Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поучение на день памяти девяти мучеников Кизических, месяца апреля, в 29 день



Празднество в честь угодников Божиих — это пиршество духовное, на котором подоба­ет верующим питать свои души не тленным брашном и питием, а словом Божиим, пребы­вающим вовеки, и поучением душеполезным. Ибо оно насыщает человека более, нежели тленная пища, как сказано: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходя­щим из уст Божиих» (Мф. 4, 4). Оно напояет иссохшие сердца наши, как землю безводную, и делает их плодоносными, как говорит Сам Бог устами пророка Своего Исайи: «Как дождь или снег сойдет с неба и не возвратится, пока не напоит землю, и она родит и произрастит, и даст семя сеющему и хлеб в пищу, так будет слово Мое, которое если выйдет из уст Моих, не возвратится ко Мне тщетным, пока не ис­полнит все, что Я восхотел» (Ис. 55, 10-11).

Это пиршество, эта пища душевная и пи­тие мысленное да будет предложено нам, лю­бовно празднующим ныне память девяти святых мучеников Кизических, угодивших Богу верой и любовью, которые запечатлели они кровью своей страдальческой. И да пред­ложено будет не из словоизмышлений чело­веческих, а из святого Евангелия Христова, переданного нам в изложении святого благо-вестника Луки.

Говорит Господь Своим ученикам: «Возло­жат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое» (Лк. 21, 12). Господь наш Иисус Христос, уходя из мира этого, предсказывает любезным Своим ученикам о том, что должно случиться, и как бы по заве­щанию оставляет им скорби и гонения.

У людей существует обычай: когда умира­ет какой-либо отец, он пишет завещание, или духовную, оставляя своим чадам в наследство богатства, разделяя между ними золото, сере­бро, многоценные одежды и все имение. По­родивший нас Кровью Своей, как отец детей, и, «дав власть быть чадами Божиими верующим во имя Его» (Ин. 1, 12), Сын Божий, идя на кре­стную смерть для нашего спасения, завещает как бы богатства наследникам Своим беды: вместо золота — злострадание, вместо сереб­ра — терпение, наготу вместо дорогих одея­ний, капли слезные — как бы многоценные маргариты, пот кровавый — как бы червле­ные рубины, кровь, из тела каплющую, — как бы драгоценные камни, и всякие многооб­разные скорби и напасти — как бы богатей­шее имение. Оставляя все это по завещанию чадам Своим, чтобы после Него они обогати­лись Его страданиями, Он предрекает им бу­дущее: «Возложат», — говорит, —»на вас руки» (Лк. 21, 12), то есть схватят вас, как злодеев, повлекут вас с бесчестием и оскорблениями из города в город, поведут на суд к царям и владыкам, будут бить вас на своих соборищах, бросят в темницы и подвергнут много­различным мукам.

Какая же причина такого благоволения Господня, чтобы наследники Его так постра­дали здесь, в мире? Может быть, скажет кто-либо: это для того, чтобы искусить их как зо­лото в горниле, сделать их достойными Себя и сподобить их славы, — и скажет правильно. Однако не менее хочет Господь, чтобы учени­ки Его претерпели злострадания, еще и пото­му, что они — наследники Его, Его чада, Его ученики и рабы. Как чада, они должны следо­вать Ему, чтобы уподобиться Отцу своему, как ученики, чтобы подражать своему Учителю, как рабы, чтобы идти за Господом своим, Ко­торый дал нам образ, чтобы мы следовали по стопам Его.

По каким же стопам? По таким: «Будучи зло­словим, Он не злословил взаимно», — как говорит святой Петр, — «страдая, не угрожал» (1 Петр. 2, 21). Вот стопы и следы Христовы, как отпе­чатленные на камне: претерпение укоризн, досад, поношений, хулы, бесчестия и жесто­кости страданий.

