Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В научной литературе на эту тему можно встретить такую формулировку процесса развития науки как особого социального института: «Социальный институт науки начал складываться в Западной Европе в XVI-XVII столетиях, в период упадка феодализма и зарождения буржуазных общественных отношений и ценностей»1. Утверждение не бесспорное, поскольку его авторы забывают о том, что еще в IV веке до н.э. Платон и Аристотель создали свои научно-образовательные сообщества (Академия и Ликей), которые и стали прообразами институционализации науки. Нам стоит уделить этому вопросу более пристальное внимание и попробовать разобраться, в чем здесь дело?
]. Обшие замечания к определению науки как социального института. Принципы современной науки были сформулированы Ф. Бэконом и Р. Декартом в первой половине XVII века2. Поэтому современная наука существует всего неполных 400 лет - срок весьма небольшой для того, чтобы можно было говорить о ее зрелости. Для сравнения: философия существует примерно 30 столетий, религия - около 60 веков, а миф тянет на долгожителя - приблизительно 100-150 веков (!?}. В XXI веке наука отметит свой всего лишь четырехсотлетний юбилей (конкретного года не существует, поэтому праздновать можно все столетие!). В сравнении с другими историческими формами мировоззрения это еще младенческий возраст. Поэтому «юбилей» обещает быть весьма скромным (!).
Как социальный институт наука в наибольшей мере характеризуется такими понятиями, как: 1) «личность ученого», 2) «научный лидер». 3} «научная элита», 4) «научное сообщество», 5) «Университет»; к этому следует отнести и такие понятия: 6) «воспроизводство кадров», 7) «научное производство», 8) «внедрение научного знания». 9) «научное поле сознания».
Длительное время влияние науки на социальную жизнь не выходило за рамки мировоззрения. При этом науке приходилось долго и упорно (а порой и весьма жестко) конкурировать с религией, что не могло не сказаться на всех их последующих взаимоотношениях. Преимущество, а значит и победа, религии нал наукой в то время было предопределено тем, что помимо мировоззрения религия безраздельно господствовала во всех сферах человеческой деятельности. На тот исторический момент это была самый удобный и самый верный способ объяснения действительности. «Верный» потому, что иного, более достоверного способа еше пока не было.
Так почему же наука как социальный институт не сложился раньше XVII века? Ответ, на наш взгляд, кроется в самом характере научных знаний времен Платона и Аристотеля. Оба философа и до сих пор считаются классиками мировой философской мысли. Именно они создали не только свои великие философские школы (идеализм и реализм), но и дали «путевку в жизнь» многим наукам, преимущественно гуманитарного характера. Речь идет о таких ключевых дисциплинах, как политология, социология, психология и культурология. Сам характер этих наук в первую очередь затрагивает мировоззрение, а не социально-экономическое бытие.
Переход от философского знания к научному фактически совершил Аристотель. Однако его заслуги перед мировой наукой оцениваются неравнозначно. Если брать корпус социально-гуманитарных дисциплин (политология, социология), то его вклад в развитие этих научных отраслей неоспорим. Но если мы будем с вами оценивать корпус его естественнонаучных работ, то вынуждены будем признать, что они не просто устарели, но и являются антинаучными.
В XVII веке наука Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт) начала свое развитие именно с разработки конкретных методов исследования естествознания. Аристотель и Платон оставили нам методы исследования гуманитарного знания, поэтому наука и получила столь долгую «прописку» именно в мировоззрении и не могла вплоть до XVII века найти свое онтологическое воплощение. Однако труд Платона и Аристотеля и труд Ф. Бэкона и Р. Декарта нам следует рассматривать как единый процесс развития научного знания, как его «альфу» и «омегу», «начало» и «конец» методологической предыстории современной науки.
Поскольку созданные Платоном и Аристотелем научные разработки касались главным образом социально-политической и философско-этической проблематики, то они оказали минимальное влияние на прикладные научные изыскания в области техники и экономики. Напротив, теоретические разработки Ф. Бэкона и Р. Декарта подвели под промышленное развитие конкретную теоретическую базу, которая стимулировала импульс развития НТР. Но без Платона и Аристотеля никогда бы не было Ф. Бэкона и Р. Декарта. Вот почему мы должны признать началом процесса социализации науки не XVII век. а IV век до н.э.
Если бы не было той научно-философской системы, которую создали Платон и Аристотель благодаря своим учебным заведениям, то не было бы воплощения самого грандиозного проекта греческой античности - «империи Александра Македонского», положившей начало эпохи эллинизма. Мировая история пошла бы по совершенно иному сценарию. Поэтому у нас есть все основания говорить о том, что «научные изыскания» Платона и Аристотеля все же имели влияние на развитие социальной жизни своего времени, но это их влияние касалось не экономики, а политики. По-видимому, в то время это было самое удачное и самое нужное практическое приложение их научного знания.
Поэтому мы должны развести такие понятия, как «рождение науки» и «наука как социальный институт». Научные данные (например, данные астрономии, математики или геометрии) применялись повсеместно там, где существовали древние цивилизации (Египет, Месопотамия, Индия, Греция и Рим). Архитектура, сельское хозяйство, ремесло, военное дело -вот лишь главные области применения древними своих научных познаний. Другое дело, что эти знания были впоследствии утеряны, т.е. наука еще не столь проникла в ткань обыденности, чтобы можно было говорить о ее «вечном присутствии» в ней. Современная наука зашла в этой области гораздо дальше.
