Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Мир науки - уникальная сфера теоретического коллективного мышления наиболее творческих, нестандартно мыслящих личностей. Это форма сознания играет главную роль в процессе преобразования природно-социального мира, окружающего человека. Сегодня динамика научного мышления - проблема, волнующая не только узких специалистов, но и имеющая значение для развития цивилизации в целом, поскольку современная эпоха отмечена столь высоким темпом прироста знания, который имеет не только количественные, но и качественные характеристики.
Проблема развития научного знания в философии науки сопряжена с решением трех основных вопросов:
1. Какова динамика научного роста (эволюционное расширение объема и содержания научных истин или революционные переходы от одних взглядов к другим)?
2. Является ли динамика науки процессом в целом кумулятивным (накопительным) или антикумулятивным (критическим)?
3. От каких факторов - внешних или внутренних - в большей степени зависит развитие науки?
Рассмотрим, какие решения этих проблем предлагает философия науки,
В современной западной философии науки проблема роста, развития знания с середины XX века является центральной. Ее изучению посвящены такие направления, как эволюционная или генетическая эпистемало-гия и постпозитивном. Целью этих философских традиций является выявление генезиса и этапов развития научного познания, а также построение обшей теории эволюции единой науки. В основе современной эпистемоло-гии лежит принцип историзма и попытка примирения крайностей эмпиризма и рационализма, рационализма и иррационализма, естествознания и гуманитарных наук, которые впервые были обоснованы европейскими и американскими философами науки в противостояние господствующим со времен классической философии принципам абсолютности, всеобщности, рациональности научного знания.
1. Проблема роста знания в западной философии науки. Особенно активно проблему динамики науки изучали с 40-х гг. XX века сторонники
постпозитивизма и неопозитивизма, главными среди которых можно назвать Г. Башляра, К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, Ст. Тулмина и др.) Ими были построены несколько концепций развития науки: «интегральный рационализм» Гастона Башляра, фальсификационизм Карла Погшера, концепция методологии научно-исследовательских программ Имре Лакатоса и «анархическая методология» Пола Фейерабенда, Теория научных революций Томаса Куна (теория парадигм) была построена в идейно-мировоззренческом противопоставлении подходу, который предложил ЬС. Поппер и который был развит трудами его последователей.
Остановимся подробнее на анализе каждого из названных подходов и концепциях их представителей.
Гастон Башляр (1884—1962) - французский философ и методолог науки противопоставил свою концепцию традиционному для начала века пониманию науки и ее развития. Дух нигилизма отражает даже название его труда «Философия не» (!940), Он является одним из первых представителей исторической школы философии науки. Открытия в физике в начале XX века, возникновение неевклидовой геометрии, неньютоновской физики, химии не «по Лавуазье» породили феномен неклассической рациональности, имеющей, по мнению Г. Башляра, диалектический характер. В процессе развития научного знания он различал три вида диалектики: «внутреннюю», «внешнюю» и «наложение» той и другой. Внутренняя диалектика имеет место в сфере аксиоматического, преимущественно математического, мышления, где новое знание рождается как бы «внутри себя» путем «расчленения разума». Г. Башляр приводит в пример этого типа диалектики создание Н.И. Лобачевским новой системы геометрии благодаря «диалектизации понятия параллели» и «геометрического юмора». Аналогичным образом А. Эйнштейн «диалектизировал» понятия пространства и времени.
Разуму Г. Башляр отводил главную роль в процессе возникновения нового знания. Он подчеркивал, что современная наука становится «фабрикой феноменов», превращаясь в «феноменотехнику». Новые идеи, возникающие в сознании ученого, превращаются в эмпирические данности объективного мира. Таким образом, сама физическая реальность выступает как производное от теоретического, математического мышления. В этом смысле она скорее ноуменальна, чем феноменальна: «Реальность в смысле научном создана из ноуменальной контекстуры. предназначенной для того, чтобы задавать направления экспериментированию»1. Г. Башляр попытался преодолеть дихотомию аналитического и синтетического мышления, утвержденную постпозитивизмом, ведущую роль отводя математическому творчеству как единству этих процессов. При этом ученый подчеркивал тесную связь на>иного творчества с социальной и культурной сферами Индивидуализм в познании, считает Г. Башляр, уже невозможен, поэтому каждый исследователь - житель единого «города ученых», связанных не только традициями и стилями мышления, но и активно влияющих на развитие мира культуры: «Отныне движение науки в контексте культуры опережает природное движение. Быть химиком означает быть в контексте культуры, занимать место в городе ученых, определенное современностью исследований. Любой индивидуализм здесь будет совершенным анахронизмом»',
В рамках традиции постпозитивизма в послевоенный период К, Поп-пером и его сторонниками, были выдвинуты собственные теории развития научного знания. Следует отметить, что первоначально основное внимание этих философов было приковано к критике принципа верификации, утвердившегося в философии науки со времен деятельности Венского кружка. Верификаиия -- методологическое понятие, означающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.
