Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Современная наука - уже не только движущая сила мировой цивилизации, средство для разрешения человечеством поставленных задач, но и мощная, не всегда контролируемая, энергия, несущая с небывалым ускорением мир на качественно новые высоты. Это и продвижение в космос, и изменение программы живого организма, и компьютерные технологии, и невиданные ранее возможности коммуникации, и многое другое, что день от дня меняет жизнь человека и его планеты. Рассмотрим наиболее важные открытия и характеристики современной науки и проанализируем ее направленность.
1. Синергетика как методология. Прежде всего, современную науку отличает постнеклассический тип мышления и рациональности, о котором шла речь в предыдущем разделе. Как отмечалось, значительную роль в его формировании сыграла синергетичекая концепция. Синергетика -теория самоорганизации и развития сложных открытых систем различной природы (Г. Хакен. И. Пригожий, Е. Князева, С. Курдюмов). С синергетикой в науку входят новые понятия и категории, такие, как бифуркация, флуктуация, хаосомность, неопределенность, нелинейность, аттракторы. необратимость и т.д.
Впервые основные положения синергетической теории были изложены профессором Штутгардского университета Г. Хакеном в 1973 г. на первой конференции, посвященной проблемам самоорганизации. Это положило начало новой дисциплине синергетики. Г. Хакен обратил внимание на то, при переходе от неупорядоченности к порядку возникает сходное поведение элементов, которое он назвал синергетическим или кооперативным эффектом. Подчеркивалось, что синергетические явления наблюдаются в самых разнообразных системах, будь то астрофизические явления, фазовые переходы, гидродинамические неустойчивости, образование циклонов в атмосфере, динамика популяций и даже явления моды. В ставшей классической работе «Синергетика» Г. Хакен отмечал, что во многих дисциплинах, от астрофизики до социологии, мы часто наблюдаем, как кооперация отдельных частей системы приводит к образованию макроскопических структур.
Все системы в современном научном знании рассматриваются с позиции открытости или закрытости. Так, закрытые системы характеризуют-
ся тем, что они закрыты от воздействия внешней среды, внутренне стабильны, находятся в равновесии, в состоянии гомеостаза. Открытые системы отличаются тем, что они обмениваются энергией и информацией с внешней средой, внутренней нестабильностью, нелинейностью вариантов развития. Такие системы уникальны, ход их эволюционного изменения не обратим. Еще одним специфическим свойством открытых систем является то, что управлять ресурсами всей системы можно из любой ее точки. К открытым системам относятся природа, общество, сознание, наука и др.
Синергетика фокусирует внимание, прежде всего, на анализе открытых систем различной природы, в которых структуры или функции систем переживают драматические изменения на уровне макромасштабов. Парадоксальным казалось то, что при переходе от неупорядоченного состояния к состоянию порядка все эти системы ведут себя схожим образом. Г. Хакен следующим образом объясняет, почему он назвал новую дисциплину синергетикой. Во-первых, в ней «исследуется совместное действие многих подсистем... в результате которого на макроскопическом уровне возникает структура и соответствующее функционирование»1. Во-вторых, она кооперирует усилия различных научных дисциплин для нахождения общих принципов самоорганизации систем. В 1982 г. на конференции по синергетике, проходившей в нашей стране, были выделены конкретные приоритеты новой науки. Г. Хакен подчеркнул, что в связи с кризисом узкоспециализированных областей знания информацию необходимо сжать до небольшого числа законов, концепций или идей, а синергетику можно рассматривать как одну из подобных попыток. По мнению ученого, существуют одни и те же принципы самоорганизации различных по своей природе систем, от электронов до людей, а, значит, речь должна вестись об общих детерминантах природных и социальных процессов, на нахождение которых и направлена синергетика".
В целом основные идеи синергетики состоят в следующем: 1) слож-ноорганизованным системам нельзя навязать путь их развития; 2) для них, как правило, существует несколько альтернативных вариантов развития; 3) хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции; 4) будущее состояние системы организует, формирует, изменяет ее наличное состояние.
С позиции синергетики саморазвивающиеся системы рассматриваются как целое, находящее в состоянии эволюции через хаос путем спонтанного образования структур, качественных изменений на макроскопическом уровне, эмерджентное возникновение новых качеств. Особенностью данного подхода является понимание линейного, равновесного состояния как временного, а также рассмотрение любой системы как открытой к спонтанным изменениям. Таким образом, впервые предлагается историче-ский подход к изучению как социальных, так и несоциальных систем. При этом данная методология успешно сочетается с диалектическим и системным подходами и активно используется не только в естествознании и космологии, но и в гуманитарных науках. В плане системного подхода синергетика оказалась весьма продуктивной научной концепцией, поскольку представила все сложные системы как взаимосвязанные и обусловленные обшей особенностью формирования от хаоса к порядку.
