Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 5 (23.12.2003). Философия средневековья



В первом веке нашей эти Древнегреческая философия сошла на нет. В жизни обществ происходили большие перемены – новая философская идея. В Греции роль Афин падала. Пришла к власти Спарта, потом Фивы. Но потом сборное Греческое войско было разбито македонским государством – стала властвовать Македония – период эллинизма. Это происходило при македонском царе Филипе 2-м. Дальше идут походы А. Македонского. Он завоевал: Персию, Малую Азию, Египет, Вавилон, Среднюю Азию и часть Индии. Сформировалось огромное гос-во. А. Македонский умер, а диадохи разделили все завоевания. Македонский везде чтился как великий полководец. В это время на первое место выходит Рим – сначала как просто город, а потом как целое гос-во. Тоже создается империя в 27г. н.э. – эпоха Римской империи (до этого была эпоха царства и эпоха республики). Как это все отражалось на жизни населения на этих территориях?

Центром стал Рим и он навязал свою волю периферии – другой стой жизни (есть центр и периферия). Возникает государственный аппарат который действует на местах, провинциальная знать – опора империи. Это замещает выборную систему Греции, которая сильно повлияла на Рим. Формируется империя, свобода не столь важна. К власти в Риме приходит Август – первый среди всех сенаторов и его наделили функциями которыми раньше наделяли богов – ему (и его изображению) начали поклоняться. Власть императора становиться наследственной и безграничной – императоры делали совершенно все что хотели. Происходит стирание границ во всех смыслах: между центром и провинциями, между разными провинциями. Происходит реформа по которой весь мир делится на административно-территориальные единицы. Вводиться единое гражданство вместо полисного. Пересматривается само понятие истории. Сделали единую историю – от Адама до их настоящего. Эти события усугубились распадом римской империи. В период распада прекращается приток рабов и труд рабов оказывается не выгодным – проблемы с/х и в целом экономика. Усиливается бюрократическая машина, налоги. Начали некоторым рабам давать землю, требовали только результаты труда – рабы сами заинтересованы в результате труда. Появились поместья – наделы выделялись отдельным рабам (коллонам). Возникают корпорации – объединения отличающиеся особой организацией и сплоченностью их членов. В этих организациях есть воля и есть устав – есть единый порядок. Эти корпорации плодились. В рамках корпорации была относительная свободы, но ограничиваемой уставом корпорации. Иногда называли их коллегиями или цехами. Были самые разнообразные коллегии – ремесленников, купцов и т.д. Запрещалась реклама – все должны были быть в одинаковых условиях, запрещалась рационализация чтобы все были в одинаковых условиях.

На других территориях тоже во всю формировались империи. Жизнь людей сильно отличалась от предыдущей. Возникла новая система социальных отношений. Вырабатывалось общее мироощущение в разных империях и появилась новое философское мироощущение. Видна всеобщая подчиненность, сложные, запутанные отношения. Формируется идея подчинения и иерархии. Весь мир устроен в виде иерархии – значит есть верхушка этой иерархии – значит есть какая-то сверхъестественная сила которой все подчиняется. Назовем это богом. У Аристотеля бог есть просто перводвигатель. Тут бог – это тот который стоит во главе иерархии. Есть единый бог который обладает некоторым могуществом. Есть центральная воля – бог. «Да не нарушится закон подчинения дабы через многоначалие не дойти до безначалия». Закону подчинения – «да», многоначалию – «нет». Языческий космос имеет собственную меру, а христианский космос получает меру от бога. Эта идея стала развиваться спонтанно и в разных слоях общества. Окончательно эта идея начинает властвовать обществом после становления церкви. Церковь – тот институт который сделал эту идею основополагающей в обществе. Переход от рабовладельческого общества к феодальному и связывают с формированием церкви. Миланский вердикт 313 году – считается годом окончательного создания церкви. Сначала были просто общины (от второго века до н.э.). Формирование церкви связано с борьбой и внутри общин и между общинами. Борьба была между язычеством и единым богом. Были движения (гностики и мантонисты) которые считали что не нужно посредника между человеком и богом, но их смели. Был выработан христианский канон (список священных книг), регламенты жизни, и т.п. Внешнее сопротивление – языческое окружение. Борьба с христианами была очень жесткая, поскольку христиане были отступниками от языческой веры – они не почитали языческих богов к которым причислялись и императоры. Посему были репрессии, мученичество – священномученики. Запрещалось христианское богослужение. но постепенно ситуация менялась. В середине 3-го века зарождающаяся церковь получила независимость от Рима. Распространяется сочувствие к христианству. В 311г отменяется преследование христиан. В 313г. при императором Константином был подписан Миланский вердикт которым он легализовал христианскую церковь. Со временем и сам Константин принял христианство. Соответственно церковь становиться у власти и начинает теперь преследовать язычников. Была попытка возвратиться к язычеству при императоре Вивиане в 4-м веке – были погромы церквей и гонения. Но его усилия уже ничего не изменили. Все последующие императоры поддерживали христианство. В конце 4-го века император Феодосий запретил языческий культ. В 419г. утвержден новый завет. С 5-го века церковь – крупнейший землевладелец. Все эти события были гранью между язычеством и средневековьем.

