Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция № 10



Философия жизни. Отвергается любое вечное, неизменное знание, отвергаются путы знаний. Шопенгауэр: если знание не доставляет нам радости, тем хуже для знания (а не для радости). Мир – вместилище Мировой Воли, которая сама не знает, чего она хочет => не может быть причинно-следственной связи.

Фридрих Ницше (1844-1900) – впереди планеты всей J по числу ссылок. Трилогия: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону Добра и Зла», «Дверь власти». Ницше нельзя рассматривать вне традиций германских университетов начала XIX в. (Хотя все философы жизни дистанцируют себя от «академической» философии немецких университетов, воспринимаемых ими как вместилище «картинок» (см. ниже), порабощающих сознание). 1809: Вильгельм фон Гумбольдт (ректор Берлинского университета) – утверждение нового устава Берлинского университета => перестройка всех германских университетов: 1. Ни один преподаватель университета не может быть не действующим учёным (преподаю то, что исследую, включаю студентов в научный процесс)[18]; 2. сам университет построен по неогуманистическому принципу (модель эпохи Возрождения): всесторонне формирование личности (4 ключевые науки: математика, история, философия, филология). Язык начинает восприниматься как посредник между человеком и окружающим миром, язык тоже средство познания (в то время как физика не считается самостоятельной наукой, а разделом философии. Сперва выделяется химия, а первые кафедры физики в университетах появляются с 1843 г.). Корни философии Ницше находятся в лингвистике: Ницше – преподаватель классической филологии (область интересов: древнегреческая, римская литература). Особое внимание к античной эпохе (эпические поэмы Гомера, культ Диониса, культ Аполлона). Вопрос: Дионис или Аполлон? Европейская культура пошла по пути Аполлона => все её трудности. Окружающий мир можно и нужно описывать с помощью рационального анализа (слов), а не с помощью мистического экстаза (характерного для культа Диониса). Слова à формулы àфизические законы => рациональная наука. Идеал европейца – форма, гармония, порядок, покой; а не движение, истинное (мистическое) знание. Ницше: метафизические путы европейской традиции (восходящие к Платону) мешают дальнейшему развитию человека => критика достижений европейца: его ценности – ценности раба (политические, религиозные, моральные). Что может освободить европейца? Предложение: отвергнуть все ценности (переоценка ценностей) – ценности не будут вечными, они должны быть изменены (насильственно) => идея сверхчеловека (как нового социо-биологического типа), надо дать человеку возможность развиваться дальше. Что является главным двигателем рождения сверхчеловека? – воля к власти. Тезис о перспективизме (основная познавательная концепция Ницше): любой предмет рассматривается нами лишь по отношению к определённой картине мира (в перспективе по отношению к уже присутствующей картине). Любой факт не появляется сам по себе, а в рамках какой-то картинки (т.е. интерпретации). Следующий шаг: если просто менять картинки, мы останемся в цепях почти такой же европейской метафизики. Надо дать человеку возможность через свою волю (т.е. влечение к власти) разрушить любые картинки, преодолеть их. Не надо всё разрушать, а можно преобразовать силой воли к власти над картинкой. Не просто отвержение ценностей, а дальнейшее движение. Сверхчеловек будет отличаться от существующего человека по всем параметрам, как биологическим, так и моральным. Ницше – враг устойчивости, социального порядка прежде всего в голове отдельно взятого человека! Я не могу за вас критиковать содержимое вашего сознания, ибо тем самым отниму вашу волю к власти и лишу возможности развиваться самому.

Параллельно с Ницше учение об историческом характере ценностей развивает Карл Маркс (на экономическом материале): появление ценностей связано с идеологией. Каждая ОЭФ формирует идеологию, которая подтверждает право этой ОЭФ на существование. Неокантианцы гайдельбергской школы тоже подвергают ценности анализу (без ценностей невозможно постижение идей гуманитарной сферы). Центральный тезис Пирса: не может быть противопоставления знания дионисийского и аполлинистического, потому что знание порождается в процессе использования предмета; знание – открытая система: новые ситуации – новое знание о предмете.

