Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности эпохи и философии Возрождения



Возрождение или Ренессанс есть этап в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени. Приблизительные хронологические границы эпохи возрождения -14-16 вв. Термин "Возрождение" впервые употребил итальянский историк и искусствовед Дж. Вазари в16 веке.

Философия Возрождения есть особый этап в истории западноевропейской философии, характеризующийся утверждением новой, специфической формы философствования, которая строится на принципиально иных, независимых от философской схоластики, традициях.

Философия Возрождения, как и сама эпоха, свое название получает от стремления возродить классическую древность. Но как бы ни была велика роль античного философского наследия в формировании идей 14-16 веков, их не следует рассматривать в качестве простого возрождения античности. Это была своеобразная переработка традиций аристотелизма, платонизма, эпикуреизма, стоицизма и т.д. в сторону перевеса учения Платона.

Формированию философии Ренессанса предшествовала глубочайшая переоценка всех мировоззренческих и нравственных ценностей средневековой культуры, произошла своего рода ценностная реформа, которая затронула такие радикальные вопросы, как вопрос о положении человека в мире, его назначении, достоинстве, принципах нравственности и т.п.

Падение авторитета церкви, усиление престижа науки, становление принципиально нового, экспериментального исследования человека и природы — все это было связано с изменением представлений о самом человеке и его месте в мире, формированием стойкого убеждения в необходимости человека нового типа — активного, свободного от каких-либо авторитетов, ответственного, инициативного и т.п.

Наиболее разностороннее и последовательное развитие идеология Возрождения получила в трудах Николая Кузанского, Дж. Пико делла Мирандолы, Леонардо да Винчи, Эразма Роттердамского (в Голландии), М. Монтеня, Ф. Рабле (во Франции), П. Помпонацци, Бруно, Кампанеллы, Макиавелли (в Италии), Т. Мюнцера, И. Кеплера (в Германии), и др.

Принципиальное значение для понимания особенностей Возрождения имеет проблема отношения к античной и средневековой культурам. По отношению к античности утвердилась мысль о необходимости восстановить преемственность, а по отношению к средним векам подчеркивался разрыв.

Потребность в осмыслении сущности человека, его духовного мира вела к общей переоценке роли гуманитарного знания, литературы и искусства. На первый план выдвигались этика как "наука жизни", а также философия, риторика, педагогика, история.

В качестве духовного авторитета выступила античная культура. Прежняя модель античных идей, принятая в средневековье, была ограничена религиозными конфессиональными потребностями, античные авторы изучались в отфильтрованном виде через патристику и схоластику. Гуманисты же обратились непосредственно к первоисточникам как языческой, так и древнехристианской традиции; от византийских ученых они заимствовали представление о культурном единстве литературы Запада и Востока, что в значительной мере определило и отношение гуманистов к христианству, противопоставивших позиции богословов широкую трактовку единства христианской и языческой культуры.

Христианство получает истолкование в качестве всеобщей этической нормы, завершающей и совершенствующей, но не отвергающей достижения античной культуры.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 817 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...