Идите по этим следам, идите, подражате­ли Христовы! Вы должны, как чада, как уче­ники и рабы, творить только то, что творил Отец, Учитель и Господь ваш. Ибо Он гово­рит: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13, 13-14). Так же и в других делах: если Я молча претерпевал досады и укоризны, не возражал на поношения и поругания, Я, Господь и Учитель, то и вы должны сносить досады и укоризны, поношения и поругания не с пре­реканиями, а в молчании. Если Я, Господь и Учитель, принял на Себя узы и раны, пролил Кровь, то должны и вы принять узы и раны до излияния крови. Если Я злострадал на земле от юности в трудах и подвигах и душу Свою положил за вас, ваш Господь и Учитель, то и вы должны страдать, трудиться, творить по­двиги и полагать душу свою друг за друга. «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и послан­ник не больше пославшего.его. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 13, 15-16; 15,20). Если на Меня возложили руки, и на вас возложат. Если Меня предали судилищу неправедному, то и вас предадут. Если Меня избив, умертви­ли, то и вас будут бить и убивать. И все это вы должны претерпеть, так как вы — Мои на­следники».

Послушавшись сего Господнего гласа, многие, особенно же святые мученики, как и ныне празднуемые Кизические, ревностно по­шли по следам такого страдания, говоря вме­сте со святым Петром: «Вот мы оставили все и последовали за Тобою» (Мф. 19, 27). По своей воле отдались в узы и темницы, встали на су­дилища, терпели муки и душ своих не щадили за Господа своего, и тем показали себя истин­ными учениками и рабами, чадами и наслед­никами, и близкими Его друзьями. «Вы друзья Мои», — говорит Он (Ин. 15, 14), друзья — по общности в страданиях и скорбях, которым они с радостью приобщились.

«Будет же это вам для свидетельства» (Лк. 2 1. 13). Одни свидетельства мученики о Христе: Иисусе выражали устами, другие — чудесами, иные — страданиями. Они свиде­тельствовали устами, исповедуя Его Истин­ным Богом. Свидетельствовали чудесами, ис­целяя во имя Его больных, изгоняя бесов, со­крушая идолов словом. Свидетельствовали страданиями, претерпевая нестерпимые му­ки, так что смотревшие на них и видевшие их доблестное терпение со страхом удивлялись и прозревали в них помощь и силу Христа, Все­могущего Бога.

«Итак, положите себе на сердце не обдумы­вать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоре­чить, ни противостоять все, противящиеся вам» (Лк. 21, 14-15). Христос заповедует Своим ученикам, апостолам и всем, исповедующим имя Его устами своими на судилищах пред царями и владыками, не готовить себя к отве­там и обещает дать им уста и премудрость чу­десным образом. И это — для большего про­славления Божественной Свой силы, чтобы изумился мир такой благодати, которая из рыбарей сделала апостолов, из невежд — муд­рейших риторов, из простецов — учителей вселенной и высочайших богословов, по­срамляющих всех премудрых века сего.

Такие уста и такую премудрость даровал Господь и святым Своим девяти Кизическим страстотерпцам, дерзновенным исповедникам Его святого имени, которым не мог ничего возражать мучитель и был посрамлен, побеж­даемый Истиной. Ибо чудесным образом умудрил рабов «Своих Христос, Божия Сила и Божия Премудрость» (1 Кор. 1, 24), как явству­ет из истории их страданий.

Однако необходимо уразуметь, что, запо­ведуя апостолам не готовиться к ответам, Гос­подь не запрещает поучения, которое для нас нужно и полезно, но запрещает излишнее по­печение о риторском красноречии в проповедании Божия слова и страсть к прениям о вере софистическими силлогизмами, как в другом случае говорит о пище и питье: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6, 25). Он не запрещает здесь труда, не поучает лености, ибо всякий должен трудиться по мере сил и звания своего, чтобы не есть хлеб даром. И апостол говорит: «Трудимся, работая своими руками» (1 Кор. 4, 12). Ив другом месте: «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас» (2 Фес. 3, 8).

Не труд отнимает Господь у людей, вводя праздность, но запрещает излишнее житей­ское попечение. Подобным образом и здесь относительно поучения Господь отвергает из­лишнее словоизмышление и превозношение разума, уповающего не столько на Бога, сколь­ко на мудрование и знание. Поучения же не отрицает, как и апостол заповедует, говоря: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга» (Кол. 3, 16).