Венский кружок - группа ученых, преимущественно физиков, объединившихся в 1922 г. Его руководителем был Г- Шлик, позже в деятельности кружка участвовали Э. Нагель, Р. Каркап, Л. Витгенштейн и др. Традиционными для этого сообщества были следующие взгляды: 1) антиметафизическое умонастроение; 2) признание анализа языка науки основной задачей философии науки; 3} понимание знания как высказывания; 4) представление о том, что сложное знание можно разложить на элементарные высказывания, выражающие непосредственный опыт, получив тем самым подтверждение его подлинного смысла и значения; 5) процедура, указанная в пункте 4, является, собственно говоря, процедурой верификации, что и позволяет считать опытное подтверждение основной характеристикой научного знания.
Взамен принципа верификации К. Поппер выдвинул принцип фальсификации - идею того, что критерием подлинного научного знания выступает не проверяемость в опыте, а возможность опытного опровержения. Это принципиально меняло образ самой науки: если для сторонников Венского кружка наука выступала в качестве системы строго доказанных высказываний, то, по К, Попперу. ученые должны были признать принципиальную погрешимость своих построений, понять, что осознание своей «ошибки» - благо, что критика есть подлинный двигатель научного прогресса. К. Поппер стал рассматривать любое научное знание как развивающееся и изменяющееся. Он отверг метод построения искусственных моделей языка науки, понимая под научным ростом своего рода эволюционный процесс, естественный отбор. Рост научного знания предполагает процесс выдвижения научных гипотез с последующим их опровержением.
Последнее отражается в принципе фаллибилизма (от англ, ненадежный, ошибочный). К. Поппер полагал, что научные теории в принципе ошибочны, их вероятность равна нулю, какие бы строгие проверки они не проходили. Иными словами, «нельзя ошибиться только в том, что все теории ошибочны». Термин «фальсификация» означал опровержение теории ссылкой на эмпирический факт, противоречащий данной теории: «Догму значения или смысла и порождаемые ею псевдопроблемы можно устранить, если в качестве критерия демаркации принять критерий фальсифи-цируемости, то есть по крайней мере асимметричной или односторонней разрешимости. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно - если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым «методологическим решением») проверкам, результатом которых может быть их опровержение»1.
Фальсифицируемость предполагала открытость любой подлинно научной теории для фальсификации. «Фальсифицируемость означает, что в связи с теорией мыслится не только совокупность эмпирических данных, подтверждающих эту теорию, т.е. выводимых из нее путем дедукции, но и совокупность потенциальных фальсификаторов, еще не зафиксированных эмпирических свидетельств, противоречащих этой теории», - писал К. Попперг. Главным механизмом этого процесса он считал механизм предположений и опровержений. К. Поппер видел рост науки в выдвижении смелых гипотез, утверждении лучших из них и ниспровержении несостоятельных. В этом плане рост научного знания понимался как частный случай мировых эволюционных процессов. К. Поппер сформулировал три основных требования к росту знания: 1} новая теория должна исходить из простой, новой объединяющей идеи; 2) она должна быть независимо проверяемой, т.е. вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались; 3) новая теория должна выдерживать проверку временем, Теория изучения научного роста стала называться эпистемологией, изучающей постановку проблем, выдвижение гипотезы, решения проблем их критического обсуждения, проверки, выдвижение новых идей. История науки, считал К. Поппер, не способна вскрыть закономерности и механизмы этого динамического процесса, однако философско-методологические построения как раз помогают их выявить. Таким образом, необходимость союза философии, методологии и истории науки становится необходимым элементом мировоззрения всего лопперианства.
