Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Р. Декарт как основоположник рационалистической традиции



Особое место в философии Нового времени принадлежит идеологу молодой французской буржуазии Рэне Декарту (1596 -1650 ). Он говорил о необходимости разработки философии нового типа, которая могла бы оказывать помощь людям в их практических делах. Новая философия, по его мнению, должна быть единой как в теории, так в методе и представлять собой познание истины по ее первопричинам. Начиная систематическое изложение своей философии, Декарт ставил перед собой задачу найти исходный и достоверный принцип для дедуктивного метода, чтобы из него логически вывести все остальные понятия создаваемой им философской системы.

Дедуктивный метод

Декарт был убежден в том, что построение философского знания следует начинать с разработки метода. Свою концепцию он изложил в написанной в 1673 году работе под названием «Рассуждение о методе». Таким универсальным методом познания, для математика Декарта была дедукция, то есть метод познания, в котором в отличие от индукции движение мысли идет от общего к частному. Его метод был дедуктивным как в архитектонике, так и по содержанию отдельных правил, которых в нем содержалось более 30. Однако их суть, для любого исследователя, выражалась в четырех основных постулатах:

- принимать за истинное все то, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не знает повода к какому- либо сомнению;

- делить каждую сложную вещь на более простые составляющие, так как анализ представляет собой способ открыть исходные элементы знания;

- в познании мыслью следует идти от простейших вещей к сложным;

- и ориентация на достижение полноты знания или «энумерация», т.е.(требование полного перечисления, обзоров, не упуская ничего из внимания).

Заложив в качестве исходного и достоверного принципа своего дедуктивного метода «сомнение», Декарт продолжил логически выводить из него остальные понятия новой философии.

Построение своей метафизики он начал с сомнения в истинности всех знаний, которыми располагает человечество. Декарт писал: «Начиная с сомнения легко допустить, что нет ни бога, ни неба, ни земли и что даже у нас самих нет тела,- но мы все таки не можем предположить, что мы не существуем, в то же время как сомневаемся в истинности всех этих вещей ….мы не можем не верить что заключение: я мыслю, следовательно я существую». Именно тезис «cogito ergo sum» стал исходным тезисом метафизики Декарта.

Дуализм

Декарт был деистом и считал, что Бог дал природе изначальные законы и дальнейшая его функция заключается в том, чтобы быть гарантом их сохранения, истинности познания и неизменности уже полученных истин. Постепенно его деизм перерос в дуализм. В отличие от монистических философских систем Декарт создал систему, в которой признавалось одновременное существование двух самостоятельных начал мира духовного и материального. Атрибутом духовной субстанции, души у него было мышление, а атрибутом материальной субстанции, тела - протяжение.

Рационализм

Согласно Декарту в познании человеком мира участвуют идеи трех видов: врожденные, приобретенные из опыта и рожденные разумом. Однако он был убежден в беспредельности возможностей человеческого разума и по праву считается основоположником новоевропейского идеалистического рационализма. Поэтому отправным пунктом и источником познания у Декарта является так называемая интеллектуальная интуиция, то есть ясное и отчетливое созерцание разумом исходных принципов всякого знания.

Характерной особенностью его рационализма было учение о врожденных идеях. К созданию этого учения его привело убеждение о невозможности вывести всеобщее и необходимое знание из чувственного опыта и стремление обеспечить интуиции полную самостоятельность. Декарт считал, что некоторые понятия и суждения являются врожденными, они дают нам знания, а интуиция обеспечивает осознание этого знания и осознание его истинности. Все врожденное интуитивно, говорил Декарт, но не все интуитивное является врожденным. Сама по себе идея врожденности знаний не была абсурдной, так как человек всегда опирается на знания, полученные нами от прошлых поколений, а часть этого знания мы получаем при рождении в виде задатков, способностей и определенного набора безусловных рефлексов, которые не есть, конечно, знания, но несомненно являются определенной информацией.

Д. Локк и английский эмпиризм

Джон Локк (1632-1704) великий британский педагог и философ, основоположник английского просвещения, представитель эмпиризма и либерализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие теории познания и политической философии. Локк определял философию как истинное познание вещей. "Натуральная философия, писал он, есть познание начал, свойств и действий вещей, каковы они сами по себе". Теорию познания Локк выделил в качестве специфической области философского знания. Именно она постепенно стала центральной в многообразии научных интересов Локка. Его основная заслуга в истории философии заключалась в разработке материалистической теории познания, детально разработанной на почве эмпиризма и даже точнее - материалистического сенсуализма.