В результате всех этих событий возникла идея центральной власти и это заложило основы новой философии с чертами теологии. Центральная мысль – все есть бог. Любая вещь – вещание бога, она проявление бога а не самостоятельна. Эта идея оказалась внутренне противоречива: вещь не равна богу, но как вещание бога она бог. Выход из этой ситуации нашли – вещь не будучи богом причастна к богу – иерархиризация. Вещь - это не часть бога (механика), и не сам бог. Существует эманация бога (вроде Платин) – излучение исходящее от бога, и чем дальше от бога тем это излучение слабее. Материя – самая низкая ступень эманации. Когда в практической жизни приходили к противоречию с писанием (например отношения к семье) – делали поблажки ссылаясь на эту эманацию. Типа, в принципе грешно, но с пивом прокатит.

Философия (#12) не исчезает, но ей вменяется задача познания сверхчувственного мира (сущность божественного). Если бог не вещь (хотя все есть бог), то это есть нечто обладающее высшей реальностью. Задача философии – познавать бога. Основной метод – дедуктивный. Причем дедукция – как движение от веры к знанию: сначала верить а потом рассуждать, пользоваться знаниями. Бога не можем понять разумом, и чем больше мы не понимаем тем больше это доказательство существования бога (Торториан). Вывод – нам не положено знать больше чем дано богом. Был сбор знаний, вместо принятой у нас наукой. В 14 веке развивалась оптика, поскольку эманация бога – это лучи. Наука изучает бога через этот естественный мир. Цель науки – познание религиозных идей. Надо было найти бога в явлениях природы. «Наука о природе имеет своим предметом невидимые причины видимых вещей». Бойль: природа это кафедра воздвигнутая богом чтобы понять что такое мир и бог.

Философия существовала в виде 2х ветвей: схоластики и мистики. Схоластика – это тип философии объединяющий догматическое религиозное предание с рациональной методикой его анализа. Исходные позиции – на веру, а дальше рассуждай сколько хочешь. Такая философия приближается собственно к религии (теологии). Схоластика – от греческого Схоле scolh – школа, ученая беседа. Схоластика – это объединение философии и христианства. Основные черты схоластика: преобладание формы (логики) над содержанием, доказательства и выводы без обсуждения оснований, преобладание дедукции над индукцией, логика сводиться к силлогизму (из 2х тезисов делается один вывод). За формой часто не видно содержания. Схоластика – это не столько изучение сколько рассуждение, назидательность. Чем древнее – тем подлиннее. Истина – религиозные тексты. Экзегеза (развивается в рамках схоластики) – расшифровка (толкование) священных текстов. Характерны дедактизм, назедательство. Чаще всего это был диалог ученика и учителя. Диспуты. Выписки, компиляции из разного типа источников – сумы – трактат на определенную тему. Характерен еще и психологизм авторов – необычайная искренность (исповедь человека который пишет). Не характерен для средневековья ни скептицизм ни агностицизм (как не странно). Мистика – от мистикус (тайный) – вера в способность человека к непосредственное общение с богом – способность чувствовать бога, объединяться с богом в форме экстаза. Мистика гонялась, поскольку тогда не нужна церковь. Но мистика всегда существовала (душа философии).

Основные проблемы схоластики (средневековой философии):

· доказательство бытия бога и суть бога (бытие – это бог);

· соотношение бога и вещей (единство и многообразие мира) – у всех вещей есть скрытые качества, во всех вещах есть бог, была даже идея двух богов, была позиция что бог это нечто постоянно развивающееся;

· божественное предопределение жизни человека и свобода воли человека: чтобы человек не делал – это божественная воля, можно ли судить человека и есть ли свобода воли?;

· соотношение веры и разума: на первое место вера, а потом разум, а зачем тогда разум и каковы пути познания бога?;

· духовное и телесное;

· проблема теодицея (бог и существование зла): как бог допускает существование зла, если он добр;

· как согласовать божественное проведение с творением (ведь бог все знает – как он может творить)?

