Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция №6. Понять природу научной истины – первая задача британских эмпириков



Понять природу научной истины – первая задача британских эмпириков.

Теория познания. Как эмпирики, так и рационалисты обсуждают схему:

опыт->разум->знание. Рационалисты (Декарт, Спиноза): в разуме a priori есть все механизмы обработки опыта. Эмпирики (Дж. Локк, 1632-1704): врожденных идей не существует, иначе где они у малых детей, идиотов и т.д.? У Декарта эти механизмы появились в результате умственного развития (но он забыл об этом, и ему показалось, что идеи – врожденные). Любой разум – tabula rasa (чистая доска), на которой опыт оставляет знаки. Как появляются эти механизмы обработки? Бог через опыт даёт возможность наделить себя средствами обработки информации. Получая из опыта простые идеи, мы их должны увидеть => рефлексия (преемственность идеи: была у францисканцев в Англии в XIV в.). Но есть проблема: как появляется сама рефлексия: это врожденная способность или она как-то формируется в опыте?

Если искусственно подавить желание рефлексировать дальше => на каком основании? Где (на каком этапе) истина? Это было и у греков, когда они искали единство в окружающем мире, понимание природы. Греки предложили варианты: 1.Платон: есть эйдосы, дальше которых не прыгнешь. Рефлексия – постепенное восстановление образов эйдосов; «по потребностям» - когда надо, тогда и останавливаемся. 2.Аристотель: эйдосов нет, все вещи разные. Конечный этап – знание о целевых причинах.

Новое время: целевые причины – долой, надо изучать связи (медитировать можно сколько угодно!) Схему надо замкнуть на опыт через идею эксперимента (способ управления чувственным опытом). Модель на основе базовых представлений => экспериментальное подтверждение => данные, несоответствие модели и результата => коррекция модели => новый эксперимент до тех пор, пока модель и опыт не сойдутся => последняя рефлексия, истина. – Универсальный рецепт науки Нового времени.

Через эту схему появляются целевая причинность: эксперимент всегда целесообразен, нельзя экспериментировать просто так! Эксперимент является искусственной ситуацией. Свобода человека в выборе целевых причин предопределяет возможность точного изучения окружающего мира. Разрыв между субъектом и объектом не только не мешает, а, наоборот, помогает точному изучению природы субъектом (Но насколько сильно мы в экспериментальной ситуации зависим от собственных целевых установок? Не слишком ли искусственна экспериментальная ситуация? – проблема философии XX века).

Локк: как из простых идей (типа F, m, r) начать формировать закон всемирного тяготения F=Gm1m2/r2? Эти простые идеи можно использовать в качестве средств для обработки информации. Мы с их помощью организуем экспериментальную ситуацию. Средства связаны каким-то образом, в другой ситуации – другим => (любой) физический закон – ни что иное, как способ связи средств нашей (познавательной) деятельности.

Различение первичных и вторичных качеств. Первичные – объективные характеристики мира (свет, звук). Вторичные – как мы воспринимаем первичные. Первичные качества – качества материи как субстанции, которая всё порождает. Т.е. существует источник всех наших восприятий => в дальнейшем вопрос о природе субстанции.

2 направления эмпиризма:

· эмпирический реализм (носитель всех качеств существует, мы в сознании отражаем свойства).

· эмпирический конструктивизм (конструируем свойства и соотносим нужным образом с данными свойствами мира, но гарантировать реальность соответствия мы не можем).

Мир – это открытие или чертёж, изобретение?

Первый конструктивист: Джордж Беркли [11] (1685-1759): проблема защиты религиозного мировоззрения (англиканский священник). Главное зло – существование вечно движущейся материи. Миссионерская поездка в Северную Америку, где основывает протестантскую школу. Американцы не могут видеть в государстве некоторой силы, нет противопоставления государство <-> личность. Идея Просвещения: как вернуться к подлинному человеку, не загрязненному государством, правом, религией, церковью, культурой. Американская модель: возвращение человека к ситуации античности, гражданин города-государства. В этом движении участвует и Беркли, за что его и прославляют в США. Возвратившись, пишет философские работы, главный объект критики – идея субстанции. Свой вариант теории познания. Существует как источник опыта – разум сам, он первичен. Нет опыта вне нашего восприятия =>Esse est percipi (существовать – значит быть воспринятым [кем-то]).

разум -> опыт -> разум -> знание. Любое качество предмета появляется только при его восприятии. Нет первичных и вторичных качеств Локка. Разум (minds – pl) это единственная подлинная реальность. Когда никто на предметы не смотрит, но они всё равно существуют => лучшее доказательство существования (Mind) абсолютного субъекта – Бога! => вся программа конструктивистских исследований.

Последний великий эмпирик Дэвид Юм (Hume, 1711-76) Существовал не при церкви или науке, а при политике, пишет семитомную историю Великобритании. Микрореволюция в теории познания: а что удивительного у Беркли? – Возможность существования объекта зависит от познавательных свойств субъекта. Это странно, потому что все гносеологи (люди, занимающиеся теорией познания) предполагают, что восприятие и идеи – принципиально разные сущности => проблема: как восприятие проецируется в идею? А если гносеология – без разрыва: идеи = более осознанные восприятия. Восприятие попадает в органы чувств, обдумывается и постепенно превращается в идею. Мы не можем сказать точно, что есть восприятие, но можем исследовать то, как мы работаем с идеями. Идея – продолжение восприятия. Мир – мир наших собственных идей. Можем рассматривать идеи, их связи, но не можем сказать, что точно так же связаны предметы. В основании мира – некоторый субъект (с восприятием и идеями), всё мышление разворачивается в пространстве сознания, но не отображает вещи в идеи. Есть идеи, сознание их по некоторым признакам сопоставляет (по форме, пространству, времени), и, классифицируя идеи, - создаются основания для законов природы. Критика причинности: законы природы – всего лишь некоторые отношения между идеями.

Декарт: расчищает пространство – и собственное мышление, за его пределами – окружающий мир. Мы в пространстве. Юм: включает окружающий мир в сознание (сознание поглощает мир). Пространство внутри нас. Общее – уединённое сознание. Человек – наедине с самим собой.





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 305 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...