Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 3 (17.12.2003). Историко-философское введение



Ограничиваемся европейской философией. Как изучать историю философии? Можно брать разных авторов, но их много – нереально. Можно рассматривать разные темы и разные высказывания. Отдельной страницей существует восточная философия, на которую долго не обращали внимание – европоцентризм.

Философию надо рассматривать в социальном контексте того времени в которое она развивалась. Почему по разному человек видит мир? Потому что человек думает таким образом о действительности каково его мироотношение; так, как он видит этот мир. А чем определяется моироотношение? В основном социальными отношениями – они определяют наш взгляд на природу и на весь мир. Социальные отношения это то где мы живем, они задают некую идею мироустройства. Тогда когда эта идея высказывается – философская идея. Меняются социальные отношения – меняется сознание. Возникшая из социальных отношений философия начинает оправдывать сами социальные отношения и само существующее бытие – это бессознательный самообман. Многие идеалистические концепции считают что первично изменение философии, а потом уже изменяются социальные отношения.

Философия древнего мира.

Филос. древнего мира (#4) – это появление философии, как таковой, из мифологии. Характерная черта мифологического сознания – синкретизм (нерасчлененность) – человек не выделяет себя из среды – есть мы и есть они и всё. Тут рациональный, эмоциональный и психологический моменты не расчленены. Характерно очеловечивание и одушевление природы – и животные и растения и даже камни. Лосев: «наиболее убедительные объяснения природы – при помощи родственных отношений». Когда нерасчлененность начала немного распадаться (обряды начались рассматриваться отдельно от их природы) – выделяются сказки. Безразличие к противоречиям – характерная черта мифологии. Они верили даже в то что для нас является чушью – например существование человека в разных местах в одно время. Нет понятия объяснения, есть только описание. Беспричинное мышление. Для первобытного мышления характерен интерес к случайному а не к закономерному. Любая случайность – нарушение в мировом порядке. Как бороться с нарушением порядка – надо задобрить богов (природу) – принесение жертв, магия, ритуалы.

Почему же появляется философия? Когда начинает распадаться первобытно-общинные правила. Первобытное общество могло выжить только в рамках коллективизма. Но технология совершенствуется и появляется прибавочный продукт – человек перестал чувствовать необходимость коллективизма. Распадаются родовые общины – люди объединяются по другим признакам. Хотя семейные отношения тоже сохранились, но на первое место вышли территориальные отношения. Появилась частная собственность. Перестали действовать нормы и обычаи – пришел хаос. Меняются социальные отношения. Появляются государство – система социальных институтов которые регулируют социальные отношения. Появляется право и правовые нормы – законы. Законы царя Хамурата и других. Законы были восприняты с энтузиазмом, потому что регламентировались отношения между людьми – наводился порядок в жизни, устранился беспредел. Появляется система юридических норм – меняется система мироотношения: от мифологических к юридическим. Возникает мысль что весь мир – это порядок, есть закономерность. Весь мир – это закон. Мир – законосообразность. Произошел переход от мифа к логосу. Героклит говорил что вещами и людьми правит логос. Даже солнце не может приступить логос. Мировой год – есть цикличность в этом порядке. Все процессы закономерны. Возникновение государства – возникает репрессивный аппарат. Возникает бюрократия (в переводе - писец, полный писец;).

В Китае то же самое (6-5 века до н.э.) – возникает даосизм: Дао – закон которому подчиняется все. Дао составляет основу мира. Все в мире гармонично, т.е. если есть беспорядок – оно восстановиться и правда всегда победит. Отсюда принцип невмешательства в естественный ход событий. Развивается школа фадзя – законников. Они говорили что Дао – всеобщий закон который лежит в основе частных законов (ли). В человеческом обществе – законы фа (юридические законы). Тут сильно проявляется влияние философии на социальные отношения – возникает обратная связь (точнее они так считали).

По природе – каждая вещь должна быть на своем месте (Аристотель). Каждый человек тоже должен занимать свое место в жизни.

Везде в мире начинали видеть гармоничность и пропорциональность. Появляется пифагоризм: в основе всего мира лежит число. Отсюда интерес к математике, музыке. Очень популярной была геометрия. На воротах Платоновской академии: «не геометр не войдет».

Возникает идея прекрасного: прекрасное это гармоничное. Развивается архитектура. Открыто золотое сечение: если разделить какую-то длину на части а и б – гармония будет тогда когда (а+б)/а = а/б (1.618). Идея что есть объективная основа прекрасного. Вся картина мира – сферы. Пифагор считал что движение мировых сфер создает благозвучие которое некоторые могут слышать. Платон отождествлял все с геометрическими фигурами. Решаются таким образом все проблемы философии.

Какие конкретные проблемы решала античная философия? Переход от мифологии к логосу был связан с тем что исключался историзм мифов. А поскольку все упорядочено, надо просто найти основу порядка. Отбрасывается история, изучается данный нам мир. Что является первоначалом мира? Если мир един, как с этим соотносится многообразие нашего бытия? Проблема источника движения. Что движет планетами и всеми процессами? Проблема движения и покоя. Это все онтологические проблемы. Гносеологические: познание первоначала, человек и познание, человек и мир.

Между философией и мифологией был период предфилософии (7-6 века до н.э.) – век семи мудрецов. Еще не было философов, но были люди на пути к философии – люди с практической мудростью, способные найти выход из сложившейся ситуации. Эти люди часто были поэтами. Их советы носили характер нравственных. Один из главных – умеренность, свобода каждого человека не должна противоречить нормам общества. Не в чем чересчур, мера – наилучшее, ничего сверх меры, говори к месту, знай свое время, не позволяй своему языку опережать свой разум. Понятие безмерности (гюгрис) - наглости, нахальства. Из этих семи мудрецов наиболее известные 4: Питтак (600 год), Солон, Биас, Фалес (первоначало есть вода, предложил федеративное устройство государства). Остальные у разных авторов разные.





Дата публикования: 2014-09-01; Прочитано: 583 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...