Если К. Поппер отверг принципы Венского кружка с позиций историзма, то по отношению к нему аналогичной была критика Т. Куна. В следующем разделе, непосредственно посвященном теории научных традиций и революций, мы коснемся позиции Т. Куна более детально. Здесь же ограничимся общим определением его позиции. Т. Кун считал, что развитие науки не эволюционно размеренный, а революционно скачкообразный процесс, где движение происходит от построения одной парадигмы к другой. Безусловно, упразднение старой парадигмы и ее набора правил, по мнению Т. Куна, происходит не как их полное отбрасывание и отрицание. Он говорит об этом, используя термин «реконструкция предписаний», понимая под ним удержание наиболее ценного содержания.
С попыткой продолжить дело К. Поппера выступил еше один представитель эволюционной эпистемологии американский философ Стивен Тулмин (1922-1997). Общий смысл его позиции состоит в изучении познания как момента эволюции живой природы и раскрытии механизмов познания в эволюционном ключе.
Ст. Тулмин усматривает прогресс науки и рост человеческого знания во все более глубоком и адекватном понимании. И. в отличие от методологической доктрины К. Поппера, в основании которой «более полное знание через более истинные суждения», Ст. Тулмин мыслит «более глубокое понимание через более адекватные понятия».
Понимание в науке, считает Ст. Тулмин, определяется соответствием ее утверждений принятым в научном сообществе стандартам или «матрицам». Полемизируя с «революционной» теорией Т. Куна о процессе концептуальных изменений, Ст. Тулмин утверждает, что новые идеи могут входить в общество не сразу, а постепенно. Долгосрочные крупномасштабные изменения в науке, как и везде, происходят не в результате внезапных «скачков», а благодаря накоплениям мелких изменений, каждое из которых сохранилось в процессе отбора в какой-либо локальной или непосредственно проблемной ситуации. Эволюция науки предполагает улучшение понимания. Последнее предусматривает устранение того, что не укладывается в матрицу понимания, т.е. устранение аномалий. Эволюция научных теорий - это непрерывный отбор концептуальных новшеств: «при изучении концептуального развития некоторой научной традиции мы сталкиваемся с процессом избирательного закрепления предпочитаемых научным сообществом интеллектуальных вариантов, то есть с процессом, имеющим определенное сходство с дарвиновским отбором»'. Теории, в свою очередь, предстают как «популяции понятий». Они подвержены выживаемости, т.е. процессам сохранения и мутации (инновациям). «Мутации» сдерживаются факторами критики и самокритики, что по аналогии играет роль естественного и искусственного отбора. Изменения наступают тогда, когда интеллектуальная среда позволяет «выжить» тем популяциям, которые в наибольшей степени адаптируются к ней. Наиболее важные из-
менения, согласно Ст. Тулмину, связаны с заменой самих матриц понимания или наиболее фундаментальных теоретических стандартов1.
Еще один ученый - современник К. Поппера британский философ и историк науки Имре Лакатос (1922-1974) предпринял построение своей теории роста научного знания. Она стала известна как концепция конкурирующих научно-исследовательских программ (НИП). Под НИИ И. Лакатос понимает серию сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов.
Структура НИП включает в себя:
1) «жесткое ядро» - специфические для данной программы фундаментальные допущения;
2) «защитный пояс» - вспомогательные гипотезы - ограждающий ядро от опровержений;
3) нормативные правила, предписывающие наиболее перспективные пути дальнейшего исследования («положительная эвристика») и каких путей следует избегать («отрицательная эвристика»).
Основными этапами развития НИП являются прогресс и регресс, а граница этих стадий ~ «пункт насыщения». Лакатос полагал, что НИП существуют, конкурируя друг с другом (в отличие от парадигм Т. Куна, которые, по его мнению, отвергают, сменяют друг друга), и в процессе эвристики, критики и соперничества наиболее «сильная» из них начинает доминировать. Как же определить, какая из конкурирующих программ лучше, прогрессивней? Объективным критерием, с точки зрения И. Лакатоса, является способность программы справляться с эмпирическими данными. У прогрессирующей программы теоретический рост опережает эмпирический, она успешно предсказывает новые факты. Регрессирующая программа не успевает за эмпирическим ростом, ей недостает инициативы, она существенно зависит от поступления эмпирических данных (которые не смогла предсказать заранее).
