Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поучение на день святого Архистратига Михаила, месяца сентября, в 6 день в 1705 г. 5 страница



Высока Она и по множеству заслуг Своих, ибо стол превзошла ими всех тварей плотских и духовных, что ни Ангелы, ни Архангелы, ни Начала, ни Власти, ни Силы, ни господства, ни престолы, ни Херувимы и Серафимы, ни пророки, ни апостолы, ни мученики, ни все прочие твари не могут сравниться с Ней своими заслугами и добродетелями. Она одна превзошла всех, по изречению Приточника: «Много было жен добродетельных, но Ты превзошла всех их» (Притч.31,29).

Превознеслась Преблагословенная Дева над всеми святыми и над всеми Силами Небесными, ибо Она Царица на небе и Владычица на земле, Госпожа Небесных Сил, похвала дев, венец мучеников, Учительница апостолов. Она – зерцало исповедников, проречение пророков, чаяние патриархов. Она – сокровище всех добродетелей. Ибо чего может быть лишена Та, Которая мать Виновника всех благ?

Далее, Преблагословенная Дева именуется столпом за крепость Свою, ибо Она столь крепка, столь утверждена благодатью Божией, что никакими кознями, никакими прельщениями враг демон не мог соблазнить Ее и нанести Ей вред. Более того, она обличила всю прелесть дьявольскую, раскрыла демонские козни, показала и разрушила их коварство, уничтожила крепость, победила силу и постоянно обращает их в бегство, чтобы они как-нибудь не одолели нас и не похитили победу. Потому Святые Отцы, прославляя Ее крепость, называли образами Ее Иудифь и Иаиль, ибо как Иудифь погубила злочестивого Олоферна, а Иаиль Сисару, так и Пречистая Дева поразила проклятого демона.

Столп – это прибежище для воинов, в котором они спасаются от врагов, а Преблагословенная Дева – это столп для нашего прибежища, ибо мы – воины Христовы, воюющие на земле, и брань наша с лютейшими врагами, не с плотскими, а с духовными, согласно словам апостола Павла: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6.12).

В этом нашем мысленном столпе мы сохраняемся от столь сильных наших врагов, когда прибегаем к нему. Ибо остался ли кто-нибудь не спасенным из прибегавших к столпу сему? Воистину, скорее мать бросит свое чадо на растерзание нападающему волку, чем Мать милосердия отдаст кого-либо из притекаю­щих к Ней врагам на мучения! Отец и мать покидают детей своих, Мать же милосердия не оставляет никогда, но всех принимает Она, как Мать непобедимой милости, и питает мо­локом Божией благодати.

Может быть, ты удивишься здесь, слуша­тель, тому, что я назвал Богородицу столпом и затем вдруг называю Ее Матерью? Не удив­ляйтесь тому, возлюбленные, ибо от Нее Са­мой я этому научился. Ибо когда Она уподоб­ляет Себя стене и сосцы Свои столпу, говоря: «Я стена, и сосцы Мои как столп», — не то ли оз­начает, что Она Сама есть защита, как стена, прибежище, как столп, и Мать, как питающая сосцами духовными? Означает, что Она есть столп для покрова, Мать для питания, столп для немощных, Мать для младенцев.

Если ты не надеешься на свои слабые си­лы, то Она тебе говорит: «Я стена и столп», ук­ройся во Мне от лица вражьего. Если ты сты­дишься своей малости, и желаешь «возрасти в мужа совершенна» (Еф. 4, 13), Я — Мать, пи­тайся молоком Моим. «Я стена и столп» по кре­пости Своей и Мать по милосердию Своему. Я Мать, имеющая полные молока сосцы, до­статочные для питания всех чад, притекаю­щих ко Мне. «Я — стена», могущая оградить всех, и столп, в совершенстве вооруженный всеми оружиями духовными для поражения гордых супостатов».

Много столпов мы находим в Священном Писании, и среди них семь, которым можно уподобить Пресвятую Богородицу.

Первый столп — ливанский: «Нос твой — столп Ливанский» (Песн. 7, 4). Гора Ливан, на которой был сооружен тот столп, всегда изда­вала кадильное благоухание. Подобно тому и Преблагословенная Дева Мария, всегда, и до рождества, и в рождестве и после рождества, в младенчестве, в отрочестве, в совершенном возрасте, и в старости, в жизни и в смерти, из­давала сладчайшее благоухание духовных до­бродетелей.

Второй столп — Давидов: «Шея твоя — как столп Давидов, сооруженный для оружий, ты­сяча щитов висит на нем — все щиты сильных» (Песн. 4, 4). Вот какой столп являет Собой Преблагословенная Дева Мария! «Тысяча щи­тов» — это тысяча пособий во всяких бедах наших, даруемых нам Преблагословенной Девой. Ты найдешь в Преблагословенной Ма­рии лучший щит, которым защитишь себя против всякого пламени бесчинной похоти, против всякого устремления скорби и противства. В Марии все «щиты сильных», то есть все виды бесчисленных добродетелей. В Ней вера патриархов, надежда пророков, ревность апостолов, крепость мучеников, мудрость учителей, истина исповедников, чистота дев. В Ней, наконец, обретаются все добродетели всех святых, в Ней «все щиты сильных».

