Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция № 14. Сартр – феноменолог хайдеггеровского типа



Сартр – феноменолог хайдеггеровского типа. Ему нужно не только бытие, но и сознание (Французская традиция философствования). Найти баланс между хайдеггеровским развоплощением субъекта и гуссерлевской связью одного-единственного сознания с бытием. Ключевой вывод: уединенное сознание не может существовать, мыслить в одиночку нельзя. Мысли связываются таким образом, что они должны быть понятны другому субъекту. От художественного текста Сартр переходит к философскому тексту («Бытие и ничто», 1943). «Ничтойность» сознания. Может ли пустое сознание (ничто) перейти в нечто (приобрести структуру) в одиночку? Тот же вывод: получить нечто из ничто нельзя, не взаимодействуя с другим сознанием. Но как вообще возникло сознание? На этот вопрос Сартр ответа не даёт.

Сартру хотелось получить прямо противоположный результат, но он был честным исследователем (что вообще не характерно для французской философии), поэтому он отворачивается от этих результатов: Ноябрь 1945 г. – лекция в Париже «Экзистенциализм – это гуманизм» => рождение экзистенции. Если не удалось сформировать мышление без других людей, надо отказаться от категории мышления вообще. Это наносное. Если человек не может мыслить без других людей, мышление не может быть свободным. (Свобода – превыше всего!) Моя свобода во мне самом, в моём существовании, в моей жизни. Существование – первично, главное в человеке, т.о. его сущность humanitas ≡ existentia. Это было опять же у философов жизни (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор).

Народ повернул головы в сторону Хайдеггера, будто он утверждал нечто подобное. Хайдеггер отвечает «Письмом о гуманизме», где отвергает приписываемый ему гуманизм в форме Сартра, т.к. humanita его вообще не интересует. У него нет категории сознания, это Сартр соединяет две идеи (гуссерлево сознание и хайдеггерово бытие). Но и немецкой философии тоже были свои экзистенциалисты:

Карл Ясперс (1883-1969). Первоначально психолог, психоневролог, докторская диссертация «Общая психопатология» (1913). После этого сдвигается в сторону философии. «Психология философских мировоззрений» - работа с материалом различных философских школ, течений глазами психолога. Эта работа производит большое впечатление на Хайдеггера, с 1920 г. – дружба и активная переписка (до 1933-34, когда Хайдеггер принимает сторону нацистов, а жена Ясперса – еврейка; он уезжает в Швейцарию. После войны отношения несколько восстанавливаются, но именно Ясперс пишет то письмо о связи Хайдеггера с нацистами, из-за которого его отстраняют от преподавания в 1945 г.) В идее возвращения к экзистенциализму – выход из тупика, связанного с мышлением. Ему не нравится идея разрыва с обществом, но и хайдеггеровское растворение в бытии его не интересует => идея о трансценденции. Обрести подлинность нельзя в социуме, но можно и нужно, выходя за пределы ситуации, в которой ты находишься, путём трансценденции. Проблема не в подчинении связям, а в не видении границ социума. Можно обрести свободу, если видеть границу существования, ограниченность жизни. Надо видеть, что всё преходяще, относительно. Но как это сделать? Трансценденция возможна только в пограничных ситуациях (опасность, экзистенциональный кризис, связанный с физическим состоянием: угроза смерти, болезнь, война, разочарование в прежних идолах) => освобождение[27]. Любой кризис – момент освобождения.

Англоязычная философия

Философия логического анализа языка (аналитическая философия)

Логик, писатель, гуманист, борец за мир и большой друг Советского Союза – лорд Бертран Рассел (1872-1970). Сперва – сторонник неогегельянства (идея об абсолютном субъекте), разочарование, работа над книгой о Лейбнице => поворот. Сформулировал доктрину «внешних отношений» в противовес господствовавшей столетиями, по его мнению, доктрине «внутренних отношений». В философии всегда предполагалось (implicitly), что связь предметов между собой напрямую зависит от внутренней сущности самих предметов. Вопрос: а почему должно быть так?[28] Пусть сущность предметов не обязательно определяет характер взаимосвязи (это и есть доктрина внешних отношений) => мы имеем право средствами (математической) логики по-новому задать описание ситуации. Предметы = логические переменные, характер связи между предметами не зависит от значения переменной. Философы запутались в языке (жонглирование словами, нет ясной связи). Очистить язык можно методами математической логики (символическая запись) => новое средство сделать из философии строгую науку. Вместо обыденного, случайного языка – язык логический. Всё это имеет смысл, только если выполняется доктрина внешних отношений.

