Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гуманизм эпохи Возрождения в лицах



У истоков гуманизма в Италии стоит Данте Алигьери (1265—1321). Свое гуманистическое мировоззрение Данте изложил в «Комедии», в трактатах «Пир» и «Монархия». Элементы нового мировоззрения Ренессанса содержатся в его поэтическом творчестве. По мнению Данте, Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека, божественное начало человеческому, он их видит во взаимном единстве.

Данте убеждает, что человек детерминирован с одной стороны, богом, с другой — природой. К блаженству, таким образом, ведут два пути: философское поучение (человеческий разум) и «духовное поучение»(исходящее от святого духа).

Данте против аскетизма, он полон веры в силы человека. Человек сам ответствен за свое благо, решающим здесь являются его личные качества, но ни в коем случае не богатство или унаследованное положение.

Идеи Данте в дальнейшем развитие находят в учении Франческо Петрарки (1304-1374). Оценивая вклад Франческо Петрарки в философию гуманизма, его иногда называют "отцом гуманизма". В античной культуре и образовании Петрарка не усматривал в них лишь прошедший золотой век и потерянный рай. Он интересовался также средневековыми традициями и учением Августина.

Петрарка не принимал культ авторитета, однако при этом не отвергал Аристотеля, но высмеивал «глупых аристотеликов», их схоластический, надуманный способ ведения споров. Утверждал, что преподаватели университетов позднего средневековья лишены набожности, вредят доброму имени теологии, которое она снискала в эпоху «отцов церкви». Христианство он принимал лишь в его несхоластической интерпретации.

Франческо Петрарка склоняется к идее активной самореализации человека, интересовался этическими проблемами, что является признаком индивидуализма эпохи Возрождения. В философском диалоге «Моя тайна» он вскрывает внутренние конфликты человека и способы их преодоления. Петрарка хорошопонимал радости и страсти человека.

Идейным вдохновением и ориентиром Гуманизма было учение Платона. Эта тенденция в Ренессансе была возникла необходимостью выступить против схоластического Аристотеля, его интерпретации томизмом.

Философия Платона в Ренессансе считалась синтезом всей философии прошлого, а также теологии - греческой науки, включающей пифагореизм и восточные доктрины.

Во флорентийской платоновской Академии Платон считался «богом среди философов», подчеркивалось большое значение его идей для христианства. Все платоники считали религию философско-теологической доктриной.

При конфронтации платоников и аристотеликов некоторые представители платонизма выступают и в духе примирения Платона с Аристотелем. Этот подход, присущий византийским традициям был перенесен на Запад. По существу споры между платонизмом и аристотелизмом периода Ренессанса в XV в. велись не совсем четко, допускались компромиссы.

Платоновская академия достигла своего расцвета при Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола.

Видная фигура среди платоников XV века - Марсилио Фичино (1422—1495), был известен переводческой деятельностью. Он перевел на латынь всего Платона, а также Плотина, Порфирия, Прокла, интересовался и христианским неоплатонизмом и заново перевел ареопагитику.

К вопросу об отношениях бога и мира он подходит с пантеистических позиций. Его пантеизм имеет мистическую направленность: бог — первопричина иерархически построенного мира, исходная точка, содержащая в себе весь мир.

Фичино христианству придает огромное значение и усматривает в нем наивысшее «законодательство» в этическом плане.

Идея бога, по мнению Фичино, является врожденной, все происходит от единого совершенного бытия - от бога, и поэтому должен существовать один культ, одна религия.

Толкование вопроса оразвитии у Фичино открывает возможность дальнейшего философского совершенствования религии, включая христианство. В этом заключается антисхоластическая направленность его идей.

Гуманистическая ориентация эпохи Возрождения наиболее ярко проявляется в учении о человеке, который, по мнению Фичино, в гармонической иерархии мира занимает первое место.

Основными задачами перед человеком Фичино ставит духовное совершенствование и стремление к свободе. Так же как и Платон, Фичино рассуждает о том, что законодатели и правители должны хорошо знать философию, быть философами.

Наиболее выдающимся платоникоми членом кружка Марсилио Фичино был Пико делла Мирандола (1463—1495). Его платонизм был эклектическим. Изучил средневековые философские и теологические традиции, номинализм, проявил интерес к восточной философии, в частности мистике и каббале.

Мирандола намеревался представить на римском собрании ученых всего мира трактат, содержащий 900 тезисов о познанном. В этих тезисах он выразил и некоторые новые философские взгляды. Однако дискуссия не состоялась, потому что папа большинство тезисов запретил как еретические. Впоследствии Пико преследовался инквизицией.

В учении Мирандолы о мире заметен пантеизм. Мир состоит из ангельской, небесной и элементарной сфер. Чувственный мир возник из высшего бестелесного начала, из «хаоса», неупорядоченность которого «интегрирует» бог. Бога не существует вне природы, он в ней постоянно присутствует. Здесь речь идет, однако, не о натуралистическом пантеизме, отождествляющем принцип природы и бога. В понимании Пико, бог представляется скорее как завершающий сущность мира.

