Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция №9. Мы завершили разговор на тему "Философия и наука XX в"



Мы завершили разговор на тему "Философия и наука XX в". Построена классификация школ, рефлексирующих над вопросом о накоплении знания? Последняя школа (философская феноменология науки) выходит за рамки чистой философии науки и связывает 2, казалось бы, противоположные области философии ХХ в. – аналитическую философию и философскую феноменологию. Феноменологическая философия науки – идеи Гуссерля и Хайдеггера в вопросе накопления знаний.

Аналитическая философия возвращается к метафизическим категориям. Раньше аналитики интерпретировали метафизику как результат неправильного использования языка, это надо лечить. Но (поздний Витгенштейн и его ученики) появляется концепция языковых игр, её применяют к разным типам практик, дошли и до метафизики (в том числе, средневековой).

Норман Малкольм – игра с языком теологии. Рассмотрим онтологическое доказательство бытия Бога ("Прослегион" Ансельма Кентерберийского, XI век), которое было отвергнуто Кантом в "Критике чистого разума" (из тезиса о всесовершенном существе – Боге вовсе не следует его существование). Малкольм обратил внимание на другие доказательства, увидел, что не все варианты онтологического противоречивы и абсурдны, Кант добрался не до всего. 1960 – работа, посвященная различным версиям онтологического доказательства. Если рассмотреть все формулировки, придем к выводу: если понятие Бога внутренне непротиворечиво, когерентно, то это может быть доказательством его существования.

1960-е гг. – метафизический поворот внутри аналитической философии. Аналитики начинают повторять то, что делали неотомисты, изучавшие наследие Фомы Аквинского и других средневековых богословов. 1879 – папская булла: философия Фомы Аквинского – официальная доктрина римско-католической церкви. Появляются попытки развить учение Фомы в новой обстановке, ищутся пути согласия его идей с современными философскими течениями (герменевтика, феноменологи). Жак Маритэн (новый томизм), Этьен Жильсон (систематическое изучение средневековой философии в ХХ в.). Демонстрация того, что история мысли не делает скачков (начиная со схоластических корней в философии Декарта) => удивление, восторг и возмущение публики (боязнь усиления католичества). Неотомизм – не только средневековые учения, но и диалог с современными философами. С точки зрения римско-католической церкви, нет ни одного философского течения (включая марксизм и ницшеанство), которое не могло бы работать на католичество. Все философы XIX в. тоскуют по Абсолюту. Как увидеть Абсолютное Бытие (с точки зрения Фомы Аквинского, тут и возникает Бог: Deus est esse)? Средневековье: подлинная истина устанавливается только извне, путем откровения (от Бога).

1960-е гг. Хайдеггер (получивший образование на деньги католической церкви, но от неё отошедший) активно изучает исихастские (восточно-православные) идеи; искусство созерцать и молчать – тоже проявление тоски по Бытию. Это – проявление онтологического поворота, произошедшего и в неотомизме, и в феноменологии, и в аналитической философии.

60-70е гг. Дискуссии между аналитиками и феноменологами уходят в прошлое => "тепловая смерть" современной западной философии. Уже не "аналитическая философия чего-либо", а "философия чего-то в аналитическом смысле" (чтобы не было связи с имевшим место противостоянием). Возрождаются средневековые традиции создания замкнутых научных центров-университетов (в том числе и в России: РГГУ – как проводник идеи глобализации).

Постмодернизм, постструктурализм (майские студенческие волнения Европе 1968 г. – Париж, Лондон, Прага => ввод советских танков в Чехословакию в августе '68. Запад оказывается полностью идеологически не готовым к вторжению советского строя) – оформление идей бунта, бунтарского строя. Лиотар, Бадрийар, Делёс, Мишель Фуко, Жак Лакан (попытка соединить лингвистику, постмодернизм, фрейдизм6 бессознательное структурировано языком). Искоренение "засора" в умах европейцев, который мешает течь жизни – модернизма (наследие эпохи Просвещения) и его представления об истине (существует единая, всеобщая истина, которую можно обнаружить, исследовать и использовать) – главный враг постмодернистов.

Модернизм направляет все усилия на улучшение человека, развитие культуры, жизни, науки. Но развитие можно понимать как процесс превращения некой общей истины в действие индивидуально или как совместное развитие. С точки зрения постмодернистов, главная "язва" модернизма – представление о нелокальности развития (поиск истины, универсальные формы представления истины, её использование). Т.е., они следуют Шопенгауэру. Но появляется новая тема: тема власти. Знание с точки зрения возможности его использования с целью властвовать (во всех смыслах: политика, наука и т.д.) Кратологический [8] поворот в философии ХХ в. Влияние знания на власть и наоборот.

Фуко: своя традиция изучения того, как желание властвовать постепенно формирует интеллектуальный облик европейской цивилизации, меняется система понятий. Чтобы организовать новую систему власти, надо вложить в старые понятия новые значения. Какие представления властью используются? 1) представление о сексе [История сексуальности, в 3х тт.]: управляя сексуальными отношениями и нормируя их, церковь получала дополнительные аргументы своего могущества. Всякая сцена получала свою оценку => проводник, что есть хорошо, а что – плохо. 2) представление о сумасшествии [История клиники, в 3х тт.]: как "медикализуется" понятие сумасшествия и кого считать нормальным. Представление о норме (делай, как все) – мощный управляющий фактор. Сумасшедшие – люди другого социального статуса (запирать ли в психбольницах или слушать как носителей особого знания?) Временное состояние, грех (от плоти, от мира или от дьявола) или внутренняя сущность, печать со стороны общества (как "своровал" и "вор")?

Интересно не аномальное состояние, а представление о "норме" => манипуляция поведением людей, строительство общества (начиная с XVI-XVII вв.) И всегда есть организация, заинтересованная в сохранении власти (церковь, партии, аристократия). Постмодернистами в первую очередь рассматривается проблема легитимности. => нормы и патологии в науке, легитимное научное сообщество (см. РАН и РАЕН) – как строятся эти отношения.

Связь кратологии с возможностью сформировать единые средства выражения истины. Для выражения разных типов истины возможность формирования единого аппарата – важный момент в модернизме (см. Эмпирики). Через это можно показать "общеобязательную" истину. Например, через математику (если ты не веришь в истинность математики, тебе место в клинике).

Постулаты постмодернизма: 1. Истина локальна; 2. Нет единых способов выражения истины; 3. Нет универсального способа развития.

1982: лекции в College de la France: "Герменевтика[9] субъекта". Субъект – то, что становится, изменяется в процессе заботы о себе, а не вечная, неизменная сущность (как в Новое время).





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 694 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...