Началам социальной институционализацш науки стало признание за научной деятельностью самоценного характера^. Этот процесс сопровождался утверждением и распространением научных открытий в сознании общества. Поэтому данный процесс надлежит рассматривать как поэтапное восхождение науки из небытия к бытию: от Н, Коперника к Г. Галилею, от Г. Галилея к И. Ньютону, от И. Ньютона к Ч. Дарвину и т.д., и т.п. Авторитет науки возрастал по мере роста доверия к ее истинам. Вслед за этим последовало превращение науки в профессиональную сферу деятельности, когда появляется не любитель науки, а профессионал, сделавший целью всей своей жизни - развитие научного знания. Именно этим, по всей видимости, и следует считать завершение процесса социализации и институционализации науки.
Все это подводит нас к одной из самых важных тем рассматриваемой нами проблемы - теме роли выдающейся личности в процессе становления научного знания. Ведь историю науки невозможно описывать, оставив в стороне тех выдающихся ученых, которые и сделали науку наукой.
2. Наука как форма духовного производства и социальный институт, «В ходе социального развития наука постепенно превращается в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания и сферу человеческой деятельности. Тем самым она выступает как исторический продукт длительного развития человеческой цивилизации, духовной культуры, постепенно складываясь в особый социальный организм, вырабатывая свои типы общения, взаимодействия людей, формы разделения
исследовательского труда и соответствующие ориентации, нормы сознания ученых. Производство и воспроизводство нового объективно-исторического знания и его практическое применение становятся важнейшими социальными функциями науки, способы выполнения которых модернизируются в зависимости от этапа истории и характера социальной системы»!.
«Наука как социальный институт включает в себя, прежде всего, 1) ученых с их знаниями, квалификацией и опытом; 2) разделение и кооперацию научного труда; 3) четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации; 4) научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; 5) экспериментальное и лабораторное оборудование и др. В современных условиях первостепенное значение приобретает процесс оптимальной организации управления наукой и ее развитием.
Наука - это всеобщая общественная форма развития знания, продукт «общего исторического развития в его абстрактном итоге» {К. Маркс). Однако коллективность форм деятельности в современной фундаментальной или прикладной науке отнюдь не «отменяет» индивидуальный характер научного исследования. Ведущие фигуры науки - гениальные талантливые, одаренные, творчески мыслящие ученые-новаторы. Выдающиеся исследователи, одержимые устремлением к новому, стоят у истоков революционных поворотов в развитии науки. Взаимодействие индивидуального, личностного и всеобщего, коллективного в науке - реальное, живое противоречие ее развития»2.
В.И, Вернадский обращал внимание на то, что наука не существует помимо человека, ученого, Поэтому «научная мысль есть и индивидуальное, и социальное явление. Она неотделима от человека. Личность не может при самой глубокой абстракции выйти из поля своего существования. Наука есть реальное явление и, как и сам человек, теснейшим и неразрывным образом связана с ноосферой»". Логика развития научного знания показывает, что по мере продвижения, так называемых, «высоких технологий» роль элитности в развитии научного знания будет все увеличиваться.
3. Наука как профессиональная сфера деятельности, Процесс становление науки в качестве социального института завершается тогда, когда появляются не просто профессионалы, а сообщество ученых. Выявление данных по этому конкретному вопросу зависит от темпов развития научного знания. Дело в том, что свои профессиональные сообщества появляются по мере развития той или иной отрасли научного знания. Иными словами, научные сообщества появляются неравномерно по времени, что не дает нам возможности судить о какой-либо конкретной дате завершения процесса институционализации. науки. Мы можем сказать, что это произошло где-то в Х1Х-ХХ веках, Точнее - в XX столетии. В пользу последней даты говорят сами нижеприведенные цифры.
Сами темпы развития «большой науки» за последние 200-300 лет могут быть признаны «элитными». Этот перманентно элитширущийся признак развития науки может быть сведен к выявлению двух важных показателей: 1} резкому возрастанию количества ученых и 2) столь же резкому увеличению научного пространства.
Таблица 3 ЧИСЛЕННОСТЬ УЧЕНЫХ В МИРЕ В ХУШ-ХХ ВЕКАХ1
На рубеже ХУШ-Х1Х веков | около 1 тысячи человек |
В середине XIX века | 10 тысяч человек |
В 1900 году | 100 тысяч человек |
Конец XX столетия | свыше 5 млн |
Наиболее быстрыми темпами количество людей, занимающихся наукой, увеличилось во второй половине XX века. Именно в 1950-70 гг. в целом ряде стран произошло удвоение числа ученых: в Европе - за 15 лет; в США - за 10 лет, в СССР - за 7 лет. «Такие высокие темпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками»3.
К этому необходимо также добавить резкий рост объема научной информации. В XX веке мировая научная информация удваивалась за 10-15 лет. Так, если в 1900 году было всего около 10 тысяч научных журналов, то в 1990-е гг. их уже несколько сотен тысяч. Свыше 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится именно на XX веке'.
Таким образом, рост числа ученых является еще одним важным фактором в процессе становления науки в качестве социально значимого института. Физическое увеличение численности носителей научного знания позволяет науке исключить мысль о своем физическом устранении. Известен случай, когда один китайский император, посчитав, что главной причиной всех социальных бед являются ученые, приказал в один день убить 200 философов (их просто утопили в общественном туалете!). Физическое уничтожение носителей научного знания в XX веке стало практически невозможным вследствии стремительного роста их численности (с 100 тыс. в начале XX в. до 5 млн в конце). Однако количественный рост не должен подменять собой рост качества научного сообщества.
4. Личность ученого. Обозначенная нами проблема может быть названа элитологией науки. Роль личности в процессе развития научного знания трудно переоценить. Везде, куда бы мы не посмотрели в науке.
встречаем ту или иную выдающуюся личность и целую толпу ее последователей, критиков или апологетов. Выдающегося ученого всегда можно узнать не только по его уникальным (элитным) идеям, но и по толпе, которая собирается вокруг него благодаря этим идеям. Поэтому у каждого великого ученого всегда была «свита» из его учеников и последователей.