Синергетика включила в себя новые приоритеты современной картины мира: концепцию нестабильного неравновесного мира, феномен неопределенности и многоальтернативности развития, идею возникновения порядка из хаоса. С позиции данной методологии мир понимается не только как саморазвивающийся, целостный, но и как неустойчивый, нелинейный, неравновесный, хаосогенный. Нестабильность мира не означает, что он не поддается научному изучению, но неустойчивость далеко не всегда есть зло, подлежащее устранению, она может выступать условием стабильного и динамичного саморазвития, которое изживает старые формы (порядок и беспорядок существуют одновременно).
Другим важным следствием синергетической парадигмы является то, что малым, локальным, второстепенным причинам соответствуют глобальные по размаху и энергетической емкости следствия. Это делает будущее принципиально неопределенным и открытым для новообразований. В перспективах эволгоционирования таких систем допустимы многочисленные комбинации последующего развития, а в критических точках направленных изменений возможен эффект ответвлений. Поэтому наиболее пригодной для описания поведения подобных систем оказывается древовидная ветвящаяся графика. Это ведет к устранению из совре!иенной пост-неклассической картины мира ориентации на линейную однозначность и тотальную предзаданность сюжетов последующего развития. Неопределенность становится атрибутивной характеристикой бытия1.
Овладение синергетической методологией дает исследователям возможность по-новому изучить объекты науки, это касается сложных эволюционирующих природных систем, культуры, социума, науки, механизмов творческого мышления, системы образования и других видов деятельности,
2, Мир как единое целое. Другой важнейшей чертой современной науки можно считать укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир. Это выражается в том, что в современных научных исследованиях человек рассматривается не вне изучаемых объектов, а внутри них, или в связи с ними. Кроме того, происходит сближение различных областей науки, в том числе естественных и гуманитарных, для которых приоритетным оставалась ценно-
стно-этическая направленность. Процесс всемирной глобализации затронул и научную сферу, в которой методы западного познания сближаются и пересекаются с традиционными восточными технологиями в области работы над сознанием субъекта. Развивается и углубляется принцип коэволю-ции. Это понятие, будучи биологическим по происхождению, сегодня охватывает обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов. Коэволюция. по определению Н.Н. Моисеева, - такое поведение человечества, такая адаптация к естественным процессам, которая сохраняет биосферу в рамках действия того аттрактора (канала эволюции), который оказался способным произвести человека1. Принцип коэволюции означает такую систему запретов (экологических параметров), которая исключала бы возможность изменения биосферы до той запретной черты, переступить через которую человечество не имеет права. Современное состояние жизни при этом оценивается как критическое: «Биосфера и вся Вселенная «держатся на острие бритвы», и кажущиеся ничтожными изменения их фундаментальных параметров могут привести к «срыву», т.е. ее полной перестройке»2. По мнению Н.Н. Моисеева, это должно резко изменить отношение человека к окружающему планетарному сообществу, вызвать ответственность за жизни чужих и далеких ему людей. Теория самоорганизации оказалась созвучной такому подходу, поскольку люди и их деятельность получили роль не просто зрителей, но и реальных участников эволюционного процесса, являя собой его аттракторы. Современная стадия развития науки и технологии рассматривается как точка бифуркации - нарушения состояния равновесия или ветвления эволюционных путей. Развитие таких процессов непредсказуемо, поэтому «к числу условий экологического императива следует добавить требование избегать любых бифуркационных состояний»'.
Принцип коэволюции позволил соединить материальные и идеальные системы, природные и социальные процессы. Сторонники теории «ноосферы», коэволюции как высшего этапа трансформации общества в направлении усиления взаимопроникновения бытия и разума связывают с ростом знания динамику общественного и даже планетарного процесса эволюции.
3. Специфика современного знания. Особенностью современной эпохи является предельно высокая роль научного знания, которое становится главным фактором развития общества, его высшей ценностью, выражением свободы, независимости, безопасности, благополучия, процветания. Одновременно знания достигают такой глубины, что вызывают и наибольшую опасность, возможность разрушения не только цивилизации, но и природы, умножение возможностей массовой смерти, болезней и потери смысла существования. В этой связи все больше исследователей говорят об «опасных» знаниях, способных уничтожить жизнь на планете.
