Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Г. Лейбниц и плюралистическая картина мира



В противовес монистическому учению Спинозы в Германии в 17 веке известным немецким философом Готфридом Лейбницем (1646-1716) было разработано философское плюралистическое учение. Он был идеологом немецкого Просвещения, носившего компромиссный характер. Лейбниц искал компромисса не только между религией, наукой и философией, но и внутри самой философии. Хотел придать религии просветительский характер и положить конец спорам между церковью и наукой. Он обладал огромным кругозором и диапазоном деятельности и сделал своим девизом тезис «teoria cum praxi».Это был ученый нового типа, положивший начало все более ускорявшемуся процессу приращения знаний. Лейбниц обладал и глубоким историческим чутьем, приведшим его к выводу о всеобщем развитии. «Немецкий Ломоносов» мечтал о создании международного сообщества ученых, которое бы взялось за создание энциклопедии наук.

Оригинальная философская система Лейбница, ядром которой было учение о монадах, сложилась не сразу. Он бережно относился к достижениям своих предшественников и рассматривал историю прошлой мысли не как скопление ошибок и заблуждений, а как источник великих уроков и догадок. Его другим учителем была наука. Диалектика, логика и глубоко научный стиль мышления характеризовали лучшие стороны философского творчества Лейбница. Противостояние картезианству и ньютоновской картине мира пронизывало его оригинальную, полную прорыва и жизни философию.

Эта философская система являла собой классический пример тесной связи теории познания с методологией наук, а философии в целом — с запросами и уроками естествознания. Она породила впечатляющую картину мира как единого восходящего движения, принципы которой лягут позже в основу классического немецкого идеализма 19 века. Если у Декарта мир был структурой, то у Лейбница он оказался системой, понимаемой как организованное гармоничное целое. Системное единство мира он дополнил системным единством науки, то есть единством знаний и коллективной деятельностью ученых. Лейбниц не только сыграл крупную роль в подготовке диалектического взгляда на мир, но и предвосхитил взгляды на природу в субатомной физике 20 века.

Диалектические взгляды на мир в философии Лейбница были сплетены с формальной логикой. Наука Нового времени была обогащена его идеалом формальной непротиворечивости и задачей изучения того где, когда и почему возникают эти противоречия и как их можно преодолеть и разрешить. Задолго до критиков априоризма Канта Лейбниц показал, что логика и мышление не смогут прогрессировать, если не будет развито искусство оперирования знаками и был одним из инициаторов аксиоматизации и математизации науки.

Своеобразное решение в его философии нашла о проблема человека. Он всегда подчеркивал принцип индивидуализации и значение и ценность человеческой личности. «Я», говорил он, есть не модус, а самодеятельная субстанция, неповторимая индивидуальность. Признавая биологическую природу человека, Лейбниц подчеркивал, что это не принижает человеческого достоинства, так как опредмечивание человеческого духа в науке и технике является его необходимым условием. Подлинное бессмертие человека кроется в его знаниях, которые он передает обществу. Последнее, в представлении Лейбница, являлось гармоничным «хором» монад-людей, которая благодаря развитию своей индивидуальности способствует развитию и благу всех. Через столетие обнаружится, что учение о монадах Лейбница станет прообразом абсолютной идеи Гегеля.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2095 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...