Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религиозно-философская система Вл. С. Соловьева



Важнейшим вкладом в русскую философскую мысль стала заложенная В.С. Соловьевым традиция русской метафизики всеединства, воплощающая внутреннюю направленность русской культуры к синтезу философии и богословия, западной и восточной, рациональной и мистической мысли. Идея всеединства была призвана преодолеть разобщенность мира «горнего» и мира «дольнего», мира Бога и мира человека. Иными словами, идея всеединства с точки зрения философского ее содержания выступила центром, ядром объективно-идеалистической программы преобразования мира согласно Соловьеву в направлении Богочеловечества, являющегося для него целью и идеалом эволюции всего человечества. Эту идею высоко оценили не только отечественные, но и западные философы, усматривая в ней не только религиозное содержание, но и стратегию движения к единству культуры и цивилизации.

В разработке философии всеединства Соловьев первоначально исходил из славянофильской идеи соборности, трансформируя ее в онтологический, всеохватывающий, космический принцип. Соборность понималась славянофилами как духовный принцип объединения русской нации вокруг православной веры и православной церкви. Перенесенный на социальную почву, этот принцип являл собой незыблемую основу православной нравственности, своеобразно понятую базу российского социального уклада. Эта основа, являющаяся важнейшим фактором развития общества, имела духовно-практический характер; без нее экономические и политические успехи российского государства не имели ни смысла, ни возможности реализации.

Ядро метафизической схемы всеединства составляет учение о Сущем. Философия сущего как начала и как бытия получила название «положительного всеединства». Значения Сущего: а) сущее как Бог (абсолютное начало безусловного единства, а не суммы частей); б) сущее как бытие, как начало множественности форм. Бытие необходимо сущему, в противном случае сущее обратилось бы в ничто. Соловьев обозначает сущее как единство в бытии.

Всеединство в философии Соловьева выступает в нескольких аспектах:

- онтологическом - как единство Бога, человека и космоса - «Все едино в Боге»;

- аксиологическом - как единство Истины, Красоты и Добра;

- гносеологическом - как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философия) и мистического (религия). Философия всеединства в этом свете сохраняет единство конкретного («жизненного»), религиозного и отвлеченного (умозрительного);

- практическом - как единство общества, государства и церкви. Духовной основой такого объединения является «вселенская теократия» синтез православия, католицизма и протестантизма. По принципу всеединства существуют все жизнеспособные целостности, в т.ч. и общество.

Мир согласно Соловьеву не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного создателя. Необходимо принять его внутреннюю противоречивость, диалектичность. Динамизм развития мира заключен в существовании активного начала, мировой Души, особой энергии, одухотворяющей все сущее. Но мировая Душа сама нуждается в божественном импульсе: Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта вечная божественная идея получила название Софии-Мудрости. Заимствованная из неоплатонизма, идея Софии у Соловьева выступает как основа и сущность мира, связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству. Фундаментальность понятия Софии для философии Соловьева такова, что саму его философскую систему нередко называют софиологией.

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьева через концепцию Богочеловечества. Реальным и совершенным воплощением Богочеловечества для мыслителя является Христос. Но это не только идеал человеческого образа, но и высшая цель исторического процесса. Человечество придет к торжеству мира и справедливости не ранее того, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического процесса.

Философия всеединства и софиология связаны между собой как форма объединения противоположных регулятивов - рационального и иррационального. Соловьев ставит проблему цельного знания, в котором совмещаются принцип автономности разума, на котором основан рационализм, с принципом богооткровенности христианского вероучения, являющимся основой богословия. Тем самым мыслитель поставил более широкую задачу интеграции христианской теологии с естественнонаучным и философским эволюционизмом.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1390 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...