· где находился бог до творения?

· каким образом проникают злые духи в людей?

· причищается ли мышь когда съедает святой хлеб (тело господнее)?

Центральная проблема, вокруг которой вращаются все остальные: проблема универсалий (общих понятий). Это проблема соотношений чувственных вещей и предельных оснований. Общие понятия существуют реально или это только некие слова (т.е. существуют реально единичные вещи)? Решение этой проблемы – 2 направления: реализм и номинализм. Реализм (Ансельм Кинтерберийский 11в., Фома Аквинский 13в.): общие понятия существуют реально как самостоятельная сущность. Например человечность существует отдельно от конкретных людей – существует она в боге. Бог – это единство из которого можно вывести все многообразие. В боге есть все в чистом виде. Номиналисты (Дунс Скотт 13в, Вильям Оккам 14в, Буредан 14в): только единичный вещи реальны. Общие идеи – обозначения ряда отдельных единичных вещей. Самого общего – не существует, есть только имя. Нет человека, как такового. Номиналистов часто гоняли. Нельзя помыслить человечность без человека, животность без животного. Основатель номинализма Росцелин (11 век) – пришел к идее номинализма решая проблему троичности бога. Он пришел к выводу что триединость бога это следующее: единственно сущие отдельные три лица, а общее – лишь название. Его предали анафеме и он отрекся от своих идей. Третья концепция - концептуализм (Аделяр 12 век): универсалии существуют не до и не после вещей, они связаны с самими вещами – они порождения ума (концепции). В вопросе о троице он сводил 3 лица к 3-м атрибутам творца: могущество, мудрость и благость – порождают желания мочь, знать и желать. В отдельности они не выступают, а вместе они выступают как совершенство. Его тоже осудили за ересь – ересь единства.

Ансельм Кентерберийский (11 век) – архиепископ. Дал несколько доказательств бытия бога. Диалектическое доказательство бытия бога: ничто не справедливо без существования справедливости самой по себе, которая и является первым справедливым существом. Существо бога составляет то что вещи содержит в себе как качество. Антологическое доказательство: у каждого есть в уме представление о высшем существе, но если бы это было только в сознании – можно было бы помыслить нечто охватывающее и ум и не ум – тогда есть еще более высшее существо – значит бог существует не только в уме. В обоих случаях отождествляется мышление и бытие.

Фома Аквинский (13 век) – из богатой семьи, доминиканец, тайно покинул свой дом, его находят братья и 2 года держат пленником, но он убегает и учиться у Альберта Великого. Он написал очень много статей (сум). Он систематизировал много материала наработанного до него. Он пытался согласовать веру и разум, богословие и философию. До него их противопоставляли одно другому. Знания – нечто что не заслуживает внимания, но проблема не снималась. Аквинский предложил их гармонизировать. Разум может помогать вере а вера может помогать разуму – он не ставит их на один уровень (все-таки вера выше), но разум может помогать вере. Они должны взаимно дополнять друг друга. Если разум говорит одно а вера другое – на первое место вера поскольку науки – знания разумные, а вера – сверхразумные. Эта идея была очень полезна в 18-19 веке (течение неофомизм). Космологическое доказательство бытия бога: это явление произошло поскольку на него подействовало другое явление, на которое подействовала еще какая-то идея и так далее. А кто толкнул первую в этой цепи идею – бог.

Еще одна концепция средних веков – идея виртуальности. Это не что-то иллюзорное, а то что скрывается за очевидным для нас, оно реально существует. Аквинский говорил что в человеческой душе присутствует и растительная и животная души, которые существуют там виртуально. Виртуальность – нечто которое не сразу проявляется, но существует реально (например в семени – целое ореховое дерево).

Аккам (13-14 век). Не надо придумывать абстрактных слов и доказывать что за ними что-то существует. Надо стараться объяснить минимальным количеством понятий. Не надо придумывать реальности вне конкретных вещей. Бритва Аккама: если можно объяснить что-то просто, объясняй проще.





Дата публикования: 2014-09-01; Прочитано: 534 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...