Третий столп — из слоновой кости: «Шея Твоя как столп из слоновой кости» (Песн. 7, 5). Слоновая кость светла, бела, тверда и ценит­ся у людей. Все это имеет в Себе Пресвятая Дева. Она светла благодатью Божией, бела чистотой душевной и телесной, тверда незыб­лемой стойкостью и крепостью против вра­гов, достойна пред Богом, Ангелами и людь­ми. Потому говорит о Ней Жених Небесный: «Вся Ты прекрасна, возлюбленная Моя, и пятна нет на Тебе» (Песн. 4, 7).

Четвертый столп — сосцов: «Сосцы у Меня, как столпы» (Песн. 8, 10). Как сосцы, полные молока, изливают его в изобилии, так и Бого­родица, исполненная благодати и иных даров Святого Духа, обильно изливает их Своим по­читателям и исполняет их дивной сладостью Святого Духа.

Пятый столп — Анамеила, о котором упо­минает пророк Захария (см. Зах. 14, 10). По Иеронимову толкованию, он означает благо­дать, или дар Божий. Этому столпу уподобля­ется Богородица, ибо всякий, прибегающий к Ней, как бы к столпу или твердыне, получает благодать и дары Божий.

Шестой столп — столп паствы, о котором говорит пророк Михей: «Ты, столп паствы. Дочь Сиона! К Тебе придет власть первая» (Мих. 4, 8). Пресвятая Богородица — «столп паствы» Хрис­товой, ибо Она ограждает от огня ярости Бо­жией овец стада Христова, благоговейно по­читающих Ее, защищает и покрывает их «от стрел, летящих днем», то есть от явных иску­шений, и «от бедствий, постигающих во тьме», то есть от тайных искушений, «от болезни и бе­са полуденного», то есть от гонения света люто­го (Пс. 90, 5).

Седьмой столп — столп крепости, о кото­ром Приточник сказал: «Имя Господне — столп крепости» (Притч. 18, 10). Это место блажен­ный Иероним читает так: «Столп крепости — имя Господне, притекая к которому правед­ники спасаются». Этот столп крепости есть Пресвятая Богородица, носившая Бога во чреве Своем. Ибо Она прогоняет демонов, побеждает врагов, притекающих же к Ней не только праведников, но и грешников, спасает и освобождает от всех бед. Поэтому мы благо­говейно Ей воспеваем: «Под Твое благоутробие прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная!»

Итак, притекайте, все люди, к сему превысокому и пресветлому столпу, который ви­дел «ныне святой Андрей на воздусе» (Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы) защи­щающим христиан молитвой от гнева Божия и покрывающим верных омофором милосер­дия! Призывайте на помощь Матерь Божию как скорую Помощницу во всех нуждах ва­ших, душевных и телесных! Притекайте к Ней, девы, ибо Она — Знаменосица ваша и похвала девства. Притекайте к Ней, жены, ибо и Она была женой Иосифа, хотя и неискусобрачной: Она для вас образ трезвенной жизни. Приходите к Ней, вдовы, ибо и Она знала вдовство и является для вас образом доброде­тельной жизни. Притекайте к Ней, священни­ки, ибо и Она была священницей или жрицей Божественной, когда принесла Сына Своего, Агнца Непорочного, в жертву Богу на крест­ном жертвеннике для спасения всего мира.

Да прибегают к Ней иноки, так как Она в совершенстве сохранила закон их, нищету, чистоту и послушание. Да прибегают к Ней благородные князья, бояре и сами Цари и Ца­рицы, ибо Она — Царица неба и земли и про­изошла от царского колена Давидова. Прибе­гайте к Ней, мастера, ибо и Она отдана была в супружество мастерудреводелу. Наконец, да прибегают к Ней все живущие, ибо Она — Мать всех живущих, богатая милостью для всех, благоговейно призывающих Ее.

Православные люди всякого сана и чина, всякого века и возраста! Устремите ваши сердца, очи и руки к Пресвятой Деве, с уми­лением восклицая: «Под Твое благоутробие прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная!»

Ты же, о столп превысокий, воззри на нас!

Столп прекрепкий, прими нас!

Столп вооруженный, защити нас!

О покров пространный, покрой нас от врагов видимых и невидимых!

О стена непреоборимая, сохрани нас!

Облако нового Израиля! Введи нас в зем­лю обетованную, покрывая и освещая, да примем через Тебя мы, рабы Твои, жизнь веч­ную. Аминь.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 164 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...