Наука развивается благодаря профессиональной деятельности ученых. Поэтому для нее первостепенное значение имеет образовательный процесс - качественная передача научного знания от одного поколения ученых другому. Процесс преемственности в науке и в философии обычно выражается в таких терминах, как «традиция» (старое) и «новация» (новое). «Это две противоположных, диалектически связанных стороны единого процесса развития науки: новации вырастают из традиций, находятся в них в зародыше; все положительное и ценное, что было в традициях, в «снятом виде» остается а новациях»1.
Традиционно выделяются два типа личности ученого: «схоласт» и «новатор». Первый тип олицетворяет истеблишмент, казенную иерархию научных чинов и разного рода помпезность. «Схоласт» в штыки воспринимает любую новацию, враждебно относится к любого рода конкуренции, усматривая в ней угрозу своему статусу, «Новатор», чаще всего, бывает колоритной фигурой и экстравагантной личностью с большим чувством юмора. Он критически относится к академической учености, отказываясь видеть в ней «священную корову» науки.
Ученый - это тот, кто привносит в общую копилку науки самостоятельно добытое им новое знание, новую крупицу Истины. В образе ученого мы без труда угадываем элитную личность. «Ученый - это тот, кто превосходит по своему интеллекту средний тип. кто в принципе отврашен от лжи, кто не впадает в отчаяние, терпеливо идет по пути поиска и обнаружения истины, Образ мыслей ученого избегает путаницы, смешения понятий, но признает взаимосвязь и взаимозависимость всего существующего. Накопление и систематизация знания - ключ к тайникам мыслительной лаборатории ученого»2.
Элитность личности ученого обеспечивается тем. что он работает с Истиной, Если философ всего лишь ищет Истину, то ученый обязан ею уже обладать. Главная цель ученого - упорядочить мир в соответствии с существующими в нем Истинами (законами), Ученый призван избавить разум человечества от хаоса мира, создать «упрощенный ясный образ мира», поместить в него «центр тяжести своей эмоциональной жизни»4.
Ученый есть, прежде всего, профессионал и специалист, ответственный за свое научное знание. Ученый, отказывающийся быть ответственным за свое знание, аморален. Этика ученого диктует ему быть откровенным перед своей совестью, даже если весь мир ополчился на него за его открытия.
Наука представляет собой идеализацию объекта своего исследования. Ученый постоянно формулирует и задает природе вопросы, пытаясь получить от нее адекватные ответы. Даже понятая им действительность требует от ученого своего лингвистического оформления. Погружаясь в мир языковых норм и форм, ученый постоянно сверяет полученные знания со своей духовной матрицей.
С точки зрения научного эпоса, «в известном смысле ученый - это воин на поле неопределенности, безрассудства и лжи. Борьба ведется и в споре, где рождается истина. Научная полемика, дискуссия - принятые и поныне формы борьбы, где ученый-воин сражается, отстаивая приоритет обнаруженного им истинного знания. Борьба идет на нескольких фронтах. Сражается ученый и с варварским невежеством, и с собственным самомнением, Вызов, который он бросает природе, не всегда кончается его победой. Но несмотря на неудачи, ученый, не останавливаясь, идет вперед. Поэтому можно сказать, что ученый, по существу своему, - человек, наделенный недюжинной силой воли, понимаемой как непрерывный поток энергии, управляемый с помощью намерения»1.
Улучшение работы института науки, его социальная эффективность в немалой степени зависят не столько от решения задачи систематизации научных знаний о самой науке как социальном явлении, от вооружения этими знаниями будущих ученых;, сколько от элитизации научного сообщества и, в частности, самой личности ученого.
5, «Научный лидер». Не каждый ученый становится лидером в своей отрасли научного знания. Лидерство измеряется здесь уровнем элитно-сти полученного в ходе творческой научной деятельности знания, т.е. важностью его научных открытий. Несомненно, что лидер в науке - это ученый с большой буквы, гений в своей области научного знания, обладающий одновременно широкими энциклопедическими знаниями, обостренным и углубленным видением актуальности своей научной проблемы.
Лидерство в науке означает предельную концентрацию творческого потенциала в одной личности ученого или в целой группе лиц, связанных решением глобальной научной проблемы. Именно качество творческой активности ученого и служит мерилом его лидерских претензий. Однако научный лидер должен быть не просто известной в научных кругах лично-
стью, его достижения должны получить признание со стороны научного сообщества.
Вокруг научного лидера со временем начинает формироваться научная элита, которая создается из числа его наиболее «продвинутых» в научном плане сторонников и последователей. Со временем из числа этих лиц формируются научные школы и направления, в которых начинает развиваться «культ личности» такого ученого.
Научная школа предполагает наличие ученого-лидера, который способен выдвинуть не только оригинальную теорию, но и сплотить вокруг себя группу единомышленников и воспитать своих учеников. Для того чтобы можно было говорить о наличии «научной школы», необходимо также наличие как минимум двух поколений учеников, соблюдающих традицию, заложенную ее основателем (Учителем). Чем харизматичнее личность Учителя, тем больше шансов на то, что, даже и в случае кризиса данной теории, она все равно будет пользоваться уважением среди научного сообщества.
Для возникновения школы необходимы четыре условия: 1) наличие Сверхидеи; 2) наличие ученого-новатора; 3) социокультурная востребо-ванность данного знания; 4) традиция (последователи и ученики).
