Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поучение на празднество Пресвятой Богородицы Донской, месяца августа, в 19 день



««Возбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!»«

Ныне соборно почитая празднеством в этой святой обители икону Пресвятой Влады­чицы нашей Богородицы и Приснодевы Ма­рии, именуемой Донской, хотел я узнать об этом наименовании, слушатели возлюблен­ные! И узнал я от достоверных повествовате­лей и летописцев, что когда благоверный Ве­ликий князь Димитрий Иоаннович вел брань с нечестивым татарским царем Мамаем меж­ду реками Непрядвой и Доном, была там в полках христианских эта пречестная чудотвор­ная икона, принесенная от донского воинства в дар Великому князю в помощь против супро­тивников. И по молитвам Пречистой Богома­тери и чудесной Ее силой, исходящей от той иконы, побеждены были агаряне. Великий князь, со славой торжествуя победу, возвра­тился с христианским воинством обратно и принес с собой честную и чудотворную эту икону, которая названа Донской по причине бывшей там — на Дону — победы.

Желая еще узнать и об этой обители, назы­ваемой от образа Пресвятой Богородицы Дон­ской также Донской, узнал я из достоверных повествований и от летописцев, что во дни благоверного Государя, Царя и Великого князя Феодора Иоанновича, когда случилось наше­ствие крымской орды на державу Московско­го государства и когда татарский царь Мурат Кирей приблизился к царствующему сему граду, вышел благоверный Царь и Великий князь Феодор Иоаннович с воинством своим и на сем месте ополчился против агарян. Он принес к своим полкам Донскую икону Пре­святой Богоматери и победил полки агарянские, прогнав их с помощью Пречистой Бого­родицы. Желая воздать Ей благодарение, он создал на том месте каменную церковь, в ко­торой ныне трапеза, и поставил в ней список с чудотворной иконы. С того времени эта обитель была названа Донской.

Я же, грешный, с усердием вспоминая обе эти победы над агарянами, всесильной помо­щью Богородичной совершенные: победу над Мамаем на границах державы Российской между Доном и Непрядвой, и преславную по­беду над крымским Киреем на этом месте, — вспоминая, говорю, обе эти победы, я вспом­ню и древнейшую победу над каганом под греческим Цареградом и скажу: Пречистая Матерь Божия туже благодать Свою, которую в древности явила греческому царству, явила и царству российскому. Ибо той же силой, ко­торой победила под Константинополем кага­на и прочих скифов и персов и отогнала их от пределов греческих, Она и под этим царству­ющих градом победила агарян и прогнала их от пределов российской державы. И как тогда греки, восписуя Пречистой Деве Богородице песни благодарения в Боге, называли Ее Возбранной Воеводой, так делаем и мы ныне, воспевая Богородице: «Возбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, бла­годарственная восписуем Ти раби Твои, Бого­родице!»

Слыша здесь титул воеводский, Пречис­той Деве Церковью приписанный, я хочу ви­деть и сам чин Ее воеводский: как вооружает­ся Она на брань? Как выводит Свое войско и строит полки? Как побеждает супостатов не только видимых, но и особенно невидимых? Обратим же все вместе наши мысленные очи, слушатели мои! И рассмотрим этого невидан­ного и неслыханного когда-либо Воеводу.

Кто Он такой? Дева. Слышал ли и видел ли кто-либо когда-нибудь, чтобы воеводой была дева? Воеводе приличествует иметь в ру­ках меч: «Он не напрасно», — говорится, — «носит меч: он отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13, 4); деве же приличествует иметь в руках иглу для вышивания узоров. Воеводе приличествует копье, а деве — веретено; вое­воде — шлем железный, а деве — венок разно­цветный; воеводе — броня крепкая, а деве — многоценная утварь; воеводе — щит от стрел вражеских, а деве — тень от зноя солнечного. Воеводе подобает выходить в поле на брань с супостатами, а деве сидеть безвыходно дома, в хоромах. Как может дева быть воеводой? Но воеводствует именно Дева.

Какая же Дева? Та Дева, Которая порази­ла главу адского змия, ведущего брань против всего рода человеческого. Дева, возбранная Воевода, Пречистая Матерь Божия, Она при­яла в Свои руки оружие, и не одно оружие, но все оружия Божий, как говорит апостол: «При­мите всеоружие Божие, дабы вы могли проти­востать в день злый» (Еф. 6, 13). Еще Соломон предусмотрел оружие в руках Ее, когда сказал: «Изострит же внезапный гнев, как оружие» (Прем. 5, 20). Смотрю, какое же это оружие? И вижу меч и копье, ибо в еллинской Библии написано «меч: Изострит», — сказано там, — «внезапный гнев, как меч», а в Иеронимовом пе­реводе «копье: Изострит меч в копье». Копьем Она крепко пробивает адского семиглавого змия и единомышленников его, мечом же внезапно отсекает единым ударом головы их. Имеет и шлем спасения, по апостолу: «И шлем спасения возьмите» (Еф. 6, 17).

