Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этапы развития и национальное своеобразие русской философии



История русской философии является органической частью всемирной истории философии. Как и повсюду, на Западе и Востоке, она нацелена на осмысление универсальных философских проблем, таких как: сущность человека, его отношение к бытию; структура и характер бытия и место в нем человека; закономерности познания; смысл, содержание и направленность истории; жизнесмысловые и ценностные проблемы (счастье, красота, смерть, страдание, добро и зло) и др. Все эти и многие другие проблемы, входящие в круг всеобщей истории философии, ставились и решались в России на протяжении многих столетий. Русская философия в ее развитии показывает, что основные проблемы мировой философии являются и ее проблемами. Однако подход к этим проблемам, способы их усвоения и осмысления глубоко национальны. Своеобразие русской философии в том, что она создавалась не только на русском языке, но и на церковнославянском (XI-XVII вв.), латинском (XVIII в.), французском, немецком, английском (XIX-ХХ вв.), славянских языках. Носителями ее идей выступали представители как русского, так и других народов, связанных с Россией общностью исторических судеб. Кроме того, русская философия формировалась не только на территории России, но и за ее пределами. Многие русские философы в силу разных обстоятельств, главным образом политических, покидали Россию и за рубежом создавали свои произведения – А.И.Герцен, М.А.Бакунин, Н.А.Бердяев, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и др.

Если взять за точку отсчета гегелевское выражение, что философия – это «эпоха, схваченная в мысли», то русская философия на исторической дистанции своего развития с Х1 по ХХ1 вв. отразила специфические для каждого отрезка истории России идеи и идеалы, не потеряв своей целостности. На всех этапах существования отечественная философия выступала в качестве средства познания России и ее места в мире, являлась отображением всей внутренней истории русского самосознания. В культурно-национальном смысле русская философия является россиеведением, отечествоведением и родиноведением, «наукой о России» (термины разных русских мыслителей). В качестве философского россиеведения отечественная философия отражает и прочитывает российскую реальность и находится по отношению к ней в состоянии социокультурной обусловленности.

Правильное представление о национальном своеобразии русской философии может быть получено лишь в результате осмысления всей ее истории. Интегральная (целостная, единая) концепция русской философии выделяет и связывает следующие главнейшие этапы (эпохи) ее развития: 1. Средневековый (начальный) период (XI-XVII вв.); 2. Философия Нового времени (XVIII в.); 3. Философия XIX в.; 4. Философия XX-XXI вв.

1.Начало русской философской мысли: Х1-ХУ11 вв. Русь включилась в «мировое измерение» философии в конце Х в. благодаря приобщению к духовной культуре православной Византии, в то время наиболее развитой страны Европы. После Крещения Руси в 988 г. на этапе своего становления русская культура выступает как органическая часть славянской православной культуры, на развитие которой большое влияние оказали славянские просветители Кирилл и Мефодий. Через посредство Византии русская мысль получила доступ к наследию эллинизма, античной диалектике, восточной патристике. Основные проблемы здесь - соотношение веры и разума, здравого смысла и интуиции, философии и теологии, идеала аскетического и мирского. Истоки русской философии восходят к религиозно-православному типу мышления, с которым связано преобладание невербального, образного и православно-этического понимания мира и человека в нем. Если Фома Аквинский создал «Сумму теологии», то русский гений – невербальный символ Творения, уникальный иконостас, выраженный эстетическим образом. Поэтому о. Павел Флоренский писал об иконе А. Рублева «Троица»: «если есть Троица, то есть и Бог»; красота бытия вызывает к жизни философию бытия, а философия бытия есть его нетленный образ. Другим примером, обусловившим особый взгляд уже на историю, является признание софийности (предвечной мудрости) бытия.