Не было нужды апостолам наперед по­учаться тому, что отвечать, ибо «тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24, 45) и дал им премудрые уста, богоглаголивый язык, ра­ди имени Своего святого. Нам же, грешным, многое поучение и сидение днями и ночами над святыми книгами надобно, чтобы хоро­шо получиться, прежде чем начать что-либо говорить. Так святой Феофилакт в толкова­нии на эти евангельские слова говорит: «Ког­да хотим говорить с неверными, подобает нам сначала получиться и быть готовыми к ответам, как заповедует святой Петр». Как же поучает святой Петр? Послушанием: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас от­чета в вашем уповании, дать ответ» (1 Петр. 3, 15). Готовыми же следует быть, поступая по совету Сирахову: «Прежде чем начнешь гово­рить, знай» (Сир. 18, 19), то есть посмотри, что ты будешь говорить, и подумай, как ты бу­дешь говорить.

«Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и не­которых из вас умертвят» (Лк. 21, 16). В крат­ких словах предсказал Владыка наш лютейшее гонение, гонение от своих же, — от родителей, от братьев, от родственников, от друзей. Ибо что может быть больше страдания от близких? Не так мучительная рана на теле, сечение ме­чом, резание бритвой, растягивание на колесе, сожжение в печи, зубы зверей, как мучительна рана сердца, уязвленного скорбью, которая причиняется своими родственниками, враж­дующими друзьями, преследующими, преда­ющими на смерть. И лютая смерть не столь тягостна, как враждебное предание ей своими близкими.

Пророчески изображая начальную Цер­ковь в Песни Песней, Соломон упоминает одно лицо, жалующееся на истых своих бра­тьев: «Сыновья матери моей» (то есть братья мои) «разгневались на меня» (Песн. 1, 5), то есть, по переводу блаженного Иеронима, воздвиг­ли на меня брань, преследовали меня. Этими словами указывалось то, что первоначальная Церковь должна будет много пострадать от своих братьев и жаловаться: сыновья матери моей, братья мои гонят меня, ведут брань против меня.

Но, о Святая Церковь! Почему же не жа­луешься ты на Ирода, дерзнувшего оскорб­лять принадлежавших к Церкви и убившего мечом Иакова, на Нерона, который распял Петра головой вниз и усек главу Павла? Поче­му не жалуешься на Диоклетиана, Максимиана, Ликиния и на других бесчисленных мучи­телей, гнавших тебя во всей вселенной, и только братий своих вспоминаешь? Потому, говорит она, что нет более жестокого гонения, чем гонение от братьев, от родственников. Их гонение более тяжкое, чем гонение Ирода, Нерона и других немилосердных мучителей. Ибо те извне нападают, а эти изнутри; от кого можно бы ожидать помощи и защиты, те-то и предают на смерть. Беды от родственников и от лжебратьев хуже, чем беды от язычников и от разбойников. Не даром Давид говорит од­ному из домашних: «Если бы враг поносил меня, я перетерпел бы; и если бы ненавидящий меня превозносился надо мной, я укрылся бы от него. Но ты, человек единодушный, владыка мой и знаемый мой, который вместе со мной наслаж­дался пищею; в дом Божий мы ходили единомысленно» (Пс. 54, 13 и сл.). Сколь тяжело для сердца терпеть беды от такого.

Эти гонения особо предрек Христос в кратких словах, но многоболезненных, и сбы­лись они в воинствующей Церкви. Родители предавали на смерть чад своих, как Диоскор святую Варвару, Африкан — святую Иулиану, Феоклия — святую Феклу. Братья предавали братьев, как Святополк Бориса и Глеба, и Бо­леслав Вячеслава, князя чешского. Родствен­ники родственников, и друзья друзей не по­щадили, о чем много написано в истории Церкви и страданиях мучеников.

Но что же скажем мы о святых девяти Кизических мучениках? Разве не имел каждый из них своих сродников и друзей еллинских, ослепленных безбожием, от которых они бы­ли гонимы и ненавидимы из-за имени Хрис­това? Всякий верующий во Христа имел тогда врагов среди домашних своих и терпел от них ненависть и беды, как это предрек Господь в Евангелии.

«Будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Лк. 21, 17). Мир, враждебный Богу, вражде­бен и слугам Его, ибо ненавидящий господина ненавидит и его раба. «Будете ненавидимы все­ми», — говорит Господь, ибо и Я ненавидим всеми любящими мир сей. И не дивитесь то­му, что вас, верных рабов Моих, не любит мир, ибо сначала Меня он не захотел любить. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин. 15, 18).

Но какая причина ненависти мира? «Буде­те», — говорит, «ненавидимы». Причина та, что рабы Христовы, уйдя от мира и последовав за Христом, стали лучшими, сделались чужды­ми миру и своими Богу. Поэтому Христос го­ворит: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Лк. 15, 19). Все, что Христово, ненавистно миру. Мир свое любит, и как только делаешься Христо­вым, тотчас же возненавидит тебя мир. Жела­ющие жить благочестно и угождать Христу будут гонимы миром. Почему же? Потому, что они добродетельны. Зло естественно не лю­бит добра, тьма ненавидит свет, и мир, лежащий, во зле, не любит добрых, и сияющих до­брыми делами гонит, сам будучи исполнен тьмы и мрака.

Были в начале мира два единоутробных брата, Каин и Авель; любовно и мирно они относились друг к другу, но только до тех пор, пока один не оказался добродетельным и угодным Богу. «Призрел Господь на Авеля и на дары его, на Каина же и на жертвы его не при­зрел; и опечалился Каин сильно, и восстал Каин на Авеля, брата своего» (Быт. 4, 4—5, 8). За что же? За то, что тот был добр, а он зол. Тот был угоден Богу, а этот нет. Пока не сделалось яв­ным Авелево усердие к Богу, не было между ними никакой зависти и ненависти, как вид­но из Писания. Но как скоро один оказался достойнее другого пред Богом, тотчас же яви­лась вражда, ненависть. И восстав, злой Каин убил доброго Авеля. Святой Златоуст говорит об этом: «Пока Авель не явил ни одного выс­шего показания своей добродетели, знал его брат, но когда он своими дарами угодил Богу и светлее просиял заслугами, Каин забыл и самое естество свое».

Ненависть — это дикий зверь, не знаю­щий родства. Она восстает против своего ес­тества, гонит и пожирает своих, как чужих. О мирская злоба! О ненависть, не щадящая и своих не за что-либо иное, как только за выс­шее показание добродетели! Будь ты наилюбезен миру, как свой, как брат, как друг бли­жайший, но только яви добродетель, и ты увидишь его ненавидящим и враждующим против тебя.

Удивляемся святому Иосифу, неповинно ввергнутому в темницу в Египте, ввергнутому той женой, которая исполнилась к нему в сердце своем пламенной любовной страстью. И как могла такая любовь превратиться в не­нависть и злейшую вражду? Так, увидев пре­зрение Иосифа к себе и имея в руках своих его одежду, она призвала всех, кто был в доме, и сказала: «Раб еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною и говорил мне: «Лягу я с тобою», — но, когда услышал, что я подняла вопль и закричала, он оставил у меня одежду свою и убежал вон. Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря: «Так поступил со мною раб твой», — то воспылал гневом; и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заклю­чены узники царя» (Быт. 39, 17—20).

Пока Иосиф не проявил своего усердия к Богу, не было между ними никакой зависти и ненависти, тогда восстает на Иосифа, когда он начинает являть себя лучшим и светлей­шим в добродетели, когда он выказывает пре­зрение к греховным вожделениям, когда от­вергает неистовые и любосластные женские стремления, когда вырывается из рук бес­стыдницы и убегает от нее; только тогда его ввергают в темницу и надевают ему железные оковы. «Стеснили оковами ноги его, в железо во­шла душа его» (Пс. 104, 18). Хорошо говорит об этом святой Амвросий. «Какая причина, — спрашивает он, — этого мучительства? При­чина только в том, что жена видела юношу противящимся ее страсти и отвергавшим ее вожделения».

