Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Натурфилософия эпохи Возрождения в лицах



Николай Коперник (1473—1543) разрушил геоцентрическую картину мира и создал гелиоцентрическую теорию. Его основной труд «О круговых движениях небесных тел» вышел в год его смерти.

Учение Коперника было революционным событием в истории науки.

«Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы, было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил — хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре — вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теологии...» - писал Маркс.

Иоганн Кеплер (1571—1630) - немецкий астроном создал теорию о закономерностях движения планет, которую он доказал математически.

Знаменитый ученый Возрождения, физик и астроном Галилео Галилей (1546—1642) путем экспериментальных исследований совершил новые открытия и сформулировал научные законы. При помощи телескопа, который он сам сконструировал, обнаружил, что поверхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный Путь является сложной системой звезд, открыл четыре спутника Юпитера, фазы Венеры и т. д.

Самой большой заслугой Галилея было наглядное подтверждение правильности гелиоцентрического подхода Коперника к объяснению мира.

Естественнонаучные открытия Галилея имели революционное значение в мировой науке. Они нанесли окончательный удар теологическо-схоластическому мировоззрению и также стали фатальными для Галилея. Он был обвинен церковью в ереси, осужден и под угрозой пыток был принужден к отрешению от своих взглядов.

Галилей ввел новую методологию науки, основывающуюся на экспериментах и математике, главным методом исследования признал количественный метод. Природные процессы, утверждал он, измеримы, отсюда вытекает возможность установить точными методами их законы как законы временных и пространственных отношений.

Из единства индукции и дедукции в экспериментальных исследованиях Галилей вывел обоснование механики. В рационализме Галилея уже предугадывается естествознание Нового времени и его философская методология.

Большую роль в развитии натурфилософии эпохи Возрождения сыграл немецкий кардинал Николай Кузанский (1401—1464). Его настоящая фамилия – Кребс, псевдоним "Кузанский" он взял по месту рождения.

Философия природы Кузанского и его космологические воззрения не выходили за пределы религии. Как иерарх церкви, он подчинялся конкордату средневекового порядка, но его понимание мира и человека было устремлено в будущее.

В своих трактатах Кузанский отвергал средневековую рационалистическую систему аристотелизма, интересовался идеей «docta ignorantia»т.е. ученое незнание, знание о незнании, означающей, что познание вещей возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы.

Кузанский главную проблему — отношения бога и мира — решал с позиций теоцентризма, но в то же время содержал элементы и тенденции, отличающиеся от средневекового католического богословия.

По мнению Кузанского основой познания должна быть противоположность обыденного, конечного постоянно преодолеваемому знанию, т.е. чему-то абсолютному, определенному, безусловному.

Одним из ярких и влиятельных философов итальянского Ренессанса, основателем итальянской философии природы был Бернардино Телезио (1509—1583). Он противопоставил свое творчество официальной схоластике, с которой познакомился во время учебы в университете.

В учении Телезио наблюдается деизм: по его мнению, Бог является лишь творцом мира, в последующем он не вмешивается в процессы природы и в жизнь созданного.

Из исследования природы Телезио исключает познание бога, задачей философии является исследование реальной природы. Философия, писал Телезио, должна освободиться от теологии и от авторитетов, научные выводы должны опираться на непосредственные восприятия и опыт, на собственный разум.

В учении Телезио находим сильные материалистические тенденции. Например, он утверждает, что все вещи телесны, материальны и телесность является их вечной, неизменной сущностью. Движение является собственным, присущим материи принципом, ее самодвижением.

Телезио высказывает важную идею о материальном единстве мира. Проявляется эта идея и в его космологических воззрениях: небесные тела, так же как и Земля, материальны.

Натурфилософским представлениям отвечает объяснение Телезио жизни человека и его познания. По его мнению «Дух» неразрывно связан с материей, рассредоточен во всем теле, распространяется по нервной системе, центром которой является мозг. Разумная человеческая душа многосторонним образом связана с «духом природы».

Указанный подход подтверждает наличие основы сенсуалистской теории познания Телезио. Сенсорное восприятие является источником и важнейшим средством познания, а мышление и суждение определяются восприятием. Восприятие возникает после принятия внешнего мира «духом». Таким образом, всякая наука должна исходить из непосредственного опыта.

Излагая свои этические воззрения, Телезио убеждает, что нравственная жизнь человека возникает из его естественного стремления к самосохранению.

Гуманистический стихийно-диалектический характер философии и науки эпохи Возрождения наиболее полно выражен в пантеистической философии природы Джордано Бруно (1548—1600).

Натурфилософия Бруно - самая радикальная и последовательная из всех систем итальянской философии природы.

Философские и научные позиции Бруно сильно расходились с догматами церкви. Он вступил в непримиримый конфликт с тогдашним христианским, католическим и протестантским миром, высказывая сомнения по поводу некоторых религиозных догматов (например, о непорочном зачатии и т.д.).

Инквизиция постоянно преследовала Бруно. Она не давала покоя ему не только в Италии, но ив других европейских государствах, в которых он пытался наладить свою педагогическую и научную деятельность. В конце концов, он возвращается в Италию, и лишь некоторое время живет спокойно. Позже в Венеции был арестован инквизицией, заточен, а 17 февраля 1600 года в Риме был сожжен. Приговор Бруно принял словами: «Вы, вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем я его слушаю». Последними словами перед смертью Бруно были: «А Земля все-таки крутится!»

По мнению Бруно, мир, космос является всем бытием, вечным, несотворенным богом. Бесконечность мира не является божественным атрибутом, как это утверждает теология.

Новая космология Бруно восходит к гениальным открытиям Коперника. Он делает из гелиоцентрического понимания мира радикальные философские выводы. Бесконечность вселенной нельзя понять с точки зрения обыденного человеческого сознания, которое формируется на основе опыта в отношении конечных вещей. Здесь необходим философский разум.

Следствием концепции физического единства вселенной у Бруно является гипотеза, выражающая возможность существования жизни и на других планетах.

Гносеология Бруно исходит из идеи, что в человеческой душе проявляется единая вселенская мировая душа, которая неотделима от одушевленной материи.

По мнению Бруно, целью разума является проникновение в глубину, в суть явлений, познание закономерностей природы.

В основе теории познания Бруно лежит идея о том, что познание начинается с восприятия и идет к представлениям, рассудку и разуму. Чувственное познание само по себе недостаточно. Процесс познания бесконечен, ибо бесконечен и его предмет.

С точки зрения Бруно, истины можно достичь лишь философскими средствами, но ни в коем случае теологическими. Он делает упор на том, что основой истинного знания должно быть сомнение.

Этические воззрения Джордано Бруно и его жизненное кредо неразделимы. Он призывает к борьбе за благородные цели, за добро. Однако борьба за возвышенные цели требует жертв. Человек в этом устремлении должен преодолевать страх личной гибели и уничтожения.

Истинным мерилом нравственности является активность, деятельность, земные цели человека, а не тот пассивный аскетизм, который проповедуется религией.

Бруно допускал, что религия может иметь исключительное влияние на примитивные народы. В будущем место религии откровения должна занять «религия разума».





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1616 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...