Она приняла шлем спасения, чтобы не только Самой быть спасенной от проклятия за грех прародительский, но и спасти весь мир, ибо через Сию Спасительницу спасен мир, как и Церковь воспевает Ей: «Спасе Бо­городицею мир Христос, имеяй велию и бога­тую милость» (Догматик).

Облеклась в броню правды рожденная праведными родителями и от юности по­учившаяся оправданиям Господним. «Приня­ла щит непобедимый — преподобие» (Прем. 5, 19). Слово преподобие происходит от слова «подобный», то есть подобный — преподоб­ный. «Создал Бог человека по образу Своему и по подобию» (Быт. 1, 26). И все люди душой своей разумной, созданной Богом, подобны Богу, только у грешников это подобие пре­много утрачивается, ибо человек через свои грехи уподобляется уже не Богу, а скотам несмысленным (см. Пс. 48, 13). У святых же лю­дей это подобие бывает преподобием, ибо они соблюдают в себе образ Божий неповрежден­ным.

В Преблагословенной же Деве это подо­бие образа Божия не только преподобно над подобными, но и над преподобными преподобнейшее. В Ней образ Божий яснее, чем у всех других, как об этом свидетельствует Сам Бог, Который в Песни Песней говорит Ей: «Уподобил Тебя, Ближняя Моя» (Песн. 1,8),— то есть как бы говорит: «Все люди, и особенно угодники Мои, подобны Мне, Ты же подоб­нее их, так как находишься близ Меня: «Уподо­бил Тебя, Ближняя Моя»«.

Как лицо, смотрящее в зеркало вблизи, отражается в зеркале лучше, чем лицо, смот­рящее издали, так и Пречистая Дева. Пребы­вая около Бога ближе, чем все святые, более подобна Богу, чем они. Она подобна Богу От­цу, как родившая без отца Сына Его, рожден­ного Им прежде веков без матери. Подобна Богу Сыну, как носившая Его в пречистой Своей девической утробе и родившая Его не­тленно. Подобна Богу Духу Святому, как соделавшаяся Его Невестой и храмом чистым и непорочным. И как Она более близка к Богу, чем все святые, так и более подобна Ему, чем все подобные, и более преподобна, чем все преподобные. Вот такой щит приняла возбранная наша Воевода, и щит этот — непобе­димый. «Примет», — сказано, — «щит непобеди­мый — преподобие». Ибо кто может одолеть, превзойти своей святостью Ее святость, кото­рая превзошла и святость Серафимов?

Созерцая умом своим возбранную нашу Воеводу, во все оружия облеченную, воору­женную щитом и броней, вспомню здесь сло­ва Святого Духа, сказанные о Ней: «Шея Твоя, как столп Давидов, тысяча щитов висит на нем и все стрелы сильных; по другому перево­ду: и оружия сильных» (Песн. 4, 4). По древнему обычаю, на высоких столпах, то есть вежах или башнях, стоявших на городской стене, слагалось и хранилось все оружие, приготов­ленное для брани. Так, Царь Давид, по свиде­тельству святого Амвросия, устроил в Иеруса­лиме высокий столп на городской стене для защиты, а вместе и для украшения города. Для защиты — чтобы можно было издали ус­мотреть приближающиеся к городу вражес­кие полки и прогнать их, а для украшения же потому, что столп тот превосходил своей вы­сотой не только средние, но и самые высокие здания Иерусалима.

Я же хочу найти объяснение тайны: поче­му Дух Святой уподобляет возлюбленную и прекраснейшую Невесту Свою тому столпу Давидову? Почему красота Ее должна быть в том, чтобы иметь шею столь высокую и длин­ную, как столп? Но как всегда в таинстве го­ворится так, а понимается иначе, так и здесь нужно разуметь у Невесты Духа Святого не вещественную высоту, а высоту добродетелей.

Некоторые полагают, что столп тот Дави­дов находился между Сионом, стоящим на го­ре высокой, и Иерусалимом, расположенным под горой и именовавшимся дшерью Сиона. И был столп тот между ними как бы шеей между телом и головой, ибо по высоте своей он преобладал над Иерусалимом и достигал Сиона. На столпе же этом были повешены щиты и положены все оружия для брани и за­щиты Иерусалима. Уподобляет Дух Святой Пречистую Деву столпу Давидову потому, что Она, будучи Дщерью Давидовой, посредству­ет, как шея между головой и телом, между Христом, как Главой Церкви, и верующими, которые составляют тело Церкви Его, и вмес­те с тем превосходит Церковь, ибо Она воис­тину высшая всех и достигающая Христа, как давшая Ему плоть.

