Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет и современные концепции философии науки



В настоящей лекции мы рассмотрим два первоочередных вопроса: I) что представляет собой философия науки как научная дисциплина и как специальное направление философской мысли и 2} каким образом проис­ходило развитие отношений между философией и наукой.

1. Философия науки как дисциплина. Как дисциплина философия науки возникла лишь во второй половине XX века, хотя как направление философской мысли она существует гораздо дольше. Философия науки со­единяет как исторические, так и аналитические тенденции, поэтому ее ус­ловно можно назвать исторической аналитикой (рефлексией) относитель­но сущности развития научного знания. Напомним, что «предметом фи­лософии науки являются общие закономерности и тенденции научного по­знания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяю­щемся социокультурном контексте».

«Философия науки как направление современной философия пред­ставлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на вы­явлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретиче­ской деятельности»2.

Центральной проблемой философии науки является проблема целе­направленного роста, развития научного знания. Поэтому ее в первую оче­редь интересуют научный поиск, динамика развития научного знания, ме­тоды исследовательской деятельности, «алгоритм открытия» и сила сопро­тивления традиционализма научной инновации. В качестве стержня фило­софии науки выступает проблема построения целостной научной картины мира (НКМ).

Ф. Франк считал, что центральной проблемой философии науки яв­ляется вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здра­вого смысла к общим научным принципам»".

Согласно Дж. Лоузи, философия науки - это метанаучная методоло­гия, определяющая, чем научное мышление отличается от ненаучного, ка­кими методами должны пользоваться ученые в своих исследованиях, како­вы необходимые условия корректности научного объяснения., в чем состо­ит когнитивный (познавательный) статус научных законов.

Согласно еще одной версии, основными задачами философии науки являются: 1} систематическая философская рефлексия над наукой; 2) впи­сывание достижений науки в наличный социокультурный контекст эпохи; 3} осуществление синтеза философского и частнонаучного знания. В этой связи основной ее функцией является интеграция, обеспечивающая един­ство человеческой культуры7.

В представлении о природе философии науки можно выделить не­сколько ориентации; онтологическая (А. Уайтхед), методологическая (К. Поппер), историческая (В.С. Степин), социологическая (М. Вебер), Указанные ориентации в известной мере предопределяют направленность философии науки и те выводы, к которым она в результате приходит.

Существуют две версии интерпретации философии науки - шиенти-стская и антисциентистекая, которые по-разному оценивают статус науки в культурном континууме XX века. Первая (сциентистская) версия филосо­фии науки пытается освободить ее от свойственных ей недостатков, заре­тушировать или оправдать их. Для нее также характерно стремление про­вести демаркацию науки и метафизики, произвести редукцию (сведение) качественно различных теоретических структур к единому эмпирическому основанию, очистить науку от несвойственных ей установок и ориентиров. Вторая (антисциентистская) версия философии науки требует равнопра­вия науки и вненаучных способов видения мира, критикует науку за то, что она подавляет другие формы общественного сознания, представляет собой отчужденное мышление и источник догматизма"'.

Можно разделить все проблемы философии науки натри блока:

1) проблемы, идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. В данном кон­тексте философия науки занята рефлексией над наукой в ее предельных глубинах и подлинных первоначалах;

2} проблемы, возникающие внутри самой науки и нуждающиеся в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. В этой группе очень тесно переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно «фи­лософские подсказки» решения парадоксальных проблем:

3) проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фунда­ментальных различий и органичных переплетений во всех возможных плоскостях приложения.

Исследования по истории науки убедительно показали, какую ог­ромную роль играет философское мировоззрение в развитии науки. Осо­бенно заметно радикальное влияние философии в эпохи, так называемых, научных революций, связанных с возникновением античной математики и астрономии, коперниканским переворотом - гелиоцентрической системой Коперника, становлением классической научной картины мира - физикой Галилея-Ньютона, революцией в естествознании на рубеже Х1Х-ХХ веков и т.д. При таком подходе философия науки включает в себя: а) злистемо-логию, б) методологию и в) социологию научного познания1.