Возвращаясь к личности выдающегося ученого, следует отметить некоторые ее стороны. Великий ученый ~ это великий систематизатор мирового хаоса, он его упорядочивает, и он же дает ему те имена, по которым этот порядок затем узнают другие люди. Поэтому перед ученым, погрузившимся в мир непознанного, стоят сразу три главные проблемы: 1) сделать открытие ранее неизвестного; 2) дать этому только ему одному уже известное имя; 3) познакомить с этим «новым» всех, кто желает о нем узнать. Все это требует от ученого не только великого напряжения интеллекта, но и активизации воображения (в придумывании новых «имен»), и реализации волевых и ораторских способностей (в деле распространения информации о сделанном открытии).
6. Научная элита. Научная элита - вершина научного сообщества. Она представлена как непосредственно самими лидерами научного процесса, так и теми, кто по темпам своего личного научного развития может потенциально стать таким лидером в будущем.
Науку продвигают те элитные умы, которые обладают способностью проникать в тайны внешнего мира природы и во внутренние тайны мира человека, Вообще можно сказать, что научная элита - это «двигатель науки». На уникальные способности интеллектуальной элиты обратили свое внимание еще древнегреческие философы (Гераклит. Платон. Аристотель, Сенека). Ими отмечалось, что люди, обладающие философским складом мышления, как правило, видят то. чего другим {«простым») людям увидеть не дано. «Философы зто люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе, а другие этого не мосут и... } потому блуждают] среди множества разнообразных вепрей, и потому они уже не философы» (Государство, 484Ъ)*.
Философу присущи следующие основные добродетели идеального платоновского государства: он должен быть «человеком (I) с отменной природной памятью, (2) способным к познанию, (3) великодушным, (4) справедливым, (5) мужественным (6) рассудительным и (7) быть «другом и сородичем истиньпг. «Как видно из данного Платоном определения, элитарное сознание в первую очередь характеризуется им вхождением субъекта в систему мировых идей (знаний, ценностей) и активным в ней функционированием, т.е. качественным преобразованием этого мира идей в новое информационное пространство. При этом неизбежна персонализа-ция, т.е. активное проникновение сознания одного индивида в духовный мир значимой для него личности»3.
Само понятие «научная элита» имеет несколько своих синонимов: «элита духа», «интеллектуальная элита», «меритократия», «элита знаний», «аристократия духа». Суть всех этих терминов сводится к тому, что они указывают на тот узкий слой лиц, которые занимаются производством интеллектуальной собственности4. Научная элита обладает одним непременным и несомненным качеством - научной элитностью, которую добывает в результате максимального использования всех своих меритокрэтических качеств.
Интеллектуальную элиту характеризует критическое, независимое мышление. Эмпирическим индикатором служит раннее развитие и выдающиеся способности. Исследования в области интеллектуальной элиты показали, что «наследственность сама по себе еще ничего не решает. Необходимо развитие способностей, которое достигается лишь на путях образования, овладения научными знаниями и методологией. Необходим также благоприятный общекультурный фон и благоприятные условия общественной жизни индивидов. Необходимо, наконец, то благоприятное стечение конкретных обстоятельств, которое принято называть удачей»-\ Поэтому подлинной элитой может быть только интеллектуальная, а не та часть населения, которая присвоила себе максимальное количество материальных благ. Эзотерически ориентированные мыслители, как, например, Р. Генон, связывают понятие подлинной элиты с формированием духовной элиты, которая должна действовать в гармонии со всей природой и быть укоренена в чистой интеллект)' ал внести и духовности1.
Существуют методики, которые указывают на ряд необходимых атрибутов и формальных признаков при решении вопроса об отнесении того или иного представителя интеллигенции к интеллектуальной элите. В качестве таковых Т.Г. Лешкевич предлагает следующие показатели: 1) избрание конкретного ученого действительным членом, членом-корреспондентом, почетным членом академий, научных учреждений и обществ, 2) присуждение премий и медалей за научную деятельность; 3) включение биографических справок в специальные биографические справочники и энциклопедии; 4) участие ученых в работе редакционных коллегий, изданий с высоким научным цензом; 5} высокий индекс цитирования публикаций ученого членами мирового научного сообщества2.
6. Элитность, Подлинная элита всегда отличается наличием в ней элитности. Элитность - это то самое качество- которое и возводит элиту из мира ее планов в реальность в качестве общепризнанной элиты; элитность - это та самая сила, которая осуществляет развитие научного знания, она производит и внедряет новые идеи, способствующие изменению мира к лучшему. Элитность в науке представляет собой сумму уникальных знаний, способных коренным образом переустроить мир. Научный мир сам развивается именно благодаря появлению такого рода знаний.
Наука, в которой отсутствует элитность, имеет весьма смутные представления о ценности своих знаний. Осознание элитности позволяет ей сформулировать саму идею о себе, сделать себя респектабельной и привлекательной в глазах других научных дисциплин и направлений.
Элитность всегда указывает на качество духа. Она проявляется в творениях своего автора и сигнализирует окружающим о том, что это элитная личность, субъект элиты. Таким образом, элитность является важнейшим и решающим критерием в идентификации элиты как субъекта со-циокультурных отношений. Отсутствие элитности будет свидетельствовать о формальном отношении субъекта к элитной группе. Псевдоэлиты (или квазиэлиты} столь же распространенное явление, как и сами элиты. Отношение между элитами и псевдоэлитами можно охарактеризовать по линии отношений истины и заблуждения.
7. Научное сообщество. Наука в качестве социального института должна рассматриваться нами и в качестве научного сообщества. Научное сообщество - это группа ученых по определенной специальности, обладающих сходной научной подготовкой, объединенных общей научной проблематикой или «научной школой» своего учителя (научного лидера). Для научных сообществ характерны традиции в передаче научного знания (воспроизводство кадров), разработка общей для них тематики и создание схожей научной литературы. Зрелость или несостоятельность того или иного сообщества измеряется мерой его элитности, т.е. способностью к регулярным научным открытиям, открытым научным дискуссиям и выпуску периодических научных изданий.