Еще же и для того уподобляет Ее Дух Святой столпу, или хранилищу оружейному, чтобы показать, что Она есть возбранная Во­евода, во все оружия облеченная, а в этом наша защита от врагов. Ибо что может про­образовать тот столп, как не крепость Девы для нашего спасения: «Крепкая зашита от вра­га?» (Пс. 60, 4) Что могут означать те щиты, как не Ее защиту для нас? Что означают те стрелы, как не победу над врагами?

Когда враг воюет против нас, Она защи­щает нас щитами молитв Своих. Когда же мы сами воюем с врагами, Она подает нам ору­жие, стрелы сильные, и если мы ослабеваем, Она, как столп, укрепляет немощь нашу, что­бы нам не падать. Тысяча же щитов знаменует бесчисленные молитвы Ее о нас к Богу. Ты­сячное число здесь употребляется для означе­ния бесчисленного, ибо Богородица защища­ет нас бесчисленными, крепкими, как щит, молитвами. Все же оружие сильных указыва­ет на то, что всю ту благодать и силы, которые имеют все святые и которыми они помогают нам, те силы, которые имеют и которыми по­могают пророки, апостолы, иерархи, мученики, преподобные и праведные и все прочие святые, имеет в Себе единая Пресвятая Дева, и Она одна может помочь нам столько, сколь­ко все святые; и потому говорится о Ней, что Она имеет все оружие сильных.

Узнав, как облечена возбранная наша Вое­вода тысячью щитами и всеми стрелами и оружиями сильных, посмотрим еще, как Она вы­водит и устраивает Свои полки, ибо Воеводе без воинства или без полков быть не подобает. Воевода получает свой титул от слова «воин­ство», а потому и Сия возбранная Воевода имеет Свое воинство, Свои полки. Посмот­рим же, как Она выводит их на брань.

Помните ли вы Иаковлеву лестницу, по которой «восходили и нисходили Ангелы Божий?» (Быт. 28, 12) Помыслите, почему Ангелы Бо­жий непрестанно ходят по этой лестнице вверх и вниз, то восходят, то нисходят? Вы не узнаете причины этого, пока не исповедаете, что лестница эта есть Пречистая Матерь Бо­жия, как и Церковь говорит Ей: «Радуйся, мосте, к небесем преводяй, и лествица высо­кая, юже Иаков виде!» (Акафист Пресвятой Богородице). Если же вы признаете, что Она есть та Иаковлева лестница, то узнайте и то, что Ангелы потому не имеют покоя, восходя и нисходя по лестнице, что Пресвятая Богоро­дица повелевает им восходя приносить к Богу человеческие молитвы и всякие нужды, скор­би и печали, а нисходя приносить от Бога лю­дям Божию милость, помощь и дары, и все это через лестницу, то есть Богородицу, имею­щую такое о нас попечение.

Та же лестница, кроме ангельских во­инств, выводит еще и полки святых от не­бесной высоты к земному снисхождению, к человеческому христианскому роду, на по­мощь воинствующей на земле Церкви. Из­водит полки святых, ибо Церковь воинству­ющая взывает к Ней об этом словами Дамаскина: «Молящи, приими лики Архангел же и множество вышних воинств Зиждителя Моего, апостол же и пророк соборы, и муче­ники, и преподобный, и священномученики, и молитву сотвори, Чистая, за нас Богу» (Октоих, глас 2, в понедельник на повече­рии, песнь 9, ст. 5).

Посмотрим, сколько полков изводит Пре­чистая Дева и ополчает вокруг нас! И над все­ми ими воеводствует Сама возбранная Воево­да. Послушаем, как Она ополчает эти полки и выстраивает их? Строит эти полки в порядке против супостатов наших, и сколько имеется полков, воюющих против нас, столько же по­ставляет Она против них Своих полков. Не напрасно говорит Ей Дух Святой: «Прекрасна Ты, Возлюбленная Моя, любезна, как Иеруса­лим, ужасна же, как полков строй чинный» (Песн. 6, 3).