Своеобразной чертой современного знания является деятелъност-ньш характер. Науке уже не свойственна созерцательность, отражатель-ность, пассивность в отношении к окружающей реальности. Она, начиная с Нового времени, становится активной преобразующей силой цивилизации Запада, что в XX веке приобретает всемирный характер. Научное творчество оказывается сферой, опережающей все иные области эволюции, областью рождения инноваций, внедряемых в материальную {техническую и экономическую) и духовную (идейную и политическую) сферы, интенсифицируя, направляя их развитие.
Современную эпоху отличает невиданный рост ценности знания, который оказывается качественно отличным от аналогичных процессов в прошлом. Его особенностью в эпоху потребления становится утилитарность, с одной стороны, и отсутствие ответственности за результаты его использования - с другой. Обобществление субъекта знания, невозможность изолированного процесса творчества способствуют снижению личной ответственности за применение знаний. Знание как воплощение свободы может рассматриваться и как основание для ее потери. Тем самым небывалый рост ценности знания, сопровождающий грядущее информационное общество, может привести как к качественным позитивным, так и к негативным последствиям.
4. Многообразие форм и методов познания. Еще одной особенностью современной науки специалисты называют методологический плю-рализм - осознание ограниченности, односторонности любой методологии, в том числе рационалистической. Эту ситуацию американский философ П. Фейерабенд обозначил как принцип «все дозволено» («апу!Ып§ §о»}. По мнению П. Фейерабенла, ученый должен сравнивать новые идеи с другими идеями, а не с опытом, и попытаться улучшить те концепции, которые потерпели поражение в соревновании, а не отбрасывать их. Его нашумевшее произведение «Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания» (1970) - знаменитый памятник релятивизму. Набросок основных рассуждений, предваряющих текст работы «Против методологического принуждения», включает в себя следующие тезисы:
• теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок;
• единственным принципом, не препятствующим прогрессу, является принцип «допустимо все»:
• можно использовать гипотезы, противоречащие хорошо подтвержденным теориям, развивать науку, действуя контриндуктивно:
• условие совместимости неразумно, поскольку оно сохраняет более старую, а не лучшую теорию, единообразие подвергает опасности свободное развитие индивида;
• не существует идеи, сколь бы устаревшей и абсурдной она ни была, которая не способна улучшить наше познание;
• если наука существует, то разум не может быть универсальным и неразумность исключить невозможно (одно из наиболее сильных утверждений методолога), эта характерная черта науки требует анархистской эпистемологии1.
Критика односторонних методов познания не нова, особенно для русской философии. В ХЕХ веке русские философы (И.В, Киреевский, Вл. Соловьев) говорили о необходимости создания «цельного» знания о мире, Боге, человеке с помощью различных видов опыта. Современная наука, отказавшись от строгого рационализма, все чаще стала обращаться к использованию иррационального опыта в изучении мира. Фантазия, воображение, интуиция, вдохновение, эстетическое восприятие и творчество становятся методами научного поиска не только в гуманитарных, но и в точных науках. Все чаще звучат призывы отказаться от демаркации «наука-ненаука». Поэтому современное знание отличается «форсированным плюрализмом», множественностью форм и методов, тесным переплетением рационализма с иррационализмом, методов гуманитарных наук с принципами познания естествознания.
Выражением новой эпистемологии становится принцип дополнительности, с успехом применяемый сегодня в различных науках. Впервые данный принцип был предложен Н, Бором, обосновавшим положение о том, что одно и то же явление (объект) может быть описано с позиции различных теорий. Это позволило использовать в исследованиях одних объектов взаимоисключающие понятия (так квант был описан как частица и как волна). Ценность данного принципа состоит в сочетании в процессе исследования противоречивых, антиномичных утверждений и подходов, как дополняющих и обогащающих друг друга. По словам Н. Бора, одно и то же событие мы можем охватить с помощью двух различных способов рассмотрения. Оба способа взаимно исключают друг друга и лишь сопряжение двух противоречащих способов рассмотрения полностью исчерпывает суть явления".
Неклассический принцип дополнительности разрушает классическую идею однозначного соответствия знания реальности безотносительно к способам ее интерпретации. Дополнительность выражает не просто относительность к приборам измерения величин, показателей, но относительность к самим исследовательским стратегиям, парадигмам, понятийным системам. Так. одно и то же явление, например, мировоззрение, мо- жег быть рассмотрено и в терминах синергетики, и психоанализа,, и экзистенциализма, и диалектического материализма, как дополняющих друг друга, позволяющих всесторонне изучить многогранность данного комплексного феномена1.
