Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 9 (14.01.2004)



Гегель говорил что философия (любовь к мудрости) должна превратиться в настоящую науку а не в любительство как раньше. В настоящей науке мысль совпадает с предметом. Настоящая наука – наука о мышлении совпадающем с бытием. Чистая наука базируется на тождестве знания и его предмета. Надо постоянно находиться в состоянии тождества мышления и бытия – находиться в состоянии истинности. Истинная задача философии и науки – находиться в тождестве мышления и бытия. Основной принцип философии Гегеля – тождество мышления и бытия. Развитие предмета и развитие знания о предмете должны совпадать. Истинная философия – наука логики (нас интересует логика постоянного пребывания в истине). Его основная работа: «Наука о логике». Познать бытие – проследить эволюцию нашего сознания. Логика – противоположность между объектом и субъектом отпадает. Нам теперь надо рассмотреть как развивается состояние истины (тождества мышления и бытия) – в таком случае мы изучаем и бытие, т.к. наше сознание совпадает с бытием. Если сознание совпадает с тем что мы изучаем – абсолютно стирается разница между объектом и субъектом. Это абсолютно противоречит Канту. Для человеческого разума который движется к истине нет никаких преград. Истина познаваема. Надо только рассмотреть как это тождество развивается. Еще одно допущение Гегеля: для того чтобы что-то развивалось оно не должно быть однородным. Тождество не есть одинаковость, тождество всегда включает в себя различие и только потому оно и развивается. Целостность образуется тогда когда есть различия. До Гегеля принцип тождества и бытия выдвинул Шеллинг, но Гегель несколько не так понимал тождество. У Шеллинга тождество – абсолютная однородность, абстрактное, безжизненное тождество, абсолютно неживое и неизменное.

Система Гегеля. Состояние тождества Гегель называет абсолютным духом – это и есть бытие. В этом абсолютным духе (абсолютная идея) есть все что мы можем познать в исходном состоянии, в свернутом виде. Наука о мышлении должна заниматься этой абсолютной идеей – что она из себя представляет. Далее эта абсолютная идея развивается. В начале ничего нет – только абсолютная идея (вроде бога) – это мышление тождественное бытию в нереализованном состоянии. Это некий всевидящий глаз, состояние абсолютной истинны. Поиск нирваны – поиск этого состояния в котором все сливается. Но бог – не только сознание. Проявление бога – мир, в котором проявляется все в виде отдельных вещей. Второй этап – появляется природа. Это та же самая идея но в форме природы. Это идея уже не сама по себе а ее проявление, но это одно и то же. Есть 3 ступени развития природы: механика, физика, органика. Когда появляется живая природа, она порождает человека. На этом развитие природы прекращается и дальше идет развитие человека. А человек мыслящее существо, значит абсолютна идея в виде человека начинает познавать саму себя. Идет развитие в сфере самосознающего духа. Это развитие имеет свои причины. «Принципом духа является свобода». Дальнейшая история общества – развитие свободы. Дух развивается через свободу проходя через 3 формы:

1. субъективный дух (индивидуальное сознание) – это не совершенная свобода, это произвол. Но произвол хуже неволи – человек становиться рабом своих мимолетных прихотей.

2. объективный дух – это более общая объективная воля в обществе – появляется право, мораль, государство. Тут много Гегель уделяет проблеме государства. Но общественная идея не тождественна государству.

3. абсолютный дух – это искусство, религия и философия. Это самое крутое. В искусстве абс. идея – идея красоты, познается через созерцание. В религии – как идея бога, через систему представлений. Философия познает абс. идею в форме понятий – теоретическая форма.

Таким образом абс. идея приходит к осознанию самой себя через человека.

