Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Уточнение содержания и границ криминалистической тактики, ее связей с криминалистической техникой и методикой. 3 страница



Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качествен­но новым характером отражения человеком окружающей дейст­вительности, реализующимся через конкретные их свойства: из­бирательность, предметность, апперцепцию, осмысленность, кон­стантность, целостность.

Избирательность восприятия — способность человека восприни­мать лишь те предметы, которые представляют для него наиболь­ший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребно­стей личности.

Предметность восприятия представляет собой способность чело­века отражать окружающую действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.

Апперцепция — это зависимость восприятия от прежнего опы­та человека. Так, в восприятии одного и того же предмета раз­ными людьми бывают различия в зависимости от поставлен­ной задачи, установки, психического состояния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию лично­сти. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое от­ношение.

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые че­ловеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т. д. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправлен­ное использование.

Константность восприятия — это постоянство в восприятии, ко­торое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу дру­гих известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянст­во воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе ин­дивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каж­дом шаге, повороте, движении, изменении освещения люди стал­кивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно раньше.

Целостность восприятия выражается в том, что образы отражае­мых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

Большое значение в функционировании восприятий и прояв­лении их свойств играют физические характеристики самих пред­метов и психофизические закономерности их проявления в ходе собственно восприятия человеком. По этой причине форма, ве­личина, глубина, удаленность, линейная и воздушная перспекти­ва должны правильно отражаться органами чувств.

Восприятие формы, величины и глубины предметов — это сложный процесс, который осуществляется с помощью зритель­ного, тактильного и кинестетического анализаторов. Основой его является изображение предмета на сетчатке глаза. Однако одно только зрение не может обеспечить правильное восприятие фор­мы предметов. Необходимым условием создания образа формы предмета становится движение глаз. Аналогичный процесс имеет место и в осязательном восприятии. Чтобы определить форму предмета на ощупь, этот предмет берут в руки, поворачивают его, прикасаются к нему с разных сторон. Таким образом, форми­рующийся образ предмета складывается на основании объедине­ния в комплекс зрительных, тактильных и кинестетических ощу­щений.

Основную роль при восприятии глубины удаленности, линей­ной и воздушной перспективы играет бинокулярное зрение. Изо­бражения на сетчатках правого и левого глаза не совсем одина­ковы. При одновременном рассматривании предмета двумя гла­зами соответствующие возбуждения от правого и левого глаз интегрируются в корковом отделе зрительного анализатора и дают впечатление объемности воспринимаемого предмета, его удален­ности, линейной и воздушной перспективы.

Восприятие пространства — это восприятие объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленно­сти и направления, в котором они находятся. Оно осуществляет­ся с помощью зрительного, тактильного и кинестетического ана­лизаторов.

Восприятие объемности и удаленности предметов осуществ­ляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения. Моно­кулярное зрение (с помощью одного глаза и с помощью измене­ния толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, правда, в очень ограниченных пределах. Восприятие удаленности предметов осуществляется главным образом посред­ством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутст­вующей ему конвергенции — сведения зрительных осей глаз на фиксируемом предмете. По мере удаления предметов от наблю­дателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером этого может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др.

Восприятие объемности предметов определяется также раз­мером их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от на­блюдателя. При одинаковом удалении предметов большее изо­бражение на сетчатке глаза получается от большего предмета, меньшее — от меньшего предмета. Однако при разной удален­ности меньший, но находящийся ближе к нам предмет дает большее изображение на сетчатке, чем предмет больший, но расположенный дальше. И все же человек правильно восприни­мает предметы: первый — как меньший, второй — как больший. Подобная константность восприятия величины предметов объ­ясняется тем, что оно определяется не только величиной образа на сетчатке глаза, но и напряжением глазных мышц, приспосаб­ливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях. Они и вносят поправки в восприятие величины и объема пред­метов.

Восприятия в то же время могут быть неправильными или ис­каженными — иллюзиями. В частности, зрительные иллюзии — это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Известно много видов таких иллюзий, например:

а) переоценка вертикальных линий (из двух линий одинакового
размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как
значительно большая по сравнению с горизонтальной);

б) неправильное восприятие величины предмета или объекта (на-
пример, высокий человек рядом с низким кажется еще выше,
чем он есть на самом деле; кружки одинакового диаметра ка-
жутся разными в зависимости от того, окружают ли их боль-
ший или меньший; одинаковые предметы кажутся разной
величины, если они воспринимаются как находящиеся в из-
вестном удалении друг от друга, при этом предмет, располо-
женный ближе, кажется меньше, а далекий — больше своей
действительной величины).

Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по кото­рому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.

Восприятие времени — это отражение в сознании человека объективной длительности, скорости и последовательности яв­лений действительности. Специального, самостоятельного ана­лизатора времени нет. В основе восприятия времени лежит рит­мическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нерв­ной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время.

