Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция № 4



Мир как со-организация: есть отдельные общности людей, предметов «в пустом пространстве», которые перемещаются свободно; управляющий человек должен со-организовывать: управлять процессами взаимодействия, не вмешиваясь в сущности общностей. Раскол между гуманитарными и естественнонаучными знаниями (человеческая общность сохраняет целевую причину).

Основание науки Нового времени. Б. Телезио (XV-XVI вв. – методология новой науки): необходимо изучать природу в соответствии с её собственными принципами. О Боге больше не мыслим, отделяем физику от теологии. Сохраняется качественный характер физики (3 начала: теплота, холод и масса).

Леонардо да Винчи: человек вмешивается, реконструирует природу. Человеческое сознание – вместилище всех знаний, идей. «Маг-инженер», «ходячая энциклопедия». Принцип Телезио – аксиома. Не ищет связи с потусторонним миром, замыкает систему управления миром на наш мир.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626, лорд-канцлер Англии, возможно, входил в группу людей, писавших пьесы под псевдонимом В. Шекспир, казнен по обвинению во взяточничестве) не является основателем методологии науки Нового времени (как пишут в простых учебниках), но разрабатывает целевые установки науки: зачем нужна наука, т.е. социальные стороны науки (по сути, проект НИИ). Если природа действует по собственным законам, Бог далеко, не означает ли это то, что Бог перестал о нас заботиться? Или его нет? => Бог позаботился о нас: вложил в окружающий мир определённые правила, называемые законами природы, в человеческий разум – способность познания этих правил и возможность использовать их на благо человека. Человек, познавая (идеальные) правила, может создавать искусственный мир техники, выступить как преобразователь природы. Knowledge is Power в исправлении мира.

Требование к учёным: ваше знание должно быть технически полезно людям. Проект преобразования сообщества учёных (=> 1645 – London Royal Society): ученые должны перестать работать в одиночку. Наука должна быть как монашеский орден. Каждый монах-учёный получает своё «послушание» (задачу) и работает со своей сферой, не вмешиваясь в другие, накапливает опыт, факты. Дальше происходит синтез знаний (семинары, обсуждения): общие принципы ясны для всех => новые задачи. Процесс накопления знаний – непрерывный, от частного к общему и от общего к частному.

Проблема: опыт всегда конечен, в какой момент надо обрывать наблюдения и выводить определенные законы? Где граница применимости? И ещё: где появляются средства обработки фактов (критерии для оценки)? – благая воля Творца, который организует наше сознание правильным образом, но есть идея поврежденности разума (человек греховен по самой своей природе)! => рассуждения о 4 идолах (4 источника ошибок в процессе познания):

1) «идол пещеры»: каждый человек пребывает в рамках сознания, как в пещере, смотрит на мир, как в зеркало, и проецирует своё сознание на внешний мир. Продукт служения этому идолу – целевая причина Аристотеля.

2) «идол рода (племени)»: то же, что «идол пещеры», но на уровне коллектива. Заблуждения коллектива, традиции (=> описание феномена коллективных представлений)

3) «идол рынка (как базара)» (См. Б. Шоу, «Пигмалион») => жаргон, непонимание того, что человек говорит неправильно. Мы не задумываемся о языке, о средствах собственного выражения (2 ошибки: один и тот же предмет обозначается разными словами и одно слово обозначает два предмета)=> спор о понятиях.

4) «идол театра» (в то время этот тезис был очевиден, тогда как два предыдущих намного опередили своё время): восприятие ситуации так, как её излагает актёр, т.е. слепое поклонение авторитетам (Аристотель, Фома Аквинский и др.) способно сделать из науки писанину и бессмысленную болтовню.

Джордано Бруно: «О тенях идей»: В нашем сознании заложены копии (тени) идей, которые существуют в мире. С их помощью мы можем организовать наше сознание. В сознании есть полочки, надо класть на них материал. Искусство памяти, запоминания – главная наука, которую преподавал Бруно. Знание целостное – главная ценность в сознании, польза (выскажи Бруно такие «еретические» идеи на сто-двести лет раньше, его бы не только на костре не сожгли (17.2.1600), но и даже под домашним арестом не держали бы). Отличие Бруно от Бэкона: Бруно – мыслитель-одиночка.

