Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ф. Бэкон и начало эмпирической традиции



Родиной эмпиризма, метафизического и механического материализма явилась Англия, а их родоначальником знаменитый политический деятель и философ Френсис Бэкон (1561-1626). Несмотря на то, Ф. Бэкон выступил идеологом «нового дворянства» в понимании роли науки и антиномии человека, его взгляды были шире кругозора той социальной группы, интересы которой он выражал, и являлись поистине новаторскими. Он заложил основы не только материалистического понимания природы, развил эмпирическую традицию в теории познания, дал философское обоснование индуктивного метода, но стал создателем первой техно и наукократической утопии.

Познание и его возможности

Свою главную задачу Бэкон видел в изучении природы. В теории познания он непоколебимо отстаивал позицию возможности познания природы и первым в Новое время выступил с критикой агностицизма. Особенно ярко эту критику иллюстрирует следующее высказывание Бэкона: «Создатели любой науки обращают бессилие своей науки в клевету против природы. И то, что недостижимо для их науки, то они на основании той же науки объявляют невозможным и в самой природе». Бэкон считал, что нельзя ни преувеличивать, ни преуменьшать трудностей в познании.

Учение об идолах

Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми идолами, то есть искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Он выделял четыре вида идолов: идолы рода, идолы пещеры, рынка и театра.

Идолами рода Бэкон называл ложные человеческие представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств. Он писал, что люди, примешивая свою природу к природе вещей, создают ложные представления. А необходимо наоборот человеку сопоставлять свои ощущения с природой и тем самым проверять их правильность.

Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления отдельного индивида. У каждого человека, писал он, есть своя пещера, то есть свой внутренний, субъективный мир, который накладывает отпечаток на его суждения о действительности. Существенную роль в формировании идолов пещеры играют, как свойства данные человеку от природы, так степень воспитания, образования, а так же авторитеты, которым слепо поклоняется человек.

Идолами рынка Бэкон называл искаженные представления человека, порожденные неправильным употреблением слов, особенно распространенным на рынках и площадях. Подобные представления, по мнению Бэкона, приводят человека только к пустым и бесплодным спорам.

Идолами театра Бэкон называл ложные представления, возникающие у человека в результате некритического заимствования их из различных философских систем. Эти ложные представления он называл идолами театра, так как считал, что, сколько было создано в истории философских систем, столько было поставлено и сыграно комедий изображающих вымышленные и искусственные миры.

Эмпиризм

В познании Бэкон развивал материалистическую традицию новоевропейского эмпиризма. Источник знаний о природе и критерий их истинности он видел в опыте. Подчеркивая решающую роль опыта в познании, Бэкон выступал эмпириком, но эмпириком «мыслящим», критиковал, как узких эмпириков, так и узких рационалистов. Он писал: «Эмпирики, писал он, подобно муравью, только собирают и пользуются лишь собранным. Рационалисты, подобно пауку, из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов поля и сада, но располагает и изменяет его собственным умением. Не отличается от этого и подлинное дело философии, ибо она основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознании нетронутый материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме».

Учение о методе

Бэконстремился очистить сознание людей от пережитков идеализма и схоластики, рассматривал их как главное препятствие на пути изучения природы. Он говорил, что «схоластика плодотворна в словах, но бесплодна в делах и не дала миру ничего, кроме чертополоха споров и препирательств». Ее коренной порок Бэкон усматривал в идеализме и абстрактности, которая нашла свое выражение в сосредоточении всей мыслительной деятельности человека на силлогизмах, на выведении из общих положений соответствующих частных следствий. Бэкон доказывал, что, пользуясь только силлогизмами, нельзя достичь подлинного знания вещей и законов природы, так как они оторваны от материальной действительности, то всегда содержат в себе возможность ошибочных заключений.

Индуктивный метод

Бэкон призывал при изучении природы пользоваться индукцией, в которой порядок доказательства идет от частного к общему и противоположен порядку дедуктивного доказательства. Индукцию он считал методом, помогающим разуму человека анализировать, разлагать и разделять природу, открывать присущие ей общие свойства и законы. Бэкон ратовал за элиминативную (исключающую) индукцию, так как полная индукция достигается, по его мнению, очень редко. «В исключении заложены основы истиной индукции», - говорил он.

«Новая Атлантида»

Социологические и социально-политические воззрения Бэкона были, безусловно, антифеодальными. Идеалы будущего общества нашли свое отражение в его работе «Новая Атлантида», написанной в 1623 году, в которой речь шла об островном государстве Бэнсалем - как о грозной военной и морской державе, в которой прекрасно поставлено изучение природы, создана высокая техника и существует изобилие изобретений. По сути, «Новая Атлантида» представляла собой один из первых набросков технократической и науко кратической утопии в истории социологической мысли.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1276 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...