Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция № 2. Мысль человечества не делает скачков. Эпоха Возрождения скорее мешала научному прогрессу



Мысль человечества не делает скачков. Эпоха Возрождения скорее мешала научному прогрессу. Францисканцы: внимательное отношение к природе, каждой Божьей твари, доминиканцы изучают еретиков.

2 базовых направления изучения природы: 1) британский эмпиризм (опыт) францисканцев и 2) рационализм (логика) доминиканцев.

XIV-XV вв.: активизируется инженерная мысль. Идея активного переустройства мира.

Гермес Трисмегистус: легенда о (бесполом) Адаме, который, подобно Нарциссу, влюбился в своё отражение на Земле и бросился туда с вершин космоса, разделившись на два разнополых существа (под влиянием низших богов). См. миф гностиков о сотворении мира[2]. Всевышний бог не творит наш мир непосредственно.

Особое знание, не доступное пониманию широкой публики, несовершенство мира из-за посредников, возможность человека конструировать мир, шаг за шагом приближаясь к Богу – идея «Герметического Корпуса». Также – белая магия.

Рим благоволит астрологам. Инженерия – оппозиция созерцательной науке, в т.ч. опыты по оптике подавлены, забыты (См. XIII в.: Р.Бэкон, Р. Гроссетест[3]). Почему оптика? – рефлексия божественного света у францисканцев. (См. Ф. Йейтс: «Джордано Бруно и "Герметический Корпус"»)

Середина XIV в.: пандемия чумы в Западной Европе. Оставшиеся не желают поддаваться унынию, изучать учения старцев. Бежали и спрятались от болезни в основном молодые, они заняли вакантные места на кафедрах, в университетах. Традиции заменялись. Инженерная наука становилась действующей силой. Марселио Фичини завершает перевод Платона через призму [сочинений] Гермеса Трисмегиста и всего, что было после Платона. Термин ειδος=ιδεα переводится словом forma (Аристотель: forma вещи – носитель знания о вещи) – другое знание о мире. Ειδος – информация о функциях вещи, её назначении. У Аристотеля форма – носитель идеи, но нет 2 одинаковых вещей. Целевых причин уже нет (Аристотель отвергнут) => через наблюдаемую (осязаемую) форму человек постигает назначение вещи. Достаточно сравнить формы, установить связь между параметрами разных вещей, построить функциональную зависимость – и всё! Найденные отношения используются в практике (архитектура, кораблестроение), от науки больше ничего не требуется. Преобразование одних параметров в другие. Но надо выделить класс объектов, верные параметры, процедуры измерений, источники погрешностей.

Социально-политическая ситуация в Европе XIV-XV вв. Истоки – в культуре древних греков; как соотнести усилия человека с другими людьми? Греки => 2 линии решения:

· «Линия Аристотеля». Поиск формы правления (демократия, тирания, аристократия, олигократия). Власть пытались представить как продукт общества =>недостатки.

· «Линия Платона». Платон уже видел то, что происходит в соответствии с «линией Аристотеля». Дело не в системе власти, а в месте каждого человека в обществе. Каждый должен заниматься своим делом. Вопрос, как определить.

Во что это преобразуется? Христианское общество наследует систему Платона. Идеальное <=> Бог.

Если ты хочешь соответствовать структуре бытия, ты должен ему подчиняться.

Ислам (тоже идея о Творце-Аллахе, абсолютной предопределенности) – нет идеи сословий, социальной предназначенности человека (человек даже низкого происхождения мог стать великим визирем) => влияние (расшатывание) на европейскую систему. Нет и национальных различий. Успех халифата во всех сферах (наука, инженерия, экономика, социальная политика), «заразительный пример» => в XV в. в Европе – изменение социально-политической ситуации.

Никола Макиавелли: «Государь» - описание изменения ситуации. К XV в. система Платона развалилась, заменилась независимостью каждой социальной группы людей (профессиональные интересы) от других социальных групп, которые перемещаются свободно относительно друг друга. Существуют некоторые взаимодействия. Правитель не принадлежит ни к одной из этих групп, управляет только связями, способами взаимодействия групп. Ещё через 150-200 лет (последняя стадия разложения системы Платона) Томас Гоббс: «Левиафан» (политический трактат во время английской революции) – спасение в диктатуре (Кромвеля). Левиафан (библейское морское чудовище, пожиравшее грешников и появляющееся тогда, когда люди окончательно развратятся, но никто не знает, когда именно) = государь. Группы не только взаимодействуют, но и конфликтуют. Война всех против всех. Объяснение, почему это происходит: идея проектирования человеком своей жизни => нужны средства на реализацию проекта (другие люди). Но у каждого – свой собственный проект => конфликт проектов => государь должен быть не управленцем, а абсолютным центром власти. Между государём и народом должен быть разрыв, создаваемый искусственно. Абсолютный диктатор – творец нового идеального.

Учёных начинает интересовать не сущность вещей, а их взаимодействие, но при этом идет развал науки на гуманитарные и естественные [отрасли]. Выделение человеческих взаимоотношений в отдельную категорию; естественные науки отказываются от целевых причин; проблемная ситуация (разрыв цели и средств) остаётся только у человека. Почему можно не использовать целевые причины в природе? – предметы природы (объединенные в классы) не могут быть разными – некоторое обезразмеривание мира. Изучаются только взаимодействия. У гуманистов – противоречие: пытаемся управлять коммуникациями, а от целевых причин уйти не можем.

Есть безразмерные элементы, которые мы можем пересчитывать. Galileo: Книга Природы написана на языке математики (математических знаков). Можно измерять, исчислять. Научная революция Нового времени.

1543 г. Коперник: «Об обращении небесных сфер» - начало научной революции. Тихо Браге – обсерватория в Ураниеборге: 1572 г. – новая звезда (противоречие с устройством мира по Аристотелю!), 1577 г. – комета «проткнула» небесную сферу Марса. Чистые наблюдения (даже без оптических приборов!) => нас окружает пустота, нет никаких небесных сфер.

Иоганн Кеплер (ученик Тихо Браге, но из-за астигматизма не мог вести наблюдения): вычисление орбиты Марса – эллипс, неравномерное движение.

Телескоп Галилея – последний удар по астрономии Аристотеля. «Вооруженный» глаз не искажает информацию о небе: пятна на Солнце, рельеф Луны, спутники Юпитера, звездная структура Млечного Пути.

Наука уже не Аристотелева: преодолено различие между подлунным и надлунным мирами.





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...