Проблемы познания

Исследуя перспективы человеческого познания, Локк продолжает эмпирическую традицию Бэкона. Как и он считает, что не стоит преуменьшать трудностей познания, но и одновременно не стоит их пугаться. Разрабатывая свою сенсуалистическую теорию познания, Локк развивает эмпирические посылки гносеологии Бэкона в двух взаимопротивоположных направлениях. Во-первых, если Бэкон анализирует опыт как "нечто данное", то Локк, стремится выяснить его происхождение и структуру. Во-вторых, если Бэкон использует в своей теории познания различные абстракции, при этом, не задумываясь над их генезисом и структурой, то Локк, используя бэконовское комбинирование, пытается прояснить и этот вопрос.

Критика «врожденных идей»

Локковская теория познания проникнута критикой декартовского учения о «врожденных идеях» и направлена, прежде всего, против идеализма. Особенно проницательно эта критика звучит в следующем высказывании Джона Локка: "Сохранить веру во врожденность идеи Бога и других идей хочет тот, кто желал бы от имени высших сил править и руководить людьми, получая от этого себе очевидную выгоду". Отвергая существование врожденных идей теоретических или этических, Локк отвергает существование в душе человека доопытного знания. Сознание людей, для него, изначально чистый лист бумаги или «tabula rasa» (чистая доска) и все знания человек приобретает из опыта.

Учение об опыте

Локк в своей теории познания стремится раскрыть содержание и структуру опыта. Последний понимает как сугубо индивидуальный и определяет как все то, с чем непосредственно сталкивается человеческое сознание на протяжении жизни. Опыт у Локка состоит из идей, как определенных элементарных слагаемых знания, которые он делит на простые и сложные. Совокупность простых идей образует границы человеческого мышления, дальше которых оно простираться не может. В своем учении о происхождении абстрактных понятий (сложных идей) Локк недооценивает силу и мощь человеческого разума и утверждает тезис о том, что "в разуме нет ничего, чего ранее не было бы в чувствах".

В структуре опыта Локк выделяет опыт внешний и внутренний. Объектом первого выступает внешний мир. Поэтому внешний опыт человека состоит из ощущений свойств и восприятий тел материального мира и служит основой чувственного познания. Объектом второго является деятельность человеческой души. Поэтому внутренний опыт /или рефлексия/ представляет собой познание душой своей собственной деятельности, получаемое через самонаблюдение.

Учение о первичных и вторичных качествах

Решая вопрос о достоверности знаний, получаемых человеком из опыта, Локк разрабатывает учение о первичных и вторичных качествах. Всю совокупность простых идей, которые человек получает внешнего опыта он делит на две группы, различные по содержанию: идеи первичных и идеи вторичных качеств. Первые качества присущи всем телам, неотделимы от них никакими физическими усилиями, воспринимаются нашими органами чувств и воспринимаются нами вполне точно. Вторые, такие как цвет, запах, вкус, боль, тепло и т.д., возникают при восприятии человеком внешнего мира и носят субъективный характер.

Учение о видах познания

Деление Локком всех знаний по степени точности легло в основу его учения о видах познания. Самым точным знанием он считал интуитивное знание, которое всегда состоит из самоочевидных истин. Второй разновидностью знания является демонстративное или выводное, доказательное знание. Интуитивное и демонстративное знание в свой совокупности образуют, по Локку, умозрительное или чисто умственное знание, которое он считал весьма незначительным по своему объему. По мнению Локка,ни один человек не смог бы жить, если бы он руководствовался только этими видами знания. Поэтому с необходимостью существует чувственное знание, т.е. знание относительно прежде всего внешних предметов, которое человек получает через ощущения.

Этические и социальные воззрения

Неприятие врожденности человеческого знания прослеживается у Локка и в его этических, и социальных взглядах. Он считает, что добро и зло имеют чувственную природу, так же как нет врожденных принципов практического поведения, воли и морали. "Добром" мы называем то, что может причинить или увеличить удовольствие, уменьшить страдание. "Злом", напротив, мы называем то, что может причинить или увеличить страдание, уменьшить удовольствие, лишить нас какого-нибудь блага. Поэтому единственным способом их познания выступает для человека опыт. Кроме того добродетель по большей части люди одобряют не потому, что она врождена, а потому, что она полезна.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2610 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...