Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Постпозитивизм (философия К. Поппера)



Постпозитивизм – течение западной философско-методо­логической мысли XX века, пришедшее на смену неопозитивизму. Постпозитивизм исторически восходит к работам К. Поппера 50-х гг. XX в. и последующих представителей «философии науки» (Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, Ст. Тулмина и др.).

Основные черты данного течения: а) ослабление внимания к проблемам формаль-ной логики и ограничение ее притязаний; б) активное обращение к истории науки как диалектическому процессу, переключение усилий с анализа структуры «готового», «ставшего» научного знания на содержательное изучение его динамики, развития, его противоречий; в) отказ от каких бы то ни было жестких разграничений, а попытки гибко сочетать их, «смягчить» их противопоставление – эмпирии и теории, науки и философии; г) стремление представить общий механизм развития знания как единство количественных («нормальная наука») и качественных изменений (научные революции); д) анализ социокультурных факторов возникновения и развития научного знания; е) резкое изменение отношения к философии, подчеркивание ее роли как одного из важных факторов научного исследования; ж) замена верификации фальсификацией – методологической процедурой, посредством которой ус­танавливается ложность гипотезы или теории в результате ее эмпирической проверки (в наблюдении, измерении или эксперименте).

Обратившись лицом к развитию науки (а не только к ее формальной структуре), представители постпозитивизма стали строить различные модели этого развития, рассматривая их как частные случаи общих эволюционных процессов, совершающихся в мире.

Поппер Карл Раймунд (1902–1994) – британский Ф., разрабатывал Свою Ф.скую концепцию Критического рационализма путем преодоления логического позитивизма. Его идеи стали исходными для такого этапа развития Ф.ии науки, как постпозитивизм.

Основные сочинения: «Логика и рост научного знания»,«Открытое общество и его враги». Основной из важных задач Ф.ии Поппер считал проблему демаркаций – «мягкого» отделения научною знания от ненаучного и нахождения критерия, который давал бы возможность провести разграничение между эмпирическими науками с одной стороны, и математикой и логикой, а также метафизическими (Ф.скими) системами – с другой. Методом демаркации, по Попперу, является фальсификация – принципиальная опровержимость любого научного утверждения. Однако он не рассма-тривал данную методологическую процедуру как самоцель, а лишь как способность теории, гипотезы и т.п. подвергнуться критическому испытанию.

Говоря о сущности научного метода, Поппер – в противовес интуитивизму – на первый план выдвигает гипотетико-дедуктивную модель научного исследования. В ней преимущественное значение имеют рационально конструированные схемы объяснения эмпирических данных, которые в свою очередь опираются на конвенционально определяемый эмпирический базис и во многом зависят от рационально-теоретических схем.

Если методологические установки логических позитивисты были нацелены на анализ формальных соотношений внутри «готового», «ставшего» знания, то Поппер выдвигает и обстоятельно разрабатывает концепцию «роста знания». Согласно этой концепции, рост знания – это не кумулятивный (накопительный) процесс и не простое коллекционирование наблюдений, а это ниспровержение теорий, их замена лучшими, процесс устранения ошибок, «дарвиновский отбор».

Необходимые средства роста знания: язык, четкая формулировка проблем, наличие конкурирующих теорий, их взаимная критика в ходе свободной дискуссии. Рост научного знания во многом осуществляется, по мнению Поппера, методом проб и ошибок, путем преодоления заблуждений. Он указывает и некоторые трудности, сложности и даже опасности, характерные для этого процесса: отсутствие воображения, неоправданная вера в формализацию, отсутствие критичности и самокритичности, авторитаризм, догматизм и др.

Говоря о трех основных требованиях к росту, развитию знания, Поппер отмечает, во-первых, что новая теория должна исходить из простой новой плодотворной и объединяющей идеи. Во-вторых, новая теория должна быть независимо проверяемой и более эффективной в качестве инструмента исследования. В-третьих, теория должна выдерживать новые и строгие проверки.

Рост, развитие научного знания – это, по Попперу, «восхождение на вершину», расширение горизонта.

Не обошел Поппер своим вниманием и диалектику (особенно гегелевскую). Он считает, что последняя страдает такими недостатками, как «неопределенная и туманная манера речи», «расплывчатость рассуждений», схематизм, «нескромность в притязаниях», малая подкрепленность наукой и др. Он не отвергает диалектику, говорит о том, что она имеет свои границы, свою сферу применения, но обращает внимание на недопустимость ее абсолютизации.

Разрабатывая вопросы социальной Ф.ии и логики гуманитарных наук, Поппер подверг критике марксистскую концепцию общественного развития и методологию его познания. Вместе с тем он сформулировал и целый ряд продуктивных идей: о сущности и опасности тоталитаризма, о вреде «безапелляционных пророчеств», о социальной технологии и социальной инженерии (и ее двух формах – частичной, постелен ной и утопической), о фундаментальной роли «экономической организации общества» для всех его социальных институтов, (специфике социального познания и его методов и др.

Концепция открытого общества. Два типа обществ: открытое, демократическое и закрытое, тоталитарное. Ограничение индивидуальной свободы, связанное с ограничением прессы. Закрытое общество не может существовать более 50-60лет. Наиболее важный элемент открытого общества: критикабельность – поощрение критики в интересах развития всего общества.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 685 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...