В лабораториях И. П. Павлова эти рефлексы вырабатывались у животных, когда их кормили через строго определенные проме­жутки времени. Если пищу давали через каждые 30 минут, то по­сле ряда опытов выделение слюны у животных начинало появ­ляться ровно на 30-й минуте. Следовательно, время представляет собой такой же раздражитель, как и материальные предметы и явления.

Однако наиболее точную дифференцировку промежутков вре­мени дают кинестезические и слуховые ощущения. Движения всегда характеризуются ярко выраженной растянутостью, дроб­ностью, они дают отчетливое впечатление определенной быстро­ты и последовательности, что особенно важно с точки зрения восприятия временных промежутков.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явле­ний другими, а также связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодиче­ски повторяющиеся процессы в природе. Однажды воспринятое явление останется в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осоз­нается как прошедшее.

Восприятие длительности явлений. Доказано, что человек мо­жет точно воспринимать краткие промежутки времени не более 0,75 секунд путем специальной тренировки в различении микро­интервалов времени. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяю­щие делить время на определенные отрезки.

Восприятие темпа — это отражение скорости, с которой сме­няют друг друга отдельные стимулы совершающегося во време­ни процесса (например, чередование звуков).

Восприятие ритма — это отражение равномерного чередова­ния стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.

Восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего воспринимают:

• характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, под­тягивание и т. п.);

• форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т. п.);

• амплитуду (размах) движения (полная, неполная);

• направление движения (направо, налево, вверх, вниз);

• продолжительность движения (краткое, длительное);

• скорость движения (быстрое или медленное движение; при циклических движениях — быстрый или медленный темп);

• ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляю­щееся, плавное, прерывистое).

Восприятие движений обусловливается взаимодействием раз­личных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибуляр­ного, слухового и др.

3. Представление — это психический познавательный про­цесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов пред­метов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Сущность представлений состоит в отра­жении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и содержа­щейся многообразной информации о нем, сохранившейся в го­ловном мозгу, которая впоследствии под влиянием конкретных воздействий превратилась в систему сигналов, управляющих на­шим поведением.

Важнейшей характеристикой этого процесса является сиг­нальная функция. Считая наши представления первыми сигнала­ми действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность, И. П. Павлов показал, что они складываются по механизму условного рефлекса. Благодаря это­му любые представления сигнализируют о конкретных явлени­ях действительности. Отличительной особенностью сигнальной функции, например, двигательных представлений, является то, что в них сигнальное значение приобретают не только свойства двигательного акта (форма, направление движения, развиваемые усилия и др.), но и все системы организма, участвующие в осу­ществлении движений.

Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализиру­ются именно те стороны, напр., двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

Настроечная функция представлений проявляется в ориента­ции деятельности организма человека на определенные парамет­ры отражения воздействий окружающего мира.

Существует достаточно большое разнообразие представлений, тем не менее, их все можно классифицировать по определенным критериям:

1)по видам анализаторов, которые в них задействованы: обыч­но различают зрительные (образ человека, предмета, пейзаж), слуховые (представления музыкальной мелодии), обонятельные (представление запаха эфира), осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее), двигательные (пред­ставление движений своего тела при прыжке) и др. Деление представлений на виды по анализаторам довольно условно: при нем руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто представления воз­никают на основе деятельности двух или нескольких анализато­ров, они формируются в процессе деятельности человека, поэто­му в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двига­тельный, у химика — обонятельный и т. д.;

2) по степени обобщенности. В этом случае говорят о единич­ных и общих представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными). Единичные — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета. Об­щие — представления, обобщенно отражающие ряд сходных пред­метов;

3) по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные. Первые — это пред­ставления, возникающие спонтанно, без активизации воли и па­мяти человека. Вторые — это представления, возникающие у че­ловека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели;

4) по продолжительности и тогда они бывают оперативными, кратковременными и долговременными. Первые — это представ­ления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслужи­вания оперативных интересов его деятельности. Например, опе­ратору РЛС для выполнения элементов своей сложной деятель­ности необходимо постоянно активизировать наборы различного рода представлений для определения типа самолета, отметка о наличии которого появилась на его дисплее локатора. Вторые же — это представления очень непродолжительные по времени. Например, школьнику на занятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого представления, которые он потом может и за­быть. Долговременные представления — это представления, ко­торые сохраняются в памяти человека и используются им дли­тельное время и достаточно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления.

4. Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности. Че­ловек может представлять себе окружающий мир в несколько ошибочном плане и даже искаженно (например, наделяя его ми­фическими существами, создавая и развивая различные религи­озные верования и т. п.). Такое искаженное представление мира нередко приобретает черты твердых понятий и убеждений, кото­рые с трудом поддаются исправлению. Но в целом при правиль­ной опоре на данные прошлого опыта воображение является для человека могучим средством познания мира и его перестройки.

В целом воображение представляет собой изменение и преоб­разование человеком своих представлений на основе:

• вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства (таково, например, представление од­ной формы каменного орудия как пригодной для резания, дру­гой — как колющей; представление о величине палки как сред­стве удлинить руку);

• изменения величины, размеров объектов в сторону преувели­чения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с дей­ствительными и создание таким путем всевозможных фанта­стических образов (великанов, гномов и т. д.);

• соединения в своем воображении вычлененных из разных объ­ектов их частей или элементов и создание таким путем мыс­ленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, челове­ко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);

• конструирования предмета в связи с его назначением, напри­мер копья; мысленное наделение этого орудия свойствами по­ражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение уда­ра, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

• мысленного усиления какого-либо свойства или качества, при­дания этому свойству несоразмерно большого или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

• переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

• мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящего к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противо­положными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);

• создания нового образа в результате обобщения черт, наблю­давшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в ху­дожественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителя­ми которых они являются).

Учитывая особенности и причины возникновения, различают несколько видов воображения.

1. Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображе­ние — это создание новых образов без каких-либо внешних побу­дителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без опреде­ленного намерения со стороны человека, при ослаблении созна­тельного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопро­извольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

2.Произвольное (активное, преднамеренное) воображение — со­здание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представ­ляет собой преднамеренное построение образов в связи с созна­тельно поставленной задачей в том или другом виде деятельно­сти.

3.Мечта — это образ желаемого будущего. В своих мечтах люди рисуют яркие картины этого будущего в самых различных облас­тях своей деятельности: мечтают о будущих межпланетных и звездных перелетах, строят в своем воображении необходимые для этого космические корабли, оснащают их пока еще не создан­ными сложными приборами и двигателями, представляют себе реальную обстановку и условия этих полетов; мечтают об откры­тиях и способах применения новых видов энергии, об изобрете­нии еще не виданных мощных машин, которые навсегда освободят человека от тяжелого физического труда; о научных открытиях, призванных дать человеку неиссякаемую власть над силами при­роды; о создании замечательных произведений искусства, способ­ных облагородить человека; о переустройстве человеческого об­щества на справедливой социальной основе, об уничтожении на земле нищеты, имущественного неравенства, всяких форм экс­плуатации человека человеком и т. д. и т. п.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются сле­дующими особенностями:

а) ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями
и частностями;

б) слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению
мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах
(в виде некоторой пока еще тенденции);

в) эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательно-
стью для мечтающей личности;

г) стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осу­ществимости, со страстным стремлением к претворению ее в дей­ствительность.

4.Творческое воображение — это создание новых образов в про­цессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь ото­бразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают худо­жественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих об­разах отражаются личность писателя, художника, его мировоззре­ние, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

5.Воссоздающее (репродуктивное) воображение — это вообра­жение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет ме­сто в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспри­нимался, Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описа­ние его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

Внимание, память, мышление и речь

Внимание, память, мышление и речь входят в число познава­тельных процессов человека и обеспечивают ему возможность сохранять в сознании запечатленное, выражать последнее и пере­давать его другим людям.

1. Внимание — это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Оно не является процессом отражения действительности, а представляет собой одну из сторон психической деятельности — ее динамику и вы­ражается, прежде всего, в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий.

Внимание характеризуется рядом свойств: концентрацией, из­бирательностью, распределением, объемом, интенсивностью, ус­тойчивостью, отвлекаемостъю.

Концентрация внимания представляет собой способность чело­века сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлека­ясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

Избирательность внимания — это его сосредоточение на наибо­лее важных предметах.

Распределение внимания — это возможность человека иметь в со­знании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества од­новременных операций.

Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с оди­наковой степенью ясности и отчетливости в один момент.

Интенсивность внимания характеризуется относительно боль­шей затратой нервной энергии на выполнение данного вида дея­тельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психи­ческие процессы протекают с большей ясностью, четкостью и бы­стротой.

Устойчивость внимания — это его способность задерживаться на восприятии данного объекта.

Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсут­ствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

Внимание может быть преднамеренным, сосредоточенным и не­преднамеренным. Каждый из видов внимания зависит в то же время от ряда условий, в которых он осуществляется.

Преднамеренное (произвольное) внимание — это внимание, ко­торое возникает в результате сознательных усилий человека, на­правленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены: задача и сознательная программа действий, цель деятельности, активность личности, опосредованный характер ее интересов. Его основная функция — активное регулирование психических про­цессов. Оно характеризуется целенаправленностью, организован­ностью, повышенной устойчивостью.