5. Новые представления о Вселенной, Современную науку отличает и новое видение Вселенной, которое характеризует релятивизм. Релятивизм утверждает идею естественного предела значений как величин, так и способов их фиксации. Возможны два основных выражения релятивизма: онтологический и гносеологический (эпистемологический). Онтологический релятивизм указывает на связь объективных характеристик предметов и явлений с происходящими с ними процессами: в различных условиях свойства объектов варьируются. Например, в условиях макромира при сильных полях действующая в макромире причинно-следственная зависимость существенно нарушается. Гносеологический релятивизм заключается в отказе от абсолютных (привилегированных) систем отсчета. С этих позиций аппарат науки зависит не от универсальных стандартов, действующих всегда и везде, а от конкретных систем отсчета, связанных с определенными онтологическими интервалами, стадиями, формами. По словам Н. Бора: «Поведение атомных объектов невозможно резко отграничить от их взаимодействия с измерительными приборами, фиксирующими условия, при которых происходят явления»2. Релятивизм не следует путать с субъективизмом или анархизмом. Он не исключает признания абсолютов, поскольку без них не возможно и само научное знание. Релятивизм подчеркивает лишь, что все виды знания - часть общего процесса развития и изменения.
Наиболее важные области науки, в которых релятивизм утвердился наиболее прочно, - квантовая физика и астрономия. Современный этап развития науки характеризуется приоритетами релятивистской космологии, которая не претендует на законченное описание мира в целом, но исследует конечное и бесконечное применительно к нашей Вселенной со стороны ее физико-пространственной структуры.
Космология - наука, изучающая Вселенную как единое целое, ее строение и эволюцию. У истоков релятивистской космологии стоят А. Эйнштейн и А. Фридман. Через год после создания Общей теории относительности (ОТН) в 1916 г. А. Эйнштейн построил первую релятивистскую модель Вселенной, исходя из следующих предположений:
]. Вещество и излучение распределено во Вселенной в целом равномерно. Отсюда следует, что пространство Вселенной однородно и изотропно. Хотя вблизи массивных объектов геометрия пространства-времени изменяется, это изменение - лишь незначительное отклонение от однород-
ного изотропного пространства Вселенной, обладающего постоянной кривизной.
2. Вселенная стационарна, неизменна во времени. В связи с этим геометрия пространства не может иметь эволюции. Мир А. Эйнштейна обычно называют «цилиндрическим», поскольку его можно представить в виде бесконечно протяженного четырехмерного цилиндра. Вдоль образующей цилиндра простирается ось времени, которая неограниченно направлена как в прошлое, так и в будущее, Сечение цилиндра дает пространство. В данной модели это трехмерное сферическое пространство с постоянной положительной кривизной. Оно имеет конечный объем. Это не следует понимать так, что имеется какой-то «край света», за которым ничего не существует. Просто пространство, выражаясь фигурально, «замыкается само на себя», благодаря чему в нем можно бесконечно кружить, никогда не наталкиваясь на преграду.
Более современное решение этой космологической проблемы было дано советским математиком А. Фридманом и развито бельгийским космологом М. Леметром. А. Фридман отказался от предположения о стационарности мира, сохранив постулат о его однородности и изотропности. При этом стали возможны три решения:
1. Если плотность вещества и излучения во Вселенной равна некоторой критической величине, то пространство является евклидовым, т.е. обладает нулевой кривизной, и мир бесконечен.
2. Если плотность меньше критической, то пространство Вселенной описывается геометрией Н.И. Лобачевского, оно обладает отрицательной кривизной и бесконечным объемом, открытостью.
3. Если же плотность вещества во Вселенной больше критической, то пространство имеет положительную кривизну, оно безгранично, но объем его конечен. Мир оказывается замкнут и конечен. Он описывается геометрией Б. Римана1.
В целом мнения ученых расходятся. Одни приняли гипотезу бесконечно расширяющейся Вселенной и считают, что, согласно концепции «Большого взрыва», около 17-20 млрд лет назад Вселенная была сконцентрирована в ничтожно малом объеме в сверхплотном сингулярном состоянии. Произошедший «Большой взрыв» положил начало расширению Вселенной, в процессе которого плотность вещества изменялась, кривизна пространства разглаживалась. Другие считают, что на смену расширению вновь придет сжатие и весь процесс повторится. На этом основании выдвигается гипотеза пульсирующей Вселенной, в которой приблизительно каждые 100 млрд лет все начинается с «Большого взрыва». Своеобразие в решении данной проблемы состоит в том, что ответы на данные вопросы принципиально не могут быть проверяемы, поскольку при этом будет от-сутствояать сам наблюдатель. В этих аспектах космология все больше сближается с философией.
6, Информационный мир. Еще одной особенностью современной науки можно считать внедрение понятий и принципов кибернетики в науку и философию.