Сöрéн Кьеркегор (1813-1855). 3 стадии духовной эволюции человека (который мечтает развиваться):

1. Эстетическая (всё, что связано с ощущениями, внешним чувственным опытом; внимание на окружающий мир): человек-учёный, человек науки. Когда достигает достаточно больших высот познания => кризисная точка: ограниченность возможностей познания, а мир чувственного опыта – бесконечен => предел развития на этой стадии.

2. Этический этап: разочаровавшись в познании, человек воспринимает себя как человека действующего (морально обоснованное действие: я должен воспринимать себя как человека нравственного, «приятного во всех отношениях») => тотальный кризис: желая быть вполне хорошим, можно совершить непристойные действия; действуя из лучших побуждений, человек может творить зло. Можно ли действовать и делать добро, не используя понятия нравственной рефлексии? =>

3. Религиозная стадия (но не религиозность традиционных конфессий!) Поглощение человека метафизическим. Вера – как доверие Творцу, без нравственных принципов, необходимости себя оценивать. Человек должен быть просто в вéдении Творца, повинуясь ему.

Человеку надо разобраться и познать самого себя.

Позитивизм. Как философии стать точной наукой? Для этого нужно изучать методологию, логику, язык. Спасение философии через обретение подлинного знания. Что происходит в науке в это время?

«Великая Французская революция» в физике (1815-25): во Франции формируются все основные разделы классической физики. Это связано с образованием l’Ecòle Polytechnique (по решению Конвента в 1793 г.): Франции требуются инженеры нового типа в разных отраслях промышленности (в т.ч. военной), которые могли бы ставить задачи, формировать средства для их решения и добиваться решения. Структура: предполагалось, что образование инженера (любой специализации) начинается с систематического курса математики и физики (в течение двух лет). Затем физико-математические методы применяются в конкретной области промышленности. Нужно заново систематизировать весь физико-математический материал, чтобы сделать настоящие учебные дисциплины, что и было сделано очень быстро: Огюст Коши (математический анализ), Лагранж (механика), Ампер (электродинамика), Френель (волновая оптика), Жак Фурье (учение о тепле) => к 1825 году 4 классических раздела физики сформулированы и упакованы в рамки проработанных учебных курсов. Использование информации важнее, чем её усвоение. Пьер-Симон Лаплас – вдохновитель ЕР: программа Лапласа – добиваться соединения методов математического анализа и классической (экспериментальной) физики. Ставя опыты, выделяем минимальные приращения величин и отклики (т.е. дифференциалы), записываем связь в виде дифференциальных уравнений и решаем их по отношению к новым возникающим задачам (т.е. с новыми граничными условиями) в любой отрасли физики => применение в инженерных проектах. То есть, систематизация физики как таковой и соединение мира эмпирических физических закономерностей с языком математики (в форме дифференциальных уравнений). Но за два-три поколения выпускников эта система деградировала[19].

1835: Франц фон Нейман проводит в Кёнигсберге первый общеевропейский семинар «математических физиков» => начало теоретической физики (до того – теоретик не более чем обработчик экспериментальных данных).

=> у позитивистов не было другого выхода.

Огюст Конт, Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль (первая «волна» позитивизма). 1. Вера в индуктивный подход (теоретическое знание <= систематизация и обобщение конкретного опыта, фактов). Эмпирическое => теоретическое. Милль: индуктивная логика.

2. Любая теория должна нести 3 основных функции: описательная, объяснительная, предсказательная (в т.ч. и проверка положений самой теории)

3. Спенсер: начинает рассматривать всеобщую эволюцию (материальный и духовный мир). Связующее звено между всеми процессами – глобальная эволюция. 3 признака эволюции: а) переход от простого к сложному; б) от гомогенного к гетерогенному; в) от менее определённого к более определённому (информационноёмкому). Эволюционный процесс охватывает всё от механических (межзвездный газ) до социальных систем, процесс эволюции непрерывен (природа не делает скачков; медленно и неуклонно) – вписывается в модель социального прогресса того времени.

Факт – первичен, существует сам по себе, вне возможной интерпретации => возможности для критики и позитивизм второй «волны»: теория появляется как результат работы с эмпирическим знанием, но бывают ли факты вне определённого вúдения, не нагруженный какой-либо теорией? (См. перспективизм Ницше).





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 262 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...