Выслушаем внимательно эти слова, ска­занные Святым Духом в похвалу Невесты Своей. Почему Она «любезна, как Иерусалим и ужасна, как полков строй чинный»? Он уподоб­ляет Ее Иерусалиму прекрасному, чтобы изъ­явить Ее прекрасное пренепорочное девство, а уподобляя чинному строю полков, изъявля­ет Ее страшное воеводство. Иерусалим обо­значает Деву полки — Воеводу. Но так как мы уже сказали, что Сия Воевода выстраивает в порядке полки Свои против полков вражес­ких, то рассмотрим и порядок этих полков.

Троякие полки врагов наших, воюющих против нас днем и ночью, это — мир, плоть и дьявол. Сначала дьявол, потом мир и затем плоть. Дьяволискуситель со всеми кознями своими. Мирпрельститель со всей суетой своей. Тело — домашний враг со всеми свои­ми греховными страстями. Сколь досаждают нам, теснят и творят пакости эти три вражес­ких полка, о том не нужно и говорить, ибо это знает каждый.

Все множество святых, составляющих торжествующую Церковь, по согласному ут­верждению всех богословов, разделяется на три изряднейшие ликостояния, на три полка (как и Ангелы — на три лика), по числу трех наград, уготованных в воздаяние: на полк учителей, полк мучеников и полк девственни­ков. Начальствует и воеводствует над этими полками Дева, как святейшая из всех святых. Воеводствует над полком учителей, ибо через Нее же познали мы Сына Божия, как говорит о Ней Дух Святой: «Тайноучителъница есть, еже о Бозе разумения». Воеводствует над пол­ком мучеников, как стоявшая у Креста и как Та, у Которой «оружие пройдет душу» (Лк.2,35). Воеводствует над полком девствующих, как Приснодева, как Дева и пред рождеством, и в рождестве, и после рождества, Дева, девичес­кой чистотой превосходящая Ангелов.

Для Своих полков устроила Сия Воевода следующие знамена. Для полка учителей — знамя небесного цвета, ибо их рассуждение, богомыслие направляется к небу. На знамени том изображен венец золотой, ибо они испы­таны, «как золото в горниле» (Прем. 3,6). Имен­но об этом венце говорит апостол: «Готовится венец правды, который даст мне Господь в день оный» (2 Тим. 4, 8). Для полка мучеников — знамя червленого цвета, обагренное пролитой за Христа кровью, и на знамени том изобра­жен Престол Божий, ибо говорит Он: «Побеж­дающему дам сесть со Мною на Престоле Моем» (Откр. 3, 21). Для полка девствующих — зна­мя белого цвета, так как и они непорочны и белы. И на знамени том изображен крест, ибо знает каждый, кто несет сей крест, с каким крестом, с каким, говорю, терпением соблю­дается чистота и девство.

Выведя эти три полка, Она поставляет их против трех вышереченных вражеских пол­чищ. Против дьявола ставит полк учителей, которые изобличают козни дьявольские, по­учают и наставляют тому, как люди могут уничтожить дьявольские козни. Против мира ставит полк мучеников, победивших мир и давших "нам пример, как следует презирать мир, по словам Писания: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2, Г5). Против плоти поставляет Она полк девствующих, победив­ших свою плоть и одолевших свои природные страсти.

В таком порядке устроив свои полки, возбранная Воевода повелевает всем вступить в бой, биться упорно с нашими великими врагами, сражаться мечами, копьями и стре­лами их молитв за нас, уязвлять ими супоста­тов и далеко прогонять их от нас. Сама же Она поступает по обычаю воеводскому: как воево­ды обычно наблюдают с высокого места за полками сражающихся, и ослабевающим по­сылают подмогу, так и Она стоит на высоком месте, будучи взята по Успении Своем на небо, и стоит там, где видел Ее св. Иоанн Богослов. «Великое знамение», — говорит он, — «явилось на небе: Жена, облеченная в солнце». И явилась в самое злое время, в самое страшное время — во время разорения и смятения вселенной, ибо написано: «Произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град. И яви­лось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце» (Откр.11,19;12,1).

Здесь потребно знать, почему та Жена, ви­денная Богословом и изображающая нашу Воеводу, явилась не ранее блистания громов и гласов, землетрясения и града, когда еще все стихии находились в мире и покое, а во время самого страшного смятения земли и неба? Это было для того, чтобы показать, что Пречистая Матерь Божия во время самой лютейшей бра­ни, в самое злое время, когда мы боремся с супостатами, когда воюют против нас враги наши то блистанием похоти очей, то гласом гордости плоти, то громом внезапных страст­ных наваждений, то потрясением внутренних мятежей, то градом различных попущений Божиих на нас, — тогда Она, как солнце, вос­ходит к нам на помощь, чтобы укрепить тех, кто побеждается, чтобы исцелить тех, кто из­ранен, чтобы воздвигнуть тех, кто пал в борь­бе, чтобы воскресить и вновь вооружить для подвигов тех, кто уже умер душой, побежден­ный во время брани, но без отчаяния в Ее по­мощи, и чтобы уготовить мзду за подвиги тем, кто хорошо подвизается и достигает победы.

