Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Лекция № 1.
Фалес формирование хр-ва Хр-во – гос. религия Ср.-век. философия
-585 0 100 300 381 XIV в.
IV век: государству надо сделать христианство учебной дисциплиной. Привлекли языческих философов, прежде всего – неоплатоников. Сделано к VI веку.
529 г. Юстиниан I запрещает все языческие школы => конец языческой философии (неоплатоники уходят в нехристианскую Персию), начало философии Средневековья.
VI в. Северин Боэций переводит Аристотеля, Платона, неоплатоников.
X-XI вв. полный перевод трудов Аристотеля, которого считали носителем знаний в Средневековье (греч. -> араб. -> латынь). Интерпретаторы: 1) Ибн Руш –Аверроэс (араб из Испании), 2) Авицент (Персия).
Аристотель отделяет физику от математики, нет чисел, нет экспериментов. Физика ищет целевые причины (для чего нужна вещь), все другие причины – второстепенны. Идея разделения двух сфер: земной и небесной, на небе – эфир (V элемент), один тип движения – равномерное кругообразное.
XIII в. появление двух орденов: францисканцы (Кембридж, Оксфорд) – душа, точное знание; доминиканцы (Париж) – ум, гуманитарные науки. Задача: пусть юродивые аккумулируются в ордене (если движение нельзя убить, его надо поставить под контроль[1] => университеты).
XIV в. Начало Ренессанса. Франческо Петрарка (нач. XIV в.): философы изучают окружающий мир, считают количество звезд, но забыли человека, его душу.
Францисканцы смотрят на мир глазами неоплатоника, но помимо текста была склонность к такому восприятию: мир не случаен, но и не абсолютно предопределён. Творец создаёт мир, но основания подбираются произвольно. =>
1) материя – благо, т.к. это есть замысел Творца.
2) Бессмысленно изучать материю с целью узнать, почему Бог создал мир так или иначе – основная идея францисканцев: они привносят открытость мира.
Рационалисты (доминиканцы): все знания – из разума, а не из опыта. Пощупав вещь, данные надо обработать. Опыт нас программирует. Рефлексия (мысль о мысли) – промежуточный этап (как из опыта получить закон). В XIV в. среди францисканцев возрождаются разговоры о рефлексии как созерцании мистического.
Православие: благо не тварно, человек может настроиться на благодати.
Католицизм: благодать сотворена специально для человека (пока Бог не даст благодать, ничего не получится).
Возрождение прервало рождение нового метода в науке, создало иллюзию революции. Сократ: отверг проблематику стихии, космоса. Пытается дать вариант анализа ситуации; можно обучить только методу. Не отвергает ценность знания, просто его проблема актуальнее.
«Герметический Корпус». Гермес (XIII в. до н.э.) – потомок Моисея. В сер. XV в. Марселио Фичини организовал кружок любителей Платона, задумал перевод Платона на латынь и итальянский, посетил православные монастыри, добывая «подлинники» Платона. Под флагом изучения «Герметического Корпуса» - волна оккультизма. Ещё одно произведение – «Поймандр» («Пастор мужей») =>
· Магические практики
· Космологическая картина
Гермес Трисмегистус становится покровителем всех учёных. Основная идея «Герметического Корпуса»: Гермес видит Вселенную не как тварь и Творца, а как иерархическую лестницу бытия. Каждая ступень вытекает из предыдущей, но через одну эти ступени уже не связаны. С Бога снимается ответственность за наш мир. В конце лестницы – человек. Объясняется зло (его делают менее совершенные низшие боги). => Своими усилиями человек может подниматься по лестнице (раньше до Бога можно было добраться только по его воле) и управлять низшими ступенями => (космическая) инженерия, т.е. мир можно сделать лучше.
Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 370 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!