Выделяют следующие исторические типы научных сообществ: 1) дисциплинарные и междисциплинарные сообщества; 2) научные школы и направления. Наиболее распространенными формами научного общении стали конгрессы, конференции, симпозиумы, «круглые столы», на которых ученые имеют возможность публично обсудить свои научные разработки, открытия и иного рода предложения.
Научные сообщества представляют собой не просто «клубы по интересам». Они есть определенная мера концентрации элитного качества в деле «добычи» нового научного знания. Научное сообщество напоминает собой группу первобытных охотников на мамонтов, но только их целью является не «гора мяса», а «горы» (вершины) нового научного знания.
Самым известным видом научного сообщества являются учреждения, созданные по типу платоновской Академии. В настоящее время Университет является одной из самых эффективных форм воспроизводства и расширения научного знания. Именно соединение науки и Университета в середине XIX столетия привело к мобилизации и элитизации научного мировоззрения. Со временем университеты превратились в «храмы науки и образования». Сегодня уже невозможно представить себе образовательный процесс вне рамок научного знания.
На Западе превосходство элитных университетов доказывается ими не только высоким качеством образования, но и притоком огромного количества иностранных студентов. Главная цель такого космополитического образования - преодоление провинциальных представлений, препятствующих творческому мышлению, которое вырабатывает в них любовь к своей профессии и желание заниматься самообразованием до конца своих дней1. Но научная элита обладает не только «высокой истиной», но и является носителем определенных этических норм. Научная элита вне истины и этики существовать не может. Конфликт между этическим и гносеологическим всегда свидетельствует о кризисе такой научной элиты.
Этика ученого приказывает ему не просто стремиться к истине, но и побуждает его не причинять посредством своего знания вреда другим людям и окружающей среде. Конкурентная борьба должна идти в рамках научной этики. Она опирается на два фундаментальных запрета: «не лги» (запрет плагиата и злонамеренное введение кого-либо в заблуждение) и «не навреди» (запрет на изобретения, способствующие ухудшению человеческого качества или угрожающие безопасности жизни человека). Сама
научная этика делает ученого ответственным за все социальные, культурные и техногенные последствия его изобретений.
Там, где научный поиск вступает в явное противоречие с профессиональной этикой ученого, следует говорить об ограничении свободы научных исследований. В XX веке физики-ядерщики как раз и столкнулись с такой проблемой. В СССР известным диссидентом и пацифистом стал «отец» водородной бомбы академик А.Д. Сахаров. Проблему противостояния морали и науки отразил и в своем романе «В круге первом». А.И. Солженицын1. По его мнению, именно на научной элите лежит ответственность за обеспечение духовной безопасности всего человечества. Именно научная элита должна стать «первым заслоном» на пути расползания политического тоталитаризма. В XXI веке тоталитарные и авторитарные политические режимы уже не смогут процветать без опоры на интеллектуальную элиту. Поэтому «элита знаний» должна стать надежной опорой демократизации общества, а для этого интеллектуальной элите необходимо стать самодостаточной социокультурной силой, т.е. быть независимой от государства.
8. «Идея Университета». Научное знание не может нормально функционировать, будучи исключенным из системы образования. Сама идея университета предусматривает естественное соединение науки и образования, их совместное проживание под одной крышей, совместное участие в творчестве.
Величайшим достижением античности стало создание философско-научных центров (школ), самыми известными из которых стали школа Пифагора в Кротоне (в конце VI веке до н.э.), Академия Платона в Афинах (ок. 387 г. до н.э.) и Ликей Аристотеля (335 г. до н.э.). Именно они и заложили основу всех современных форм и видов научных сообществ. Академия Платона вообще поставила своеобразный рекорд по продолжительности своего существования - 912 лет (с 387 г. до н.э. по 529 г. н.э.). Продолжением этой традиции стали средневековые университеты.
Средневековый университет - это корпорация студентов и профессоров, объединенных общим стремлением к познанию. Университеты были созданы практически во всех европейских столицах и ряде крупных культурных центров Западной Европы в Болонье (1158), Оксфорде {1168), Париже (1200). Кембридже (1209). Падуе (1222), Тулузе (1229) и др. К 1500 г. их было уже 79. причем 50 из них были созданы римскими папами на основе церковных католических школ:. Одной из главных задач университетского образования и в то время, и в наше было создание элитного сознания (элиты интеллектуалов) по определенным отраслям знания. Вы-пускники университета в то время формально уже считались представителями интеллектуальной элиты.
Многие средневековые элитарные школы Англии сохраняют свою значимость и по сей день. Свою родословную они ведут от средневековых грамматических школ, впоследствии получивших наименование «паблик скул». Старейшая - Винчестер (основана в 1380 г.) для сыновей духовных лиц (зачастую небогатых), самая знаменитая - Итон (в 1440 г.) - преимущественно для детей дворян (выпускники ее продолжали образование в университетах Оксфорд и Кембридж), Вестминстер (в 1560 г.), Харроу (в 1571 г.)1-
При этом не надо забывать, что возникновению университетов в Западной Европе предшествовало одно явление, которое было незаслуженно забыто историками науки. Речь идет о Платоновской Академии (780-800-е гг.) Ал-куина (ок. 735-804) при дворе Карла Великого. Тогда Алкуину на короткое время удалось восстановить идеалы платоновской Академии, в результате чего об этом времени современные историки говорят как о «каролингском возрождении». Знаковым явлением для самой эпохи Возрождения стало открытие в 1459 г. во Флоренции Платоновской Академии, которая стала своего рода продолжением Академии Платона и Академии Алкуина. И снова мы здесь, как и е двух предыдущих случаях, видим значительный «всплеск» элитного начала в культуре и науке.
