Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция № 12



Неокантианцы гейдельбергской школы пытались соединить философию (теорию ценностей) и историческое развитие => 2 подход к пониманию: понимание не как результат картезианского анализа, а историко-генетический процесс (развитие объекта, знание об объекте – знание о процессе его становления, отклика на внешние воздействия). Поддержку этому оказывает психология: позитивный пример построения такой системы знаний о человеке (См. психоанализ Фрейда).

Зигмунд Фрейд (1856-1939) начинает как клинический психолог (клиническая психология – переходная область между психологией и психиатрией), «заслан» на заработки будущим тестем во Францию, подрабатывает ассистентом (до 1886 г.), каждый день принимает множество пациентов с различными неврозами. Эмпирическое перешло в теоретическое: обнаруживает ключевой механизм развития невротического состояния. Отбросить представления старой психологии (человек как сумма рефлексов; раздражители => реакция). В человеке есть особая часть психики, в которую мы не можем внедриться классическими процедурами анализа, а можем лишь наблюдать и пытаться влиять (сфера бессознательного, Id = Ид). Ид отсылает в сознание («Я») некоторые сексуальные стремления, но с этими импульсами работает не только сознание (иначе бы оно просто их удовлетворяло, и было бы всё в порядке): есть ограничения Суперэго [23] (сумма моральных и юридических запретов общества, в т.ч. табу). Ид посылает в Я желания («хочу!»), а Суперэго говорит «нельзя!» => конфликт, противоречия. Обострение конфликта (культурный человек не может реализовать свои сексуальные импульсы) => кризис, невротическое состояние. Что делать? Человек сделан культурой, но до конца не осознаёт, что с ним происходит. Философ-врач проясняет пациенту его конфликты. Если человеку объяснить историю формирования бессознательного (что, конечно же, стоит немалых денег!;)), сам момент осознания принесёт исцеление, конфликт будет снят. Рациональная реконструкция формирования бессознательного => терапия. Конфликт также может быть снят через процесс переноса, когда энергия Ид переходит (трансфер) напрямую в Суперэго => восстановление свойств Я. Роль Суперэго у большинства играет тот представитель социума, который рядом с пациентом, т.е. психоаналитик.

I вариант теории – только на основе сексуальных импульсов (нет переноса), впоследствии добавился второй тип импульсов – агрессия (либидо и мортидо, которые впоследствии будут рассматриваться как сами по себе противоречивые - bv).

Этот конфликт можно попытаться разрешить путем изменения Суперэго (снятие некоторых социальных ограничений). В этом смысле Фрейд = анти-Маркс (который как раз пытается изменить общество. Человек – настоящий, со своей волей, свободный)[24]. Фрейд: не надо трогать общество. Если удастся освободить человека от власти бессознательного, тем самым мы впоследствии изменим и общество. => объяснение всего (религии, науки, культуры) с позиции психоанализа (=> «антинаучность» теории Фрейда, т.к. она способна объяснить всё!)

[Фрейд: «Тотем и табу», «Моисей и монотеизм», «Будущее одной иллюзии»].

Механизмы: 1. Новый подход – историко-генетическое познание; 2. Через психоанализ внедряется представление о неподлинности человека.

Европеец начала XX в. усомнился в том, что он находится в правильном состоянии: знание о технике, природе и т.д. может не делать человека лучше. Культура деформирует человека (см. Просвещение), надо снять эти деформации через прояснение того, как они входят в человека.

Отто Вейнингер (1880-1903) «Пол и характер» (1902), после чего покончил с собой, т.к., по его мнению, не мог дальше развиваться. Если соединить Фрейда и Ницше => человек перестаёт развиваться; конфликт Ид и Суперэго и есть причина торможения. Сознательный отказ от секса ведёт к прорыву в творчестве (см. сублимация). Женщина не только сама не развивается, но и мешает мужчине. Идею сублимации Фрейд взял у Вейнингера.

Нарастает сомнение культурной части европейцев в самих себе, к началу I мировой войны духовное состояние европейцев плачевно. Что же с ними происходит? Почему они не подлинны? Два направления философии:

1.Движение, связанное с попытками переосмыслить язык, -

2.Рассмотрение языка как естественной и правильной формы, в которой живёт человек, но основное разделение – разрыв между субъектом и объектом (субъект-человек выброшен из мира). Это направление не добилось своего, т.е. не удалось заменить 2 основных понятия (субъект и объект). Философская феноменология: Эдмунд Гуссерль (1859-1938), математик, ученик Карла Вейерштрасса, позже переходит в сферу чистой философии. Философия пришла к своей несостоятельности ещё и потому, что она потеряла статус точности, стала приблизительной наукой (см. позитивисты). Не в точном знании внефилософских источников её совершенство. Надо отказаться от представлений, существующих в человеческом сознании как от реальных. Философия должна перестать быть разновидностью психологии. Философы, начиная со времён Декарта, превратились в болтливых психологов. Идея в сознании => поиск её источников во внешнем опыте. Если мы хотим убрать разрыв между субъектом и объектом, надо убрать то, что его порождает: психологическое объяснение всего нашего сознания. Мы сами себе создаём этот разрыв, не надо воспринимать его как реально существующий. Но что такое сознание? (Опора на работы австрийского философа Франса Брентано: идея о интенциональности (направленности) сознания. Может ли существовать пустое сознание, т.е., оболочка, предшествующая содержанию? – принципиально нет: любое сознание есть всегда сознание о чём-то, о каком-то содержании. Сознание перестаёт отделяться от мира предметов). Философы должны изучать связь явлений сознания между собой, их соотношения и структуру, но запретить себе вопрос: что их породило.[25]

1. Феноменологическая редукция: полагание мира в скобки, отделение от внешних причин.

2. Трансцендентальная редукция: обнаружение полной системы взаимосвязей между редукциями.

3. Эйдетическая редукция (См. Платоновские эйдосы): обнаружение сущности феноменов. То, что позволит формировать всё многообразие связей.

Гуссерль не создаёт никакой феноменологической картины мира, его теория – методика, которую надо развернуть для определённых классов (феноменология искусства, науки, техники) => начало нового движения. Первая работа Гуссерля – 1900 г., к нему стекаются почитатели, которые пытаются развивать его идеи применительно к различным областям.





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 296 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...