С нашей точки зрения, философия науки представляет собой сплав метанаучной методологии, философско-научной рефлексии, а также апо­логетики инновации и критики схоластики. Она не отвечает на вопрос, чем является наука, она исследует то. чем она должна быть, если максимально реализовать все заложенные в ней возможности?! Поэтому философия науки сравнивает различные модели развития науки, ища не просто самый истинный (достоверный), но и оптимальный вариант.

Главным принципом науки следует признать творчество, которое пронизывает насквозь также философию и искусство. Именно творчество есть объединительное начало всех этих «трех граций». Наука родилась то­гда, когда творчество избавилось от тумана мифологии, угара религии и романтизма философии. Наука стала свидетельством трезвости человече­ского разума, которое начало, наконец, приводиться в соответствие с Ло­госом Мира.

Главная задача науки - открывать новые виды и формы знания. По­этому основой научного познания является потребность удовлетворения человеком такой его естественной потребности, как любопытство. Ученые XX века шутили, что наука - это удовлетворение своего любопытства за счет государства.

Характер научного знания определяет: ]) структуру науки, 2) струк­туру методов научного познания и, наконец, 3} само научное познание как процесс овладения этим видом знания.

К числу важнейших проблем обшей философии науки относятся:

1) взаимосвязь философии и науки, механизм и формы этой взаимосвязи:

2) понятие науки, отличие науки от вненаучных форм знания, критерии научности знания: 3) общая структура науки; 4) уровни научного знания; 5) методы научного познания: 6) общие закономерности развития научного знания; 7) философские основания науки и их виды; 8) философские про­блемы науки, способы их постановки и решения1.

Основными разделами философии науки являются: 1) онтология науки: 2) гносеология науки; 3) логика и методология науки; 4) аксиология науки; 5} общая социология науки; 6) философские вопросы экономиче­ского и правового регулирования научной деятельности: 7) философские проблемы научно-технической политики и управления наукой2.

2. Философия науки и другие ее «родственники». Некоторые уче­ные пытаются отождествить философию науки с «аналитической эписте-мологиеп» (этому утверждению противоречит сама тенденция развития философии науки, которая все более становится историцистской, а не ана­литической), другие (А.Л. Никифоров)' - пытаются отождествить филосо­фию науки с аналитической философией.

Философию науки также иногда отождествляют или указывают на некую «родственность» с социологией науки, с науковедением и науко-метриеп. Однако и это отождествление не всегда оправдано. Коротко оха­рактеризуем эти близкие по духу и роду занятий дисциплины.

1) Социология науки исследует взаимоотношения науки как социаль­ного института с социальной структурой общества, типологию поведения ученых в различных социальных системах, взаимодействие формальных и профессиональных неформальных сообществ ученых, динамику их груп­повых взаимодействий, а также конкретные социокультурные условия раз­вития науки е различных типах общественного устройства^.

2) Науковедение как специальная дисциплина сложилось к 1960-м гг. и изучает общие закономерности развития и функционирования науки, оно тяготеет исключительно к описательному характеру. В самом общем смысле науковедческие исследования можно определять как разработку теоретических основ политического и государственного регулирования науки, выработку рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности, принципов организации, планирования и управления науч­ным исследованием. Можно столкнуться и с позицией, когда весь ком­плекс наук о науке называют нау ко веден нем. Тогда науковедению прида­ется предельно широкий и общий смысл и оно неизбежно становится меж­дисциплинарным исследованием, выступая как конгломерат дисциплин".

3) Наукометрия — это область статистического изучения динамики информационных массивов науки, потоков научной информации. Науко­метрия представляет собой применение методов математической статисти­ки к анализу потока научных публикаций, ссылочного аппарата, роста на-учных кадров, финансовых затрат (Р. Прайс). П. Копнин отмечал, что нау-коведение не может рассматриваться как самостоятельная комплексная наука, ибо всякая наука должна иметь некоторую общую теорию, единый метод, проблематику или, по меньшей мере, некоторый набор общих ме­тодов и проблем1. Науповедение не располагает какой-либо общей теорией или набором теорий. Нередко из поля зрения науковедения выпадают соб­ственно философские проблемы науки2.