Целенаправленность определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности. Преднамеренное внимание вызывают не все объекты, а только те, которые связаны с задачей, выполняемой и данный момент; из многих объектов выбираются те, которые необходимы при выполнении данного вида деятельности.

Организованность преднамеренного внимания означает, что мы заранее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету, сознательно направляем на него свое внимание, прояв­ляем умение организовать необходимые для данной деятельности психические процессы.

Повышенная устойчивость преднамеренного внимания позволяет организовать работу на протяжении более или менее долгого вре­мени. Она связана с планированием этой работы.

Сосредоточенное внимание — это внимание, направленное на ка­кой-либо один объект или вид деятельности. Оно бывает динами­ческим и статическим.

Динамическим называется такое внимание, которое в начале рабо­ты характеризуется малой интенсивностью, и только с помощью больших усилий человек повышает его интенсивность.

Статическое же — это такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени его выполнения.

Непреднамеренное (непроизвольное) внимание — это внима­ние, вызываемое внешними причинами — теми или другими осо­бенностями объектов, воздействующих на человека в данный мо­мент. Ими могут быть интенсивность раздражения, и новизна и необычность объекта, и его динамичность. Интенсивность раздра­жения заключается в более сильном действии объекта (например, более сильный звук, более яркий план), который привлекает к себе внимание. Новизна и необычность объекта, даже если он и не выделяется интенсивностью своего действия, также становится стимулом внимания. Резкая смена, динамичность объекта, наблю­дающаяся при сложных и длительных действиях (например, при наблюдении за спортивными состязаниями, восприятии кинокар­тины и т. п.), также всегда вызывает особое внимание.

Помимо преднамеренного и непреднамеренного внимания, выделяют еще послепроизвольное внимание. Так оно называет­ся потому, что возникает на основе произвольного внимания, по­сле него. Это внимание совмещает в себе некоторые особенности произвольного внимания (осознание цели) и некоторые черты непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания). Основная его функция — наиболее интенсивная и плодотворная деятельность, высокая производительность.

Все виды внимания связаны с установками человека, с его го­товностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность органов чувств, уровень всех психических процессов.

2. Память — это психический процесс занечатления, сохране­ния и воспроизведения того, что человек отражал, делал или пе­реживал. Она имеет очень большое значение в жизни и деятель­ности человека: благодаря ей у него формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощу­щениями и восприятиями, но включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом. Мы запоминаем наши мысли, сохра­няем в памяти возникшие понятия о предметах и закономерно­стях их существования. Память позволяет использовать эти по­нятия в будущих действиях, поведении. Если бы человек не об­ладал памятью, его мышление стало бы очень ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

Различают следующие процессы памяти:

запоминание, которое представляет собой запечатление в соз­нании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения;

• сохранение, т. е. удержание в памяти полученных знаний в те­чение относительно длительного периода времени;

• воспроизведение, т. е. активизация закрепленного ранее содер­жания психики;

• узнавание, которое представляет собой сопровождающее про­цессы памяти явление психики, позволяющее им более эффек­тивно функционировать.

Различают также следующие виды памяти:

• наглядно-образную память, которая представляет собой память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т. д. образы;

• словесно-логическую память, т. е. память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словесной форме информации;

• двигательную память, т. е. намять на движения;

• эмоциональную память — намять на переживания.

Кроме того, в зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память. Первая — это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается. А вто­рая — представляет собой запоминание не внешней формы, а смыс­ла изучаемой информации.

Память в целом и конкретного человека, в частности, имеет свои особенности:

• объем, представляющий собой важнейшую интегральную ха­рактеристику памяти в целом и ее отдельных процессов, отра­жающую количественные показатели и возможности запечат-ляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информа­ции;

• быстроту, т. е. способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать опреде­ленной скорости ее обработки и использования;

• точность, т. е. характеристику памяти, которая показывает спо­собность человека в процессе запечатления, сохранения и вос­произведения информации качественно и продуктивно отра­жать ее основное содержание;

• готовность, представляющая собой важнейшую характеристи­ку памяти, свидетельствующую о предрасположенности чело­века и его сознания всегда активно использовать всю запечат­ленную информацию;

• длительность, свидетельствующая о ее способности удержи­вать определенное время в своем сознании нужную инфор­мацию (в связи с этим различают кратковременную, долго­временную и оперативную память: кратковременная память представляет собой запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжи­тельного восприятия; долговременная память — это память в интересах длительного сохранения информации, которая час­то запоминается после многократного повторения; оператив­ная память — это сохранение материала после его запечатле­ния на время, необходимое для выполнения задачи).

Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти в целом и конкретного человека в част­ности.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 401 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...