Но как же понимается сама информация! Попытки свести ее к материи или энергии не увенчались успехом. Определение сущности информации сегодня еще далеко от единства и окончательных формулировок. Так, «отец кибернетики» Н. Винер считает, что «информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему»1. В.А. Звягинцев отмечает, что «информация - это знания минус человек»2. К. Шеннон определяет информацию как коммуникацию и связь, в процессе которой устраняется энтропия, В.Н. Андреев называет ее «мерой устранения неопределенности знания у получателя сообщения о состоянии объекта»3, А.Д. Урсул ~ «отраженным своеобразием», Г. Каст-лер - «случайным и запомненным выбором одного варианта из нескольких возможных и равноправных», А.И. Михайлов - «объективным содержанием связи между взаимодействующими материальными объектами»4 и т.д.
В философских дискуссиях по вопросу о предметной области информации возникли, по меньшей мере, три позиции. Во-первых, информация трактуется как сфера общения и средство общенаучной рефлексии. Во-вторых, она понимается как свойство самоорганизующихся систем, связанное с упорядочиванием взаимодействий. Понимание информации как функции органических, общественных, кибернетических систем характерно для сторонников так называемого «функционального» подхода (В.В. Вержбицкий, И.И. Гришкин, Д.И. Дубровский, А.М. Коршунов, Г.И. Царегородцев, Н.Н. Моисеев и др.). В-третьих, информация предстает как мера неоднородности распределения материи и энергии, свойство всех материальных систем, фиксирующих изначальную неоднородность мира. Таким образом, если представители функционального подхода связывают феномен информации лишь с деятельностью саморазвивающихся систем, сторонники «атрибутивного» подхода квалифицируют ее как свойство всех материальных объектов, их неотъемлемый атрибут. И.И. Юзвишин в монографии «Информациология» даже отводит ей роль первоосновы бытия: «Она является первоосновой мира, ибо в основе всего - информация. То, что мы ощущаем, слышим и видим. - все это конкретные формы, информационно-кодовые структуры и виды материализованной и дематериализованной информации, а наша жизнь является се феноменом»^. Информация выступает здесь как «все существующие источники первопричин явлений и процессов», как фундаментальная основа и свойство Вселенной, обусловливающее бытие в целом.
На основании этих суждений стали возможными такие теории, как концепция информационной Вселенной. В 1969 г. доктор Д. Форстер выступил с лекцией по кибернетике в Королевском колледже в Лондоне. Он отметил, что волна - основное понятие в электрической информационной теории - состоит из двух половинок: от вершины одного возвышения до впадины следующего. Волна - двоичная система, а именно в такой системе работают компьютеры. Но если волна - это основной словарь Вселенной, то логично предположить всеобщее программирование. При этом ученый подчеркнул, что скорость управляющей системы должна быть больше, чем скорость управляемых процессов. Данный вывод находит множество подтверждений в многообразии обыденных ситуаций. Например, когда человек ведет свою машину, он принимает решение быстрее, чем работает мотор, иначе она станет неуправляемой. Следовательно, программирование материи должно быть выполнено с помощью колебаний или волк намного более быстрых, чем вибрации самой материи, т.е. на космическом излучении. Д. Форстер пришел к выводу, что уровень создающего разума выше, чем разум человеческий. Принятие принципа всеобщего энергоинформационного обмена во Вселенной влечет за собой признание «разумности Мирового Пространства». По мнению эзотерически ориентированных ученых, информационную матрицу Вселенной, несущую в себе эволюционную программу построения и развития материи, можно называть и Богом.
Ноосферные идеи, идеи кибернетического программирования живой материи, сам антропный принцип, а также утверждения ученых (в частности, В. Налимова) о существовании «всемирно размытого сознания» рождают образ Вселенной не как холодной и мертвой, а как грандиозной самосознающей структуры. Человек в таком случае понимается как некоторый определенным образом организованный объем пространства, узел сгущения энергии и информации. Субъект, осознавший эту истину, освобождается 01- чувства потерянности в пространстве, от ощущения вселенского одиночества и беззащитности, Вселенная полна смысла, который может быть понят. Внезапное чувствование значения, которое человек осознал, аналогично тому, как радиоприемник может выбрать какую-то неизвестную станцию. Значения плавают вокруг нас, они могут быть декодированы человеком.
