Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Монизм и рационалистическая традиция в философии Спинозы



Философия Бенедикта Спинозы (1632-1677) развивалась как способ преодоления дуализма Декарта и как форма материалистической интерпретации его рационализма. Он как и Декарт стремился построить философию на основе безусловно достоверных исходных положений. Образец достоверности и строгой доказательности видел в геометрии с ее аксиомами и строгой дедукцией теорем. Поэтому свой главный труд - "Этику" Спиноза изложил так называемым геометрическим методом.

Вслед за Бэконом и Декартом Спиноза считает, основной целью философии - завоевание господства над внешней природой и совершенствование человеческой природы. Отправным пунктом в решении этой проблемы у него является учение о природе.

Монистическое учение о субстанции

В основе философской системы Спинозы лежит знаменитое учение о единой и единственной субстанции. В отличие от Декарта он начинает свою онтологию не с "cogito" и конечного субъекта, а с "est" и бесконечного объекта, стремясь преодолеть субъективизм и дуализм. Он желает объяснить мир из самого себя, а не из свойств наблюдающего этот мир субъекта.

Существует лишь одна субстанция - природа, которая есть причина самой себя и не нуждается для своего существования ни в чем другом. Она самостоятельна, содержит в себе все то, что существует, бесконечна и вечна, едина и единственна. Субстанция обладает атрибутами, т.е. некоторыми иными всеобщими и существенными коренными свойствами, через которые она раскрывается. Природе, как единственной субстанции, присущи атрибут протяжения и атрибут мышления.

О пантеизме

Спиноза называл свою философию "истинной религией". На этом основании его принято причислять к представителям пантеизма. Но так ли это на самом деле? Действительно Спинозе принадлежит высказывание "субстанция и природа и бог". Но, несмотря на то, что генезис формулы "субстанция и природа и Бог" пантеистичен, ее смысл скорее носит атеистическое содержание. Бог Спинозы не творит вещей, он также не растворен как духовный принцип в материальном мире. Спиноза называет "Богом" сам мир в аспекте его единства. Он отвергал как представления атеистов о Боге как личности, так и не примкнул к представлениям пантеистов о Боге как духовном начале телесного мира. Этим тезисом Спиноза стремился подчеркнуть, что подлинным и законным владельцем божественного могущества является "Природа ". Субстанция у него это не бытие вообще, а бытие объективное равное материальной природе.

Учение о модусах

От субстанции как не обусловленного бытия, подчеркивал Спиноза, следует отличать мир отдельных конечных вещей, которые он называет модусами. Модус это то, что существует не само по себе, а другом. Если субстанция едина и ее сущность исключает всякое множество, то модусов, напротив, существует бесконечное множество. Отождествляя движение с вечным и бесконечным модусом субстанции, Спиноза считал, что оно наблюдается только в мире временных единичных вещей, конечных модусов субстанции. Сама же субстанция лишена движения и изменения и, будучи вечной, не имеет никакого отношения ко времени.

В своем учении о субстанции Спиноза выступал с позиции последовательного детерминизма и фатализма. Он считал что субстанции присуща имманентная причинность, так как она является причиной самой себя и всей совокупности модусов. Напротив, для модусов и их взаимоотношений характерна лишь внешняя причинность. Анализ Спинозой категорий необходимости и случайности утвердил его в мысли о безраздельном господстве в мире необходимости.

Атеизм

Спиноза сыграл большую роль в развитии атеизма и религиозного свободомыслия Нового времени. Он вел достаточно непримиримую борьбу с теологией согласно которой, по его мнению, "кошки созданы, чтобы пожирать мышей, мыши, чтобы быть пожираемыми кошками, а вся природа, чтобы доказывать мудрость творца". В "Богословско-политическом трактате"он поставил два больших вопроса:о допустимости в государстве свободы философского и научного исследования и о характере и происхождении священных книг Ветхого завета.

По первому вопросу Спиноза доказывал, что религия должна предоставить ученым полную свободу мысли и исследования, так как ее целью является наставление людей по вопросу о том, как нравственно жить и поступать. Поэтому положения науки и философии, не могут ни противоречить религии, ни представлять опасности для религиозного благочестия и для нравственного состояния общества. По второму вопросу Спиноза доказывал, что Библия не является плодом божественного откровения, а представляет собой свод книг, написанных людьми и отражающих уровень их нравственных убеждений.

Рационализм

В теории познания Спиноза с позиций материализма продолжает развивать рационалистическую философскую традицию. И здесь отчетливо прослеживается существенное влияние на Спинозу философии Р.Декарта. Источник истинного знания Спиноза видит в разуме. Он отказывает опыту в способности дать достоверное знание, не видит в нем и практике критерия истинности знания, поэтому единственным критерием истины у него выступает разум. Спиноза утверждал, что действительная связь модусов с субстанцией может быть постигнута лишь разумом. Методом же познания- должна стать математическая, геометрическая дедукция.

Этика

Человек Спинозы есть природное существо, в котором модусу протяжения - телу соответствует модус мышления - душа. Спиноза «натурализует» свою этику и стремился построить ее как науку, выводящую свои нормы не из субъективных оценок, а из объективных законов человеческих действий. Необходимым условием для ее разработки он считал предварительное познание телесных процессов и связей в человеке. Всю сложность и многообразие его психической жизни Спиноза свел к двум основным и простым началам: к разуму и к страстям, или аффектам. Все они вырастают из стремления каждой вещи к сохранению своего существования. Поэтому и человек руководствуется в своих действиях не моральным законом добра и зла, а только стремлением к самосохранению и к собственной выгоде. Добродетель есть, согласно Спинозе, не что иное, как человеческая мощь, и определяется только усилием, посредством которого человек стремится сохранить свое существование.

На тех же натуралистических основаниях Спиноза строит и свое учение о свободе. Вопрос о том, возможна ли для человека свобода, он отделяет от вопроса о свободе воли. Спиноза убежден, что понятие свободы не противоречит понятию необходимости, поэтому она у него выступает познанием необходимости. Такое понимание свободы Спинозы стало величайшим завоеванием материалистической философии ХУП века.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1538 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...