Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ибн-Рушд



Абу ал-Валид Ибн-Рушд (1126 - 1198), всемирно известный под именем Аверроэс, пожалуй, более чем кто-либо другой из арабо-мусульманских философов привлекает внимание представителей не только философии, но религии и культуры. Почти все исследователи его творчества рассматривают философию Аверроэса как вершину рационализма средневековой философии Арабского Востока.

Абу ал-Валид Ибн-Рушд родился в Кордове. Был разносторонне образованным человеком, служил главным судьей в Севилье и придворным врачом у правителя Кордовы. Идейная атмосфера мусульманской Испании второй половины ХII в. характеризовалась резко негативным отношением к философии со стороны факихов-маликитов, весьма недовольных популярностью “чужестранной науки”. В 1195 г. произведения Ибн-Рушда были публично осуждены, а сам он выслан из столицы. Вскоре, однако, он был возвращен ко двору. Научное наследие Ибн-Рушда огромно. Оно включает самостоятельные труды и ком­ментарии чуть ли не по всем известным тогда отраслям знания: филосо­фии, естественным наукам, медицине, юриспруденции и филологии. Большинство сочинений комментаторского характера представляет собой толкования трудов Аристотеля, написанных Аверроэсом в форме малых, средних и больших коммента­риев.

Учение Ибн-Рушда о соотношении философии, «теологии» и религии обобщило накопленный испано-арабскими философами опыт, который свидетельствовал о невозможности какой-либо “истинной религии”.

Одним из ключевых утверждений Ибн-Рушда является утверждение, что оба - “философ и рядовой верующий” - могут быть счастливы, но каждый по-своему. Для мусульманского мыслителя истина едина как для философов, так и для “широкой публики”, а разница вызвана лишь способами ее постижения. При этом Ибн-Рушд опирался на аристотелевское учение о пяти логических суждениях: аподиктических, диалектических, софистических, риторических и поэтических. Ибн-Рушд сравнивал их между собой с точки зрения их познавательной ценности. Аподиктические суждения базируются на достоверных посылках и при правильном построении силлогизмов ведут к достоверным заключениям. Ибн-Рушд, связывая философию с аподиктическими суждениями, считал, что целью ее является постижение истины. Диалектические, риторические и поэтические суждения исходят из посылок, основанных на мнении, и поэтому их заключения не обязательно должны быть достоверными. Что же касается софистики, то она вовсе не стремится к достижению истины и ставит своей целью любым способом одержать верх над противником. У Ибн-Рушда калам основывается на диалектических, а религия - на риторических суждениях. Тесная связь диалектики и риторики обусловлена тем, что они опираются на общераспространенное мнение и не могут дать достоверное знание. Различие же между ними преимущественно состоит в том, что если диалектик адресует свои рассуждения одному лицу, то рито­рик - “широкой публике”.

Другим искусством, наряду с софистикой, способным принести такую же пользу при наставлении “широкой публики” на путь истинный, по убеждению Ибн-Рушда, является поэтическое искусство, склоняющее людей к совершению одних действий и воздержанию от других. Разни­ца между поэтикой и риторикой состоит в том, что если первая говорит о том “каков он”, то вторая - “чем он является”. В отличие от рационального рассужде­ния, характерного для риторики, в поэтике место рациональных доводов занимают образы. Поэтому поэтическая речь не имеет никакого отношения к истине или лжи.

В комментариях к логическим сочинениям Аристотеля Ибн-Рушд говорил, что “ши­рокая публика” способна воспринимать лишь риторические и поэтические речения, а «теологи» - не спо­собны обращаться должным образом не только с диалектикой, но и риторикой. Только философы могут на основе аподиктических посылок выработать теоретические положения и правильно использовать логические искусства. Вместе с тем Аверроэс утверждал, “что философия - это спутница и молочная сестра религии”. Разгадку этого па­радоксального положения А.В. Сагадеев усматривает в уверенности Ибн-Руш­да в том, что из-за многозначности многих арабских слов посредством их соот­ветствующей интерпретации философы могут обосновать едва ли не любой угодный им тезис, не порывая при этом с буквальным смыслом священных текстов.

Ибн-Рушд считал, что религия является необходимой основой интеграции человеческого коллектива. Без такой основы невозможно приобрести ни нравственных, ни теоретических добродетелей. Религия необходима потому, что рассчитана на всех, общедоступна и направлена на поддержание в об­ществе определенных нравственных норм и добродетелей, являющихся основой для развития научных знаний и обретения теоретических добродетелей. Фи­лософы принимают ее вместе со всеми предписываемыми ею обрядами, особенно заботясь о ее основополагаю­щих догматах, ибо в ней - залог не только благополучия, но и самого су­ществования общества.

Согласно учению кордовского мыслителя о душе, тесно связанному, как и у его предшественников по восточному перипатетизму, с космологи­ческой доктриной, космический деятельный разум соединяется с отдельными познающими индивидами, которым присущ так называемый пассивный, или претерпевающий, разум. Деятельный разум же выводит из представлений содержащиеся в них по­тенциально умопостигаемые формы. Носитель этих интеллигибельных форм есть тот же самый деятельный разум, но выступающий в качестве потенци­ального, или, материального, разума. Если благодаря деятельному разуму у человека возникает умопостигаемый образ, то этот человек тем самым при­общается к материальному разуму в той форме, которую он принял в мысли­мом умопостигаемом образе. Можно сказать, что материальный разум по бытию один и тот же во всех людях и различается в индивидах своей формой, поскольку различаются между собой и познающие индивиды.

Так как познание у отдельных людей развивается различно, то и приобретенный разум, с одной стороны, индивидуален, а потому преходящ, а с другой стороны, все­общ и бессмертен, поскольку бессмертен род людской, который, по убежде­нию Аверроэса, всегда культивирует науку и философию. С этической точки зрения, высшее счастье человек достигает, приобщаясь к деятельному разуму, т. е. в познании всеобщих и необходимых истин. Именно через различие и преемственность между людьми и материальным разумом Аверроэс сумел примирить аристотелевскую концепцию вечности ра­зума и природу человеческого счастья в посюсторонней жизни с верой в систему воздаяний и наказаний - в потусторонней. Когда человек умирает и его тело погибает, он теряет свое единство с материальным разумом. Хотя смерть всеобща, когда человек воскреснет, его душа будет иметь тело, т. е. материю, и он воссоединится с материальным разумом. И подобно тему как в посюсторонней жизни счастье к людям приходит через участие в интеллекту­альной деятельности, точно так же в потусторонней жизни блаженство при­дет к ним тем же путем. И степень счастья в посюсторонней жизни зависит от приобретенного человеком знания.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 611 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...