Вся наука в целом рассматривается И. Лакатосом как «гигантская исследовательская программа, подчиняющаяся основному эвристическому правилу К. Поппера: «выдвигай гипотезы, имеющие большее эмпирическое содержание, чем у предшествующих»". Но в отличие от К, Поппера И, Лакатос отводил главную роль не отрицательной, а положительной эвристике. Наличие аномалий, неразрешенных головоломок может долго оставаться на периферии исследования: «Положительная эвристика выручает ученого от замешательства перед океаном аномалий. Положительной эвристикой определяется программа, в которую входит система более сложных моделей реальности; внимание ученого сосредоточено на конструировании моделей, соответствующих тем инструкциям, какие изложены в по-зитивной части его программы»'. Поэтому, считает И. Лакатос, именно верификации поддерживают продолжение работы программы несмотря на «непокорные примеры», на которые ученые часто не обращают внимания. Аномалии регистрируются, но оставляются до тех времен, когда появится возможность их преодоления. Как видно, в теории И. Лакатоса выражается попытка примирения принципов верификации и фальсификации на основе признания их относительности и интереальности.
Наиболее радикальную и плюралистическую концепцию динамики науки предложил американский философ Пол Фейерабенд (р. 1924). Он выдвигает тезис «критического реализма», суть которого состоит в том, что рост знания происходит в результате пролиферации (размножения) теорий, которые являются несоизмеримыми и равноправными. «В мои намерения, - писал он, - вовсе не входит замена одного множества общих правил другим, скорее, я хочу убедить читателя в том, что всякая методология - даже наиболее очевидная - имеет свои пределы. Лучший способ показать это состоит в демонстрации границ и даже иррациональности некоторых правил, которые тот или иной автор считает фундаментальными»2. П. Фейерабенд отстаивает плюрализм различных типов знания, их собственную ценность для науки и культуры, а также их идеологическую нагруженность. Он подчеркивает зависимость знания от социальной сферы, политики, общественного запроса, тем самым показывая относительность каждой научной истины и самих критериев научности. Созданная им «анархистская эпистемология» отрицает возможность создания универсального метода познания, открытия объективной истины. В то же время П. Фейерабенд стремился не к отказу от науки как таковой. Его задача состояла во включении в сферу науки гуманистического и экологического аспектов, а также защиту различных традиций в науке и в общественном сознании в целом. Он попытался показать равноправность таких его форм. как миф, религия, философия и наука. Эти идеи во многом были использованы в движении «зеленых», хотя академическая философия Запада данную концепцию не одобрила.
2. Проблема движущих сил науки. Столь же неоднозначно решается в современной философии науки и вопрос о ее движущих силах. В целом современные исследователи выделяют две основные концепции движущих факторов научного знания - империализм и экстернализм. Лидерами интернализма являются А. Койре, И. Лакатос и К. Поппер. Главное значение с позиции интернализма придается внутренним факторам, поскольку сама наука, как полагает А. Койре. достаточно самостоятельна, автономна и развивается по внутренним законам. Интерн ал и зм фиксирует и
внешние факторы {экономический, социокультурный), но утверждает, что они могут лишь оказывать благотворное (или сдерживающее) влияние на науку, но формировать проблематику научного знания и его структуру не способны. Однако один из «внешних» факторов все же признается определяющим - развитие философии. А. Койре отмечал, что «научная мысль никогда не была полностью отделена от философской мысли» и «великие научные революции всегда определялись катастрофой или изменением философских концепций»1. Таким образом, наука рассматривается как плод развития древа - философии, понимается обусловленной в большей степени субъективными, интеллектуальными факторами.
Согласно доктрине К. Поппера, существуют три самостоятельных, причинно не связанных друг с другом типа реальности; физический мир, психический мир и мир знания. Мир знания, созданный человеком, постепенно стал независимой объективной реальностью, все изменения в которой полностью предопределены ее внутренними возможностями. Внешние факторы при этом не отвергаются К. Поппером, но рассматриваются как не затрагивающие само содержание научного знания. Рост науки связывается с когнитивным творческим процессом, перекомбинацией уже имеющихся идей, случайными открытиями явлений неизвестной природы.
