Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Марксистская философия



Карл Маркс (#19) (1818 – 1883). Родился в семье адвоката. В 1835 году поступил на юр. фак. Был младогегельянцем. Потом работал в газете. Постепенно возникает критическое отношение к Гегелю. Сильное влияние на него оказала работа «Сущность христианства» Фейербаха. Маркс развивает новое мировоззрение, новую социальную философию. Считается одним из самых гениальных людей в мире.

Фридрих Энгельс (1820-1895). Родился в семье фабриканта. Не получил высшего образования. Выпустил много статей о Шеллинге в молодости не подписываясь. Он много порождал идей и хорошо схватывал новое. Часто посещал жилье рабочих и увидел новую социальную силу – рабочий класс. Написал в 1844г. работу «Положение рабочего человека в Англии». Потом сблизился с Марксом. Жизнь его была тяжелой, многократно высылался из тех стран в которых находился за свои работы. Из 7 детей выжило только 3.

Основные идеи. Маркс пытался понять почему в обществе столько недостатков – он искал коренную причину проблем в обществе. Он пришел к выводу что коренной причиной есть проблема отчуждения. Отчуждение – это ситуация когда результаты деятельности человека начинают властвовать над человеком. Например первобытный человек сделал из полена изображение бога и сам ему покланяется. Религия – это форма отчуждения: человек сам придумал бога и сам ему поклоняется. Государство – тоже пример отчуждения. Человек создал государство уступив часть своей свободы в его пользу. Затем государство свои органы против самого человека. Государство стало чуждой силой для человека. Может ли жить человечество без отчуждения? Откуда берется отчуждение? Маркс считал что отчуждение происходит за счет разделения труда при переходе от первобытного общества к рабовладельческому – человек часть своих функций передал другим. Маркс приходит к выводу что главная проблема возникающая в обществе связана с собственностью на средства производства – тот у кого они есть находиться в лучших условиях. Он пытался понять то что происходит в его обществе, посему «Капитал» обращен к капитализму. При капитализме человек юридически свободен, но без средств производства вынужден продавать свою рабочую силу. Оказывается что человек работает и только часть его работы выплачивается ему, а большая часть отдается владельцу средств производства. Идет фактический грабеж человека. Добыча дохода – главная задача капиталиста. Эксплуатация – отношение того что выплачивается к тому что производиться. Он рассматривает как получить больший доход (детский труд и т.п.). Все это ведет к увеличению разрыва между бедными и богатыми и ведет к классовой борьбе. Он считает что все может быть улучшено не разглагольствованием а практическими действиями. Он говорит о том что отношения существующие в обществе не нормальны. Преобразования которые должны произойти для упразднения отчуждения ведут к коммунизму (упразднение частной собственности). Маркс считал что коммунизм – то общество которое появится в рамках развития капитализма. Коммунизм – то общество в котором упразднено отчуждение от средств производства, распределения доходов и так далее. Коммунизм – это общество в котором произошла эмансипация человека.

Все рассуждения Маркс строит на материалистическом понимании истории. Маркс объясняет общество с материалистических позиций. До него в основном ссылались на идеалистические концепции (бог, образование, законодательство, лидер который поворачивает общество в какую-либо сторону). С точки зрения Маркса парадокс в том что общество это отдельные люди которые субъективны, но все общество подчиняется объективным законам. Он искал этот объективный фактор развития общества и пришел к выводу что человек всегда вынужден производить. Значит производство, экономика – это объективная сторона общества. Хотим мы или не хотим, а оно есть – это объективность. Экономические отношения играют в обществе первостепенную роль. Маркс на первое место выделил производственные отношения. Он говорит об отношении людей в процессе производства. Производственные отношения он назвал базисом общества. На основе производственных отношений возникают системы идей, институтов, наука, культура, религия и т.д. Если производственные отношения меняются то меняется и вся система отношений в обществе. От чего меняются сами производственные отношения? Маркс устанавливает закон общественных отношений – опережающей силой общества является изменение орудий производства. На каком-то этапе развития производительных сил они начинают не вписываться в систему производственных отношений – производственные отношения начинают тормозить производительные силы. В обществе действует закон соответствия производительных сил и производственных отношений. Производственные отношения должны меняться из-за смены производственных сил. А значит происходит и трансформация всего общества. Смена производственных сил и производственных отношений – это революция. До поры до времени помогают реформы, но все равно настоящее приравнивание производительных сил и производственных отношений происходит при революции. Наемная система отношений должна быть ликвидирована.

Кратко о марксизме: материалистическое понимание истории, отчуждение.

В 20м веке Марксизм получил развитие в направлении:

Неомарксизм. (30гг 20века) – философия Франкфуртской школы – они себя называли критической теорией общества. Представители: Хоркхаймер, Маркузе, Адорно, Эрик Фромм. Возник по причине того что ситуация в мире изменилась и традиционный марксизм уже не срабатывал. Маркузе анализировал ситуацию в обществе, сложившиеся производственные отношения. Он считал что нет уже жесткого разделения на классы, но есть отчуждение и господство и подчинение. Но здесь господство – как администрирование. Нормы жизни в обществе становятся для человека стандартом жизни и поведения. Эти силы подавляют человека. В таком обществе очень трудно появиться субъекту который может изменить ситуацию. Человек увечен в этом обществе и потому он не видит проблему. Как могут управлять индивиды которые превратили свои увечия в свои права? Человек становиться винтиком и он решает какие-то мелкие проблемки, не видя общей проблемы. Проблема в том что он не видит проблемы. Проблема в том что нет четкого расслоения на богатых и бедных. Общество увечит человека а он этого не видит. Может и не стоит пытаться разрешить эту проблему? Маркузе считает что так не должно быть, так как это вырождение человечества (замерзающий человек не хочет чтобы его будили – ему и так хорошо). Маркузе делает вывод что нужен тотальный отказ от этой культуры вообще, а не социальная революция. Личность не должна подчиняться правилам которые ей навязали, должна бороться за то чтобы реализовать себя полностью. Основная масса даже будет противодействовать попытке вывести общество из существующего положения. Но в этом обществе есть слои которые недовольны этим обществом: студенты, эмигранты, меньшинства (например национальные). Вот эти слои и должны совершить тотальную революцию. Во Франции в 60х годах были попытки студенческих революций, но не сработало.

Но был и другой вариант выхода – не социальный. Эти философы предлагали биологическую революцию – на уровне биологического инстинкта ты должен чувствовать себя свободным (сексуальная революция например). Сейчас возрождается идея тотальной революции потому что несколько стран сильно обогатились а остальные погрязли в долгах. Эта ситуация может изменить все в мире. Набирает силу антиглобалистское движение – против этих стран которые подгребли весь мир.





Дата публикования: 2014-09-01; Прочитано: 407 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...