Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ф.ия позитивизма и его эволюция



Позитивизм (лат. positivus -положительный) - направление буржуазной философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного зна-ния конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Возникновение позитивизма было своеобразной реакцией на неспособность спекулятивной философии (напр., нем. классического идеализма) решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. Впадая в др. край­ность, позитивизм вовсе отверг теоретическую спекуляцию, умозрение как средство получения знаний. Проблемы, понятия и положения прежней философии (о бытии, сущностях, причинах и т. п.), к-рые в силу их высокой абстрактности не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, П, объявил ложными или лишенными смысла. Сам позитивизм претендовал на звание принципиально новой, „немета-физической" (..позитивной") философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. По своей сути позитивизм есть эмпиризм, в опреде-ленных отношениях доведенный до крайних логических выводов: коль скоро для него всякое знание есть эмпирическое знание в той или иной форме, то никакая спекуляция не может быть знанием. Но сам позитивизм не избежал участи прежней философии, ибо его собственные гл. положения (отрицание умозрения, феноменализм и др.) оказались не поддающимися опытной проверке и, следовательно, «метафизическими». Основателем позитивизма был Конт, к-рый ввел и термин „Позитивизм". Исторически выделяют три этапа в развитии позитивизма Представители первого - Конт, Э. Литтре, П. Лаффит (Франция), Милль, Спенсер (Англия). Наряду с проблемами гносеологии (закон трех стадий развития познания - Конт) и логики (Милль) позитивисты важное место отводили социологии (идея о преобразовании об-ва на базе науки Конта, органическая теория общества Спенсера). Возникновение второго этапа позитивизма - эмпириокритицизма относится к 70-90-м гг. 19 в. и связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно реальных пред­метов, к-рого еще придерживались представители раннего позитивизма

Каждый из этих этапов имел свою специфику, но неизменно сохранял субъекти-вно-идеалистическую и антидиалектическую основу, а также ориентацию на ес­тественно-математические науки (их методы, способы построения знания, на их язык и т. п.). При этом, было выражено откровенное пренебрежение к гуманитарным наукам как к неточным и несовершенным по сравнению с естествознанием.

Говоря о позиции позитивизма, современный логик и Ф. Г. X. фон Вригт выделяет три его основные догмы: 1.Методологический монизм, т.е. идея единообразия научного метода независимо от различия областей научного исследования. 2. Точные естественные науки, в частности, математическая физика, дают методологический идеал или стандарт, по которому измеряют степень развития и совершенства всех других наук, включая гуманитарные. 3. Третья догма связана с особым пониманием научного объяснения. Она, согласно Вригту, заключается в подведении индивидуальных случаев под гипотетические общие законы природы, включая «при­роду человека». Попытка трактовать факты в терминах намерений, целей, стремлений позитивистами либо отвергается как ненаучная, либо делается попытка преобразовать их в естественнонаучные объяснения.

Эмпириокритицизм („критика опыта"), или махизм, – субъективно идеали-стическое течение, основанное Авенариусом и Махом. Э. выступал в качестве разновидности позитивизма. Считая основным законом Познания "экономию мышления ", эмпириокритицизм „очищает" понимание опыта от понятий материи (субстанции), необходимости, причинности и т. д. как „априорных апперцепций" (рассудочных понятий), якобы незаконно привносимых в опыт. В итоге эмпирио-критицизм выдвигает представление о мире как совокупности „нейтральных элементов", или „ничьих" ощущений. Вводя учение о принципиальной координации, т.е. неразрывной связи субъекта и объекта, эмпириокритицизм превращается в систему субъективного идеализма. Продолжением „антиметафизического" учения эмпирио-критицизма стал неопозитивизм.

Неопозитивизм. Это третий – последний – этап позитивизма и одно из ос-новных направлений западной Ф.ии, особенно активно себя проявившее в 30–60-е гг. XX в. (Карнап, Шлик, Найрат, Рейхенбах и др.). Основные идеи неопозитивизма были сформулированы в 20-е гг. 20 в. в рамках деятельности Венского кружка.

Представители неопозитивизма внесли определенный вклад в решение целого ряда сложных и актуальных Ф.ско-методологических проблем (роль знаково-символи-ческих средств в научном познании, возможности матема­тизации знания и др). прежде.

Отделяя науку от Ф.ии, они считали, что единственно возможным знанием является толь­ко специальное знание, а задача Ф.ии – анализ языко­вых форм последнего, и всего языка науки

Важное значение неопозитивисты придавали принципу верификации. Верифи-кация (доказательство, подтверждение) – процедура установления истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки, т. е. с помощью наблюю-дения, измерения или эксперимента. В современной логике и методологии науки различают непосредственную верификацию (наиболее тесно и прямо «выходящую» на факты) и опосредованную (через логические следствия из проверяемого положения). Верифицируемость научных выводов может быть отнесена к одному из важных признаков (критериев) научности.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 442 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...