Другой подход в понимании движущих сил развития науки - экстер-нализм - абсолютизирует роль внешних факторов, в первую очередь, социально-экономических. В лухе марксизма экстерналисты связывали развитие научных теорий с экономическими и социальными потребностями в обществе. Этот подход был широко представлен в отечественной и западной науке середины XX века (А. Богданов, Д. Лукач, Т. Контрабнньский, Т. Кун, П- Фейерабенд, М. Полани, Л, Косарева, Г. Гачев и др.), Экстерналисты полагают, что научный процесс всегда «замкнут» на определенный практический интерес, на необходимость решения актуальных для обше-ства и власти проблем. Ряд исследователей при этом указывают на доминирование экономических, технических предпосылок, другие - подчеркивают роль социальной организации, третьи - абсолютизируют значение культурного типа, ценностей, политических, психологических или иных факторов. Другой пункт расхождения между экстерналистами; оценка влияния социально-политического заказа на науку. Долгое время большинство исследователей утверждало, что наибольшее влияние социума обнаруживается в развитии гуманитарного знания. Но в 70-х гг. XX века эта позиция была подвергнута критике. Т. Кун и его последователи обосновали взаимосвязь исторической эпохи и направленности не только гуманитарных, но и точных наук, естествознания, что было ярко проиллюстрировано развитием науки в СССР, и в других тоталитарных государствах.
Однако оппозиция материализма и экстернализма во многом оказалась упрощением проблемы, в решении которой сочетаются внешние и внутренние движущие факторы.
Другой альтернативой в философии науки выступает понимание развития науки как накопления фактов либо их качественной эволюции. В научной литературе эта проблема представлена на примерах кумулятивной и некумулятивной концепций. Кумулятивный подход утверждает, что знания о процессах и явлениях природы, однажды приобретенные наукой, накапливаются, кумулируются. Каждый раз в науке открываются новые истины, которые остаются без изменений и составляют фундамент следующих исследований. История науки с этой позиции, не отбрасывает ненужных идей, а накапливает их, и в дальнейшем какие-либо из бывших «заблуждений» могут оказаться прообразом новых идей. Однако кумулятивный подход строго разграничивает научное и ненаучное знание, под научным понимая строго доказанное неопровержимое, проверяемое. С кризисом рационализма в XX веке данное понимание научного знания оказалось не полным, а кумулятивный подход не мог объяснить происходящих в науке изменений.
В отечественной философии науки проблему роста знания разрабатывали такие исследователи, как И.П. Меркулов («Когнитивная эволюция», 1999), Б.М. Кедров («Проблемы логики и методологии науки», 1990), В.С. Степин («Теоретическое знание», 2000) и др.
3. Принципы динамики научного знания. Согласно традиционным для советской философии диалектическим принципам, развитие научного знания рассматривается как один из видов диалектики в целом. В связи с этим принципы и закономерности развития научного знания во многом объясняются классическими законами диалектического роста. При этом используются аргументы и западных специалистов (но в основном ученых, а не философов). В целом отечественные философы науки выделяют следующие принципы динамики научного знания1.
1. Прежде всего, это преемственность, описанная в диалектике с по-мошью понятия «диалектическое снятие» или «отрицание отрицания». Данная закономерность выражает неразрывность всего познания действительности как внутренне единого процесса смены идей, принципов, теорий, понятий, методов научного исследования. При этом каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с удержанием всего ценного, что было накоплено раньше, на предшествующих ступенях. Объективной основой преемственности в науке является то реальное обстоятельство, что в самой действительности имеет место поступательное развитие предметов и явлений, вызываемое внутренне присущими им противоречиями. Воспроизведение реально развивающихся
ооъектов, осуществляемое в процессе познания, также происходит через диалектически отрицающие друг друга теории, концепции и другие формы знания. Образно этот процесс описали А. Эйнштейн и Л. Инфельд; «...создание новой теории не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба, Оно, скорее, похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна, хотя она кажется меньше и составляет крохотную часть открывшегося нашему взгляду обширного ландшафта»1.