Информационное поле связывает материальный мир в целостную систему. Об особой значимости роли информации в современную эпоху впервые заговорили теоретики постиндустриального общества в 60-е гг. XX века (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, 3. Бзежинский). Именно в этой концепции наступающий современный этап в развитии наиболее сильных в экономическом отношении государств был назван «информационным» (авторство в отношении данного понятия принадлежит профессорам Токийского уни-верситета Ю. Хаяши и Т. Умесао.), приходящим на смену предшествующим индустриальным и аграрным формам организации экономики. Главным движущим фактором и товаром нового исторического периода в жизни человечества, по мнению ученых, станет информация, значение которой невозможно будет переоценить. Французский ученый Р. Пассе говорит об этом так: «Сегодня мы подошли к моменту, когда движущая сила развития перемещается из энергетической сферы в сферу информации. Это гигантская революция, которую я готов сопоставить с революцией неолитической»'. А. Турен называет современное общество программируемым, подчеркивая, что каждый из индивидов в нем находится в зависимости от «анонимного программиста». Властвуют компетентные, подчиняют некомпетентных. Главным становится доступ к информации. Родоначальник кибернетики Р. Винер подчеркивал, что сообщество простирается лишь до того предела, до которого простирается действительная передача информации.
С позиции Д. Белла, информационное общество отличают следующие черты: 1) ведущий сектор экономики - сфера услуг (организация, управление, информатика); 2) главная ценность - экономия времени (удовлетворение личных потребностей); 3} профессиональная структура - рост значимости интеллигенции, «технического класса»; 4] объект организации - знания; структура экономики - наукоемкие, инновационные отрасли; фактор власти элиты - образование, квалификация, доступ к информации2. Но такое общество не идиллия. Оно становится более технократич-ным, со временем в нем начинает проявляется фактор «зомбирования» населения через СМИ, рекламу; возможно вмешательство в частную жизнь людей и организаций через взлом их информационных систем; возникает сложность в освоении значительных объемов информации при обучении. Поэтому столь серьезная ответственность сегодня ложится на тех, кто выступает главными «творцами» информации: представителей творческой, научной, политической элиты, личностей, которые могут воздействовать на сознание массового общества через мировую информационную сеть, СМИ и др. В связи с этим все больше внимание сегодня приковано к человеку, субъекту, источнику знания и информации, и это связано с еще одной особенностью современной науки.
7. Антропный принцип. Для современной науки характерно повышение роли антропного фактора. В естествознании XX века возник и распространился, так называемый, антропный принцип ~- один из фундаментальных в современной космологии. Он устанавливает связь существования человека (как наблюдателя) с физическими параметрами Вселенной. Согласно антропному принципу. Вселенная должна рассматриваться как сложная самоорганизующаяся система и наличие в ней человека является
необходимым условием ее существования и развития. Независимого наблюдателя, который не вмешивается в естественный ход событий, по мнению современных ученых, просто не существует. Человек - единственный наблюдатель, которого мы способны себе представить, и его невозможно вычленить из окружающего мира, сделать независимым от его собственных действий, от процесса приобретения и развития знаний. Удивительная приспособленность Вселенной к существованию в ней человека получила название антропного принципа. Эту идею наиболее точно сформулировал в 1973 г. Б. Картер: «Я мыслю, следовательно, Вселенная такова, какова она есть». С. Хокинг выразил эту мысль так: «Вселенная такова, какой мы ее наблюдаем, по той причине, что существует человек». Ф. Типлер предложил постулат вечности жизни, точнее реализации программы производства информации, цель которой - управление структурой Вселенной, а его финал - точка Омега, мировой Разум, потенциально владеющий бесконечным объемом информации обо всех процессах и явлениях. Такая Вселенная оказывается закрытой системой, антропный принцип в ней переходит в телеологичекий и предполагается финал, или предел эволюции. Внедрение антропного принципа вызвало немало следствий, в том числе включение принципов гуманитарного знания в естествознание.
8, Ценности и знания. Человек сегодня уже не только наблюдатель. Благодаря невиданному ранее арсеналу знаний и технических возможностей он способен изменить и даже разрушить состояние окружающего социального или природного миров. От амбиций, волевых, интеллектуальных или иных способностей отдельных субъектов (представителей элиты знания, политической, военной элиты) во многом зависит ход современной социальной динамики. В связи с этим резко повышается значение нравственно-интеллектуального развития личности (достигаемого не только через обучение, но и через воспитание), увеличивается роль ценностного фактора. Ценностный, аксиологический подход в науке - явление не бесспорное. Ориентируясь на объективность, наука тщательно стремилась избежать оценочное™, субъективизма, измерений по шкапе «плохо-хорошо». Наука, не имеющая запретных тем и избегающая моральных аспектов в исследовании, долгое время оставалась свободной от ценностей. Истоки формирования чистой, безоценочной науки восходят к Г. Галилею и Ф. Бэкону, выступавших за автономность, нейтральность науки. Однако наука утверждала собственные ценности: разума, опыта, знаний, истины, свободы исследования, субъекта, объекта, той или иной методологии, самой познавательной активности и т.д. Так возникла область когнитивных ценностей, не позволяющих утверждать, что наука полностью свободна от каких бы то ни было ценностей. Что касается ценностей этических, антропологических, то их роль для науки оказалась минимальной. Это способствовало снятию контроля над опасными дня человека и общества видами исследований, что породило антисциентизм и утверждения о том, что человек безразличен науке.
