Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Язык и мышление
Под мышлением, как уже говорилось, понимается познавательная по функции психическая деятельность человека, в результате которой достигается новое знание.
Язык, напомним, – это система языковых знаков и правил их использования. Данная система служит важнейшим средством человеческого общения, одним из важнейших способов выражения самосознания личности, одним из способов её мышления, одним из способов хранения информации и передачи её от поколения к поколению. Важно помнить, что язык увидеть, услышать и потрогать нельзя, поскольку он скрывается под поверхностью речевых явлений.
В логическом плане мышление и язык соотносятся как понятия всеобщее и общее. Не случайно в лингвистике и психологии часто используются в качестве своего рода клише такие формулы: общечеловеческий характер мышления; мышление носит общечеловеческий характер; мышление всеобще, а язык национален и т.д.
В онтологическом плане мышление и язык соотносятся как понятия бытие и сущность. В этом плане о мышлении часто говорят как об исходных причинах и условиях появления языка: именно потребность сказать что-то (феномен уровня мышления) привела к появлению языка. Вспомним, как это сказано у Ф.Энгельса:
«…Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путём модуляции для всё более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим».
Конечно, мышление как процесс отражения объективного мира является функцией головного мозга, однако мыслительный процесс не может состояться без логических операций, без языка, который является материей и непосредственной действительностью мысли. С помощью языка мысль оформляется и материализуется (через речь и коммуникацию). Когда мысль овладевает массами, она становится материальной силой.
Язык, сознание, мысль и мышление. Будучи орудием обмена мыслями и закрепления их для потомства, язык как форма национальной культуры непосредственно связан с сознанием и мышлением. Термины «мысль», «сознание» и «мышление» очень часто употребляют синонимично, обозначая ими духовную деятельность человека, которая состоит в отражении объективной действительности в сознании, – самоё это свойство высшей нервной деятельности человека, а также процесс этого отражения и результат отражения.
Однако термин «сознание» употребляется и более специально. Сознанием в этом случае обозначают, во-первых, совокупность психической деятельности, включая интеллект, чувства и волю человека (мышлением называют лишь способность мыслить и рассуждать). Сознанием называют, во-вторых, результат теоретической и практической деятельности, осознание человеком, обществом, народом своего бытия и отношения к миру. В этом случае используют также специальные термины – «мировоззрение», «идеология», «народное самосознание». Мысль – это конкретная единица мышления.
Мышление как способность мыслить и рассуждать, делать умозаключения и давать оценки может быть образным, техническим и логическим. Образное мышление предполагает живость восприятия, единство представления, понятия и оценки. Оно находит своё выражение в поэтической речи, в художественных произведениях живописи, музыки, архитектуры, в кинофильмах, телеспектаклях и телефильмах. Техническое мышление соединяет образ и понятие с техническим их воплощением. Логическое мышление построено на строгом соблюдении правил употребления понятий и построения суждения.
Язык является средством и орудием всех видов мышления, он материализует и выражает сознание – прежде всего словарным составом. Слова обращены к миру вещей и миру понятий. Слова называют предметы и выражают знания.
2. Язык как средство выражения и передачи мысли
Роль языка как орудия мышления проявляется, прежде всего, в формировании и выражении мыслей – единиц мышления как результатов познавательной деятельности. Самые глубокие знания и самые пламенные чувства останутся неизвестными для людей, если они не будут ясно и точно оформлены в словах. Язык – это орудие для выражения мысли. И мысль в себе только тогда становится мыслью для других, когда она высказана в речи, когда она вышла наружу с помощью языка, когда она – как сказали бы философы – стала опосредствованной и объективированной для других.
Язык выражает и передаёт не только интеллектуальные сообщения, но и чувства – эмоции и волеизъявления. По целям высказывания различают функциональные (модальные) разновидности предложений, которые, как известно, бывают повествовательными, восклицательными, побудительными и вопросительными. На этом основании выделяются виды когнитивной функции, а именно – информативная (функция передачи сообщения), эмотивная (функция передачи чувств и эмоций), волюнтативная (функция передачи волеизъявления) и интеррогативная (вопросительная).
Непосредственнее всего единицы языка связаны с единицами логического мышления: слово с понятием, предложение с суждением. Слово и понятие отражают отличительные признаки предметов и явлений объективного мира. Предложение и суждение организуют мысль как утверждение или отрицание. Однако слово может указывать на несущественные признаки и указывать на представление, а предложение – содержать вопрос или побуждение; ни понятие, ни суждение не обладают этими свойствами.
Даже значение такого слова, как телевидение, казалось бы, близко к определению научного понятия, различно толкуется в словаре и учебном пособии. В «Словаре русского языка» (1972) С.И.Ожегова значение слова телевидение определяется так: «Передача и прием на экран изображения движущихся и неподвижных объектов на расстоянии средствами электро и радиосвязи» (с. 727). В курсе физических основ техники современного телевидения дается такое определение: «Телевидение – область техники, дающая возможность при помощи специальных устройств и каналов связи наблюдать на экране приемного устройства изображения объектов как неподвижных, так и подвижных и, как правило, весьма удаленных и физически невидимых из пункта наблюдения. В основе телевидения лежат три важнейших физических процесса – преобразование световой энергии изображения в электрический сигнал, передача этого сигнала по каналам электрической связи и преобразование принятого сигнала в оптическое изображение». (Костыков Ю.В., Крыжановский В.Д. Телевидение. Физические основы. – М., 1972, с. 9). Лексикографическое определение раскрывает значение слова телевидение как характеристику процессов, совершающихся в телевизоре; научное пособие характеризует телевидение как отрасль техники, указывая три важнейших физических процесса телевизионной связи. Расхождение лексикографического определения значения слова (в том числе выражающего научное или техническое понятие) и научного определения содержания понятия показывает, что лексическое значение и научное понятие не совпадают, что язык и мышление отличаются друг от друга.