В этом процессе «восхождения на гору» содержание отрицаемых знаний не отбрасывается полностью, а сохраняется в новых концепциях в «снятом» виде, с удержанием положительного. Новые теории не отрицают полностью старые, потому что последние с определенной степенью приближения отображают объективные закономерности действительности в своей предметной области. История науки показала, что, например, «...в физике более поздние этапы ее развития вовсе не сводят к нулю значение более ранних стадий, а лишь указывают границы применимости этих более ранних стадий, включая их как предельные случаи в более широкую систему новой физики»2.
Диалектическое отношение новой и старой теории в науке нашло свое обобщенное отражение в принципе соответствия, впервые сформулированном Нильсом Бором (1885-1962). Согласно данному принципу, смена одной частнонаучной теории другой обнаруживает не только различия, но и связь, преемственность между ними. Новая теория, приходящая на смену старой, в определенной форме - а именно в качестве предельного случая - удерживает ее. Так, например, обстояло дело в соотношении «классическая механика - квантовая механика». Поэтому, по словам А. Эйнштейна, «лучший удел» какой-либо теории состоит в том, чтобы указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем. При этом новая теория выявляет как достоинства, так и ограниченность старой теории и позволяет оценить старые понятия с более глубокой точки зрения. В процессе развития научного познания возможен обратный переход от последующей теории к предыдущей, их совпадение в некоторой предельной области, где различия между ними оказываются несущественными. Например, законы квантовой механики переходят в законы классической при условии, когда можно пренебречь величиной кванта действия, а законы теории относительности переходят в законы классической механики при условии, если скорость света считать бесконечной. Так, В. Гейзенберг отмечал, что «релятивистская механика и в самом деле переходит в ньютоновскую в предельном случае малых скоростей... Мы. стато быть, и сегодня признаем истинность ньютоновской механики, даже ее строгость и общезначимость, но добавляя «везде, где могут быть применены ее понятия», мы указывает, что считаем область применения ньютоновской теории ограниченной»1. Таким образом, любая теория должна переходить в предыдущую менее общую теорию в тех условиях, в каких эта предыдущая была установлена. Поэтому-то «ошеломляющие идеи» теории относительности, совершившие переворот в методах физического познания, не отменили механики Ньютона, а лишь указали границы ее применимости. Как бы ни был гениален ученый, он так или иначе должен исходить из знаний, накопленных его предшественниками, и знаний современников. Известна знаменитая фраза И. Ньютона: «Я стоял на плечах гигантов». При выборе объектов исследования и выводе законов, связывающих явления, ученый исходит из ранее установленных законов и теорий, существующих в данную эпоху. Как в этой связи отмечал Д.И. Менделеев, истинные открытия делаются работоЯ не одного ума, а усилием массы деятелей, из которых иногда один есть только выразитель того, что принадлежит многим, что есть плод совокупной работы мысли. Однако в современной науке и этот принцип не всегда подтверждается. Так, господствующая сегодня синтетическая теория эволюции не есть некое продолжение или обобщение теории эволюции Ч. Дарвина, а геометрия Б. Римана не является обобщением теории Н.И. Лобачевского.
Таким образом, преемственность представляет собой органическое единство двух моментов: наследования и критической переработки. Только осмысливая и критически перерабатывая знания предшественников, ученый может развивать науку, сохраняя и приумножая истинные знания и преодолевая заблуждения.
Процесс преемственности в науке (но не только в ней) может быть выражен в терминах «традиция» (старое) и «новация» (новое). Это две противоположных диалектически связанных стороны единого процесса развития науки; новации вырастают из традиций, находятся в них в зародыше; все положительное и ценное, что было в традициях, в «снятом виде» остается в новациях.
2. Вторым принципом развития науки выступает единство количественных и качественных изменений в развитии науки Преемственность научного познания не есть однообразный, монотонный процесс. В определенном срезе она выступает как единство постепенных, спокойных количественных и коренных, качественных (скачки, научные революции) изменений. Эти две стороны науки тесно связаны и в ходе ее развития сменяют друг друга как своеобразные этапы данного процесса. В развитии науки эпохи относительной стабильности отделены друг от друга краткими периодами кризисов, во время которых под давлением фактов, ранее мало
известных или вовсе неизвестных, ученые вдруг ставят под сомнение все принципы, казавшиеся до этого вполне незыблемыми, и через несколько лет находят совершенно новые пути. Такие неожиданные повороты всегда характеризуют решающие этапы в прогрессивном развитии знаний. Этап количественных изменений науки - это постепенное накопление новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих научных концепций. В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформулированных теорий, понятий и принципов.