К. Поппер считал, что центральная проблема философии знания, на­чиная с эпохи Реформации, состояла в том, как возможно рассудить или оценить далеко идущие притязания конкурирующих теорий или верова­ний. Из нее исторически вытекала вторая проблема - как можно обосно­вать наши теории и верования3. Вместе с тем круг проблем философии науки достаточно широк, к ним можно отнести вопросы типа; детермини­руются ли общие положения науки однозначно или один и тот же ком­плекс опытных данных может породить различные общие положения; как отличить научное от ненаучного: каковы критерии научности, возможно­сти обоснования; как мы находим основания, по которым верим, что одна теория лучше другой; в чем состоит логика научного знания; каковы моде­ли его развития? Все эти и многие другие формулировки органично впле­тены в ткань философских размышлений о науке и, что более важно, вы­растают из центральной проблемы философии науки - проблемы роста научного знания1.

3. Время рождения науки. На этот счет у самой науки нет единого мнения. Ученые расходятся во взглядах потому, что когда возникла наука, тогда еще не было того раздела научного знания, который занимается во­просами развития самой науки. Философия науки исследует также про­блемы рождения научного знания как определенной системы ценностей. Поэтому для нее немаловажным является вопрос о том, как и когда роди­лась наука, но так до сих пор и нет вразумительного ответа.

На генезис науки существует несколько научных точек зрения, кото­рые зависят от того, как понимается само содержание науки, т.е. какой принцип кладется в ее основание.

1. Если исходить из того, что наука тождественна опыту практиче­ской и познавательной деятельности вообще, то тогда следует признать, что наука родилась еше в каменном веке, «с тех времен, когда человек в процессе непосредственной жизнедеятельности начинает накапливать и передавать другим знания о мире»".

2. Наука родилась в Древнем Египте и Вавилоне, где был накоплен значительный объем знаний в сфере точных наук - математики, геометрии, астрономии, архитектуры и т.д.

3. Наука родилась в Древней Греции в V веке до н.э. - именно в это время в результате разложения мифологического мировоззрения возника­ют первые программы исследования природы, Греки начали первыми до­казывать теоремы, хотя и позаимствовали многие знания с Востока.

4. Наука появилась на Востоке в арабских странах в У1МХ веках (математика, астрономия, медицина и т.д.),

5. Наука возникла в Западной Европе (точнее, в Англии, в Оксфорде) в XIII веке - этой датой ее рождения стало переосмысление роли опытного знания, которое провели представители оксфордской школы Роберт Грос-сет <1168-1253} и Роджер Бэкон (3214-1292). Они первыми нанесли кри­тический удар по схоластике (призывавшей опираться в научном поиске на авторитет) и рекомендовали основываться на опыте, наблюдении и экспе­рименте.

6. Наука в современном понимании возникла в XVI! веке - в это вре­мя появляются открытия Г. Галилея, И. Ньютона (рождение науки здесь отождествляется с рождением физики и необходимого для нее математиче­ского аппарата), но самое главное - возникает методология новой науки (Ф. Бэкон и Р. Декарт). Таким образом, современная наука стала символом тех-ногенной цивилизации, развивающейся на протяжении последних 300 лет.

7. Представители этого направления считают, что датой рождения науки следует признать то время, когда исследовательская деятельность была совмешена с высшим образованием, т.е. Х!Х век1,

8. Последняя точка зрения исходит из того, что настоящей (подлинно самостоятельной) науки еще нет, ей только предстоит родиться в будущем, а вся имеющаяся история есть всего лишь предварительный этап ее разви­тия, подготовляющий ее подлинное рождение.

Теория научного познания, в сущности своей, есть теория развития умственных способностей и творческих достоинств личности. Процесс по­знания есть процесс становления науки в личности. Поэтому история нау­ки есть история личности. Следовательно, история духа может и должна пониматься как персоналистическое восприятие прошлого. Вне истории личности, Государства, Общества. Природы и Бога истории духа нет и су­ществовать не может. Только в личности указанные категории могут су­ществовать и быть активно сознаваемы.

В целом в истории развития знания можно выделить четыре истори­ческие эпохи, в которые доминировал какой-то конкретный тип знания: I) эпоха Мифа: 2] эпоха Религии; 3} эпоха Науки: 4) эпоха Философии. Выяснение существующих принципов взаимоотношения между этими ви-дами современного знания позволяет выявит динамику развития всего ум­ственного потенциала человечества.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 756 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...