Во все же это бранное время, чтобы не по­крыла ночь своей тьмой борющихся, Она яв­ляется облеченной в солнце, просвещая тьму нашу. Так ведет за нас брань с супостатами на­шими эта возбранная Воевода, непобедимая Победительница, Пречистая Матерь Божия, побеждая врагов невидимых и видимых, как было сказано в начале нашей беседы. Мы же, «благодарственная восписующе», воспеваем Ей: «Радуйся, Еюже воздвижутся победы. Ра­дуйся, Еюже ниспадают врази!» (Акафист Пресвятой Богородице).

Итак, слушатели возлюбленные, мы виде­ли чин воеводский возбранной Воеводы, Пре­святой Девы, слышали, как вооружается Она на брань, как изводит Свои полки и строит их в порядке, как в сражении побеждает супо­статов. И уже пора мне окончить похвальную беседу о Пречистой Деве, пора заключить ее «аминем». Но ум мой смущает некая вещь, ибо думается мне, что все сказанное мною, грешным, не было понятно некнижным лю­дям, и я опасаюсь, как бы они не ушли без пользы и как бы я не оказался только много­словным ритором, а не полезным учителем, а потому скажу еще несколько слов на пользу простецам.

Знаете ли, что я хочу сказать? Я скажу вещь страшную, которой вы не захотите пове­рить. Пусть так, но я все же скажу ее. Скажу следующее: Пречистая Матерь Божия не мо­жет умолить о нас Бога. Да! Не может. Верите ли вы этому? Но если вы и не верите, я ут­верждаю свое слово: Она не может. Вы спро­сите: почему же не может? Отвечаю: потому не может, что мы не хотим покаяться в своих грехах и непрестанно распинаем злобой на­шей Сына Ее и Бога нашего. И потому Она не может умолить Его. А что это воистину так, я покажу вам из Святого Писания.

Некогда тяжко согрешили израильтяне и не желали раскаяться. И сказал тогда Господь пророку Иеремии: «Если станут Моисей и Са­муил предо Мной, не приклонится душа Моя к народу сему; отгоню их от лица Моего, путь идут те, кто обречен на смерть — на смерть, кто под меч — под меч, кто на голод — на голод; кто в плен — в плен» (Иер. 15, 12).

Знаете ли, кто был Моисей? Тот. кто ли­цом к лицу беседовал с Богом, тот, кто разде­лил Чермное море, перевел людей израилевых посуху, сделал бесчисленные чудеса, и когда он воздвигал руки свои, молясь за Из­раиля, Израиль побеждал Амалика. И Самуил был пророк не меньший его. Однако же Бог говорит: «Если встанут Моисей и Самуил, и будут умолять Меня за тех грешников нерас­каянных, Я не послушаю их, не умолят они Меня».

Точно так же пусть знает каждый и о Пре­чистой Богородице: пока мы не перестанем творить смертные грехи, пока будем тяжко прогневлять Бога нашего, до тех пор и Пре­святая Матерь Божия не может умолить о нас Бога. Ибо Господь Бог, взирая с высоты славы Своей на наши прескверные и премерзостные дела и видя, что мы христиане только по имени, взирая на это Господь говорит в Себе: «Если даже станет возлюбленная Мать Моя молиться ко Мне за этих ожесточенных грешников, Я не послушаю Ее: «Не приклонит­ся душа Моя к народу сему», отрину их».

Да и как может умолить за нас Божия Ма­терь, если мы заграждаем Ей уста, вынуждаем к молчанию, не допускаем молиться за нас, заграждаем если не словами и языком, то са­мими злыми делами нашими, говоря Ей: «Молчи! Не молись за нас!» Понимаете ли вы, что я говорю? Когда грешник убивает Ее Сы­на, не налагает ли он на Ее уста печать молча­ния, чтобы Она не молилась за нас? Тогда только и только тогда Богородица усердно умоляет о нас Бога, когда мы с покаянием и со слезами притекаем к Богу и к Ней, имея твердое намерение не служить более греху. Только тогда Она воистину сильна умолить о нас Бога. А пока мы пребываем нераскаянны­ми и ожесточенными, как воинство фараона, Она умолить не может. Так ли это — рассуди­те сами. Я же, поистине известив вас об этом, окончу мою беседу, сказав: Аминь.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 139 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...