На определенном этапе этого процесса и в определенной его «точке» происходит прорыв непрерывности, скачок, коренная ломка фундаментальных законов и принципов вследствие того, что они не объясняют новых фактов и новых открытий. Это и есть коренные качественные изменения в развитии науки, т.е. научные революции,
Научная революция подводит итог предшествующему периоду познания, поднимает его на новую, высшую ступень. Очищая науку от заблуждений, она открывает новые объекты и методы исследования, ускоряя тем самым темпы развития науки.
3. Третьим принципом развития научного знания выступает дифференциация и интеграция наук. Развитие науки характеризуется взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук - чаще всего в дисциплины, находящиеся на их «стыке»). На одних этапах развития науки преобладает дифференциация (особенно в период возникновения науки в целом и отдельных наук), на других - их интеграция, это характерно для современной науки.
После длительного периода накопления информации в Новое время начинается процесс дифференциации, отпочкования наук, превращения отдельных «зачатков» научных знаний в самостоятельные (частные) науки и внутринаучное «разветвление» последних в научные. В этот период единое ранее знание (философия) раздваивается на два главных «ствола» -собственно философию и науку как целостную систему знания, духовное образование и социальный институт. В свою очередь, философия начинает расчленяться на ряд философских наук (онтологию, гносеологию, этику, диалектику и т.п.), наука как целое разделяется на отдельные частные науки (а внутри них - на научные дисциплины), среди которых лидером становится классическая (ньютоновская) механика, тесно связанная с математикой с момента своего возникновения. В последующий период процесс дифференциации наук продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями общественного производства, так и внутренними потребностями развития научного знания. Следствием этого процесса явилось возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук.
По мере того, как биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки - биохимии. Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки - биофизики. Аналогичным путем возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д. Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трех наук, как, например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В.И. Вернадский считал ее сложной научной дисциплиной, поскольку она тесно и целиком связана с одной определенной земной оболочкой - биосферой и с ее биологическими процессами в их химическом (атомном) выявлении. «Область ведения» биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри организмов, живого населения планеты.
Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно «потеря связи целого», сужение кругозора - иногда до «профессионального кретинизма»). Касаясь этой стороны проблемы, А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня «ремесленника».
Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания, как кибернетика, синергетика, строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).
Тенденцию «смыкания наук», ставшей закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, четко уловил В.И. Вернадский. Большим новым явлением научной мысли XX века он считал слияние в единое целое всех, до сих пор шедших в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течений духовного творчества человека. Перелом научного понимания космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о
человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой - их объект совершенно меняется, полагает ученый. Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она поэтому и возможна, что объективно существует такое единство.
Интеграция науки находит выражение в синтезировании данных различных наук, их взаимовлиянии, Большинство научных дисциплин развиваются не независимо, а в связи друг с другом, взаимодействуя по разным направлениям, в том числе на использовании понятий и данных одной науки в других областях знаний. Например, в ХУШ-Х1Х веках в гуманитарных науках находили широкое распространение понятия и принципы естествознания, что выразилось в концепциях биологического и географического детерминизма. В свою очередь, успешное развитие геологии и биологии было невозможно без опоры на знания, полученные в физике, химии и т.п. Однако закономерности, свойственные высшим формам движения материи, не могут быть полностью сведены к низшим. Рассматриваемую закономерность развития науки очень образно выразил нобелевский лауреат, один из создателей синергетики, И. Пригожий: «Рост науки не имеет ничего общего с равномерным развертыванием научных дисциплин, каждая из которых в свою очередь подразделяется на все большее число водонепроницаемых отсеков. Наоборот, конвергенция различных проблем и точек зрения способствует разгерметизации образовавшихся отсеков и закутков и эффективному «перемешиванию» научной культуры»1.