Смотри, из-за чего отверзается темница — чтобы принять в себя неповинного, разреша­ются узы злодеям, чтобы быть возложенными на добродетельных, выпускаются прелюбо­деи, а целомудренный заключается!

Сколь слепа всегда бывает неистовая ярость и ненависть мирских людей, когда, минуя злодеяние злых, вооружаются против неповинных! Вооружаются же потому, что они неповинны, потому, что добры, потому, что отвергают зло. Мы насильствуем над пра­ведником, не щадим его преподобия, пресле­дуем праведного, потому что он неугоден нам. Усматривай вину праведного в том, что он неугоден злым. Чем же неугоден? «Он, — говорят, — удаляется от путей наших, как от нечистоты, а потому будем пытать его пору­ганием и муками, осудим его на позорную смерть».

Поруганию, тягчайшим мукам и смерти предавал мир святых мучеников, ибо они бы­ли неугодны ему. Неугодны же потому, что были добры, кротки и богоугодны, удалялись от всякой мирской нечистоты и обличали за­блуждения и падения нечестивых. За это они, подобно целомудренному Иосифу, страдали в темницах, и каждый из них, как Авель, при­нял смерть из-за угождения Богу. Но чего до­стиг ненавистный мир, ненавидя и погубляя святых? Он погибает сам, а они живут вовеки, и награда им — от Господа. Многоразлично они были погубляемы миром, но не только не погибли, а и единого волоса с головы своей не потеряли.

«И волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21, 18). После предсказания бед, скорбей, гоне­ний и напастей, ожидающих как от язычни­ков, так и от сродников, Господь, утешая ра­бов Своих, возвещает, что «и волос с головы их не пропадет». Он так печется о них, что даже волосы их сочтены у Него: не погибнут воло­сы, ибо при общем воскресении воскреснут целыми с телом своим. И если волосы, не имеющие чувствительности, останутся целы­ми в славе воскресения праведников, то тем более само тело, раны и раздробление за Хри­ста претерпевшее, восстанет целым со славою многою.

Рассуждая об этом, святой Григорий Двоеслов говорит: «Так как жестокое предвозве­щается о страдании и смерти, то тут же дается и утешение в радости воскресения, когда го­ворится: «И волос с головы вашей не пропадет»». Знаем, братие, что плоть посекаемая болит, волос же посекаемый не чувствует боли. По­тому и возвещает мученикам Своим: «И волос с головы вашей не пропадет», — как бы говоря: зачем вы боитесь, чтобы не погибло рассекае­мое тело, когда и то у вас не может погибнуть, что не ощущает боли при сечении? Ибо как раны на телах мученических в будущем веке будут сиять славою подобно звездам на небес­ной тверди, так и волосы их, ради Христа тер­заемые, той славы не лишатся.

«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Пока мы не имеем терпения, души наши как бы не наши, а чужие, ибо без терпе­ния мы не можем быть уверенными в спасении душ наших. Терпение же есть верный признак, что мы получим спасение. Сколь много стра­дал Владыка наш, чтобы избавить от рабства врагу род человеческий! Стяжал нас Своею Кровью. Мы же, желая спасти души свои от погибельной руки чужого, хотим ли претер­петь хотя бы немного? Терпи, и обретешь ты душу свою, которую погубил грехами.

Ты не обладаешь ничем, даже самим собой, если живешь без терпения, терпя же стано­вишься господином и владыкой самого себя. Святой Григорий говорит: «Терпением мы приобретаем души наши, ибо когда мы сами учимся обладать собой, то сами же начинаем приобретать то, что в нас самих» (Беседа 35 на Евангелие от Луки, гл. 21), — то есть как бы сказал: по естеству и бытию мы владыки на земле, однако мы не владыки самим себе, ес­ли собой не обладаем. Не обладаем же потому, что не приобретаем себя терпением, а отчуж­даемся себя, дозволяя себе служить миру и мирским греховным вожделениям, и потому мир нами обладает, а не мы собой.