Наука XXI века породила целый ряд серьезных этических проблем, которые заставили по-новому отнестись к ее ценностной нейтральности. Прежде всего, речь идет об исследованиях, угрожающих жизни, здоровью человека и природы. Физики-ядерщики первыми столкнулись с этими проблемами. Сейчас эти риски и угрозы затрагивают область молекулярной биологии, генетики, медицины, психологии и т.д. В связи с этим резко возрастает проблема нравственного уровня развития самого ученого, творчество которого способно направить весь арсенал современной науки в указанном им направлении. Открытия в области генной инженерии, возможность клонирования, выращивания стволовых клеток способны качественно изменить человека и человечество, расширить их возможности, продлить жизнь, активность, уничтожить болезни и одновременно могут вызвать разрушительные последствия. Например, генетически модифицированные продукты способны к 2050 г. обеспечить питанием все население планеты, притом, что количество обрабатываемых земель сократится вдвое, с другой стороны, употребление таких продуктов питания вызывает генетические изменения у человека, нарушая обмен веществ, влияя на гормон роста и т.д. В связи с этим следует указать на еще одну особенность современной науки - ее тесную связь с экологическими и социально-политическими проблемами.
9. Экологические проблемы и развитие науки. К концу XX века важнейшей проблемой современной науки стал экологический феномен, который настоятельно взывает к биосферизации всех видов человеческой деятельности., всех областей науки. Он влечет за собой необходимость формирования нового этического императива, обязывающего ученых с большей ответственностью подходить к результатам своих исследований. Сфера действия этики расширяется. Выдающиеся физики требуют ограничения применений открытий в военной области. Врачи и биологи выступают за мораторий на использование достижений генетики в антигуманных целях. Научный анализ сегодня необходим для того, чтобы показать размеры кризисной ситуации и попытаться наметить возможные пути выхода из нее.
Наука встала перед необходимостью переосмысления установки на ускорение темпов НТР с 70-х гг. XX века. С 1962-1972 гг. ученые фиксируют пик НТР. Именно тогда появляются и первые призывы к ограничению темпов роста (А. Печчеи, Г. Маркузе и др.) В 1972-1992 гг. происходит экологизация общественного сознания, что находит подтверждение в решениях всемирного саммита в Рио-де-Жанейро. На протяжении 1992-2002 гг. наблюдается глобальное распространение иллюзии поддерживаемого устойчивого развития. Но следующий саммит в Йоханнесбурге со всей очевидностью показал, что решения конгресса в Рио воплощены
только на 2-7 %. «Затормозить» темпы роста современной цивилизации оказалось невозможно, «устойчивое развитие» стало мифом, поскольку растущему численно человечеству требуется все больше средств и ресурсов для выживания и развития. Самыми существенными факторами экологического кризиса на сегодня являются демографический, сырьевой, к ним также примыкает фактор загрязнения атмосферы. Мирового океана, парниковый эффект и др. Ученые - одни из немногих, кто, прогнозируя будущее, бьет тревогу, однако эффективных методов преодоления экологического кризиса еще не найдено.
10. Глобализация. И, наконец, еще одной важнейшей тенденцией современной общественной динамики, которая связана с развитием науки, является процесс глобализации — интеграции народов и государств в единое планетарное сообщество. Наука способствует этому процессу и сама испытывает его влияние. Открытия в ядерной энергетике, генной инженерии делают мир целостным, единым перед возможной угрозой выживанию. Политика государств зависит от обладания теми или иными видами оружия, технологиями их создания. Глобализационное переплетение капиталов способствует союзу науки и производства. Доля иностранных заказных проектов очень велика. Так, в США иностранные предприятия расходуют на научные исследования 12% всех ассигнований, во Франции- 19%, в Британии - 40%. Наука становится объектом политических и идеологических сфер интереса. Через совместные научные исследования происходит перехват информации, новых открытий, технологий.