Итак система Гегеля: Логика переходит к философии природы, а потом все это включает философия духа. Каждый из этих кусков сам развивается – в логике содержится бытие, переходящее в сущность, сущность переходит в понятие (так же содержит бытие). Философия природы: механика, физика, органика. Философия духа: индивидуальный дух, объективный дух, абсолютный дух. Каждый из кусков можно еще разбить на что-то: например бытие состоит из качества, количества и меры. Сущность включает основание, явление, действительность. Эти куски тоже могут разбиваться. Количество: чистое количество, определенное количество и степень.

У Гегеля человек – орудие в руках бога, которое необходимо богу только для того чтобы познать себя.

Методы Гегеля. Как происходят переходы и движение в системе Гегеля. Возникает вопрос о методе философии – каким методом пользуется дух для того чтобы развертываться. Гегель говорит что философия до сих пор не имела своего метода, она пыталась его заимствовать у конкретных наук. Любой существующий метод философии упускает абсолютность. Нужен какой-то свой метод. Метод – это тот способ которым осуществляется саморазвертывание. Метод – способ развертывания содержания в ходе познания. Метод это одновременно и теория развития. Если поймем переход между этапами мы поймем и сам метод. Логика движения и само движение это одно и то же. Развитие назывался диалектика (еще в древности). Посему у Гегеля методом есть диалектика. Этот метод всеобщий а потому он философский. Гегель говорит что диалектика выступает как диалектическая логика которая не совпадает с формальной логикой которую развивал Аристотель (там субъект есть предикат – Днепр есть река, закон тождества – а=а и не может меняться, закон противоречия – не может быть одновременно а=б и а!=б, закон достаточного основания – либо а=б либо а!=б). В любом процессе мышления Гегель выделяет 3 момента:

1. абстрактный или рассудочный: вычленяем объект изучения из контекста и рассматриваем его отдельно. Тут мышление выступает как рассудок, как конечное определение мысли. Тут мы выделяем некоторые стороны и абстрагируемся от других. Этот этап необходим, но он не самый важный. Но всегда находиться недостаточность определения. Отсюда второй этап.

2. диалектический или отрицательно разумный: односторонность рассудочного этапа приводит к прямо противоположному выводу, отрицающему первое. Рассматривая внешнее мы рано или поздно приходим к понятию внутреннего. Но этот этап тоже не окончательный, т.к. он приводит к скептицизму и абстрактному отрицанию.

3. спекулятивный или положительно разумный: этот этап синтезирует 2 предыдущих этапа – схватывается тождество противоположностей. В этом этапе содержатся первые 2. Процесс снятия – снятие отрицания.

Итого, система Гегеля: есть тезис, потом возникает антитезис, а потом их объединяет синтез. Например: он вводит понятие чистого бытия (есть только бытие, а небытия нет). Но это состояние себя никак не проявляет а значит проявляет себя как ничто – прямо противоположный вывод. Тождество этих различий – это понятие становления, движения. Другой пример – качество, потом приходит к понятию количества которое не имеет отношения к качеству, а потом приходит к понятию меры, которая является показателем перехода качества в количество. Движение – это ситуация совпадения здесь или не здесь – вещь не находиться в этой точке и одновременно находиться. Нельзя просто перечислить точки покоя – это не будет движение. Корпускулярно-волновой дуализм – диалектический тезис, а не формально логический. Диалектическое мышление требует понимания происходящего, в отличии от формальной логики. Диалектическая логика предполагает проникновение в сущность самих событий, она не может быть от них отделена. Гегель считал что весь мир противоречив, наше мышление противоречиво.

Итого у Гегеля надо знать саму систему Гегеля и диалектический метод. Гегель подвел итог предыдущему этапу философии с помощью принципа тождества. Само движение познание – исторический процесс. У него получается тождество исторического и логического. Гегель разработал систему категорий философии. Кант рассматривал категории как формы мышления, у Гегеля – ступени познания. Сам процесс мышления Гегель рассмотрел в процессе развития. Он разработал диалектическую логику. В философии Гегеля обнаружились противоречия: противоречие между методом и системой – система требует законченности – прихода к абс. идеи, а диалектика против законченности. Некоторые брали за основу систему и предлагали подгонять под нее новые факты, а некоторые метод и критиковали систему (идеализм). Тяжело было его ученикам критиковать эту философию потому что они не могли взглянуть на нее извне. Это смог