Платоновская Академия, или, как ее называли, «Платоническая семья» (Р1агошса ГатШа), во Флоренции имела свою краткую, но блестящую историю. Ее расцвет приходится на период 1470-1480 гг., т.е. на переломные годы итальянской истории. По мнению ряда исследователей (Р. Ма-сель, А.Ф. Лосев), эта Академия была «очагом света», который привлекал к себе все богатство человеческого духа; это было место, куда стекались наиболее драгоценные рукописи и где встречались знаменитейшие эрудиты. Академия стала художественной мастерской, в которую каждый вносил свой талант. Эта Академия была чем-то средним между клубом, ученым семинаром и религиозной сектой. Сюда входили: Кристофоро Ланди-но, Лоренцо Великолепный, Пико делла Мирандола, Франческо Каттани, Марсилио Фичини и др.
В XVI! веке идея Академии стала особенно популярной. Академии создавались везде, по любому поводу и без повода («просто так»). Популярность этого вида научного и культурного сообщества объясняется популярностью самого Платона. Так, в 1603 г. итальянский князь Фелерико Чези создает свою «Академию деи Линчей» {т.е. «рысьеглазых»), членом которой был Г. Галилей; в 1660 г. создастся Лондонское королевское об-
щество; в 1666 г. - Парижская академия наук; в 1700 г. - Берлинская академия наук, а в 1724 г. - Петербургская академия наук.
По мнению известного английского философа и педагога Дж. Ньюмена (1801-1890), университет - это «школа универсального обучения» («51исНит §епега!е»), задача которого состоит в том, чтобы воспитывать джентльменов (в данном случае интеллектуальную элиту)1. Вслед за ним и многие другие теоретики университета, такие, как А. Флекснер (1866-1959), X. Ортега-и-Гассет (1883-1955) стапи высказывать аналогичные идеи".
Идея университета родилась, прежде всего, как идея элитного университета. Гарвард, Принстон, Мель, Оксфорд, Кембридж, Сорбонна, Московский, Токийский и другие ведущие университеты мира играют фундаментальную, ведущую роль в формировании элит постиндустриального общества. Американские исследователи элитного образования отмечают, что подобные университеты «очень сходны в своих функциях: они репродуцируют процесс селекции элит»-'.
Как утверждает в своей работе «Восстание элит» американский социолог К. Лэш (1932-1994), интеллектуалы новой волны предпочитают действовать в компании с такими же. как и они. В отличие от интеллектуалов старого образца, имевших склонность в своей работе держаться особняком и ревниво-собственнически относиться к своим идеям, эти «новые» стремятся полностью реализовать свой «потенциал к сотрудничеству», который благоприятствует «системному мышлению» - способности видеть проблему во всей ее целостности, воспринимать плоды коллективного экспериментирования и «различать более общие планы причин, следствий и взаимосвязей»4.
Сознание этой «новой волны» интеллектуальных элит приобретает сетевой характер. Они и селятся в «географически обособленных местах сосредоточения» и создают «привилегированные общины» (Кембридж. Силикон-Вэлли, Голливуд и др.). В глазах обывателя они представляются олицетворением интеллектуального успеха и хорошей жизни, понимаемой как обмен «информацией» и рабочими «сплетениями». В такие творческие сообщества доступ новых членов всегда открыт, так как регулируется ее-тественными законами развития интеллекта. Именно персональные качества и определяют «звездный статус» членов этих элитных групп1.
9. «О культе науке». В XX веке окончательно сложился культ науки, который привел ее адептов к попыткам провозглашения науки как высшей ценности развития человеческой цивилизации. Наука, сама того не замечая и, быть может, сама того не желая, стала новой религией для интеллектуалов. Борьба за культ науки и борьба с культом науки привела к возникновению двух диаметрально противоположных лагерей - сторонников сциентизма и сторонников антисциентизма.
Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. Сциентисты приветствуют достижения НТР, модернизацию быта и досуга, верят в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема. Их оппоненты - анти-сциентисты - видят сугубо отрицательные последствия НТР, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем2.
Таблица 4 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СЦИЕНТИСТСКОГО И АНТИСЦИЕНТИСТСКОГО ПОДХОДОВ'
Аргументы сциентистов | Аргументы антисииентистов |
Приветствуют достижения науки | Испытывают предубежденность против научных инноваций |
Провозглашают знание как культурную наивысшую ценность | Не устают подчеркивать критическое отношение к науке |
Отыскивая аргументы в свою пользу, привлекают свое знаменитое прошлое, когда наука Нового времени, опровергая путы средневековой схоластики, выступала во имя обоснования культуры и новых, подлинно гуманных ценностей; они подчеркивают, что наука является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности. | Несмотря на многочисленные успехи науки человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и се достижения; следовательно, наука не способна сделать саои успехи благодеянием для всех людей, для всего человечества: научное знание имеет предел, ча которым наука утрачивает свою актуальность. |
Видят в на\ке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к «онаучиванию» всего общества в целом, только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной. | Считают, что понятие «на\чное знание» не тождественно понятию «истинное знание»: вторжение науки во все сферы человеческой жизни делае! ее бездуховной, лишенной человеческого лица и романтики. |
Намеренно закрывают глаза на многие | Прибегают к предельной драматизации острые проблемы, связанные с негатив- [ ситуации, сгущают краски, рисуя сцена-ными последствиями всеобщей технокра-; рин катастрофического развития человс-тизаиии. чества, привлекая тем самым все боль-_____________ _______шее число своих сторонников._______
Антисииентисты указывают на то, что помимо научного знания существует еще и вненаучное - религия, философия, искусство. Ограничивать себя сугубо научными знаниями - значит заведомо суживать границы познавательного процесса. Подобная постановка вопроса может привести науку только к схоластике, что и происходит с ней на всем протяжении истории XX и начала XXI столетия.