Язык и мышление (имеются в виду как языковые логические формы, так и конкретные мысли) отличаются друг от друга по назначению и по строению своих единиц. Первое различие состоит в том, что целью мышления является получение новых знаний, их систематизация, тогда как язык всего лишь обслуживает познавательную деятельность, помогая оформить мысли и закрепить знания, передать их. Иначе говоря, мы мыслим, чтобы узнать и понять, говорим же для того, чтобы передать наши мысли, чувства, пожелания.
Второе различие языка и мышления состоит в строении их единиц, в различии языковой и логической формы. Основу мышления составляют логический строй мысли, правила оперирования понятиями и суждениями для достижения истины. Логические законы и формы – общечеловеческие.
Основу языка составляют его грамматический строй, правила словоизменения, словообразования и построения предложений, для того чтобы точно выразить и ясно передать мысль. Грамматический строй, его формы весьма и весьма разнообразны в языках мира; более того, в пределах одного и того же языка можно использовать различные синонимические средства для выражения одной и той же мысли.
Диалектика единства языка и мышления проявляется в том, что мысль непосредственно связана с языком, но не с языком вообще, а с определённым конкретным языком, который используется как средство общения.
3. Психофизиологический и психологический субстрат единиц мышления, языка, речи и коммуникации
При рассмотрении этого вопроса мы опираемся главным образом на книгу Ю.А.Самарина “Очерки психологии ума”.
“Аналитической единицей в физиологии высшей нервной деятельности, – пишет Ю.А.Самарин, – является рефлекторный акт, хотя, как показано новейшими исследованиями, сам он включает в себя ряд постоянных и временных связей, а рефлекторная дуга, обеспечивающая данный рефлекс, представляет собой весьма сложную систему взаимодействий внешней и внутренней среды организма”. Думается, именно рефлекторный акт является физиологическим субстратом единиц мышления, языка, речи и коммуникации.
Сам по себе рефлекторный акт – сложное психофизиологическое явление, внутри которого могут быть выделены различные, его составляющие элементы.
Основной единицей мышления является, вероятней всего, мысль. По поводу мысли как основной единицы мышления, мыслительной деятельности очень хорошо написал Ю.А.Самарин.
Мысль – это суждение, развернутое или сокращённое, в данном случае это неважно.
Возьмем простое суждение, например: «Волга длиннее Днепра». Данное суждение включает в себя целый ряд ассоциаций ощущений: слуховых (ассоциация звуков, составляющих отдельные слова данного суждения), кинестетических (ассоциация артикуляционных ощущений, связанных с произнесением данных в суждении слов). При чтении данного суждения образуется ассоциация зрительных ощущений, т.е. ассоциация между элементами букв, и более сложная ассоциация между буквами, составляющими слова. Без данных ассоциаций, естественно, невозможно ни восприятие данного суждения (слуховое или зрительное), ни его словесное воспроизведение. Вот почему всякое суждение (мысль) основано, прежде всего, на ассоциациях ощущений.
Однако если данное суждение не сводится только к восприятию или воспроизведению отдельных звуков, артикуляционных ощущений очертаний букв, но включает хотя бы простейшее понимание, то тогда число ассоциаций резко увеличивается и вместо отдельных ассоциаций мы уже имеем ряд ассоциативных систем.
Так, чтобы слова «Волга», «длина», «Днепр» были поняты, нужно, чтобы они актуализировали не только связь между отдельными ощущениями и их следами, но связь между системой этих ощущений и их следов. Такой простейшей системой будут слова «Волга», «длина», «Днепр». Каждое такое слово должно актуализировать (в потенции) соответствующие представления и понятия. Например, слово «Волга» должно актуализировать слово «река» и не только слово «река», но и те представления и понятия, которые являются содержанием слова «река». В его содержание входят представления о различных реках и понятие о реке как о постоянном или временном водном потоке, питающимся стоком атмосферных осадков с площади своего водосбора и текущим в разработанном им русле. В свою очередь данное понятие опирается на ряд входящих в него понятий, например: «водный поток», «сток», «атмосферные осадки», «площадь водосбора», «течение», «русло» и т.д. Каждое такое понятие опять-таки распадается на ряд представлений и более частных понятий, раскрывающих содержание данного понятия.
Мы не говорим уже о том, что слово «Волга» раскрывается не только через отнесение его к более общему понятию «река», но и через дифференцирование «Волги» от других рек, что требует актуализации специальных представлений и понятий, характеризующих понятие «Волга».
Конечно, степень возможного обобщения понятия «Волга» и степень дифференциации данного понятия зависит от уровня знаний человека в той или иной области.
Причем, для того чтобы понять приведённое выше суждение, не обязательно надо исчерпать все возможные обобщения входящих в его содержание понятий и все возможные их дифференциации.
Так, например, ребёнок, видевший Неву и знающий, что Нева – это река, хотя и не владеющий научным содержанием понятия «река», вполне ориентируется в приведённом выше суждении.
«Днепр и Волга – это реки, такие, как Нева. Только Днепр длиннее Невы, а Волга ещё длиннее Днепра» (ученица I класса С.).
Таким образом, становится возможным вычертить следующий ряд понятий, соответствующих основным единицам мышления, языка, психофизиологии, речи и коммуникации: мысль (психологический аспект, уровень мышления) – предложение (уровень языка) – рефлекторный акт (психофизиологический аспект) – высказывание (уровень речи) – коммуникативный акт (уровень коммуникации).
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 2756 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!