Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Конец 16 и начало 17 веков в Европе были временем социальных потрясений, временем становления новых буржуазных общественных отношений. В Италии и Испании Эпоха Возрождения сменилась периодом реакции и стремлением искоренить все блестящие достижения духовной культуры этого времени. Постепенно центр философской мысли из этих стран переместился в Англию, Нидерланды и Францию где, к этому времени, произошли первые буржуазные революции. Серьезные социальные трансформации нашли свое отражение в осмыслении философской мыслью Нового времени.
Философии 17 века эпоха Возрождения оставила в наследство целый ряд нерешенных проблем.
Проблема человека |
С одной стороны было необходимо продолжать лучшие гуманистические традиции Эпохи Возрождения, а с другой дать новое толкование в понимании проблемы человека, его ценностных ориентаций и идеалов. Философию Нового уже не могли удовлетворить ценности и идеалы ни наивного оптимизма утопий Мюнцера, Мора, Кампанеллы, ни иллюзорное упование Лютера и Кальвина на потустороннее спасение человека. На смену старому идеалу покорного рыцаря или благочестивого монаха – отшельника должен был прийти новый идеал - любознательного ученого и предприимчивого купца. Остро стояла и задача философского осмысления эпохи первоначального накопления капитала.
Проблема познания |
Особенно актуальными среди нерешенных проблем для философии Нового времени были проблемы познания и его инструментов. Было необходимо найти ответ на вопрос о том, что поможет человеку проложить дорогу истине: ощущение или разум, интуиция или рассуждения, пантеистическая диалектика или строгая математика?
В философии Нового времени с переменным успехом продолжалась борьба между сенсуализмом и рационализмом, последний в это время имел глубокие корни в экономической и научно-технической деятельности человека. Ему были присущи свои специфические черты и это особенно касалось представлений об истине. Она рассматривалась рационалистами как непременно абсолютное, полное, вечное и неизменное знание, носила всеобщий и общеобязательный характер.
Рационализм Нового времени гипертрофировал возможности дедукции как способа развития знания и отождествлял реальные причинно-следственные связи с отношениями логического выведения. Однако, несмотря на свою ограниченность, он передал будущим векам и свои лучшие идеалы - устойчивый познавательный оптимизм, веру во всесилие человеческого разума, убеждение в единстве законов мира и его познания, упор на дедукцию в развитии наук.
Проблема метода |
Остро выдвинутая практикой проблема поиска научного метода познания, нашла свое решение в философии ХУП с позиции механической и метафизической концепции, так как тон в решении этой проблемы задавало естествознание. Основными методологическими приемами в науках того времени были эксперимент и анализ, классификация и простейшее обобщение. Чрезмерное увлечение ученых анализом привело их к его абсолютизации, способствовало тем самым созданию и развитию механической односторонности создаваемой ими картины мира. Из естествознания в философию этот способ мышления был перенесен Бэконом и Локком и получил название метафизического и механистического способа мышления.
Материализм и идеализм |
Философия Нового времени не оставила в прошлом и мировоззренческое противостояние двух основных философских направлений: материализма и идеализма. В этот период возникает и развивается новая форма материалистической философии в ее метафизическом и механистическом виде. Этот материализм опирался на достижения естественных наук, получивших в этот период бурное развитие, и обобщал их опыт. Свидетельством теснейшей связи метафизического материализма с естествознанием служил и его механический характер. В этот период в естествознании особое развитие получили математика, механика, физика, астрономия, которые давали человеку знания о механических закономерностях движения материи с точки зрения присущих ей количественных свойств. Постепенно эти науки стали «руководительницами» прочих наук, и их точка зрения стала господствующей в науке и философии.
Знание и наука |
Философы Нового времени с большим пиететом относились к знанию, науке и рассматривали философию в качестве высшей ценности, практическое применение которой, способствовало бы удовлетворению потребностей людей и возвышало познающую деятельность человеческого разума. Прославляя свободный и активный разум, философы прославляли и обладающего им человека, который также должен был стать свободным, активным и могучим.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1587 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!