Тезис о всемогуществе науки - не более чем миф опрометчиво поддавшегося на искушения рационализма мышления. Наука бессильна решить многие глобальные и частные проблемы. У нее явно ограничены ресурсы и полет ее фантазии тоже имеет пределы возможного.
Наука, по мнению Г. Гегеля, ограниченна и субъективна, ибо она выступает конечной формой постижения абсолюта. В силу того, что естествознание связано с рассудком, оно не способно постигать целостность, конкретность, противоречивость предмета. Оно поэтому охватывает только некоторый срез, конечный аспект воплощения духа и по этой причине не способно познать живой, саморазвивающейся целостности.
Согласно Г. Гегелю, дух - это объективная, саморазвивающаяся духовная деятельность, субстанция-субъект. Задача философии как науки -теорегически познать эту духовную деятельность на ее основе, т.е. как внутренне развивающуюся систему, систему ряда формообразований, внутренним стержнем которой является тождество противоположностей. Философ прямо отмечал, что форма бытия науки есть система. Это означает, что научное познание духа, прежде всего, предполагает постижение его в форме органической системы, в форме системы понятий, законов и принципов познания1.
Культ науки наиболее наглядно проявляется в культе личности того или иного ученого, когда его явные или мнимые последователи начинают превозносить его явные или мнимые достоинства, делая из них объект своего научного поклонения. Сакрализация образа такого ученого происходит тогда, когда после его ухода обнаруживается «нищета научного духа» у его учеников и последователей. Особенно это заметно в таких научных со-обществах, в которых выстраиваются, так называемые, «научные династии», когда «сыновья» и «внуки» гения начинают эксплуатировать его имя в своих семейных интересах, сами при этом ничего принц и пиан ы-го нового не добавляя к созданной им теории. В этом процессе снижения на-умного потенциала творческого духа мы видим наступление схоластики после эпохи новаций и великих открытий.
Когда складывается культ личности какого-либо ученого, тогда неизбежно инновационная наука превращается в научную схоластику и возникает религиозный тип науковедения. Возникает «икона ученого» и адепты этого нового культа. Такой вид «науки» бывает особенно агрессивным, поскольку адептам (людям, не блещущим особыми талантами) приходится постоянно защищать свою «икону» от нападок конкурентов и иных инноваций. Так было, например, с фрейдизмом, когда от него начали выделяться и отдаляться такие крупные фигуры, как А. Адлер и Э. Фромм, которым удалось в рамках этого направления создать свои собственные школы.
Еще X. Ортега-и-Гассет подметил, что прототипом невежества (как определенного психологического склада) человека из массы был «человек науки» - «технарь», специалист, «ученый невежда», чье умственное превосходство «в его крохотном уголке вселенной» было под стать только его невежественности во всем остальном1. По мнению все того же К. Лэша, «меритократия - это пародия на демократию. Она предлагает шансы на продвижение, по крайней мере, в теории, любому, кто обладает талантом не упустить их», но «шансы пойти в гору»2.
10. Наука и власть. Власть науки наталкивается на власть политики. В предшествующие периоды истории политика детерминировала науку, но по мере приближения постиндустриализма аналитики начинают отмечать изменение вектора во взаимоотношениях науки и политики.
Если раньше политика вполне могла обойтись без науки, то сегодня уже сама политика начинает все больше подчиняться науке. Уже сам факт возникновения политической науки (а также целого ряда наук, связанных с проблемами господства и управления) говорит о конце гегемонии «чистой политики»". Информационное общество должно поставить жирный крест на произволе и деспотизме политики, духовно облагородить ее. сделать ее цивилизованной.
Примечательна в этой связи позиция Лондонского Королевского общества («Устав» от 1662 г.), провозгласившего принцип невмешательства науки (принцип об «автономности науки», или «принцип ценностной нейтральности»} в вопросы теологии, философии (метафизики), морали и политики. Тем самым научное сообщество попыталось сгладить и отрегули-ровать потенциальные напряжения во взаимоотношениях науки с другими социальными институтами1. Однако, как показала дальнейшая история, заявление это оказалось декларативным. Науке не всегда удается сохранять обещанный нейтралитет.
Принцип «автономности науки» подразумевает, что и другие социально-политические институты будут в отношении нее сохранять нейтралитет. Однако XX век полностью опроверг все эти договоренности. Политическая идеология самым решительным (просто «наглым»!) образом вмешивалась как в научное, так и религиозное, и философское знания, активно заменяя их своими мифами. Чем авторитарнее власть, тем больше у нее поводов контролировать науку. В открытых обществах власть и наука действительно придерживаются принципа нейтралитета, в то время как авторитарные/тоталитарные политические режимы, как правило, требуют от науки «партийности».
Именно линия размежевания между наукой и властью является в настоящее время наиболее болезненной для науки, а в будущем (в эпоху постиндустриализма) - и для самой власти, игнорирующей достижения научной мысли в угоду своей сиюминутной корысти. Власть желала бы, чтобы наука была более пластичной и отражала ее интересы (читай «прихоть}, сама же наука всегда отстаивала свои интересы, даже путем жертв во имя истины. Споры о том. кого и от кого защищать (науку от государства или государство от науки), имеют смысл лишь в том случае, когда выясняется вопрос, кто из них является выразителем идеи тоталитаризма. Либерализм расставляет все по своим местам, но даже и он не защищен от заблуждения в своей абсолютизации.
Демаркация между наукой и властью важна, но она всегда оказывается весьма и весьма проблематичной. До сих пор мысль об абсолютно автономной науке выглядела весьма утопичной. Политические реалии всегда навязывали ей свою волю. Но смогут ли они делать то же самое в век высоких научных технологий. Если власть окажется некомпетентной, то наступит эпоха нового политического мракобесия. Однако уже сегодня ясно одно - интеллектуальное развитие власти заметно отстает от интеллектуального развития науки. И это весьма и весьма опасно.
