Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава XII. — разделение труда и мануфактура 373





интересует при этом лишь обилие потребительных стоимостей. Ни одной строчки не посвящено меновой стоимости, удешевлению товаров. Точка зрения потребительной стоимости господствует как у Платона 80, который видит в разделении труда основу распа­дения общества на сословия, так и у Ксенофонта81, который с ха­рактерным для него буржуазным инстинктом ближе подходит к принципу разделения труда внутри мастерской. Поскольку

80 Платон выводит разделение труда внутри общины из разносторон­
ности потребностей и односторонности дарований индивидуумов. Основное
его положение состоит в том, что работник должен приспособляться к делу,
а не дело к работнику, — но последнее неизбежно, раз работник занимается
несколькими профессиями сразу, т. е. выполняет одну из них как побочное
занятие. «06 "(ар... е8ёХе1 то тграттб^ечом тг^ той ираттомто? о^оХт^ ъе.рц>.ё-1гп, аХХ'ачатхг)
■с ираттомта тш яраттор.^<() ё-ахоХооОйм (Ат; еч тгаре'руоо |лёра. —'Ачагхт]. — 'Ех от) тобтют
г.Ып те ехаата •^ется хт хаХХиш ха\ раом огам е!г 1м хата уйтч ха11м хетрш о/оХт^
1Хйч аХХсом а-^оом, тграттт,» [«Ибо дело не должно ожидать досуга произ­
водителя, но необходимо, чтобы производитель совершал свое дело прилежно,
а не между прочим. — Необходимо. — Ведь каждая вещь производится
легче и лучше и в большем количестве, когда человек делает лишь одно дело,
соответствующее его склонностям и в надлежащее время, свободное от вся­
ких других занятий»] («КевриЬИса», кн. I, изд. 2-е Ва14ег, ОгеШ е1с). [Ср.
Сочинения Платона, ч. III, перев. проф. Карпова, СПБ. 1863 г. «Политика,
или государство», кн. 11, стр. 117.] Подобные мысли мы находим и у Фукидида,
кн. I, отдел 142: «Морское дело есть такое же искусство, как и всякое другое,
и им нельзя заниматься между прочим, как побочным занятием; скорее
наоборот, оно не терпит рядом с собою никакого иного побочного занятия».
[Ср. Фукидид: «История Пелопоннесской войны», изд. Кузнецова. М. 1887 г.,
т. I, стр. 136.] Если дело будет дожидаться работника, говорит Платон, то
зачастую критический момент производства будет упущен и продукт испорчен,
«гоуоо ха1р6м &6ХХога1» [«результат работы погибнет»]. Эту же платониче­
скую идею мы встречаем в протесте английских владельцев белилен против
того параграфа фабричного акта, которым устанавливается определенный
час для обеда рабочих. Их производство не может сообразоваться с рабочими,
ибо «в различных операциях обжигания, промывания, беления, катанья,
лощения и окрашивания приостановка в заранее назначенный момент невоз­
можна без риска порчи... установить для всех рабочих один и тот же обяза­
тельный обеденный перерыв — значило бы подвергнуть ценные продукты
риску порчи вследствие незаконченных операций». Ье р1а1оп1вте ой уа-1-П
ее п1сЬег1 [Куда только не запрячется платонизм1]

81 Ксенофонт рассказывает, что получение кушаний со стола персид­
ского царя приятно не только потому, что это большая честь, но и потому, что
кушания эти вкуснее других. «И это неудивительно, ибо, подобно тому как
все прочие искусства особенно усовершенствованы в крупных городах, точно
так же и царские кушания несравненны по своему достоинству. В мелких горо­
дах один и тот же человек делает ложа, двери, плуги, столы; иногда он, кроме
того, строит дома, и очень рад, если имеет достаточное количество подобного
рода заказов, необходимых для поддержания его жизни. Совершенно невоз­
можно, чтобы человек, занимающийся столь различными делами, все делал
хорошо. Но в крупных городах, где каждый работник находит многих поку­
пателей, ему достаточно знать одно ремесло, чтобы прокормиться. Зачастую
даже нет необходимости знать ремесло в целом; но бывает так, что один делает
только мужские башмаки, другой — только женские. В отдельных случаях
один только шьет башмаки, другой только кроит для них кожу, или один
только кроит платье, другой лишь соединяет вместе куски материи. Неизбежно,
что тот, кто выполняет наиболее простую работу, выполняет ее наиболее


в республике Платона разделение труда является основным прин­ципом строения государства, она представляет собою лишь афин­скую идеализацию египетского кастового строя; Египет и для других писателей, современников Платона, напр. Изократа82, был образцом промышленной страны, он сохраняет это свое зна­чение даже в глазах греков времен Римской империи 83.

В собственно мануфактурный период, т. е. в период, когда мануфактура является господствующей формой капиталистиче­ского способа производства, полное осуществление присущих ей тенденций наталкивается на разнообразные препятствия. Хотя мануфактура создает, как мы видели, наряду с иерархическим расчленением рабочих простое разделение их на обученных и необу­ченных, число последних остается весьма ограниченным в силу пре­обладающего значения первых. Хотя мануфактура приспособляет отдельные операции к различным степеням зрелости, силы и раз­вития своих живых рабочих органов и, следовательно, проклады­вает путь производительной эксплуатации женщин и детей, тем не менее эта тенденция в общем и целом терпит крушение благодаря сопротивлению взрослых рабочих мужчин, привычкам которых она противоречит. Хотя разложение ремесленной деятельности понижает издержки обучения, а потому и стоимость рабочего, тем не менее для более трудных частичных работ длительный срок обучения остается необходимым и ревностно охраняется рабочими даже там, где он излишен. Мы видим, напр., что в Англии 1а\уз о? арргепЫсезЫр [законы об ученичестве] с их семилетним сроком обучения сохраняют полную силу до конца мануфактурного пери­ода и уничтожаются лишь под натиском крупной промышленности. Так как ремесленное искусство остается основой мануфактуры и функционирующий в ней совокупный механизм лишен объектив­ного скелета, независимого от рабочих, то капиталу постоянно при­ходится бороться с нарушением субординации со стороны рабочих.

совершенно. То же самое относится и к поварскому искусству» (ХепорКоп: «СугораеШе», кн. VIII, гл. 2). [Ср. Ксенофонт: «Киропедия». Киев 1878 г., кн. VIII, гл. 2, стр. 259—260.] Внимание обращено здесь исключительно на качество потребительной стоимости, хотя уже Ксенофонт знает, что масштаб разделения труда зависит от размеров рынка.

«Он (Вузирис) разделил всех на особые касты... повелел, чтобы одни и те же люди всегда занимались одним и тем же делом, ибо он знал, что те, которые часто меняют свои занятия, пи одно из них не усваивают себе осно­вательно; те же, которые постоянно занимаются одним и тем же делом, вы­полняют его наиболее совершенно. И действительно, мы видим, что в области искусства и ремесл египтяне превзошли своих соперников больше, чем ма­стер превосходит необученного работника, и создали столь совершенные учреждения для охраны царской власти и государственного строя, что знаме­нитейшие философы, касавшиеся этого вопроса, восхваляют государственное устройство Египта более, чем какое-либо другое» Ц&осгаШ: «Визтз», гл.8).

83 Ср. тойота.8ки1ш! [«Бшйог'з V. ЗкШеп Шзк>пзсЬе ВШ'юИюк». кп. I, 1831 г.].





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 202 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...