Философский вариант осмысления русской православной культуры постепенно складывался на основе греко-византийских образцов. Переводятся труды Платона, Аристотеля, отцов церкви, Иоанна Дамаскина («Источник знаний»), Иоанна Болгарского («Шестоднев»), а также «Изборник Царя Симеона», «Житие Кирилла Философа». В «Житии» содержится первое определение философии на славянском языке, суть которого в том, что разум приближает человека к Богу. Позднее это понимание философии было воспринято Максимом Греком (псевдоним - Михаила Триволиса), крупнейшим мыслителем русского средневековья (XVI в.).

В Киевской Руси появились такие оригинальные сочинения, как «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (первый памятник философской мысли), «Повесть временных лет» (начальный летописный свод), «Житие Феодосия Печерского», «Поучение» Владимира Мономаха (мирская этика), «Послание» митрополита Никифора Владимиру Мономаху (трактат о трех частях души), «Моление Даниила Заточника». Сложившийся в Киевской Руси свод философских знаний надолго определил устойчивые тенденции развития русской философско-богословской мысли. «Московский период» отечественной истории (XIV-XVII вв.), ознаменован собиранием и утверждением Русского государства во главе с Москвой, развитием национального религиозно-философского сознания (идея монаха Филофея «Москва - Третий Рим», XVI в.). В словах Филофея «Москва – третий Рим» не содержится мысли о каком-то особом превосходстве русского народа. Мессианизм Филофея был религиозным, церковным, проникнутым заботой о судьбе православия. Следует иметь в виду, что идея «вечного Рима» была чрезвычайно распространена в средневековой Европе. Она была известна, помимо русской, также и в латинской, и византийской версиях, а также во Франции, Испании, Сербии, Болгарии. Господство церкви в средневековой русской культуре не исключало противоречий среди духовенства. Так, лидер богословской партии нестяжателей Нил Сорский проповедовал «умное делание» (вера без добрых дел мертва), аскетизм, истинное, а не показное благочестие и выступал за полную независимость церкви от государства. Его оппонент, руководитель иосифлян Иосиф Волоцкий, наоборот, отстаивал богатую церковь, сращение государства и церкви. Тем самым наметился конфликт между пониманием роли духовной и светской власти, самодержавным государством и миром церкви. В итоге победили сторонники Иосифа Волоцкого, чья концепция легла в основу политики взаимоотношений государства и церкви.

2. Философия в России ХVIII в. В XVIII в. Россия начинает испытывать вместе с Западом, можно сказать, синхронно влияние идей Просвещения. Происходит процесс секуляризации, отделения светской философии от богословия. С основанием Московского университета (1755) возникает профессиональная философия (Н.Н.Поповский, Д.С.Аничков, С.Е.Десницкий). Основателем светской философии в России явился М.В. Ломоносов. Он подготовил плеяду ученых, способствовавших развитию естествознания и философии в России, предложил вести преподавание в Московском университете на трех факультетах: юридическом, медицинском и философском. Мыслителем, олицетворяющим переходный характер русской философии XVIII в., является Г.С.Сковорода, творчество которого вместило в себя два типа философской культуры – традиционный, восходящий к самым ранним проявлениям русской философии и светский, обращенный к мирским, нецерковным темам и проблемам. В центре философии Сковороды – учение о «трех мирах»: «мире великом» (макрокосм), «мире малом» (человек) и «мире символическом» (мир Библии). Философские идеи европейского Просвещения XVIII в. получили отражение в творчестве А.Н.Радищева. Однако политическая философия Радищева была сформулирована на основе анализа русской жизни. Радищев в центр отечественной истории поставил «народ преславный», наделенный «мужеством богоподобным», - народ, перед которым «ниц падут цари и царства». Понятие «человек» - центральная категория в просветительской философии Радищева. Модернизация России, осуществлявшаяся Петром I – Екатериной II вызывала реакцию со стороны консервативных идеологов дворянско-аристократической оппозиции. Особенно яркую – в творчестве М.М.Щербатова, критика просвещенного абсолютизма Екатерины II.

