Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция №9



Разрыв человека с миром Фихте объяснил рефлексией. Далее – что теперь может делать человек. Вся философия находится под влиянием Канта и Фихте. Но после них эпоха Просвещения закончилась, появилась (кон. XVIII –нач. XIX вв.) эпоха романтизма.

Появляется новый параметр в сознании человека – время. Время становится реальностью. Человек вынужден себя помещать между прошлым и будущим => появляется фигура путешественника => путешествия в пространстве и во времени. Переоткрытие времени приводит к тому, что человек начинает фантазировать. У Канта и древних – фантазии нет (есть интуиция). Теперь фантазия наравне с реальностью => устремление в будущее как часть настоящего. Человек начинает смотреть историческим подходом. Европейское познание начинает критиковать прошлое:

а) гомеровский вопрос: являются ли поэмы Гомера подлинными? Обнаруживается, что, может быть, Гомера и не было, а может быть, он был на самом деле.

б) сомнения в подлинности Будды, Христа и т.д. До XIX в. никто не мог усомниться в подлинности Библии, но теперь могли отрицать все книги Нового завета. (Т.е., происходит настоящая духовная революция)[15]. Всё это не могло сказаться на статусе религии. Начали искать заменители в философии. Появляется тезис, что религия – это ступень к более высокому представлению – философии.

Эту революцию сделал Гегель (1770-1831) – последний человек великой эпохи немецкой классической философии: одной ногой в эпохе Просвещения, другой - в романтизме. Гегель пытается объяснить происхождение как мира, так и философии. Появляется история философии (такой причинно-следственной связи ещё не было). Всё это завершается самой системой Гегеля: он полагал, что его знание – последнее. Он понимает, что основная проблема состоит в том, что после Фихте остаются 2 ключевых слова: субъект и объект => мир удваивается: мир субстанций и мир протяженностей. Если мы их разделяем, то мы создаём копию окружающего мира в нашем сознании. Т.о., каждому человеку – по копии мира!!! Но мир остаётся разделенным, так как мир ≠ копии. У Гегеля – попытка соединить то, что разделил Декарт: он попытался объединить субъекта и объекта. Но кто кого поглотит – субъект (основной) объекта либо наоборот? Гегель выбирает: субъект (не объект, потому что идет романтическая революция, появляется историческое мышление; в кантовской традиции было бы наоборот=> мир вечных законов (объектов) не может объединить, объяснить историчность, т.о. историю можно объяснить только духовным движением). В духовной субстанции не существует абсолютных законов (т.е. вне времени). У Гегеля утверждается, что различение субъекта и объекта - это кажущееся разделение. На самом деле есть тотальный Субъект ≡ бытие =(по определению) абсолютная Идея. Основное его свойство: он стремится лишь к самопознанию. Существует лишь один способ самопознания – рефлексия. Т.е. надо смотреть на кого-то – зеркало => первое действие абсолютной Идеи – создание рефлексивного зеркала.

3 этапа существования абсолютной Идеи:

I. Бытие в себе. Категории времени пока нет. Это – субъективное Бытие.

II. Бытие в ином (создается рефлексивное зеркало – природа). Идея полагает себе объект и, рассматривая его, пытается познать себя. У природы – незыблемые законы. Абсолютная Идея создаёт в природе всё более сложные формы организации материи, чтобы разобраться в самой себе. Но ей этого мало, она понимает, что с разделением себя и природы (Субъекта и Объекта) надо заканчивать.

III. Бытие в себе и для себя – этап Духа, т.е. возвращение от природы к себе. На этом этапе появляется человек – носитель Духа. Он придумывает 3 формы становления Духа: 1) религия, 2) искусство, 3) Философия (∋ наука), причем эти формы ≡ этапы в смысле времени (теоретически, философия – надстройка над науками, т.е., когда Дух всё познал, он создал философию и начал познавать её историю). Абсолютная Идея – окончательно – всё поняла.

Система Гегеля объясняет всё! Причем у него всё диалектично. Идея в диалектике – высказывается тезис и антитезис, а потом ищется синтез, который снимает противоречие. Само «снятие» противоречия – это не преодоление, это включение в синтез.

Гегель поздно получает признание (туманно пишет)[16], одна из последних лекций – наиболее ясная. Но у людей остаётся влечение ко времени[17]. После Гегеля ситуация усложнилась: если он прав, то делать нечего, а если не прав? => 2 возможности: поддержать или критиковать (что в то время было мало возможно). Но развился именно второй подход, так как в середине XIX века философию потрясла страшная катастрофа – предметный кризис: к этому времени все стоящие науки ушли от философии. Физика, биология и прочие естественные науки отделились уже давно, но оставались логика, психология, социология, которые, казалось, должны были остаться. Первой ушла логика – к математике (Пеано, Буль). Социология ушла с Огюстом Контом, который придумал науку «социальная физика». Его идея: почему бы не построить науку об обществе, как физику – модели общества и т.п. (См. Гегель: там только чистые спекуляции, но совсем нет фактов, опытов)? И все социологи ушли от философии. Далее – психология: психологи говорят, что философия – болтовня; давайте устремимся к физике: у них факты и пр. => 1879 Вильгельм Вундт (автор «Введения в философию») основывает первую экспериментальную лабораторию по исследованию откликов человека на внешние раздражители, попытка получить модель человека как чёрный ящик – куча реакций. Выводят закон: R=k ln J, R – реакция, J – интенсивность раздражителя. Позже (у Фрейда) произошло отрезвление: он подорвал веру в научный подход в психологии. Словом, философии приходит конец: ей нечем заниматься – религию убил Гегель (который много что убил), - но эта беда никого, кроме философов, не беспокоит. Люди отказались от философов, но они нашли выход в этой ситуации. Существовало 5 путей выхода из сложившегося кризиса => разнообразие философии XIX века.

