участвуют не ме­нее двух собеседников;

письменная речь — это речь посредством письменных знаков;

внутренняя речь — это речь, не выполняющая функции обще­ния, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Эмоциональные процессы и образования в психике человека

Миру психических явлений насыщенность и различные оттенки придают эмоции, чувства, воля и психические состояния, а пси­хические образования (знания, навыки, умения) насыщают его сложным и многогранным содержанием.

1. Эмоции и чувства. В отличие от познавательных процес­сов, в которых действительность отражается в виде ощущений, восприятий, понятий, мнений, в эмоциях и чувствах объективная реальность отражается в форме переживаний, в ее соответствии или несоответствии потребностям и интересам человека.

Все эмоции и чувства предметно соотнесены и двухвалент­ны — они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответ­ствующие потребности).

Чувства — это психический процесс переживания человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Эмоции, в свою очередь, представляют собой непосредственную форму выражения чувств.

Как психические процессы чувства и эмоции обладают сле­дующими особенностями:

• носят субъективный характер (они субъективны в том смыс­ле, что всегда выражают личное положительное или отрица­тельное отношение человека к объективной действительности; вместе с тем они выражают и внутренние состояния данного человека, испытываемые им);

• вызывают удовольствие или неудовольствие (могут нравиться или не нравиться — то или иное событие может обрадовать или огорчить, оно переживается как приятное или неприят­ное);

• отражают характер взаимодействия организма со средой (за­висят и от свойств объективных воздействий, и от особенно­стей ее раздражителей);

• имеют очень большое многообразие (например, огорчение, ра­дость, страх или печаль могут переживаться одним и тем же человеком в бесконечном разнообразии оттенков и степенейинтенсивности в зависимости от вызвавших их причин, усло­вий деятельности, которой он занят, предшествующих собы­тий, значимости явления для данной личности, ее индивиду­альных особенностей и т. п.);

• вызывают успокоение или возбуждение (могут активизировать или затруднять деятельность и поведение людей).

Чувства и эмоции многообразны. По сложности они делятся на интеллектуальные, нравственные и эстетические.

Интеллектуальные чувства -- это чувства, связанные с познава­тельной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

Нравственные чувства — это переживания, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, прин­ципами и традициями.

Эстетические чувства — это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетиче­ских потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и без­образного, возвышенного или низменного и т. д.

По направленности чувства делятся на стенические и астени­ческие.

Стенические чувства — это чувства, активизирующие деятель­ность человека.

Астенические чувства — это чувства, вызывающие пассивность.

И стенические, и астенические чувства одинаково значимы. Их правильная оценка зависит от определенного рода обстоя­тельств.

По силе чувства делятся на настроения, аффекты и страсти.

Настроения — это слабо выраженные эмоциональные пережива­ния, отличающиеся значительной длительностью и слабым осоз­нанием причин и факторов, их вызывающих. Само их название указывает на то, что настроения медленно развиваются и пережи­ваются в течение длительного периода. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент. Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Когда же человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко быстро у него проходит.

Аффекты — это переживания большой силы, с коротким перио­дом протекания. Они протекают очень бурно и интенсивно, но от­личаются кратковременностью, а также имеют своеобразные осо­бенности проявления эмоциональной выраженности. Им свойст­венна известная безотчетность эмоционального переживания и его слабая осмысленность.

Страсти, в свою очередь, представляют собой сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной на­правленностью на достижение цели. Он возникают при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-ли­бо цели и помогают этому достижению.

Остановимся подробнее на каждом из этих эмоциональных состояний.

Настроения представляют собой ситуативно обусловленные, как правило, доминирующие эмоции и чувства, усиливающие или ослабляющие психическую деятельность на протяжении более или менее длительного периода. Они отличаются следующими особенностями:

1)слабая интенсивность эмоционального переживания. В отличие от других эмоций настроения характеризуются слабо выражен­ной интенсивностью эмоционального переживания. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления. Если это грустное на­строение, то оно выражено неярко и не имеет в своей основе ин­тенсивных нервных возбуждений;

2)значительная длительность эмоционального переживания. На­строения — это всегда более или менее продолжительные состоя­ния. Вызываемые им соответствующие эмоции медленно разви­ваются и переживаются в течение длительного периода;

3) неясность, «безотчетность» переживаний. Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Находясь в том или другом настроении, не всегда можно объяснить, что явилось его причиной, связать его с опреде­ленными объектами, явлениями или событиями;

4)своеобразный диффузный характер. Настроения накладыва­ют свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент. В одном настроении выполняемая работа ка­жется легкой, приятной, человек добродушно реагирует на по­ступки окружающих лиц, при другом настроении та же самая ра­бота кажется тяжелой, неприятной, а те же самые поступки дру­гих людей воспринимаются как грубые и несносные.

