Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Дж. Беркли и английский эмпиризм XVIII века



Буржуазия, ставшая в XVIII веке признанной частью господствующих слоев в Англии не менее, нуждалась во внеэкономических средствах утверждения и поддержания своих интересов. В ее идеологии наметился крутой перелом и она выбрала своим основным внеэкономическим средством воздействия на общество религию. Теоретиком осуществлявшейся идеологической реакции стал Дж. Беркли (1685-1753), видевший свою задачу в создании «плотины» способной приостановить проникновение атеизма и материализма в сознание людей. Он пытался защитить религию философскими аргументами и использовал в качестве инструментов идеалистическую трактовку сенсуализма Дж. Локка и номинализм в понимании природы и сущности абстрактных понятий.

Критикуя материализм и понятие о материи, Беркли пытался доказать не только невозможность существования материи вне комплекса человеческих ощущений, но даже невозможность создания абстрактного понятия о ней. Однако, отрицая возможность существования общего абстрактного понятия, Беркли создал учение о понятиях -заместителях, то есть частных понятиях, которые могут замещать другие частные понятия или идеи, становясь, таким образом, общими.

В своем опровержении материализма Беркли основывался на учении Локка о субъективности «вторичных качеств» предметов и объявил субъективными все качества предметов. На этом основании он начал утверждать зависимость всех качеств предметов и самих предметов от совокупности субъективных человеческих ощущений. «В действительности, писал он, предмет и ощущение суть одно и то же и потому не могут быть отвлечены друг о друга». Такое понимание природы предмета обусловило основные принципы его субъективно-идеалистической философии: «без субъекта нет объекта», «мир - есть комплекс моих ощущений», «существовать, значит быть воспринимаемым».

Беркли стремился защитить свою философию от обвинений в солипсизме, т.е. в превращении всего существующего в иллюзию субъекта. По этому поводу он писал: «Я не отрицаю существования ни одной вещи, которую мы можем воспринять посредством ощущения или рефлексии. В том, что вещи, которые я вижу моими глазами или осязаю моими руками, действительно существуют, я отнюдь не сомневаюсь. Единственная вещь, существование которой мы отрицаем, есть то, что философы называют материей или телесной субстанцией».

Эклектизм

Эклектизм философии Беркли заключается в том, что он пытаясь избежать солипсизма, вынужден был покинуть почву субъективного идеализма и перейти на позиции объективного идеализма. Отвечая на вопрос о том, чем же обусловлены человеческие идеи, если не материальными предметами, Беркли дает однозначный ответ- Богом. Таким образом, мир уже оказывается у него не моим представлением, а результатом одной верховной духовной причины, создающей и «законы природы». Все происходящее в природе Беркли рассматривает лишь как совокупность «знаков», при помощи которых человек осведомляется о воле божества.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1034 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...