Людвиг Фейербах (#18) (1804-1872). Родился в семье юриста, поступил на богословский факультет, а потом на философский факультет в Берлине, где преподавал Гегель. Диссертация «О едином, всеобщем и вездесущем разуме». Выпустил работу «Мысли о смерти и бессмертия» - отрицал личное бессмертие. Он писал что человечество должно сосредоточиться на своем мире, на настоящем. Мир пуст лишь для пустого человека, мир жалок – лишь для жалкого человека. Бессмертие – только в памяти других. В 1837г. поселился в небольшой деревне где и прожил 25 лет своей жизни и умер в нищете.

Фейербах отличался легким и остроумным стилем изложения (в отличии от Гегеля которого тяжело было читать). «Моей первой мыслью был бог, второй разум и третей человек». Он осознал что недостаток Гегелевской философии в ее идеализме – там природа вторична. Фейербах говорит что сознание не существует вне голов людей, посему природа первична а не сознание. В 1841г. выпустил книгу «Сущность христианства». Гегель отрывал мысль от чувств. Реально лишь природа есть предпосылка мысли. Гегель беспомощен против природы, против единичных его проявлений. Любая идея не могущая объяснить частные проявления природы должны быть отброшены. Гегель занимался оправданием религии.

Гегель считал что мышление и бытие тождественны. Фейербах считает что вопрос о мышлении и бытие есть вопрос о сущности человека – он единство мышления и бытия и поэтому философия должна быть учением о человеке (антропологией). Истинная философия это не логика как у Гегеля а антропология. Философия Фейербаха – антропологический материализм. Человек для Фейербаха это не какой-то абстрактный образ, для него «я» – это реальное пространственно-временное существо. Идеалист разрывает это целостное существо отделяя плоть от духа. Фейербах разрывает разрыв между духом и телом. Этим он объясняет и общественные отношения. Мыли общества – это мысли отдельных людей. Фейербах с этих позиций объясняет и религию – это не сверхъестественное и не фантастическое. Бог – это собственная реальная жизнь человека перенесенная куда-то выше. Надо корень религии искать на земле в человеке. Религия не врождена человеку – нет у человека органа суеверия. Бога придумал человек обожествив то от чего он зависит тем самым он отчуждает от себя. Божественная сущность – это человеческая сущность освобожденная от некоторых ограничений. Мы отчуждаем те хорошие качества которыми наделяем бога от себя. Надо чтобы человек возвратился к себе, чтобы он был целостным. Религия должна обратиться к человеку а не к богу, проповедовать любовь к человеку. Самопознание человеком своей сущности в процессе познания трансформирует и религию. Исторические периоды человечества отличаются лишь переменами в религии. Сердце – это сущность религии. В этом смысле религия отражает нечто всегда присущее человеку. Наивысшее религиозное чувство – чувство любви. Атеизм – истинная религия, основанная на человеке. Любовь преодолевает эгоизм присущий человеку.

Фейербах первый вырвался из плена Гегеля. Он был сенсуалистом (чувства – главный познавательный инструмент). Он считал что существуюшее количество органов чувств достаточно. Он видел в диалектике Гегеля некую искусственность. Единство противоположностей – некоторая абстракция. Противоположности существуют в истории.

После Фейербаха философия распалась на целый ряд отдельных направлений и движений. Такие были направления:

· марксизм,

· следование классической философии (неокантианство, неогегельянство, позитивизм: соотношение науки и философии, прагматизм, сциентизм: решение всех проблем на основе развития техники),

· иррационализм - бунт против разума (философия жизни: Ницше, Гильтей, Шпенглер; экзистенционализм, персонализм: Бердяев),

· религиозная философия (неотомизм, теярдизм).





Дата публикования: 2014-09-01; Прочитано: 464 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...