Принципиально важным для взаимодействия наук является и взаимообмен методами и приемами исследования, т.е. применение методов одних наук в других. Особенно плодотворным оказалось применение методов физики и химии к изучению в биологии живого вещества, сущность и специфика которого одними только этими методами, однако, не была «уловлена». Для этого нужны были свои собственные - биологические методы и приемы их исследования. Примером этому могут послужить принципы синергетичекой теории, широко применяемой сегодня при анализе социальных и культурных явлений, использование математического анализа в истории, принципов биологии в социологии и т.д.
Конечно, взаимодействие наук и их методов затрудняется неравномерностью развития различных научных областей и дисциплин. Методологический плюрализм - характерная особенность современной науки, благодаря которой создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности, законов качественно различных явлений реальной действительности. В самом широком плане взаимодействие наук происходит посредством изучения общих свойств различных видов и форм движения материи. Оно имеет важное значение для производства, техники и технологии, которые сегодня все чаще становятся объектами применения комплекса многих (а не отдельных) наук.
Наиболее быстрого роста и важных открытий сейчас следует ожидать как раз на участках «стыка», взаимопроникновения наук и взаимного обогащения их методами и приемами исследования. Этот процесс объединения усилий различных наук для решения важных практических задач получает все большее развитие. Это магистральный путь формирования «единой науки будущего».
Как видно, новое в науке прокладывает себе дорогу в процессе взаимодействия и конкуренции различных теорий. На основании каких же критериев можно оценить достоинство новых концепций? Современные исследователи называют в качестве приоритетных следующие принципы1;
• эмпирическая подтверждаемость - согласованность теории с экспериментальными данными;
* межтеоретическая согласованность - совместимость теории с другими общепринятыми научными теориями;
• эвристичность - открытие перспектив для дальнейших исследований;
«когерентность - внутренняя логическая и содержательная связанность;
* простота - достижение максимальных результатов наиболее коротким и легким путем.
Подводя итоги изучения проблемы роста научного знания, отметим, что большинство подходов к ее решению анализируют научные знания как объективный или социально обусловленный феномен. По нашему мнению, в этом вопросе в некоторой степени упущены аспекты личностного научного творчества. Конечно, открытые законы не несут на себе отпечатка личности автора в той степени, как литературное произведение или философский трактат. Однако тематика, направленность исследований отражают не только объективные запросы общества, диктуются рынком. Большинство крупных исследователей-фундаменталистов мало связаны этими заказами, ими движет интерес открытия истины, выяснения природы вещей и явлений. Кроме того, значительная часть исследований - это попытка расширить способности человека в тех или иных сферах, и роль субъекта в творчестве таких знаний очень существенна.
На наш взгляд, научное творчество - способ продления и качественного усовершенствования бытия человека, выход за существующие в природе рамки путем их познания и преодоления. Развитие знания - восхождение к цели различными путями, каждый из которых чем-то ценен, чем-то опасен. Главное, чтобы ученый осознавал меру ответственности за открытие знаний обоюдоострых, способных и спасти, и уничтожить жизнь на планете.
Основные понятия н термины
Верификация - методологическое понятие, означающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.
Дифференциация наук - процесс образования, отделения самостоятельных наук от общей системы знаний, способствующий их дальнейшей специализации, детализации и углублению познания.
Интеграция наук - процесс объединения, синтеза отдельных наук, на основании единства объекта познания, обмена методами и принципами.
Интернализм - направление в философии науки, утверждающее, что развитие научного знания происходит благодаря его собственным, внутренним причинам и законам.
Научно-исследовательская программе - в учении И. Лакатоса серия сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов,
Плюрализм - философско-мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых друг от друга начал или видов бытия, форм и принципов знания, теорий, методов, ценностей, субъектов.
Позитивизм, постпозитивизм - одно из основных направлений философии XX века, занимающееся проблемами науки, научного познания, анализом языковых форм знания.
Принцип фаллибилизма - утверждает принципиальную ошибочность, погрешность, относительность, ненадежность любого научного знания,
Фальсификация - методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории или подтверждающая ее истинность в результате экспериментальной или теоретической проверки.
Эволюционная зпистемология - направление в эпистемологии, исследующее познание как момент эволюции живой природы и ее продукт.
Экстернализм - течение в философии науки, утверждающее доминирующую роль сошюкультурных, экономических, политических факторов в развитии научного знания.
Эпистемология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, исследуются предпосылки познавательного процесса, выявляются условия его истинности.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2035 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!