Когда же освобождаемся от мира, как Ио­сиф из рук жены египетской, когда стараемся удаляться от мирских, страстей, служа Богу когда, уклонившись от зла, начинаем творить добро, и творить в терпении (без терпения не совершается ни одна добродетель), тогда на­чинаем принадлежать себе, а не чужому, на­чинаем быть владыками и обладателями себя, и не порабощаемся чужим. Тогда сделаемся господами себя, когда в терпении приобретем души наши.

Терпению поучает нас Христос, ибо в нем заключаются все добродетели, которыми на­ши души спасаются, как говорит святой Еф­рем: «Стяжавший терпение ко всякой добро­детели имеет касание, ибо в скорбях радуется, в бедах искусен, в напасти веселится, готов к послушанию, исполнен любви, в оскорбле­нии славит, в укоризнах смиряется, в бедах непоколебим». И еще: «Стяжавший терпение стяжал упование и украшен всякими добры­ми делами».

Кто же может иметь такую добродетель — терпение, как не любящий много? Ибо «любовь долготерпит, на все надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4). Но кто так исполнен любви, как святые мученики, положившие души свои за Возлюбленного? Они в особенности в терпе­нии стяжали свои души, претерпев много ра­ди любви.

О том, что претерпели ради любви святые страстотерпцы в их страданиях — девять Кизических или другие, — повествуется прост­ранно: они стяжали свои души, положив их в муках за возлюбленного Господа своего, положившего за нас душу Свою на Кресте. То, как они возлюбили Его, явствует из того, что они уподобились Ему в пречистых Его страс­тях. Обычно любящему уподобляться люби­мому. Если кто-либо любит кого безмерно, то и подражает ему во всем, в словах и нраве, же­лая во всем отобразить возлюбленного своего друга. Возлюбил безмерно Христос Бог чело­века и уподобился ему, как сказано: «Сделался подобным человекам и по виду стал как человек» (Флп. 2, 7). Возлюбили взаимно Христа Гос­пода святые мученики и старались быть по­добными, сообразными Ему, терпя за Него многие муки, как и Он претерпел их ради нас.

Хвалится о Господе святой апостол Павел, говоря: «Радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых» (Кол. 1, 24). И эти святые мучени­ки, страдая за Христа, с радостью претерпели своей плотью то, что терпел и Господь, подра­жая Ему в страданиях.

Святой Артема, привязанный к колесу, спущенному затем сверху горы вниз, подра­жал страданию Господа в то время, когда Его, схватив в саду, влекли вниз с горы через поток Кедронский.

Святой Руф, связанный по рукам и ногам, подражал Господу, также связанному и преты­кавшемуся ногами в тяжелом пути. Святой Феогнид, распростертый на земле и биенный, подражал Христу Господу, Который был уда­ряем о землю и попираем ногами: «Унизили Меня», — говорит Он, — «враги Мои» (Пс. 55, 3).

Святой Феостих, немилосердно избитый, подражал Христу, также биенному, как гово­рит Евангелие: «Тогда Пилат взял Иисуса и ве­лел бить Его» (Ин. 19, 1).

Святой Антипатр, привязанный к столпу и люто израненный терновыми розгами, под­ражал Владыке Христу, привязанному к стол­пу каменному и израненному терновым вен­цом.

Святой Филимон, привешенный за ребра на железном гвозде, подражал Христу, пове­шенному на древе крестном четырьмя гвоз­дями.

Святой Фавмасий, после многоразличных мук пронзенный копьем в ребра, уподобился Христу, на кресте пронзенному в ребра копь­ем одного из воинов.

Святой Феодот, сожженный огнем на ско­вороде и в котле, послужил изображением пла­менной любви Христовой к человеку, пылая которой, Он с радостью претерпел все муки и смерть: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16); ибо «любовь крепка, как смерть» (Песн. 8, 6): и вода многая не может угасить ее.

Святой Магн, истерзанный клещами, изо­бразил на себе то, что было при снятии с Кре­ста Тела Христова, ибо тогда исторгали из древа крестного и из рук и ног Христовых гвозди клещами. И тогда как мертвое уже Те­ло Христово не ощущало боли, святой Магн претерпел боль сию в своем живом теле, му­чимый за Христа клещами.

