Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 6 (24.12.2003)



Ранняя схоластика 9-12 вв., зрелая схоластика 13в (Аквинский), период упадка 14 век.

В период упадка усугублялись негативные тенденции схоластики. Сама приверженность логики подрывала основы схоластики – возникает много противоречий в священных текстах – это вело к утрате веры. Были например тексты противоречащие друг другу (Абеляр их находил). «Если разжевать тайны веры – их обычно придется выплюнуть, так что их надо глотать целиком». Появляется переосмысление роли авторитета – каждый может использовать ссылки на авторитеты в своих целях. Если раньше ссылка на авторитеты – лучший аргумент, то теперь худший. Идет переход от схоластики к мистике. Появляется желание непосредственно общаться с богом. Возник народный мистицизм. Много анонимных книг – некоторые до сих пор популярны (например «Подражание Христу»). «Лучше испытать умиление чем знать его определение». «Всякий человек естественно стремиться знать, но что в знаниях без страха божьего». «Страх начало мудрости, довершение ее – любовь». Вообще концепция любви получает широкое распространение. Усиление мистики говорила о том что схоластика себя изжила. Но были и логические противоречия схоластики. Например двойственность истины: есть истины веры – ими занимается религия, и есть истины разума – ими занимается наука.

Параллельно возникает интерес к природе – интерес к разным процессам и вне связи их с богом. Пришли из арабских стран некоторые работы Аристотеля о естественных знаниях. Роджер Беккон – занимался физическими вопросами – в основном оптикой. Раймонд Лулий (13 век) – был рыцарем, потом занимался наукой, был миссионером. Он зарождал кибернетику – пытался создать всемирный метод который бы позволял решать логические задачи пытаясь создать логическую машину. Он ее создал – машина с концентрическими кругами разделенными на сектора и пытался получать правильные высказывания совмещая правильным образом эти сектора с надписями. Он считал что есть законы позволяющие получать правильный результат даже непосвященным. В Африке его не поняли и замучили. Жан Буредан тоже пытался познавать природные процессы. Он спорил с Аристотелем что всякое тело движется пока на него действует сила, а Буредан спрашивал почему же движется стрела. Ввел понятие импетуса – нечто типа инерции.

Стало ясно что схоластика как философия себя изжила. А что же в это время происходило в обществе? Разлагались феодальные отношения. Шел переходный процесс от феодальных к капиталистическим отношениям. Любая культура имеет 2 стороны: официальная и парсическая. Завершенная культура которая уже состоялась и функционирует – это система официальной культуры и существует некоторые функционеры которые поддерживают эту культуру и большинство ее поддерживает. Но поскольку любая система не может охватить всего многообразия человека, посему то что не вписывается в официальную культуру но присутствуют в человеке – жизнь которая не поддается контролю, то чем реально живет человек – незавершенное, сила которая может разворачиваться – парсическая сила. Она не создает новой культуры, но она говорит что существующая система не универсальна, не полная. Именно эта парсическая сила начала сильно проявляться в средние века. Всегда есть смеховая культура – иронически настроенная к официальной культуре. Это является опасностью для существующей культуры – источник, который может разложить официальную культуру. Чем больше специализации в официальной культуре тем больше растет парсическая культура. Чем больше развивалась средневековая официальная культура тем больше возникает отклонений от этой культуры. Все больше личные качества человека затмевает социальное положение (в 15-16 веке). В 16 веке вышел роман одной графини Е. Насал в которой один племянник мясника стал королем в силу личных достоинств. Этот роман кучу раз переиздавали – всем очень понравилась задумка. Развивается культура трубадурства. Очень много песен о рыцарстве. Воспевается платоническая любовь, поскольку телесная любовь была практически запрещена. В этих рыцарских сюжетах показывались бесконечные силы человека: может полететь на луну, победить великана и т.д. Человек может сам многое сделать без помощи бога! Человеческая любовь попирает всякие нормы того общества. Любовь сильнее даже чем бог (не явно написано в литературных произведениях но сквозит)! Возникают работы о прелести мирского бытия – человек может получать удовольствие даже в этом мире. Начинают описывать земные прелести. Показывается что и этот мир прекрасен. Появляются попытки описания разных стран, животных, природы. Описывают отношения между людьми. Много работ описывающих всяких бродяг и плутов которые всегда находят выход, не подвластны власти денег, издеваются над официальными деятелями церкви, схоластами. «Заговор дураков», «Письма темных людей», «Похвала дураков». Идет борьба в душе каждого человека между официальной культурой и парсической. Первыми чувствовали проблемы этой системы сами священнослужители, и те из них кто почестнее те говорили об этом.

В производстве в это время тоже были проблемы. Возникает противоречие города и синьора. Появилась заинтересованность отхода от натурального хозяйства. Прогрессивные дворяне чувствовали эту необходимость. Но возникает необходимость отхода от цехового хозяйства. Значительно усиливается роль денег. Деньги дают независимость он разных структур. Появилась жажда накопительства и жажда золота. Начали разрушаться феодальные перегородки. Это время великих географических открытий – искали рынки сбыта. Существующая феодальная структура начинает раскачиваться. Общество распадалось на части. Историки назвали это войной всех против всех. Постоянно хватались за оружие. Прежняя структура ломалась. Усиливается роль короля – центр который может навести порядок в стране. Король нашел общий язык с нарождающейся буржуазией. Буржуазия хотела снятия ограничения производства и рынков сбыта – король тоже. Идет отмена церквоцентризма. Сила короля растет а сила церкви падает. Возникло движение реформации (16 век) церкви. Толчок был дан Лютером который выдвинул 95 тезисов – он был против торговли папскими индульгенциями. Это привело к резонансу в обществе и привело к реформации. Доказывалось что спасение души – только через внутреннюю веру (отрицалась роль церкви). Они выступали против духовенства как общественного слоя. Отрицали церковь как крупного феодального собственника – собственность отчуждалась от церкви в процессе реформации. Упразднение церковной реформации. Еще один реформатор Кальвин. Кроме официального реформаторства было еще и народное реформаторство.





Дата публикования: 2014-09-01; Прочитано: 415 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...