Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Т. Гоббс и механистический материализм



Материализм и атеизм в Англии нашли своего яркого защитника в лице Томаса Гоббса (1588-1679). Он примыкал к Бэкону не только по времени. Глубоко родственными были их идейные и социально-политические взгляды. Оба преследовали одну и ту же цель: создать, диктуемый новыми потребностями человека, новый метод познания природы. Оба боролись с церковным авторитетом, духовной косностью, средневековой схоластикой. Гоббс, как и Бэкон, высоко ценил науку, считая, что она содействует могуществу, благу и счастью человечества. Если Бэкон выступал родоначальником английского материализма, то Гоббс был его продолжателем и систематизатором. Именно Гоббс, придал этому материализму законченную механистическую форму.

О философии

Гоббс исключительно высоко оценивал значение философии, которую он считал необходимым условием успешной практической деятельности человека. Наука, говорил Гоббс, дает человеку силу предвидения, способность, на основе познания причин вещей, увеличивать свою власть над природой и умножать свои жизненные блага.Именно науке человечество обязано всеми своими материальными достижениями. Значение философии состоит не только в том, что она увеличивает техническую мощь человечества, но и является наукой об истинных законах гражданского общества, которая помогает людям устранить зло в общественной жизни.

Гоббс рассматривал человека, его разум и мышление необходимым условием философствования. Фактически у него понятие философии совпадало с понятием рационального мышления. В этой связи он писал: «Философия есть дочь твоего мышления». Только мышление способно сообщить человеку правду о порядке вещей, их причинах и следствиях.

Гоббс, считал важнейшей задачей своей философии создание нового метода и новой логики познания природы. Логикой человек «зажигает свет разума», говорил он, а в длинной цепи рассуждений и воспоминаний ему легко сбиться с дороги, если он не будет руководствоваться правильным методом познания. В своей философии Гоббс подчеркивал всеобщность математического метода в познании и на этом основании свел рациональное познание человеком мира к простым математическим операциям. Все явления природы и общества подлежат при их познании вычислению и складыванию, а философия имеет своей целью познание объективно существующих вещей, их порядка и связи.

Учение об акциденциях

Признавая материальность мира и, анализируя содержание понятий протяжения и формы, Гоббс создал учение об акциденциях (атрибутах). На его основе он механистически наделил материю лишь количественной характеристикой, так как такие качества, как цвет, запах, звук и т.п. считал полностью субъективными. В результате материя у Гоббса оказалась чем-то качественно однородным и бесцветным.

Столь же механически Гоббс понимал и движение, которое признавал в форме простого перемещения тел в пространстве. «Движение, говорил он, - это оставление телом одного места и приобретение им другого».

К акциденциям Гоббс относил также пространство и время. Однако он метафизически противопоставлял пространство и время как образы, существующие в сознании человека, объективно существующим пространству и времени, чем в дальнейшем воспользовались идеалисты, начавшие изображать пространство и время как чисто субъективные формы чувственно созерцания.

Истина

Разрабатывая основы теории познания метафизического материализма, Гоббс дал элементы материалистического понимания истины. Истиной он считал суждения человека, правильно отражающие вещи и их причинные связи. «Истина и ложь, говорил Гоббс, суть атрибуты речи, а не вещей, там, где нет речи, нет ни истины, ни лжи».

Исторически интересными в философии Гоббса были положения о роли языка в познании, нашедшие свое отражение в учении о метках и знаках. Он говорил, что человек, познавая мир, оперирует именами, названиями, которые он дает вещам и явлениям. Имена выступают в двух значениях: в качестве меток и в качестве знаков. Слова-метки помогают человеку восстанавливать в памяти забытые мысли, а слова-знаки предназначены для осуществления обмена мыслями между людьми. Для Гоббса речь и язык выступали необходимыми средствами познания и общения людей.

Социальные воззрения

Несмотря на заслуги Гоббса в решении, как онтологических, так и гносеологических проблем, центральным нервом его материализма явились социальные проблемы, а его философию можно считать классическим примером связи теории с политикой. Гоббс пытался понять современную ему социальную действительность, которая при его жизни была бурно насыщена революционными событиями и ставила перед философом задачу осмысления проблемы власти, права и государства. В своей социальной доктрине, изложенной в «Левиафане», он попытался решить проблему «человеческой природы» в соотношении с понятием свободы. Человек у Гоббса выступает промежуточным звеном между природой и обществом, а само учение о человеке играет роль введения к его учению о государстве.

Общественный договор

По Гоббсу, человек от природы является врагом другому человеку, вследствие «естественной жадности». Поэтому естественным состоянием людей является «война всех против всех», которую он рассматривал ее как своего рода суммарную и отвлеченную ситуацию. Поступки человека в состоянии «войны всех против всех» находятся как бы по ту сторону «добра и зла». Это ведет к углублению противоречий в отношениях между людьми и они решают перейти в гражданское, то есть общественное состояние, путем общественного договора. Логика причинно-следственных связей в теории общественного договора Гоббса м выражена следующей схемой: законы природы - инстинкты самосохранения - эгоистические потребности – страх - разумное решение. По сути, он впервые предпринял попытку не теологического истолкования общественной жизни и проблемы возникновения государства.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 5271 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...