1. Огюст Конт – основатель позитивизма (он и навредил, и помог): почему философы испытывают трудности? Раньше занимались одним, а теперь изучают все факты, поэтому философия должна стать точным знанием. Пусть философы изучают методы, язык, логику науки. Тогда сама философия станет точным знанием. Т.о., надо следовать науке. Он предлагает «закон трех стадий Конта»:

а) этап мифологический – познание с помощью мифа.

б) этап метафизический (господство философии)

в) господство позитивных, частных наук. Каждая из них должна заниматься своим делом. В этой ситуации задача философии – исследовать методы науки. Это был действительно хороший выход для многих. У позитивизма было большое будущее – дожил до нашего времени => философия науки.

2. Прямо противоположная идея: отказаться от науки вообще. А вдруг наука – зло. Наука – рамка, куда пытаются загнать человека.=> Философия жизни, существования. Первый – Артур Шопенгауэр (1788-1860). Он заменил гегелевскую Идею на идею Мировой Воли. У неё нет задачи собственного самопознания, она просто живет и проявляет себя. Систематизировать проявления невозможно. Человек пытался это делать и получал представления о мире. По Шопенгауэру история – случайные события и проявления Мировой Воли. Историки пытаются подогнать все явления под закон причинности. По Шопенгауэру это неправильно. Воля сегодня хочет одно, а завтра – другое. Воля открыта => неопределенность. Волю можно созерцать, но ученые этого делать не могут. Ученые – не лучше Гегеля, который сделал всеобщую цепь, а ученые – частные цепи. Позитивизм (по Шопенгауэру) – власть представлений. Шопенгауэра не поняли, он жил в безвестности. Мог жить, не работая <= наследство (таких философов немного), считал себя чужим на празднике жизни. Увидеть волю могут 2 рода людей: святые и поэты (не философы). Поэты мыслят по-особому. После предметного кризиса на Шопенгауэра обратили внимание – «попса» того времени. В историческом смысле Шопенгауэр одержал победу над Гегелем. Следующим был Ницше, но о нём потом. (Третий – Кьеркегор)

3. Неокантианцы (сер. и вторая половина XIXв.): назад к Канту. Гегель нам всё попортил. Почему – забыты заветы Канта: не иди по пути разума, не смотри на опыт извне. Надо вернуться к опоре на Канта. 2 основных направления: а) магбургское (осн. Герман Тоген) – упор на теорию познания, отбрасывая устаревшее, попытки описать науку и её подходы; б) гайдельбергское (Вильгельм Виндельбаумт) – акцент на этике Канта, попытка дать вариант объяснения гуманитарного знания. Германские гуманитарии отличаются от естественников. Неокантианство доживает до XX в. Отсюда появляются Хайдеггер, Гуссерль.

4. Марксизм. Маркс пытается развивать систему Гегеля. Мы критикуем Гегеля, но его можно и использовать. Совместим систему Гегеля с материальной установкой => диалектический материализм. Его идея: является ли современный человек настоящим, подлинным человеком. По Шопенгауэру – нет. Маркс так же считает, что нет, потому что человек подобен любой вещи: на них обоих действуют свои законы. Он – вещь. Если отменить закон истории, то человек станет свободным. Маркс, казалось, нашел этот закон. ПС – производительные силы. ПО – производственные отношения. Главный закон динамики по Марксу: ПО – почти квазистационарно, ПС развивается гораздо быстрее (технологии). Через некоторое время ПС убежит от ПО => конфликт. Его можно снять, сломав ПО, - возникает новая ОЭФ (общественно-экономическая формация). И так продолжается: снова нужно что-то ломать. Существует 5 ОЭФ: первобытнообщинная и т.д. Давайте отменим этот закон, тогда надо убрать либо ПС, либо ПО. ПС – нельзя. Поэтому уберем ПО, т.е. уберем собственность. Тогда история перестанет двигаться за счет закона dtПО<<dtПС. И человек сам начнет творить свою историю. Привлекательность – представление о человеке, как не вполне свободном и о попытке преодоления этого. (Общее с Гегелем – об абсолютной идее. У Маркса это материя). Маркс хочет, чтобы социальный мир отличался от природного. (Любой продукт теряет лицо отдельного изготовителя, работа, наука – всё больше обезличивается – это Маркс подметил в связи с рабочими, экономикой).

5. Философия, появившаяся на территории США – философский прагматизм (не путать с философией бизнеса!). Основатель – Чарльз Сандерсон Пирс (1839-1914): математик, логик, лингвист. Прагма - деятельность. Вопрос Пирса: он обнаружил главные недостатки 1…4: все пытаются связать как-то человека со знанием. Но понимаем ли, что такое знание и что является источником знания. Откуда появилось знание – о столе, например. Прагматизм – ответ: Пирс: знание не в предмете, не в нашем сознании, а - в способах использования данного предмета => знание никогда не бывает полным. Знание – открытое множество. Но прагматизм потерпел крах у самих же американцев, и возродился совсем недавно.





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 447 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...