Томазо Кампанелла (террорист своего времени, боровшийся с испанским влиянием на территории Италии, за что был подвергнут пыткам инквизиции, но в «преступлениях» своих не сознался, симулируя безумие, и был выпущен на свободу) – фигура промежуточная между той эпохой и Декартом. Идея о единстве бытия, любой предмет обладает долей бытия, но не отделим от него (последний представитель неоплатонической идеологии).

Философия Нового времени: появляется Рене Декарт (1596-1650), человек бродячий с приличным иезуитским образованием (за написание проповедей для епископов[4] имевший значительные поблажки в режиме: ему разрешалось начинать занятия в 10 ч, тогда как все остальные были обязаны приступать к занятиям в 7.30), которого волнуют совершенно другие вещи. Не делает из науки культа.

Ключевой вопрос: какому знанию (из имеющегося у меня в голове) я могу доверять? Могу ли я проверить свои знания на опыте? – Нет, в основном я всё принимаю на веру. Где критерий достоверности моего знания? Со времен Древней Греции существовало 3 способа обоснования знаний: опыт, логика, обсуждение. На опыте можно проверить не всё, а его результаты зависят от способа обработки данных. Логика – хороша, но результат зависит от первой посылки (аксиомы) – как её выбрать правильно? Дискуссия (коммуникация) тоже не подходит: позиция человека в споре слишком часто связана с его собственными целями. Природа коммуницирует[5] по другим принципам, нежели люди.

Может быть, точку опоры следует искать именно во мне? Критерий достоверности надо искать в себе: это ясность, очевидность (для меня!) знания. Но нет ничего бесспорного, всё сомнительно: само существование внешнего мира и даже существование Бога (Честный анализ!). В момент последнего кризиса Декарт осознаёт, что хотя бы одно в мире действительно существует: он есть как мышление. Cogito ergo sum (я мыслю, следовательно, я существую). Главное, что я мыслю (до других дела нет) => новое понимание мышления (у Платона мышления нет, в средневековье – только Бог). Мыслит сам человек, мышление – единственная возможность порождать идеи, создавать идеальное. Что есть в мышлении? Главная идея – идея существования Бога: его всемогущество, всевидение и всеблагость (Бог абсолютно добр и благ). Откуда это могло появиться: либо из наблюдения мира (невозможно, так как опыт ограничен, а Бог бесконечен), => идея Бога вложена в сознание самим Богом. Если бы не было всеблагости, Бог мог бы быть обманщиком, запутать человека. Но Бог, напротив, хочет, чтоб мы познали окружающий мир. Ценностная установка – всеблагость.

Вторая идея Декарта: 2 субстанции Бытия:

· Res extensa (вещь протяженная, т.е. объект) – материя

· Res cogitans (вещь мыслящая, т.е. субъект) – мышление.

(стоит обратить внимание на само слово res, которое подразумевает искусственность, тварность, не-вечность). Различие между этими субстанциями: мышление свободно, материя подчиняется законам вечным и неизменным. => Возможность вывести ряд фундаментальных следствий:

1) если r.c. и r.e. устроены по-разному, то r.c. может отображать в себе устройство природы.

2) Если природа – нечто иное по отношению к мышлению, то человек может быть уверен: его воздействие на природу контролируется r.c., т.е. можно экспериментировать. Эксперимент полностью контролируется субъектом.

3) Законы природы вечны и неизменны. «Учёный может не торопиться». Знание – конечно, => наука как культурная традиция: важен процесс, главное, чтобы традиция продолжалась. Надо учить методам добычи знаний. Не «что», а «как».

Декарт уподобил науку «кладовой», в которую проникают ученые, хватают первый попавшийся мешок со знаниями и вытаскивают его наружу. Возможен конец науки, когда все (неизменные!) знания будут вытащены наружу.





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 297 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...