Мирандола судьбу человека понимает как следствие его естественной свободной активности. В тезисах «О достоинстве человека», написанных для несостоявшейся дискуссии, говорится о человеке как особом микрокосмосе, который нельзя отождествлять ни с одним из трёх «горизонтальных» миров неоплатоновской структуры (элементарный, небесный и ангельский), так как он проникает вертикально через все эти миры.

Мирандола подчеркивал, что человек имеет полное право на то, чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей и свободным выбором. Человек отличается от остальной природы тем, что он идет к «божественному совершенству». Человек сам творец своего счастья. Человеческая природа существенно отличается от животной, она является более возвышенной, совершенной, писал Мирандола.

На последней стадии средневековья важнейшим и величайшим заветом античности была признана философия Аристотеля. Однако она была адаптирована кпотребностям церковной ортодоксии, поэтому новое мышление Возрождения осуждало Аристотеля и усматривало в нем главного учителя схоластики.

Развитием философии в Ренессансе вызван переход к изучению подлинного Аристотеля.

Творчество аристотелиста Пьетро Помпонацци (1462—1525) является наглядным доказательством разрушения средневекового аристотелизма, и появления ренессансного аристотелизма.

Помпонацци проводит прогрессивные идеи о независимости философии от теологии. Философия, по его мнению, должна исходить из научных принципов, истина является результатом рационального познания. А религию следует сохранить лишь для воспитания народа.

Решение Помпонацци вопроса о бессмертии души отвечает положениям Ренессанса о необходимости естественной этики, отвергающей откровение и чудеса. Бессмертие души нельзя рационально, философски обосновать, в него можно лишь верить.

По мнению Помпонацци, в отличие от животных, преимуществом человека является не достижение бессмертия, как это учат средневековая этика, философия и теология, а возможность достижения счастья и блаженства на основе рационального познания, что является целью и смыслом существования человеческого рода. Эти идеи

вызвала неприязнь клерикалов и книга «О бессмертии души» была публично сожжена.

Помпонаццив трактате «О причинах явлений природы» поднимал вопросы естествознания и детерминизма. Он утверждал, что космическое движение подчиняется всеобщим естественным закономерностям, что все в природе имеет причину. Мир подчинен вечному закону движения, все возникает, изменяется и гибнет. Это приводит к постоянному повторению. Кроме того, он выражает идею, что случайные события являются проявлением общей необходимости, которая выступает как фатум, судьба.

Отождествление Помпонацци бога с фатумом, природной необходимостью, подтверждает его ориентацию на пантеизм.

Помпонацци убеждает, что бог не имеет свободной воли, он не должен обвиняться в ответственности за мирское зло. Борьба добра и зла выражает необходимую противоречивую гармонию мира.

Еще одним ярким представителем гуманизма эпохи Возрождения был голландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536), который требовал возврата к подлинной христианской морали и избавления от схоластической псевдонаучности.

Поборник гуманности, просвещения и веротерпимости, Роттердамский противопоставлял евангельский идеал фанатизму, обскурантизму и клерикализму. В своей знаменитой сатире «Похвала глупости», написанной в доме Т.Мора, он выступал против светской власти духовенства и против насилия в делах веры.

Идеи гуманизма подхватил также современник гугенотских войн Мишель де Монтень (1533-1592), отстаивавший мысль о независимости и самостоятельности человеческой личности, к жизни которой бог не имеет никакого отношения, ибо он непознаваем. Монтень занимался проблемами морали. По его мнению, благоразумие в жизни самая необходимая добродетель, а природа лучший воспитатель.

Философия природы эпохи Возрождения (натурфилософский период)

Все предшествующее развитие гуманистической философии и культуры Возрождения подготовило почву для появления философии природы, которая выдвинулась на первый план во второй половине XVI и в начале XVII века. Она зародилась в Италии.

Натурфилософский период в философии Возрождения, (вторая половина XVI — начало XVII вв.) представлен выдающимися учеными того времени - Леонардо да Винчи, Коперником, Бруно, Галилеем и др.

Натурфилософам эпохи Возрождения был свойственен естественнонаучный, во многом натуралистический подход к пониманию мира, широкое использование достижений естествознания того времени, попытки переосмысления философских оснований науки и поиски экспериментальных методов обоснования новой космологии.

Философия Возрождения оказала огромное влияние на философию Нового времени. Она заложила основы для более радикальной критики схоластики и формирования новой картины мира и человека.

Натурфилософия Ренессанса исходила из античного философского наследия — платонизма, пантеизма, ионийской философии. Особенностью для философии природы в период Ренессанса является отвращение к схоластике.

В лоне философии природы в Возрождении зародилось новое естествознание, которое осуществляло радикальную переоценку старых традиций и предпосылок. В этот период был совершен ряд эпохальных открытий, которые стали важным источником новой философии.

Радикальные изменения произошли и в методологии науки. Отбрасывались господствовавшие в средние века философские и методологические основы науки, и создавались новые. На первый план выдвинулся опыт, экспериментальный и математический методы исследования.

Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Николая Коперника Иоганна Кеплера и Галилео Галилея.

Борьба между новым и старым миром, между консервативными и прогрессивными силами общества, религией и наукой ярче всего проявлялась в астрономии.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2490 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...