3. XIX век открывает новый этап в развитии русской философии. Возрастает роль профессиональной философской мысли, развивавшейся в университетах и духовных академиях. Вместе с тем, формируются различные «идейные течения» (славянофильство, западничество, народничество, почвенничество и др.). Славянофильство – своеобразный синтез философских, исторических, богословских, экономических, эстетических, филологических, этнологических, географических знаний. Теоретическим ядром этого синтеза стала специфически истолкованная «христианская философия», которая по праву считается крупным направлением оригинальной русской философии, оказавшей заметное влияние на концепции Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева, систему В.С. Соловьева, философские построения С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева и др. Хомяков стал первым в России светским богословом, по-новому, с философской точки зрения трактовавшим основы православного вероучения. Центральное понятие Хомякова – соборность, впоследствии использовавшееся многими русскими религиозными философами и вошедшее без перевода в европейские языки как sobornost. Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, К.С. и И.С. Аксаковы) акцентировали внимание на национальном своеобразии России, а западники больше тяготели к восприятию опыта Европы. Славянофилов объединяла приверженность к христианской вере и ориентация на святоотеческие источники как основу сохранения православной русской культуры, западничество же характеризовалось приверженностью к секулярным воззрениям и идеям западноевропейской философии. Однако и те, и другие страстно желали процветания своей родине, поэтому их спор назван «спором двух различных видов одного и того же русского патриотизма»

Наиболее известным представителем русского материализма Х1Х в. был Н.Г.Чернышевский, теоретик крестьянского утопического социализма, в 60-е годы – лидер публицистической материалистической школы, представителями которой были также Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.В.Шелгунов М.А.Антонович, Н.А. и А.А.Серно-Соловьевичи. Во второй половине Х1Х века складывается полифония философской мысли. В ней находят выражение идеи анархизма (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин) народничества, позитивизма (П.Л. Лавров, В.В. Лесевич) и материализма (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, А.А. Богданов), византизма (К.Н. Леонтьев), философии экзистенциального типа (Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой), философии культуры (Н.Я Данилевский) и русского космизма (философия общего дела Н.Ф. Федорова).

Значительные философские труды, характеризующиеся системностью и универсализмом, созданы в XIX в. В.С. Соловьевым. В своем творчестве Соловьев решал многие ключевые проблемы философии, охватывающие онтологию, гносеологию, этику, эстетику, философию истории, социальную философию. Системность философии Соловьева – в её замысле: «Не бегать от мира, а преображать мир». Но, в отличие от К. Маркса, он понимал изменение мира не как его переустройство на новых, революционных основаниях, а как возвращение к основам христианской цивилизации, идеям античности, софийной традиции. Русский мыслитель призвал преодолеть соблазн Запада (безбожного человека) и соблазн Востока (бесчеловечного божества). Задача системной философии была поставлена как задача оправдания добра, созидания богочеловечества и всеединства.

4. ХХ столетие началось как настоящий «Золотой век» для русской философии, достигшей высокого уровня развития. Развитие отечественной культуры и философии в этот период, по определению видного американского исследователя России Дж. Биллингтона, было настоящим «культурным взрывом» и «изысканным пиршеством». Появляются различные неохристианские течения, среди которых выделяется «новое религиозное сознание», инициированное Д.С. Мережковским и З.Н. Гиппиус. К ним примкнули Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Н.М. Минский и др. В Петербурге в 1901-1903 гг. было организовано проведение Религиозно-философских собраний, на которых обсуждались темы духовной свободы, вопросы пола и брака, церковные догматы, проекты модернизации исторического христианства. ХХ столетие обогатило отечественную философскую традицию развитием таких оригинальных построений как экзистенциализм (Н.А. Бердяев, Л. Шестов), конкретный идеализм (князь С.Н.Трубецкой) и метафизика всеединства (Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, П.А Флоренский, С.Н. Булгаков), философия духовного опыта И.А.Ильина и др. Начало ХХ в. было периодом «цветущей сложности», расцвета самых разнообразных философских построений, как религиозных, так и рационалистических, включая идеализм П.А. Флоренского, феноменологию Г.Г.Шпета и философию русского марксизма, представленного в разных вариантах. Октябрьская революция становится прологом к гегемонии диалектико-материалистической философии и ее превращению в государственно-идеологическую доктрину. Этому способствовала высылка в 1922 г. большой группы философов за пределы Советской России без права возвращения на родину. Эта акция получила название «философского парохода» или «высылки вместо расстрела».