Важно уметь управлять своими настроениями, а для этого необ­ходимо знать причины и обстоятельства, которые их вызывают. Такие причины подразделяют на следующие группы:

а) различные органические процессы и состояния. Например, бо-
лезненные процессы в организме часто являются причиной асте-
нических настроений, которые могут длиться долгое время, вызы-
вая плохое настроение. Когда же человек здоров, хорошо выспался,
у него появляется настроение жизнерадостности и бодрости;

б) особенности окружающей человека внешней среды, в которой
ему приходится жить и работать. Внешние раздражения являются
очень сильными возбудителями настроений: чистота или грязь,
шум или тишина, чистый или спертый воздух, бодрая или раздра-
жающая музыка, окраска стен помещений, в которых приходится
жить и работать, архитектурные формы зданий — все это опреде-
ленным образом действует на нервную систему человека и вызы-
вает соответствующие настроения;

в) особенности взаимоотношений между людьми. Настроение лю-
дей, с которыми мы общаемся, часто невольно передается и нам.
Когда человек встречает у других приветливое к себе отношение,
у него появляется стеническое настроение, и наоборот, проявлен-
ное по отношению к нему неуважение, раздраженное, злое лицо
собеседника вызывают плохое настроение;

г) эмоционально окрашенные мысли и представления, в которых
выражается удовлетворенность или неудовлетворенность своим
поведением, результатами своей работы, поступками и характе-
ром других людей, их предполагаемыми или действительными
чувствами и отношениями к нам и т. п.

Аффект — внезапно возникшее в острой ситуации чрезмерное нервно-психологическое перевозбуждение, проявляющееся во вре­менной дезорганизации сознания и в крайней активизации им­пульсивных действий. Его отличительными особенностями яв­ляются:

1) бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, недавать себе отчета в происходящих событиях и в своих собст­венных поступках;

2) кратковременное, отличающееся своеобразными особенностя­ми течение эмоционального переживания. Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и очень бы­стро себя изживает;

3) известная безотчетность эмоционального переживания. В со­стоянии аффекта человек иногда совершенно не понимает, что он делает, не в состоянии руководить своими действиями и поступками, не способен держать себя в руках, он полностью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо сознает его характер и значение;

4) резко выраженный диффузный характер эмоционального пе­реживания. Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменя­ются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности. Многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в но­вом свете, происходит ломка сложившихся ранее установок личности.

Страсти также имеют свои особенности. Они отличаются:

• особой силой, влияющей на все стороны жизни и деятельно­сти каждого индивида;

• глубиной, ясностью и отчетливостью переживаний, когда че­ловек может объяснить, что явилось причиной его страсти, всегда связывает ее с определенными объектами, явлениями или событиями;

• длительностью и устойчивостью переживаний, которые спо­собствуют настойчивому стремлению людей к достижению определенных целей, контролю их сознания в процессе пред­принимаемых действий и поступков.

2. Психические состояния человека. В отличие от психиче­ских процессов психические состояния отражают внутренний ритм и биологические потенциалы человека, которые окрашивают его деятельность определенным фоном, нацеливают на определен­ную активность. Это и определенный уровень работоспособно­сти и качества функционирования психики человека, характер­ный для него в каждый данный момент времени.

Психические состояния многообразны. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апа­тию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность и др.

Психические состояния представляют собой функциональные проявления психики человека, обеспечивающие определенный уровень динамического взаимодействия его организма с внеш­ней средой в процессе деятельности:

а) адекватную мобилизацию организма, когда все его системы рабо-
тают оптимально и соответствуют требованиям деятельности;

б) динамическое рассогласование, при котором различные систе-
мы организма не полностью или недостаточно качественно
поддерживают его деятельность.

