Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Психол. проблематика медиц. Эскулапа, Гиппократа, Алкмеона, Галена



Гален убежден что жизнь возник.в резул. постепенного разв. прир., а психическое – есть порожд. органической жизни. За основу деятел. и всех проявлений души Гален принимал кровь. Полагал, что кровь образ. в печени в результате соединения переваренной пищи с воздухом. Далее, через вены она поступает к сердцу, а от него по артериям растекается по всему телу. На пути к мозгу кровь, испаряясь и очищ., превращ. в психич. пневму. Органами псих. счит. печень, сердце и мозг, каждый органов души отв. за опред. ее ф-ции. Печень – побуждений, влечений, потребностей, сердце - локализуются эмоции, аффекты, страсти, мозг –выступает носителем разума. Нервная с-ма, служащая анатомической основой души, имеет древоподобный вид. Нервные пути предст. собой жгуты, наполн. веществом, что и головной мозг. По ним движ. психич. пневма. подразд. нервы на 2 вида: мягкие (чувствит.), идущие к органам чувств, и твердые (двигател.), подход. к мышцам.Физ., веществ. однородность нервов и внешних возд. явл. услов., обеспеч. адекватность восприятия. Чувствит. каждого органа чувств зависит от того, сколько к нему подходит нервов. Сост. и динамика крови обусл. не только эмоц. сторону души, но и общую активность чел., его темперамент, хар-р. Тип темперамента зависит от пропорции или преобладания артериал. или венозн. крови. Люди с преоблад. артериальной крови более подвижны, энергичны, мужественны. доминирует в смеси венозная кровь, те медлительны и малоподвижны.

Гиипократ - отец медицины", один из основоположн. научн. подхода к болезням чел. и их лечению. Он изуч. устр. человеч. орган., исслед. причины его болезней. Жизнь рассматр. им как изменяющ. пр-сс. В ее основе - воздух, через который осуществл. связь организма с миром. Воздух приносит в мозг разум.

Главной причиной различий между здоровым и больным человеком считал пропорции, в кот. наход.в организме различные "соки" (кровь, желчь, слизь); эти пропорции он называл темпераментами. Ввел 4 типа темперамента:сангвинический (преобладает кровь), холерический (желтая желчь), меланхолический (черная желчь), флегматический (слизь). Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение. 1. на передний план выдвигалась идея о том, что бесчисленные разл. между люд. можно сгруппировать по нескол. общим призн. повед.; тем самым закладыв. начала научной типологии, лежащие в основе соврем. учен. об индивидуальных различиях между люд. 2. источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душ. качества став.ь им в зависимость от телесных. О роли нервной с-мы в эпоху еще не знали, поэтому типология явл., говоря совр. язык., гуморальной. Наряду с внутрителесной детерминацией, подчеркю обусловленность разв. чел. и его психики внешн. прич.: обр. жизни чел., усл. его быта, особен. географической среды обит. чел., способом правления.. Гиппократ обосновывает главную роль мозга в псих. деятел., рассм. мозг как вид железы. Он утв., что жизнь чел. зависит от естественных причин, подвластных разуму, наблюдению.

Алкмеон: мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому врачу, который пришел к такому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. Установил, что из мозг. полушарий "идут к глазным впадинам 2 узкие дорожки". Полагая, что ощущ. возн. благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Т.о. учение о психике как продукте мозга зародилось благодаря тому, что была открыта прямая зависимость ощущ. от строения мозга, а это, в свою очередь, стало возможным благодаря накоплению эмпирических фактов. Ощущения, по Алкмеону, – исходный пункт всей познав.работы. "Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой (прочности)".Тем самым и другие психические процессы, возник. из ощущ., связ. с мозгом, хотя знание об этих пр-ссах не могло опираться на анатомо-физиологич. опыт.

Эпикур предполагал, что живое тело, как и душа, состоит из движ. в пустоте атомов. Со смертью они рассеиваются по общим законам вечного Космоса. Предст. в учении Эпикура картина природы и места чел. в ней служила тому, чтобы достичь безмятежности духа, свободы от страхов и прежде всего перед смертью и богами. размышляли о путях независ. личности от всего внешнего. Лучший путь они усматр. в самоустранении от всех общественных дел. Именно такое повед. позволит избежать огорчений, тревог, отрицательных эмоций и тем самым испытать наслаждение, ибо оно не что иное, как отсутствие страдания.

13.Психол. концепции эллинизма: киники, эпикурейцы, стоики.

античная псих. в период эллинизма была ориентир. на исслед. более локальных проблем, часто имеющ.не столько общетеоретическое, скол. практ. знач. важная в это время станов. проблема разв. равственности, формир. нравств. повед.

киники: кажд. чел. самодостаточен, т. е. имеет все необходимое для духовной жизни в себе самом. Однако, как подчеркивал один из ведущих ученых этой школы - Диоген Синопский, не кажд. чел. спос. пон. себя, прийти к самому себе и довольств. только тем, что он имеет в себе самом. Люди привыкли к помощи общества, других людей, к комфорту. Поэтому единств. путь для нравств. самосовершенств.- это путь к себе, путь, ограничивающий контакты и зависимость от внешнего мира. Путь нравств. разв. и обуч. киников состоял из 3 ступеней - аскезы, ападейкии и автаркии. 1-ый этап сост. в отказе от комфорта и благ, которые дает общество. 2-ой этап: челов. внушали мысль о необход. игнорировать знан., накопл. обществом; при этом утвержд., что неграмотность также может явл. достоинством. 3-ий этап: независимости чел. приучали не обращать вним. на обществ. мнение, на похвалу и порицание людей.

эпикурийцы: следовав. разницу между душой животн. и чел. выделил 4 части души, 3 из которых существуют как у животных, так и у человека. Это огонь (дающий тепло) пневма (обеспечивающая движение) и ветер (позволяющий дышать). 4 часть - «душа души» есть только у чел. и связана с чисто психич., а не психофизич. фц-ми души - чувствами, мышлением, нравственностью. Т.о. в соответв. Эпикур с задач. псих. своего времени модернизировал учение Демокрита, продемонстрировав, как с позиции атомистической теории можно проанализ. качеств.отличия между психикой чел. и жив-ых.

стоики: внутр. независ., автономии чел.. подчеркивали необх. ранней социализации, подчинения законам, действ. в данном обществе, говоря о том, что кажд. должен честно выполн. возлож. на него обязан., диктуемые его ролью. Так в псих. впервые появл. термин роль - один из наиболее важных в соврем. науке. Эта школа разраб. более приемл. для больш. людей этическую концепцию и постепенно получила широкое распространение.





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 269 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...