1910-1913 вместе с Альфредом Нортом Уайтхедом (математический учитель Рассела) – проект логического обоснования математики (перевод всех теорем на язык математической логики) => Principa Matematica (3 т.). Энтузиазм в среде английских университетов, влияние Рассела растёт: зафиксируем имена вещей как логические переменные => набор философских законов (логических). Среди «восхищенных умов» -

Людвиг Витгенштейн (1889-1951). Отец – Карл Витгенштейн – основатель австрийской сталелитейной промышленности, война не повлияла на уровень материального благополучия семьи. Дом – художественный салон, Людвиг с детства знаком со многими музыкантами, художниками и т.д. 4 старших брата, 3 сестры, отец навязывает сыновьям определенные стили поведения. Один брат – пианист Пауль Витгенштейн – потерял правую кисть на войне, 2 брата-композитора покончили с собой, ещё один застрелился во время отступления его части во время первой мировой войны. Людвиг хотел заниматься физикой, учиться у Больцмана (1906 – самоубийство Больцмана). Восходит звезда Вейнингера (1903 – самоубийство). Сам Людвиг всю жизнь живет на грани сумасшествия, тоже подумывает о самоубийстве, но справляется со своими кризисами.

Поступает в техническую школу в Берлине, готовится стать инженером-конструктором (в области реактивных двигателей), 1911 – переезд в Англию (Манчестерский университет). Конструирование => математические расчеты => изучает математику глубже => философские основания математики (распространенный интерес в то время). В поисках учителя в 1912 приезжает в Кембридж, где «царствует» Рассел. Систематический курс философии, результаты. Рассел формулирует задачу: проблема появления предложения. Почему в некоторых случаях грамматически верно сконструированное предложение не имеет смысла, а грамматически неправильно построенное предложение может иметь смысл. Где происходит переход от формы к содержанию? Вначале Витгенштейн рассматривает проблему с логической точки зрения, но в 1913 бросает университет, уезжает в Норвегию, поселяется в заброшенном домике, ежедневно шлет письма Расселу со своими рассуждениями (Рассел уверен, что Витгенштейн сходит с ума от логических умствований). Лето 1914 г. – начало Первой мировой войны. У Витгенштейна – «белый билет», но он вступает добровольцем в австрийскую армию, артиллерист, воюет и на Восточном направлении (то есть против России). Неожиданно для себя (!) открывает сочинения Л. Н. Толстого («В чём моя вера?» и «Евангелие») – ясное понимание христианства. Витгенштейн обрел истину не только простую, но и подлинную. Начинает учить русский язык, читает Толстого и Достоевского в подлиннике (сохранился экземпляр «Преступления и наказания» с расставленными рукой Витгенштейна по всему тексту ударениями в словах). Увлечение и идеями большевистской революции, в 1935 г. посещает Советский Союз и даже выражает желание остаться. Поиск подлинной истины, которая может действовать: «Не говори, а делай».

Во время войны начинает разработку своего главного сочинения с решением проблемы о предложении, но издательства не заинтересовались этой работой. Это Витгенштейна не волнует, он, как ему кажется, решил свой вопрос и больше не собирается заниматься философской деятельностью. После поражения Австрии – в лагере для военнопленных (10 мес.) в аббатстве, где воспитывался Фома Аквинский. Возвращается в Вену, решает изменить свою жизнь, отказывается от всего наследства отца, ищет точку приложения сил. Движение за школьную реформу (отказ от муштры, схоластики), учительские курсы => уезжает в горную Австрию, учитель начальной школы (1920-26) в 3 маленьких деревушках в отдаленных районах. 1921: его сочинение выходит в свет (название «Предложение» заменено в английском переводе на «логико-философский трактат») с предисловием Рассела, который видит в этом прорыв. Книга популярна, формируются кружки вокруг изучения основных положений. А Витгенштейн – в горах, ему не интересно заниматься философией. Для своих нужд составляет новый толковый словарь немецкого языка. Новое понимание того, чем он занимался (=> две разные философские концепции: ранняя и поздняя).

«Логико-философский трактат» (63 стр.) – единственная прижизненная работа Витгенштейна. 1953 – «Философские исследования» - вторая его книга, издана уже учениками (которых было очень много). «Трактат» - сочинение в виде афоризмов. 7 базовых тезисов (1., 2.,…,7.), система комментариев к этим тезисам (п.1.1, 1.2,…, 2.1,…), расширяющие комментарии (типа 1.1.1.) и иногда ещё дополнительные комментарии (1.1.1.1.). Основная идея: имена должны быть приписаны не предметам (как у Рассела), а фактам, которые разворачиваются и происходят в определённых ситуациях. Когда мы связываем имена в предложения, мы создаём логический образ разворачивающейся ситуации. Предложение – зафиксированная в логических переменных картинка развития ситуации (как комикс), отражающая нашу мысль, связанную с развернутой ситуацией. Структура предложения в динамике. Sit. -> мысль -> логический образ.

Т.к. всё связано с нашей мыслью => с нашим языком, то каждый из нас вынужден пользоваться своим собственным языком. «Границы моего языка соответствуют границам моего мира», но мы никогда не сможем построить единый универсальный язык описания мира. Тема собственного языка, связанного с миром, станет для позднего Витгенштейна главенствующей, что и приведет к разрыву с Расселом (который пытается построить подобный язык).





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 344 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...