Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Завершение периода античности в учениях Филона Александрийского и Плотина



Филон Александрийский: принадл. и один из первых переводов Ветхого завета на греческий язык. Наиб. сложность для Филона (как и для последующих религиозных мыслителей) представляла интерпретация понятия «господа» и трансцендентальных представлений Библии в понятийном аппарате греческой науки. Ант. псих. даже в своих идеал. представл. опиралась на прир., выведенные из наблюд. и размышл. о законах окруж. мира понятия, а потому внеприродные понят. в ее терминах просто невыразимы. Поэтому в концепции Филона впервые появился термин «откровение», которым он и объяснял невыводимые из научн. знан. понят. Так в псих. впервые проникла мистика, которая в Средневековый период стала одним из ее основных элементов. Откровение в теории Филона объясн. при помощи теории значения слова, разработанного стоиками. Продолжив предприн. ими анализ связи слова, мысли и предм., Филон отождествил понят. слово и Логос, оставляя в стороне сущность этой связи, их соотношение с мыслью и реальным предметом. По Филону, слово и есть закон, по которому созд. мир, слово - откровение Бога, данное им в вербальной форме людям. Такое отнош. к слову-Логосу перешло от Филона Александрийского в христ. науку, так как объясн. библейск. тексты, говор. о том, что «вначале было слово. и слово было Бог».

Плотин – учил, что индивид. душа происходит от миров. души, к кот. она и устремлена; другой вектор активности индивид. души направлен к чувственному миру. Сам Плотин выделил еще 1 направл, а именно – обращенность души на себя, на собственные незримые действия: она как бы следит за своей работой, становится ее "зеркалом". Через много столетий способность субъекта не только ощущать, чувствовать, помнить, мыслить, но и обладать внутренним представлением об этих функциях получила название рефлексии. Так. способ. служит неотъемлемым "механизмом" сознательной деятел. чел., соедин. его ориентацию во внешнем мире с ориентацией в мире внутреннем, в самом себе. Плотин отграничил этот "механизм" от других псих. пр-в, на объясн. кот. была сосредоточена мысль многих поколений исслед. псих. Сколь бы широк ни был спектр этих объясн., они в конечном счете сводились к по искам зависимости душевных явлений от физ. причин, от пр-ссов в орган., от общения с другими люд. Рефлексия, открытая Плотинам, не могла быть объясн. ни одним из этих факторов. Она выглядела самодостаточной, ни из чего не выводимой сущностью. Таковой она и оставалась на протяжении веков, став исходным понятием интроспективной психологии сознания.





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 381 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...