Все эти девять святых мучеников, каждый порознь, изобразили на себе все страдания Христовы, страдая и умирая за Христа Бога своего ради пламенной любви к Нему, упо­добляясь Ему как чада Отцу своему, подражая как ученики Учителю и последуя Ему как ра­бы своему Господину. После стольких злостраданий, претерпев беды и гонения и приняв смерть, уподобившись Христовым страстям, святые мученики ныне славно со Христом про­славляются. «Если только с Ним страдаем», — го­ворит апостол, — «чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8, 17). Ныне они принимают после уз свободу, после темницы свет, после бесчестия честь, после поругания и хулений похвалу и ублажение, после трудов и подвигов покой и отраду, после смерти жизнь нескончаемую, после скорбей временных утешаются вечно, как говорит тот же апостол: «Как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Хрис­том и утешение наше» (2 Кор. 1, 5).

Будучи в страданиях общниками Христо­выми, они являются общниками Его и по уте­шению. И сколько ран на телах своих приняли они ради Христа, столько же венцов прини­мают ныне от Христа в царствии небесном. Ублажаются же и прославляются всеми свя­тыми небожителями, как доблестные воины Христовы, победившие врага, как верные ра­бы Господа, до конца Ему послужившие, как любезные друзья Его, самоотверженно отдав­шие за Него свою жизнь, как добрые мучени­ки Христовы, послушавшиеся слов Его и на деле их исполнившие, как возлюбленные ча­да Божий, подражавшие Ему и возлюбившие Его «всем сердцем, всей душой и всем помышле­нием» (Мф. 22, 37).

О, пречестнейший лик девяти страдальцев, посреди девяти чинов ангельских на небесах ликовствующий! Не забудьте нас, бедствую­щих, славные небесные граждане, милостиво вспомните о нас, земных пришельцах, находя­щихся, как в изгнании, в жизни сей, призрите милосердно на нас с высоты возлюбленного селения Господня, узнайте наше к вам усер­дие, услышьте наши мольбы к вам, наше смиренное моление, посетите нас, исцелите болезни наши, уврачуйте недуги душевные и телесные, утешьте скорбящих, помогите страждущим, избавьте от бед молитвенников своих и молите за нас Бога, Единого в Троице, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

(Конец поучения, читаемый всем святым мученикам)

После многих мук и злостраданий, претер­пев беды и гонения и приняв смерть, уподо­бившись Христовым страстям, святые мучени­ки ныне славно со Христом прославляются. «Если только с Ним страдаем», — говорит апос­тол, — «чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8, 17). Ныне они после уз принимают свободу, после темницы свет, после бесчестия честь, после поругания и хулений похвалу и ублаже­ние, после трудов и подвигов покой и отраду, после смерти жизнь нескончаемую, после скорбей временных утешаются вечно, как го­ворит тот же апостол: «Как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1,5). Будучи в страда­ниях общниками Христовыми, они являются общниками Его и по утешению. И сколько ран на телах своих приняли они ради Христа, столько же венцов принимают ныне от Хрис­та в царствии небесном. Ублажаются же и про­славляются всеми святыми небожителями, как доблестные воины Христовы, победившие врага, как верные рабы Господа, до конца Ему послужившие, как любезные друзья Его, са­моотверженно отдавшие за Него свою жизнь, как добрые мученики Христовы, послушав­шиеся слов Его и на деле их исполнившие, как возлюбленные чада Божий, подражавшие Ему и возлюбившие Его «всем сердцем, всей ду­шей и всем помышлением» (Мф. 22, 37).

О, святые мученики, посреди девяти чи­нов ангельских горе ликовствующие! Не за­будьте нас, бедствующих, славные небесные граждане!

Милостиво вспомните о нас, земных при­шельцах, находящихся как в изгнании в жиз­ни сей, призрите милосердно на нас с высоты возлюбленного селения Господня, узнайте наше к вам усердие, услышьте наши мольбы к вам, наше смиренное моление, посетите нас, исцелите болезни наши, уврачуйте недуги ду­шевные и телесные, утешьте скорбящих, по­могите страждущим, избавьте от бед молит­венников своих и молите за нас Бога, едино­го в Троице, Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 155 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...