В результате произошло трагическое «раздвоение» русской философии, ее разделение на два различных, почти не соприкасавшихся между собой потока мысли – зарубежную, главным образом религиозную, а также марксистскую, развивавшуюся в СССР. Хотя в советский период произошел разрыв с отечественными философскими традициями в СССР наблюдался нигилизм по отношению ко многим (преимущественно религиозным) течениям русской мысли, философия в нашей стране продолжала существовать и развиваться

Философы советского периода выдвинули и обосновали ряд ценных и уникальных идей: А.В. Лосев, В.Ф.Асмус, А.С.Ахманов, В.П.Зубов – в области истории философской, эстетической мысли и философии языка; М.М. Бахтин – в философии культуры, Г.Г.Шпет – в сфере феноменологии и герменевтики. Теорию познания, логику, философскую антропологию, этику обогатили работы Э.В. Ильенкова, А.А. Зиновьева, В.А.Смирнова, Е.К.Войшвилло, Л.А. Маньковского, В.А. Лекторского, Ж.М. Абдильдина, В.П. Зинченко, Д.И. Дубровского, В.С. Библера, М.К. Мамардашвили, П.В. Копнина, В.С. Степина, А.А.Гусейнова и многих других. Постсоветская философия сохраняет преемственную связь с философской мыслью предшествующего периода, освобождаясь от идеологических штампов и идеологических стереотипов советской философии.

Отечественные мыслители выделяют ряд особенностей исторического развития русской философии, таких как связь с традициями православной цивилизации, с литературой, с антропологической ориентацией, с постоянным вниманием к осмыслению истории. Отсутствие схоластики предопределило интуитивизм и связанный с ним гносеологический реализм русской философии, заключающийся в признании высшей формой познания интуицию как опыт непосредственного, живого чувства реальности. Интуиция стоит выше рационального, интеллектуального познания (отсюда критика западного рационализма); она синтетична по своей сути, ее предмет - целостность мира во всей его сложности и антиномичности. Признак антропоцентризма указывает на то, что в центре философских рассуждений неизменно оказывается человек, его креативные, творческие и нравственные силы. Историософичность раскрывается в поиске глубинных духовно-культурных и религиозных архетипов истории, ее софийности (В.Соловьев, С.Булгаков, П.Флоренский); обсуждение истории направлено на выявление ее уникальных смыслов и цивилизационных оснований. Можно утверждать, что на всех этапах эволюции русская философия в целом сохраняла важнейшие ценностные измерения, выраженные в антиутилитаризме, антисциентизме, нравственно-гуманистических приоритетах.

Необходимо добавить, что в ХХ веке русская философия подверглась значительному содержательному, идейному и ценностному изменению. Это произошло под влиянием западной рационалистической философии, в том числе в ее марксистской версии и в этом смысле русская философия перестала быть по преимуществу религиозной, как в послеоктябрьском зарубежье. В этой связи очевидным фактом является то, что «Запад уже не вне нас, а внутри нас» (В.В.Зеньковский). Магистральным путем для отечественной философии является ее гармонизация на основе духовного наследия и научных достижений. Возврат к человеку в его многомерности, к мировоззренческому и методологическому синтезу различных отраслей духовной культуры, сохранение как аналитических, так и метафизических ориентиров является важнейшим результатом многовекового становления отечественной философии.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1601 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...