Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Объективный идеализм Платона и учение Аристотеля о душе



Пон. о душе у Платона неразрывно связано с учением об идеях. Есть мир идей, кот. первичен, истинен, неизменяем, вечен и не зависит от чувств. вещей, и мир вещей, кот. явл. небытием, приходящий и смертный. Любая вещь имеет в своем начале идею, и именно идеи - образцы, а вещи - их подобия, несовершенные слабые копии. Душа выступает как связующее звено между миром идей и чувственных вещей, хотя сама в своем первобытном сост. находится в царстве идей и существует прежде, чем соед. с каким-либо телом, поэтому природа души сродни прир. идей. Душа выше тела и потому может властвовать над ним. Душа - бессмертная субстанция. Она состоит из 3 частей: вожделеющая душа, разумная душа, которая противостоит вожделеющей, а также яростный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к страданию, а ее восстановление - к чувству удовольствия. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях. Пр-ссы познания Платон сделал акцент не на внешн. диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, предполагающем, что душа в процессе мышления спрашивает саму себя, сама же отвеч., утвержд. и отрицает. Этот феномен известен современной псих. как внутр. речь, а процесс ее происхожд. из речи внешней (социальной) получил название интериоризации (от лат. «интериор» - внутренний). Всякое знание есть воспом. душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей, до того, как соединилась с телом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание. Чувственное познание отделено от рационального.

Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, так как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и незнанием и явля. низшим видом знания. Поэтому истинным может быть только то познание, которое проникает в саму суть, в мир идей

Аристотель: душа – способ организации тела. Аристотель был как философом, так и натуралистом-исслед. природы. Душа мыслилась Аристотелем как способ организ. живого тела, действ. кот. носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может сущ. без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя. Душа обладает различными способн. как ступенями ее разв.: растител., чувств. и умств. (присущей только человеку). Применительно к объясн. души Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела. Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась "верховным разумом", который не смешивался ни с чем телесным и внешним. Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и движений посредством циркуляции крови.

11.Анализ трактата Аристотеля «О душе».


Трактат «О душе». Аристотель впервые систематизировал все знан. о прир. чел. от ист. вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная ф-ция души - это реализ. биолог. сущ. орган., в кот. телесное и духовное образ. нераздельную целостность. Душа - это не

самостоят. сущность, а форма, способ организ. живого тела. После смерти душа возвращ. в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способн. души рассматр. через ее уровни: 1.Вегетативный уровень характ. для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка. 2.Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способн. явл. чувства и ощущения. 3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными явл. способности к размышлению.

Выделял след. познават. способн. души: 1. Восприятие – 1-ый источник познания, познает отдельное, частное, на основе которого человек познает общее. 2. Осязание - главнейшее ощущение, необходимое для жизни. 3. Память, которая дает сохр. и воспроизв. ощущений и делится на 3 вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память - образ в соединении с временной характеристикой; высшая память - процесс воспоминания путем уст. отношений наст. с искомым прошлым, т. е. через ассоциации. 4. Воображение – образ. представл. кот. явл. энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне. 5. Мышление как сост. суждений, протекает в пон. и постигает общее. Есть мышление низшее, кот. не исслед. и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через кот. можно находить посылки, и мышлением-мудростью, кот. явл. высш. вид. мышл





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 515 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...