Важно уметь управлять и учитывать психические состояния, а для этого необходимо знать причины и обстоятельства, кото­рые их вызывают. Такие причины подразделяют на следующие группы:

а) различные органические процессы (например, болезненные про-
цессы в организме часто являются причиной появления со-
стояний пассивности и апатии, которые могут держаться до-
статочно долгое время);

б) особенности окружающей человека внешней среды, в которой
ему приходится жить и работать (например, внешние раздра-
жения также являются источниками как активности, эйфории,
душевного подъема, так и усталости, апатии и пассивности
людей: чистота или грязь, шум или тишина, чистый или спер-
тый воздух, бодрая или раздражающая музыка, окраска стен
помещений, в которых приходится жить и работать — все это
определенным образом действует на нервную систему челове-
ка и вызывает соответствующие эмоциональные состояния);

в) особенности взаимоотношений между людьми (например, ко-
гда человек встречает у других приветливое к себе отношение,
у него появляется душевный подъем, и наоборот, проявленное по отношению к нему неуважение, раздраженные, злые лица окружающих вызывают отчуждение).

3. Воля. В жизни мы наблюдаем, как человек работает, учит­ся, отдыхает, занимается любимым делом. Мы видим, как дли­тельное время он стремится к намеченной цели, напрягает физи­ческие и умственные силы, преодолевает массу преград, сдержи­вает охватившее его чувство, отказывается от чего-то приятного во имя дела, не приносящего особой радости и удовольствия, но диктуемого необходимостью. Во всем этом проявляется воля человека — его способность сознательно управлять своим пове­дением, мобилизовывать все свои силы на достижение постав­ленных целей. В психической деятельности она выполняет две взаимосвязанные функции: активизирующую и тормозящую, т. е. представляет собой форму не только умения чего-либо добиться, но и умения отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля обеспе­чивает переход от познания и переживаний человека к практиче­ской деятельности, к изменению действительности в связи с по­требностями, интересами человека. С ее помощью человек орга­низует деятельность и управляет своим поведением.

Воля проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью. Их особенностями являются:

1) сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить, че­ловек должен сознательно поставить перед собой цель и моби­лизовать себя на ее достижение;

2) связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал;

3) связь с движениями. Для реализации своих целей человек все­гда двигается, изменяет формы активности.

Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акты, каждый из которых имеет свою структуру и осо­бенности. В структуру сложного волевого действия включают: побуждение к совершению волевого действия, представление и ос­мысление цели действия, представление средств, необходимых для достижения намеченной цели, намерение осуществить данное действие и выполнение принятого решения.

1.Побуждение к совершению волевого действия. В роли побу­дительных сил конкретных волевых действий выступают опреде­ленные потребности и мотивы человека. Они могут быть самыми различными. Но в любом случае они заставляют активно рабо­тать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.

2.Представление и осмысление цели действия. В процессе воле­вого действия может возникать борьба мотивов (т. е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), ко­торая служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба мо­тивов показывает способности человека напрягаться, прилагать усилия, заставляет задумываться об ответственности за последст­вия, связанные с достижением или недостижением поставленной цели, т. е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.

3.Представление средств, необходимых для достижения наме­ченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого дей­ствия, но и средства и способы ее достижения, от правильного ис­пользования которых зависит достижение конкретного результата.

4.Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек принимает решение. Сделать это, значит от­граничить одно желание от других и таким образом создать иде­альный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобили­зовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое уси­лие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.

5.Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании за­мысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умст­венном навыке, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее.

Волевой акт совершается при большем или меньшем напря­жении. Это так называемое волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправ­ленного действия или удержание от него. Например, одному школьнику не требуется большой энергии для того, чтобы при­ступить к выполнению домашних заданий по математике и закон­чить их, другому — необходимо потрудиться, «попотеть», чтобы справиться с заданием. И в первом, и во втором случае усилие не­обходимо, но интенсивность его будет различной. Разная степень волевого усилия может проявиться и у одной личности, посколь­ку не ко всем делам она одинаково подготовлена и расположена.

Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта, но воз­никает оно в связи с затруднениями. Препятствия, отражаясь в сознании, порождают состояние напряженности, освободиться от которого можно либо отказавшись от преодоления трудно­стей, следовательно, от цели, либо путем волевого усилия пре­одолев их в практической деятельности.

Принято различать простые и сложные волевые действия. Про­стые, как правило, имеют два звена — представление цели и ис­полнение. В них одно звено следует за другим тотчас, без проме­жуточных звеньев. В сложном волевом действии отчетливо обо­значены все пять указанных звеньев.

4. Психические образования человека. Психические образо­вания — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опы­та, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навы­ков и умений. Они представляют собой результат жизненного опыта и специальных упражнений человека и позволяют выпол­нять любую деятельность автоматизировано, без особых затрат умственной и двигательной энергии. Знать специфику содержа­ния и проявления психических образований — значит идти по пути дальнейшего познания мира психических явлений.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 442 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...