Наука способствует глобализационному соединению государств: прорыв в области технологии коммуникаций, транспорта и связи «снимает» границы, преодолевает расстояния и сокращает издержки во времени. Глобализация меняет мир, делая доступными все большему числу стран научные технологии и новации. Так, если к 2000 г. более половины жителей на Земле не сделали ни одного телефонного звонка, то в 2005 г. это сделает уже половина человечества, а в 2010 г. телефонная связь будет доступна большинству. К 2005 г. число пользователей Интернет достигло 3 млрд, что способствует глобальному распространению информации, созданию единой планетарной культуры1. В то же время глобализационные процессы происходят за счет поглощения более сильными (в экономическом отношении) системами более слабых, сопровождаются потерей культурной и национальной идентичности, своеобразия, уникальности. Усред-ненность, выравнивание неизбежно способствуют потере многообразия, полноты, богатства содержания и форм, что вызывает вполне обоснованную обеспокоенность ученых-гуманитариев, философов, деятелей искусства. Этот процесс требует сегодня осмысления и оценки, нахождения такой формы протекания, которая обеспечивала бы качественные позитив-ные изменения при наименьших потерях. Современная наука призвана способствовать разрешению этой сверхновой задачи. От направленности современных научных стратегий во многом зависит то, каким наш мир будет в будущем.
Основные понятия и термины
Лнтропный принцип устанавливает связь объективных процессов макро- и микромира с присутствием наблюдателя (человека) и средств наблюдения; утверждает зависимость эволюции Вселенной от Разума.
Аттрактор - относительно устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает к себе различные траектории динамических систем, направляет, канализирует их к определенной цели (подобно воронке). Если система попадает в область аттрактора, она неизбежно эволюционирует к этому состоянию, а все прочие состояния автоматически диссипируют, затухают.
Бифуркация - нарушение устойчивости эволюционного пути развития системы, приводящее к возникновению в, так называемой, «точке бифуркации» появления спектра альтернативных сценариев, путей эволюции открытой нелинейной системы в различные стороны. Это состояние, когда неопределенность достигает предела и преодолевается. В эти моменты фундаментальную роль начинают играть случайные, возможно, второстепенные факторы, что делает невозможным прогнозирование наиболее вероятного пути эволюции такой системы.
Глобализация - процесс интеграции, смешения, слияния отдельных народов, государств, культур в общечеловеческое планетарное единство. Негативный вариант глобализации предполагает поглощение более сильными в экономическом отношении государствами более слабых, уничтожение культурной идентичности, выравнивание, усреднение, однообразие. Позитивный вариант- предполагает создание единого общечеловеческого общества на основе признания свободы и равноправия каждой из культур и традиций, совместное решение глобальных проблем современности.
Дополнительности принцип предполагает сочетание в процессе исследования противоречивых, антиномичных утверждений и подходов, как дополняющих и обогащающих друг друга.
Информационное общество - ступень развития человечества, следующая за индустриальной и аграрной стадиями, характеризующаяся тем, что главным средством труда, основным товаром, высшей ценностью является информация.
Информация — многозначное понятие, характеризующее: I) сумму знаний, средство общения: 2) свойство органических, социальных и кибернетических систем выражать свою уникальность, своеобразие, содер-
жание процессов и характер связей с другими системами; 3) атрибут всех форм бытия, отражение их в кодовой форме признаков и качества.
Коэволюция - единство природных и социальных эволюционных процессов, принцип отношений человека к миру с позиции приоритета экологического императива.
Методологический плюрализм - осознание ограниченности, односторонности любой методологии, в том числе рационалистической, утверждение множественности методов познания истины.
Нелинейность ••- многовариантность, альтернативность путей, темпов эволюции, ее необратимость, возможность непредсказуемых изменений течения процессов - в целом развитие через случайность выбора пути в точках бифуркации'.
Открытость - свойство систем, проявляющееся в их способности к обмену веществом, энергией и информацией с окружающей средой.
Самоорганизация - процесс упорядочивания, перехода от хаоса к структурному состоянию, происходящий спонтанно в открытых нелинейных системах.
Синергетика - теория самоорганизации открытых, неравновесных систем путем спонтанного структур о генеза (основатели ~ Г. Хакен, И. Пригожий).
Сцивнтизм и антисциентизм - противоположные философско-методологические позиции в отношении роли и ценности науки. Сциентизм рассматривает науку как высшую ступень человеческого разума, утверждает, что все проблемы можно разрешить на основе научного подхода. Антисциентизм отличается резкой критикой науки и техники, которые с позиции данного принципа не могут обеспечить социальный прогресс, улучшить жизнь людей, а лишь подвергают природно-социальную систему различным рискам (военная, экологическая опасность).
Ценности - смысло-значимые ориентиры жизнедеятельности, креативно влияющие как на субъект, так и на окружающее его природно-социальное пространство, преобразующие их в направлении должного, совершенного образца.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1421 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!