Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция № 13



Психологи до Фрейда и Гуссерля: сознание – машинка, в которую засыпается чувственный опыт, на выходе – знание о чём-то. Гуссерль: сознание не существует без феноменов (непосредственное продолжение предметного мира), наполняющих его. «Назад к вещам!», а не к представлениям человека о вещах. Вновь проявляется интересный эффект: после того, как работают обобщенные теории, модели, появляется установка опять вернуться к единичным вещам (см. Аристотель: в философии сходство не важнее, чем различие, нужно видеть уникальное. В XIII в. у францисканцев Бонавентура и Иоанн Дунс Скотт: надо видеть не единство, а многообразие). Но вещь опять сминается под комом общей идеи, через идеальную модель пытаются овладеть вещью, разработать инженерную конструкцию.

Философия XX века: 5 направлений выхода из предметного кризиса XIX века. Ключевые фигуры: Хайдеггер и Витгенштейн.

К началу XX в. вера в прогресс была подорвана; европейский человек начинает сомневаться в том, что всё то, что он делает в культуре (в любой области), - подлинно. Ещё не нравится то, что культура потеряла возможность (преобразовательной) деятельности. Интеллектуалы могут только говорить => фрейдизм, философская феноменология: мотив – найти подлинное действие.

Гуссерль и его ученики: что мешает увидеть настоящий мир? Мы видим только внутренности нашего сознания, это и мешает. Попытка преодолеть влияние Декарта: мышление само по себе, а мир – сам по себе. Теперь: мысль только вместе с вещью. Долой психологов, которые пытаются изучать механизм мышления, т.к., изучая какой-то объект, психолог изучает самого себя.

Но все попытки Гуссерля – чистое теоретизирование, методология, что было замечено его учениками. Гуссерль прочистил мозги философам, но не дал им основания для деятельности. В системе Гуссерля не хватает подлинной философской рефлексии над действием, есть только рефлексия над состоянием феноменов (интроспекция в психологии, наблюдение самого себя), созерцание внутренних состояний. Вернуться к вещи – но к какой именно? Нет действия возвращения. Надо думать о своих действиях по отношению к вещам. Т.е., попытка реконструировать мир эйдосов Платона, но в сознании одного человека – самого Гуссерля.

Мартин Хайдеггер (1889-1976). Хорошо знает историю философию, средневековую схоластику, прежде всего – францисканскую (католическое образование), ученик Гуссерля №1, на которого сам Гуссерль возлагает большие надежды. Всю жизнь выбивается в люди, от кафедры к кафедре, чтобы заработать на жизнь; получает образование по «грантам» католической церкви (родился на юге Германии) до 24 лет, собирается вступить в орден иезуитов, но, получив образование, отходит от католичества.

1912 – докторская диссертация – комментарии по «Спекулятивной грамматике» Иоанна Дунса Скотта (на самом деле, текст принадлежит другому автору) => чувствует философию францисканцев. Следующий шаг – Аристотель. Концепция вещи, изучение категории бытия (вторая докторская диссертация). Далее – ученик Гуссерля, у которого берет методологию (интенциональность сознания), накладывает на схоластический и аристотелевский фундамент.

1927 – сочинение, которое делает его известным: «Бытие и время», Марбург. Гуссерль чувствует, что Хайдеггер не феноменолог его «разлива», Хайдеггер настаивает на своей правоте, говоря, что у него – истинная феноменология.

1933 – поддерживает Гитлера как избавителя от бездействия и беспорядка в Германии, возглавляет Фрейбургский университет (неудачно с точки зрения администрирования), профессор.

1945 – Фрейбург попадает во французскую зону оккупации, Хайдеггер отстранен от преподавательской деятельности (до 1951), германские промышленники организовывают внеуниверситетские серии лекций.

До конца 1960-х Хайдеггер вновь преподает. Полное собрание сочинений насчитывает около 110 томов.

Ключевая идея – попытка ввести в философию два новых слова (субъект и объект уже не работают): бытие и сущее. «Бытие скрывает себя в сущем». Когда мы средствами своего сознания останавливаем пластичное, текучее бытие, мы получаем стационарное сущее. Бытие, воплощенное в сущем, оказывается спрятанным. Задача философа – «расколдовать» бытие, вывести его из-под власти сущего. Враг №1 для Хайдеггера – европейская метафизика, начиная с Платона.

Пример: Бытие – золото в природе, сущее – деньги; сама природа делает сущим человека (=> его не подлинность).

Эти идеи восходят к Ницше, в 1930-е Ницше – источник нового философского этапа у Хайдеггера (цикл лекций «Ницше», 1932), но есть отличие. У Ницше – освобождение человека как такового от ценностей. Рецепт Хайдеггера – преодоления представления о себе как о сознании, перейти к представлению о Dasein (тут-бытие, присутствие). А куда девается сознание, о котором говорят феноменологи? Хайдеггер = Гуссерль – сознание.

Вместо сознания – Dasein. Что это такое? Сущее нельзя разрушить до основания, т.к. тогда разрушится всё знание. Но надо научиться по-настоящему работать со временем: поместить бытие в контекст времени. (Августин: время с позиции вечности, время – тварь, есть автор времени; но тогда рождается метафизика – усмотрение времени со стороны. С другой стороны, можно впрыгнуть во время: ты одно из событий и не более того. Ты пытаешься найти логику событий, двигаясь вместе со временем. Но сохраняется представление о субъекте, Хайдеггера это не устраивает. Т.е., сознание – это зеркало, отражающее мир, но тогда будет и зазеркалье, скрытая сущность, механизм => опять возвращение сущего. Гуссерль смотрит только в совё сознание, тем самым отдаляется от вещей, оставшись наедине с зеркалом, этакий микро-Платон, противоречащий сам себе). Хайдеггер: не хочу быть ни автором времени, ни зеркалом; хочу раствориться во времени, быть вместе со временем, в месте, где у времени «здесь и сейчас». Не сопротивляться времени, а двигаться вместе с ним, памятуя, что время – подлинное бытие. Этого можно добиться через Dasein-присутствие.

Наглядный образ: мирно выпивающая компания в жаркий день на берегу пруда. Найти умиротворение в ситуации, хорошо (естественно) вписаться в неё. Время просто исчезает, кто-то овладел временем, потому что время овладело им. Если есть техника достижения «дозайна», то это техника достижения удовольствия, либо состояние абсолютного идиота. Откуда приходит это состояние, определяется оно тобой или извне? Для Хайдеггера этот вопрос – развивающий => «Поворот» (1936): дальнейший этап движения: обрести дозайн можно только извне, в сообществе близких тебе людей, в совместном действии (род, нация)[26]. Сейчас техникой достижения дозайна (за неимением других) может быть спорт, когда человек растворяется в команде, в толпе болельщиков. Действовать нужно так, чтобы это не нарушало дозайна, т.е. в согласии с бытием, временем. Сам Хайдеггер, возможно, нашел условие возникновения дозайна именно в Третьем Рейхе. Но образец рушится => кризис Хайдеггера.

Ближайший человек, усвоивший идеи Гуссерля и Хайдеггера, Жан-Поль Сартр (1905-1980) предлагает свою версию феноменологии, включив в неё категорию сознания. Пытается рассмотреть жизнь человека, который мыслит в одиночку, сам по себе, мыслит только с самим собой (см. примечание 21)=> новое развитие феноменологии.





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 364 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...