Очевидно также и то, что Истина нужна науке гораздо больше, чем
власти.
* * *
Наука в настоящее время практически завершила процесс строительства себя как социального института. Начало этому процессу было положено еще в глубокой античности (Платон и Аристотель), продолжено в Новое время (Ф. Бэкон и Р. Декарт) и завершено лишь в XX столетии, по-еле того как количество и качество ученого мира преодолело свою «критическую массу».
Признаками науки как социального института являются: 1) признание научной деятельности в качестве самостоятельного процесса; 2) образование единого научного духовного пространства (появление информационного пространства и научной инфраструктуры); 3) установление прямой зависимости жизни и развития человека от научного знания; 4) рост числа ученых (преодоление, так называемой, «критической точки») и складывание мирового (глобального) научного сообщества.
Институционализация науки означает, что она занимает весьма высокое место в системе национальных ценностей. Ее элитное положение определяется той ведущей ролью, которую она играет в доминирующих сферах человеческой деятельности - в политике, экономике, культуре, образовании. Там, где наука теряет статус института, общество оказывается на грани своего национального коллапса. Такие общества и государства перестают быть «великими», и их перестают уважать и ценить другие.
XXI век вынес уже свой диагноз - постиндустриальное {оно же -информационное) общество может существовать только при самом тесном взаимодействии науки с ведущими отраслями экономики и главными институтами политики. Знания становятся не просто основой будущего экономического благополучия, но и главной ценностью всего этого общества. Единственная проблема, которая обозначится перед таким обществом сразу же по самому факту его возникновения, будет заключаться в необходимости преодоления барьера постиндустриализма теми странами, которые все еще находятся на стадии индустриального или даже до индустриального общества.
Основные понятия и термины
Конгресс (лат. соп^геззиз - встреча, собрание) - наиболее значимое и масштабное событие в научной жизни того или иного сообщества ученых, специалистов, общественных деятелей, которое имеет международный или общенациональный характер. Программы конгрессов имеют широкий диапазон возможностей для реализации творческих и практических задач, решения организационных вопросов и т.д.1
Конференция (научная) (лат. сопГегепш! - собрать в одно место) -собрание или совещание представителей научного сообщества для обсуждения и решения тех или иных теоретических задач, связанных какой-то одной определенной темой:.
«Круглый стол» - форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда все участники, имея равные права, высказываются в определенном ими порядке; символизирует равенство всех его участников вне зависимости от званий и регалий. Такая работа сочетает в себе полемику, дебаты, дискуссию, элементы «мозгового штурма» и заканчивается, как правило, подведением общих итогов ведущим круглого стола1.
Научная школа - сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью. Указанный коллектив должен осуществлять подготовку научных кадров, иметь в своем составе руководителя, а также молодых (до 35 лет) исследователей.
Имеются следующие критерии для установления научной школы: 1) устойчивость научного направления; 2) наличие в коллективе школы нескольких поколений в связках учитель-ученик, объединяемых общим, ярко выраженным лидером - руководителем школы, авторитет которого, как и авторитет научной школы, признан российским и международным научным сообществом; 3) научная квалификация и состав ведущей научной школы (количество докторов и кандидатов наук; высококвалифицированных инженерных кадров, аспирантов, зарекомендовавших себя студентов последнего года обучения), подготовка в рамках научного коллектива научных кадров высшей квалификации, в том числе за последние 5 лет; 4) высокий уровень научных результатов, подтвержденный печатными трудами, патентами и другими документами, участием в международных, федеральных и региональных программах, выставках, документально отмеченными достижениями, отзывами специалистов; 5) научная значимость исследования и научный (научно-технический) уровень ожидаемых результатов выполнения работы; 6) участие в преподавательской деятельности и/или интегрированных научно-образовательных центрах; 7) организация конференций и семинаров, в том числе постоянно действующих и периодических; 8) общественное признание научной школы, в том числе премии, медали, приглашенные доклады на международные конференции; 9) участие в деятельности научной школы аспирантов, молодых ученых и специалистов, наличие программы закрепления и расширения научного коллектива за счет молодых ученых и студентов; 10) минимальное число членов научной школы - 10-12 человек.
Симпозиум (лат. зутроьшт; греч. зутрозюп - большая «попойка», пир* - у древних греков и римлян - пирушка, часто сопровождающаяся музыкой, развлечениями, беседой. В современно научном значении «С» -совещание по какому-либо специальном) научном) вопрос)., в котором принимают участие достаточно узкие специалисты, по оольшеи части хорошо знающие друг друга (во всяком случае, по работам)1. Поскольку в работе симпозиума принимают участие лишь «узкие специалисты», то образуемое им сообщество представляет весьма элитарный круг ученых, доступ в который возможен лишь при наличии аналогичных, как и у его участников, знаний. Иными словами, вход на симпозиум не специалистов «запрещен».
Социальные функции науки - традиционно выделяют три основные социальные функции науки: 1) функции культуро-мировоззренческого характера; 2) функции науки как непосредственной производительной силы и 3) функции науки как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы в последнее время все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества".
Эдитодогия науки - раздел «большой элитологии», занимающийся исследованием влияния выдающейся личности на развитие науки. Перед ^литологией науки стоят сразу несколько принципиально важных задач: 1) установление законов развития элитного знания (т.е. такого знания, которое в наибольшей мере содержит в себе абсолютную истину); 2} выявление правил развития творческого процесса (научной креативности); 3) выработка принципов профессионального взаимодействия субъектов научных элит; 4) создание обшей теории меритократии; 5) осуществление научного мониторинга и маркетинга.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1489 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!